Развитие представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий
Развитие представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий
Федеральное агенство
по образованию ГОУ ВПО
Тульский
Государственный Педагогический Университет им. Л. Н. Толстого
Кафедра
педагогики и психологии начального образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Развитие
представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения
экскурсий»
Выполнила: студентка ТГПУ им.
Л. Н. Толстого ОЗО факультета
ПиПРР группы 5 «В» (5)
Сычева Оксана Викторовна
Научный руководитель
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры ПиПНО
ТГПУ им. Л. Н. Толстого -
Ежкова Нина Сергеевна
Тула, 2005
Оглавление
.Введение
.Глава 1. Теоретические основы формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях
1.1 Психолого-педагогические подходы к
формированию представлений у детей шестого года жизни
1.2 Проблемы формирования представлений
о труде взрослых у дошкольников в процессе занятий
Глава 2. Экспериментальное изучение процесса
формирования представлений о труде взрослых посредством занятий
2.1 Состояние практики по формированию
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы
2.2 Методика формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях
2.3 Анализ экспериментальных данных
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Важным направлением
социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с
трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении –
всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.
Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В.
Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых
в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать
у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве
жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения
ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания,
при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых
и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает.
Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них
правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление
с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично,
с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В.
Г. Нечаева, Т. А. Маркова. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения
в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.
В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания:
значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности
наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников
к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий,
результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых
на формирование образных представлений о нем. Важное значение трудовому воспитанию
придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический
и методологический взгляд на труд детей. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что знания
дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование у них правильного
отношения к труду.
Анализ исследований дает основание
говорить о том, что трудовое воспитание рассматривалось как средство развития нравственных
качеств: трудолюбия, заботливости и др. (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Л. И.
Сайгушева); исследовался труд как вид детской деятельности (Т. А. Маркова, В.
Г. Нечаева, Д. И. Сергеева и др.); выделены виды труда дошкольников:
хозяйственно – бытовой, труд в природе, ручной труд и самообслуживание; рассматривались
особенности взаимоотношений детей в труде (Р. С. Буре, Т. А. Репина). В работах
В. И. Логиновой, Крулехт Н.Д. представлена система знаний о труде взрослых на основе
причинно – следственных связей – преобразование предметов труда в процессе труда
в его продукт. В работах Г. М. Годиной, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой и др. показана
роль социально – значимой мотивации как основного компонента трудового процесса.
В новых социальных условиях,
связанных с процессами демократизации, гумманизации общественного устройства, произошли
изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что
не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей. Малыши быстро перенимают
новые оценки результатов труда (выгодно – невыгодно и др.) и установки взрослых.
Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества», поэтому в сложившихся
условиях необходимо многое переосмыслить в организации педагогической работы, в
том числе и в трудовом воспитании. Несмотря на переоценку многих ценностей нельзя
игнорировать категорию вечных, абсолютных, среди которых труд и его нравственная
и социальная значимость.
Важным средством развития представлений о труде
взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые
действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основных видов занятий
и особая форма организации работы по воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных
форм обучения. Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной
обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию
наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения
к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное
соприкосновение с их трудом. Неслучайно известный отечественный психолог В. А.
Петровский предлагает изменить трудовое воспитание на деловое, показав сущность
труда. О силе примера взрослых в воспитании детей говорили многие исследователи:
Р. С. Буре, Г. М. Година, Д. И. Сергеева и др. Они придавали огромное значение той
трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка.
И вместе с тем современная
практика дошкольного образования далеко не всегда последовательно и систематично
использует экскурсии как средство развития представлений о труде взрослых у
старших дошкольников, часто ограничиваясь плановыми занятиями в рамках ДОУ.
Важность проблемы и одновременно
недостаточно последовательная реализация этой работы в практике ДОУ определили выбор
исследования.
Цель исследования –
раскрыть и опытно – экспериментальным путем проверить эффективность
педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых
посредством экскурсий.
Объект исследования –
трудовое воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования –
процесс развития представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни
посредством экскурсий.
