Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Таблица 4 - Результаты
контрольного эксперимента в экспериментальной группе
№
|
Ф.И.
|
корт эм.к.
|
корт позн. компет.
|
корт на в. вол.
|
Проб.
сит.
|
Позн.
задача
|
Ур. п.
акт.
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Гринченко У.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Доброгор К.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Дякун А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Желтоног А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Мамон А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Савченко А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Семенюк Л.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Терещенко В.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Тесленко Д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
Филоненко Л.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
Чмырь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни развития
познавательной активности (контрольный срез)
Уровень
|
Группа
|
Контрольная
|
Экспериментальная
|
Высокий
|
9%
|
45%
|
Средний
|
64%
|
56%
|
Низкий
|
27%
|
0
|
С целью сравнения
результатов контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах
можно построить сегментные диаграммы (рис. 2).
Рис .2
Сравнительный анализ
показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе
исследований, проведения формирующего эксперимента значительно повысился
высокий уровень развития познавательной активности – до45% при том, что в
констатирующем эксперименте показатели были – 9%. Так же выросли показатели
среднего уровня 56% и соответственно было45,5. Дети экспериментальной группы по
всем показателям обогнали контрольную группу, т.к. у них совсем не стало
низкого уровня развития. А в контрольной группе изменения оказались не такими
значительными.
Следовательно, можно
сделать выводы о правильности выдвинутой гипотезы и построении
экспериментальной работы по развитию у детей старшей группы познавательной
активности.
Заключение
Ознакомившись и проработав
литературу по теме: «Развитие познавательной активности у детей старшего
дошкольного возраста» можно сказать, что этому вопросу уделяли внимание многие
известные психологи: А.В. Запорожец, Г. Костюк, М. И. Лисина, Н.Н. Поддьяков,
но этот вопрос всё ёщё остаётся актуальным.
Важнейшая задача
педагогов – сформировать у детей познавательную активность. Как решить эту
задачу в условиях воспитания и обучения детей? «Правильно организовать
учебно-воспитательный процесс – это значит поставить такую учебную задачу,
которую без эксперимента не решить» - считает известный психолог Давыдов. В
процессе постоянного познания нового, экспериментирования, экскурсий, опытов,
решения задач – дети выступают как исследователи, они познают скрытые связи и
отношения объектов.
Важная особенность этого
процесса состоит в том, что в нём имеет место две противоречивые тенденции:
преобразование раскрывает перед ребёнком новые стороны и свойства объектов. А
новые знания в свою очередь рождают новые вопросы, новые, более сложные преобразования.
Только на этой основе будет у ребёнка постоянный интерес к чему-то новому.
На основе литературы,
экспериментов, бесед с педагогами, личных наблюдений можно вывести следующие
критерии интереса к занятиям:
1. Отсутствие отвлечений
от занятий.
2. Сосредоточенность и
внимание к основному содержанию занятия.
3. Стремление к
самостоятельному размышлению.
4. Возникновение у
воспитанников вопросов.
5. Нежелание прекращать
занятие, сожаление по поводу их окончания.
6. Охотное и активное
выполнение задания.
7. Общее оживление в
связи с новым материалом на занятии.
8. Желание детей
самостоятельно проверить на практике, сообщаемые педагогом факты и знания.
Не один из этих
критериев, взятый сам по себе, не свидельствует об интересе, но их совокупность
или наличие большинства из них присущи заинтересованному любому виду
деятельности ребёнка.
С целью выявления у детей
старшей группы, которые были выбраны за экспериментальные контрольные группы
был проведен констатирующий эксперимент. Он проводился с помощью таких методик:
1. Разработанные на базе
Бердянского педагогического университета методики, что состоят из отдельных
блоков. Базируются эти блоки на криториально-ориентированных тестах. Обобщение
данных с каждого компонента познавательной активности позволяет определять
уровень сформулированности этого качества.
2. Познавательная задача
и её решение.
3. Проблемная ситуация и
её решение.
