Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Тематика сюжетно –
ролевых игр: «Детский сад», «Школа», «Фабрика», «Банк», «Поликлиника», «Армия».
Передовая педагогическая
практика доказывает высокую эффективность использования дидактических игр и
игровых ситуаций – именно они делают интересным процесс преподнесения и
закрепления, предусмотренных программой знаний, облегчает восприятие и усвоение
материала.
Дети работают без особенно
напряжения, а общий эмоциональный фон добавляет уверенности, даёт возможность
спокойно сосредоточиться на данном в игровой форме учебном задании, на способах
использования новых знаний в знакомых и новых условиях. В своём эксперименте я использовала
некоторые из них.
1.
«Что
изменилось?»
Цель: учить детей
ориентироваться в форме и композиции одновременно, пространственном
расположении; воспитывать внимание, наблюдательность.
Материал: объёмные и
плоские геометрические фигуры.
Ход игры
Дети стоят возле стола.
Воспитатель с их помощью строит на столе постройку из объёмных геометрических
фигур или складывает узор из плоскостных фигур. По его предложению ребёнок
отходит от стола. Другие в это время изменяют постройку или узор (1-2 фигуры).
По сигналу ребёнок возвращается и определяет, что изменилось, называя фигуры и
их пространственное расположение.
2.
«Разноцветные
цепочки»
Цель: учить размещать
предметы в соответствии с расположением их заместителей.
Материал: флажки разных
цветов: 4 красных, 4 синих, 2 зелёных. Таблички, на которых нарисованы в
различном порядке круги разных цветов: 2 красных, 2 синих, 1 зелёный. Всего
таких табличек может быть 5-7.
Ход игры
Воспитатель предлагает
детям поиграть в игру «Разноцветные цепочки». Для этого необходимо выбрать 10
детей и поделить на две команды. Воспитатель раздаёт участникам игры цветные
флажки: каждая команда получает 2 красных, 2 синих, 1 зелёный. Ребята с
флажками стают лицом к воспитателю, проводящему игру. Он объясняет правила
игры, согласно которым каждая команда быстро построится так, как нарисовано на
картинке. Ведущий показывает детям одну из карточек с нарисованными кругами.
Когда обе команды
построятся, воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Выигрывает та команда,
которая построилась первой. Далее воспитатель показывает следующую табличку и
игра продолжается.
3. «Стройка»
Материал: 1.3 игрушечные
машины разных цветов. 2. 5 строительных деталей разного типа (4 куба, 4 бруска,
3 кирпичика, 3 арки и 1 башенка). 3. Схематическое изображение (с прорисовкой
всех деталей) постройки (это могут быть ворота, дом, башня…). 4. 15 карточек на
каждой из которых схематично изображена машина одного из имеющихся цветов и
одна из деталей строительного набора.
Ход игры
Воспитатель говорит детям,
что сейчас они будут играть в стройку. Нужно построить большие ворота. Дети с
помощью воспитателя выбирают двух строителей и трёх водителей. Водители садятся
каждый возле своего грузовика, а строители идут на строительную площадку.
Воспитатель говорит, что сам он будет диспетчером, он будет показывать, какая
машина будет ехать за строительным материалом и какую деталь везти строителям.
Он показывает карточки с изображением машины. Ребёнок – шофёр, у которого
машина совпадает с изображённой на карточке, должен поехать к месту, где лежит
строительный материал и привезти строителям деталь, которая изображена на
карточке вместе с машиной. Строители получают детали и начинают строить по
схеме (схема постройки находится перед ними).
4. «Сочиняем сказку»
Цель: учить детей
придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов.
Материал: разноцветные
кружки (по 3 кружка разных цветов на каждого ребёнка).
Ход игры
Дети получают цветные
кружки. При первом проведении игры каждому ребёнку можно давать по 2 кружка, а
в дальнейшем по 3. Кружки должны быть разных цветов.
Воспитатель говорит
детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причём каждый придумывает сказку
про своих героев. Детям даётся 5-7 минут для придумывания сказки. А затем
начинает опрос. Следует выслушать всех детей, похвалить их, но при этом важно
сказать, соответствует ли выбранные персонажи цветам кружков, насколько интересная
и оригинальная каждая история, есть ли в ней описание персонажей, соблюдена ли
структура сказки (зачин, кульминация, развязка), интересны ли происходящие в
ней события.
5. «Фигуры из палочек»
Материал: полочки или
спички очищенные и окрашенные.
Ход игры
Вини – Пух, и Ослик Иа
договорились сложить фигуры из 10 палочек (горшочек, домик, конфетка и другие).
Нужно посмотреть внимательно – они нигде не ошиблись? Все ли фигуры из 10
палочек?
Следующим компонентом формирующего
эксперимента являются опыты. Ценность этого вида деятельности состоит в том,
что дети не получают готовых знаний от педагога. Исследуя под руководством воспитателя
то или иное явление, приближаясь к его сущности, ребёнок как бы сам добывает
знания в определённой логической последовательности, видит проявление веществ,
что изменяются в зависимости от созданных условий. Так, мы с детьми наблюдали,
как вода, вынесенная на мороз, сначала покрывается корочкой, кусочками льда, а
потом становится льдом; лед, нагреваясь, становится водой, тёплой водой,
горячей водой, а потом паром. Правильно организованная опытно –
исследовательская деятельность должна:
- помогать детям
правильно ориентироваться в формировании активности, познавательных интересов в
ознакомлении с окружающим;
- формировать
практические умения и навыки активной познавательной деятельности, моральные
качества, которые воспитываются в условиях коллективных видов деятельности.