Гипотеза. Развитие
представлений о труде взрослых – важное направление личностного становления
дошкольников. Процесс развития таких представлений на экскурсиях будет
успешным, если:
- осуществлять его во
взаимосвязи воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и деятельно –
практическую сферы личности;
- создавать
положительно-эмоциональный фон через использование художественной литературы и
занимательных заданий;
-осуществлять
целенаправленную работу по отражению полученных впечатлений в изобразительной и
игровой деятельности.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической и
методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений у детей
старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть педагогические условия, способствующие
развитию представлений о труде взрослых у старших дошкольников в процессе
экскурсий.
3. Изучить состояние практики по развитию представлений у
старших дошкольников о труде взрослых.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность
педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых
у старших дошкольников посредством проведения экскурсий.
Экспериментальная часть исследования состоит из трех этапов:
констатирующего, формирующего и контрольного.
На первом этапе (сентябрь 2004г. – ноябрь 2004г.) проводился
теоретический анализ литературы по теме исследования.
На втором этапе (ноябрь 2004г. – январь 2005г.) осуществлена
разработка методики проведения констатирующего эксперимента, обобщение его
результатов.
Третий этап (январь –
июнь 2005г.) разработан и проведен формирующий эксперимент, обобщение
материалов в выпускную квалификационную работу, сформированы выводы.
Глава 1. Теоретические основы развития представлений о труде
взрослых у детей шестого года жизни посредством экскурсий
1.1 Психолого-педагогические подходы к
развитию представлений у детей шестого года жизни
Представление – достаточно емкое понятие. Анализ
психологической и педагогической литературы показал, что понятие
«представления» рассматривается в разных аспектах.
В психологическом словаре
Карпенко Л. Я. дается следующее определение: представление – это образы предметов,
сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или непродуктивного воображения.
Р.С. Немов рассматривает
представления как процесс и результат воспроизводства в виде образа какого –
либо объекта, события, явления.
Л.А. Венгер, В.С. Мухина
под представлениями понимают наглядный образ предметов и явлений
действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом.
По А.А. Люблинской
«представления – наглядный образ предметов или явления (события) возникающей на
основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения
в памяти или воображении. Различают единичные и общие представления. Единичные
более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, но в них содержится
некоторое обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих
воспринятых отдельно объектов. В этом заключается важная познавательная роль
представлений, как переходной ступени абстрактно – логического мышления.
Представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще
не выделены внутренние, скрытые закономерные связи и отношения».
Характерными
особенностями ранних детских представлений является их смутность, слитность,
клочкообразность, бессистемность, неподвижность. Эти особенности представления
отчетливо выступают в разных видах деятельности дошкольника, характеризуя как
его память, так и воображение.
Исследования психологов
(А.А. Люблинской, А.С.Золотниковой) показали, что у детей представление о
предмете, не возникает как результат его пассивного отпечатка в мозгу, а для
его формирования, также для его воспроизведения, ребенку необходимы
практические – конструктивные – изобразительные действия.
Е. И. Игнатьев отмечает,
что воспроизведение сохранившихся представлений есть специальный процесс.
Сохранившийся образ не всплывает в готовом виде, но восстанавливается,
конструируется на основе сохранившихся следов. Такой процесс называют
представлением.
Е. С. Решко считает, что
в процессе развития представлений у детей сохраненный образ становится
осмысленным и оформленным и является образом воссоздающего воображения.
Характер действий, выполняемых дошкольником, различен. Они играют разную роль в
воссоздании образов. У маленьких детей действия имеют обычно хаотический,
пробовательный характер. По мере того, как уточняется задача – создать
определенный искомый образ, действия приобретают более организованный,
ориентировочно – исследовательский характер. А.С. Золотникова отмечает, что
особую роль в сохранении и воссоздании ребенку образа (человека, животного,
предмета) играет специально подобранное слово. Оно может лишь обозначать
объект, т.е. быть его названием, но может быть использовано и для описания его
внешнего облика или для характеристики внутренних черт.
Исследования А.А.
Люблинской показали, что в формировании, сохранении и воспроизведении у ребенка
образа человека или какого – либо животного важное значение имеет то, какое
название было им дано. Если двух девочек в сказке «Морозко» назвать
«прилежницей» и «ленивицей», их образы не только сохраняются у детей надолго,
но становятся все более яркими и четко дифференцированными.
А.А. Люблинская, А.С.
Золотникова при изучении детских представлений определили несколько их уровней,
потому, как они характеризуют степень особенности ребенком сохраненных образов:
1.Уровень узнавания.