Результаты
констатирующего эксперимента показали, что у детей обеих групп невысокий
уровень сформированности познавательной активности. Показатели высокого уровня
в экспериментальной группе составили 9% и в контрольной группе 9%, среднего
уровня 45,5% и 55%. Много детей в обеих группах оказалось с низким уровнем
познавательной активности: 45,5% в экспериментальной группе 36% в контрольной
группе.
Такие данные обусловили
проведение формирующего эксперимента.
К организации
формирующего эксперимента я подошла серьёзно: изучила литературу, которая могла
бы мне помочь в этом вопросе.
Проведённая работа
позволила определить наиболее эффективные приёмы развития познавательной активности:
1.
Использование
игровых заданий, упражнения поискового характера и опытов. Направленных на
развитие у детей конкретных представлений;
2.
Применение
различных игр, игровых ситуаций;
3.
Рассматривание
детских рисунков, выполненных в течение длительного времени;
4.
Самостоятельная
деятельность детей в процессе занятий;
5.
Наблюдение
непосредственных объектов (различные экскурсии);
6.
Осуществление
индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Все эти приёмы следует
отметить особо, они в наибольшей степени способствуют развитию у дошкольников
познавательной активности.
С целью определения
динамики в развитии познавательной активности у детей старших групп был
проведён контрольный эксперимент. Он был проведён для того, чтобы определить
эффективность использования формирующего эксперимента.
Этот эксперимент был
проведён по тем же методикам, что и констатирующий, но с добавлением трёх
методик: «Нелепицы», «4 лишний», «Последовательность событий», для большей
наглядности результатов изменений. Результаты эксперимента в экспериментальной группе
меня порадовали: возросли показатели высокого уровня с 9% до 45%, а также
увеличилось количество детей со средним уровнем. Показателей низкого уровня не
зафиксировано. В контрольной группе изменения оказались не такие значительные.
Следует отметить, что
работа по формированию интересов у детей этих старших групп только начата и
впереди ещё много интересного и непознанного, на что и нужно обратить внимание
педагогам и родителям.
Поэтому можно сделать
вывод, что сформированность у ребёнка богатого и разнообразного сенсорного
опыта, последовательное развитие основных видов мышления и в целом его
познавательная активность определяется педагогическими условиями, в которых он воспитывается,
учится и социумом, в котором он живёт.
Библиография
1.
Базовый компонент
дошкольного образования на Украине Киев, Под ред. журнала Дошкольное
воспитание, с. 44.
2.
Брежнева. О
Формирование познавательной активности у старших дошкольников, Дошкольное
воспитание, 1998, №2, с. 12.
3.
Буркова Л.
Воспитываем почемучек, Дошкольное воспитание, 1993, № 1, с. 4.
4.
Венгер Л.А.,
Мухина В.С. Психология, - М. Просвещение, 1988, с.211.
5.
Зубков Т.И.
Формирование познавательной активности слабоуспевающих уч-ся нач. Кл – Дисс.
канд. пед. Наук, - Екатеренбург, 1992, с. 145.
6.
Костюк Г.С.
Избранные психологические труды, М.,1998, с. 205.
7.
Кулачковская
С.Е., Ладывир С.О Я – дошкольник, К,1996 с. 32,95.
8.
Ладывир С.О.
Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей, Дошкольное вопитание,2004, № 5
с. 3-6.
9.
Лисина М.И.
Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения
до 7 лет, Автореф. Дис., М., 1974 - с. 86.
10.
ЛитвиненкоИ.
Многоканальная деятельность – способ развития познавательной активности,
Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с. 22-24.
11.
Люблинская Г.О.
Детская психология, Высшая школа, К.,1974, с. 312.
12.
Марусинец М.
Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание, 1999, №11,12, с. 7-9.
13.
Мухина В.С. Психология
дошкольника, М., Просвещение, 1975 - с. 8.
14.
Поддяков Н.Н.
Особенности психологического развития детей дошкольного возраста, М.,
Просвещение, 1996. - с. 176.
15.
Проскура Е.В.
Развитие познавательных способностей дошкольника, К.,Радянська школа, 1985, с.