Опыты можно использовать
в соответствии со временами года, что я и делала в своей работе.
Зима
Опыт 1. Таяние снега во
второй половине зимы вокруг стволов деревьев, которые растут на хорошо
освещённой части участка. Одно из 2-3-х деревьев спрятать за щитом из фанеры.
Получится ли вокруг дерева ямка? Почему?
Опыт 2. Зимой откопать
кусочек дёрна и перенести его в помещение. Сравнить перемены, которые произошли
с кусочками дёрна перенесёнными осенью и зимой, жизнь растений под снегом.
Синтез: к выводу о
значении тепла, света, влаги и присмотра дети приходят самостоятельно, на
примерах опытных результатов.
Сказанное выше даёт
возможность утверждать, что аксиомой в практике формирования детских знаний об
окружающем должна стать ориентировка детей на активную опытно-исследовательскую
деятельность. Эта деятельность в значительной мере определяется личными
познавательными интересами ребёнка и связана с самостоятельно полученными
знаниями.
Обязательным
формированием познавательной активности детей являются экскурсии. Любознательные
дети растут в предрасполагающей для развития любознательности среде. Взрослым
нужно открывать мир вместе с детьми, для этого я и провожу экскурсии и походы
на природу. Далее представлены экскурсии, проведённые с детьми
экспериментальной группы.
Тема: Экскурсия в
теплицу. Беседа о труде взрослых.
Цель: Познакомить с
характером работ зимой в теплице, показать их значение. Воспитывать желание
повторять действия работников тепличного хозяйства, которые выращивают овощи и цветы.
Поддерживать интерес к наблюдениям и беседы вопросами: «Почему зимой растения
выращивают в помещении?», «Почему здесь стеклянный потолок?», «Какие овощи и
цветы вы узнали?», «Как называют людей, которые их выращивают?», «Что вам
понравилось?».
Предварительная работа:
1.
Решали с детьми
проблемные задания: почему зимой хорошо растут растения в уголке природы, а на
огороде и клумбе на улице их совсем нет? Кто и где вырастил зимой лук, который
потом крошили в салат?
2.
Читали рассказ Г.
Юрмина «Ледниковый дворец», беседовали по содержанию. Поддерживала интерес к
последующей экскурсии вопросами: «Похож ли тот дворец, где растут огурцы,
салат, лук на уголок природы в группе? Почему? Хотели ли вы там побывать
Последующая работа:
1.
Дидактическая
игра «Что мы вырастили на огороде и в цветнике: закрепить представления детей
об условиях жизни растений, вызвать желание выращивать овощи, цветы в уголке
природы и на площадке.
2.
Обсудить
проблему: можно ли в уголке природы вырастить овёс для птиц, лук для салата? Как?
3.
Рисование на
тему: «В теплице».
4.
Выращивание
зелени в уголке природы.
5.
Конструирование
теплицы.
6.
Сюжетно – ролевая
игра «Зимой в теплице».
Проводила консультации,
беседы с родителями об организации познавательной деятельности дома (приложение
1).
В формирующем
эксперименте я пыталась отобразить пути реализации цели исследования,
обозначила использованные средства работы по развитию познавательной активности
у детей старшего дошкольного возраста и её содержание. Длился эксперимент 5
недель.
Анализ и
результаты исследования
Чтобы убедиться в
эффективности используемого формирующего эксперимента, был проведён контрольный
эксперимент, по той же диагностической методике с добавлением таких заданий:
«Нелепицы»;
«4 лишний»;
«Последовательность событий».
Описание методик:
«Нелепицы»
Исходная инструкция:
ребёнку предлагала два варианта рисунков на тему «Нелепицы». Просила найти
ошибки художника.
Суть задания: выявить
осведомленность ребёнка, его кругозор, умение ориентироваться в окружающей
жизни.
Инструкция: «посмотри,
художник нарисовал картину и допустил в ней много ошибок. Что он нарисовал
неправильно?»
«4 лишний»
Исходная ситуация: в
задание включено 6 таблиц, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Один
отличается от всех по теме. Ребёнок должен выделить лишний предмет, а
оставшиеся назвать обобщающим словом.
Инструкция: «посмотри,
здесь нарисованы 4 предмета, один из них лишний, не подходит к трём другим.
Какой предмет лишний? Почему?». В случае успешного выполнения первого задания
всё содержание инструкции я не предъявляла. Ограничивалась вопросами: «А здесь
что не подходит?».
«Последовательность
событий»
Суть – исследовать
развитие логического мышления, речи и способности к обобщению.
Состоит из двух частей:
1.
разложить
последовательно картинки;
2.
составить по ним
устный рассказ.
Материал: 3 картинки.
Исходная ситуация: перед
ребёнком разложены картинки, слева направо, в таком порядке:2,3, 1. Инструкция:
«посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие.
Порядок картинок перепутан, тебе надо поменять их местами, чтобы стало ясно,
как развивались события на самом деле. Подумай, переложи картинки, а потом
составь по ним рассказ о том событии, что здесь изображено».
Результаты контрольного
эксперимента оформлены и отображены в таблицах 3,4.
Таблица 3 - Результаты
контрольного эксперимента в контрольной группе
№
|
Ф.И.
|
корт эм.к.
|
корт позн.компет.
|
корт на в.вол.
|
Проб.
сит.
|
Позн.
задача
|
Ур.п.
акт.
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Антонюк А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Вареник С.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Егорова Н.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Киреева А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Криворот Ю.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Мальцев Р.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Москаленко Р.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Мясоедов Ж.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Парчук Д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
Разин В.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
Ярохина О.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|