Ребенок сохранил представление о предмете лишь на столько, что можно узнать его
при повторном восприятии натуры или изображения.
2.Уровень вызванного
(пассивного) воспроизведения. В ответ на знакомые вопросы у ребенка возникает
искомый образ. Такие же представления возникают под влиянием какого – либо
толчка из вне. В основе таких представлений лежат ассоциации по сходству или
смежности. Такая опора на восприятие конкретных предметов совершенно необходима
для деятельности воссоздающего воображения у дошкольников.
3.Уровень свободного,
произвольного использования имеющихся представлений. Сохранение осмысленных
образов, их уточнение и дифференцировка позволяют детям использовать имеющиеся
у них представления в играх, рисунках, рассказах.
4.На высшем уровне
творческого воспроизведения ребенок может расчленить сохранившийся образ и,
выделив лишь какие – то его части, элементы, признаки включать их в новые
комбинации, новые сочетания, создавая, таким образом, новые картины, фигуры,
орнаменты, рассказы. Такие новые образы используются детьми в разных видах их
творческой деятельности.
А.А.Люблинская считала,
что в развитии представлений у ребенка на протяжении дошкольного периода
происходят заметные сдвиги, которые выражаются в следующем:
1.Увеличивается объем
сохраняемых представлений.
2.Благодаря развитию
представления о предметах и явлениях, схематичные, слитные и диффузные
(расплывчатые, неясные) у детей становятся все более осмысленными, четкими,
дифференцированными. Они приобретают вместе с тем все более обобщенный
характер.
3.Представления
становятся связными и системными они могут быть объединены в группы, категории
и картины.
4.Растет подвижность
сохраняемых образов. Ребенок может свободно использовать их в разных видах
деятельности и в разных ситуациях.
5.Становясь осмысленными,
представления, все больше подчиняются управлению.
Л.А.Венгер и В.С.Мухина
показали механизм развития представления у детей дошкольного возраста и
отметили следующее. В этом возрасте представления еще носят в основном
непроизвольный, пассивный характер. Ребенок не ставит перед собой специальные
задачи представить себе что–либо и не владеет необходимыми для этого
действиями. Образы возникают в ходе игры, рисования, конструирования, слушания
рассказов, сказок.
Под влиянием усложнения
деятельности ребенка и новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ним
возникают задачи заранее построить замысел игры, рисунка, запомнить материал и
потом его воспроизвести. Чтобы иметь возможность решить эти задачи, ребенок
начинает пользоваться способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и
начинают складываться действия представлений, зарождаются активное воображение
и память. В этом возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое состоит
в воссоздании образов, описываемых в стихах, рассказах, сказках взрослого.
Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, материалов накопившихся в
его памяти, и уровня понимания, что он слышит от взрослого, видит на картинках.
Отличительная особенность
образов представления у ребенка – их яркость, эмоциональность, легкость
возникновения и смены. Они возникают и меняются по любому поводу, буквально на
каждом шагу. Одно из проявлений яркости, возникающих у ребенка образов
представления, состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальное
явление. Постоянное возникновение образов помогает ребенку узнавать окружающий
мир, переходить от известного к неизвестному. Но отсутствие целенаправленных
действий представления приводит к тому, что возникающие образы разрозненны. Они
не объединяются в целостную картину, а зависят от изменяющихся внешних условий,
которые каждый раз служат поводом к появлению новых образов.
Элементы представления
ребенка постепенно складываются в игровой, художественной, практической
деятельности. Однако, они еще не включены в сам процесс выполнения деятельности
и зависят от внешних «толчков» - попадающихся на глаза предметов, случайных
результатов собственных действий (Л.А. Венгер и В.С.Мухина).
Таким образом,
представление – это наглядный образ предмета или явления (события), возникающий
на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его
воспроизведения в памяти и воображении. Постоянное возникновение наглядных
образов помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от известного к
неизвестному.
В отличие от восприятия,
представление – достаточно ёмкое многоаспектное понятие. В отличие от восприятия,
представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только
к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему. Представления
отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем
не менее, чувственно – предметный характер представления позволяет классифицировать
их по модальности (представления зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные
и др.). Опора на представления хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее
эффективных мнемонических средств. Преобразования представления играют важную роль
в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового «видения» ситуации
[24].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|