43.
16.
Руссова С. Теория
и практика дошкольного воспитания, Львов-Краков-Париж, Просвещение,1993, с. 17.
17.
Сорокина А.И.
Умственное воспитание в детском садик, М., Просвещение, 1975, с. 114.
18.
Сухомлинский В.А.
Сердце отдаю детям, К., Радянська школа, 1974, с. 65.
19.
Ткачук Т. Радость
познания, Дошкольное воспитание, 2002, № 9, с.7.
20.
Умственное
воспитание детей дошкольного возраста Под ред Поддьякова Н.Н., М., 1984, с. 23.
21.
Усова А.П.
Обучение в детском саду, М., Просвещение, 1970, с. 67.
22.
Ушински К.К. История
воображения и избранные педагогические сочинения –1954 , том 2.
23.
Щукина Г.И.
Активизация познавательной деятельности в учебном процессе, М., Просвещение,
1979, С. 160.
24.
Эльконин Д.Б.
Избранные пед. Труды Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М., 1989, с.56-61.
Приложение
Рекомендации родителям
- как организовать познавательную деятельность детей
Познавательное развитие
ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:
- становление и
укрепление общей познавательной мотивации, которая является основной
основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;
- формирования умения
ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска
дополнительной информации о нём;
- формирование специфических
способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования,
первичных навыков работы информацией; развития интеллектуальных операций
(формирование основ логического мышления);
- развитее речи
как средства передачи информации и активизации мышления;
- развитие восприятия.
В процессе
познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора,
информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях,
о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются
индивидуальные интересы.
Различные объекты
познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их
исследования.
Живые объекты,
природа:
- различение живого и
неживого;
- бережное и уважительное
отношение к живому;
-готовность заботиться о
ком-то или чем-то;
- представление о
правилах безопасного поведения.
Неживые объекты, предметы:
- орудия труда, инструменты - взрослые показывают ребёнку, как им
пользоваться;
- технические
средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством,
правилами эксплуатации и пользования;
- игрушки - ребенок
использует по своему усмотрению;
- материалы (конструкторы,
изоматериалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый
может показать некоторые их свойства и возможности;
- эстетические объекты -
рассматривание объектов, бережное к ним отношение.
Способы и приёмы
действий (технологии).
Отношения людей,
чувства. (Они вызывают
наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).
Впечатления,
восприятие: цвет, звуки,
фактура материала, вкус, запах.
От отношения окружающих
взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они
смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую
возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и
интеллектуальное развитие.
Методические
рекомендации по организации развивающей среды в семье
Необходимо знать основные
принципы построения общения с детьми.
1.
Любознательные
дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо
всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
2.
Говорите с
ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем –
признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте
закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребёнку
старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
4. Всегда внимательно
выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте
его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и
приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком.
Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение
«навырост».
6. По возможности много
путешествуйте с ребёнком.
7. Приглашайте в дом интересных
людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребёнком в
музеи.
9. Проводите совместные
наблюдения и опыты.
10. Эмоционально
поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу
и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
11. Сделайте свои
увлечения предметом общения с ребёнком.
Рекомендации по
возрастным группам
Создание предметной среды
5-7 лет
В развивающую среду
должны входить:
- глобус, физическая
карта мира и Украины, политическая карта мира;
- разнообразные коллекции;
- измерительные приборы и
инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки,
сантиметры;
- познавательные детские
энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь
нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
- азбуки картинные, книги
для первого чтения;
- авторские сказки;
- былины, мифы, легенды;
- познавательные
видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
- детский фотоаппарат с
запасными цветными фотоплёнками, фотоальбом;
- детский микроскоп,
наборы «Юный химик», «Юный физик»;
- часы настенные и
календарь;
- настольно-печатные игры
– лото, пазлы;
- настольные игры –
домино, шашки, шахматы;
- чистые листы белой
бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти,
банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага,
ножницы, пластилин;
- оборудованное, место
для занятий по типу учебной зоны школьника.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|