бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

     В некоторых случаях целесообразно воспитывать умение выбирать интересующий ребенка материал, предлагая иногда задания такого характера: «Сегодня день рождения куклы. Придумаем, что  ей можно подарить, нарисовать. Возьмите карандаши или краски и придумайте подарок кукле».

     Таким образом, использование воспитателем наглядных и словесных методов поможет успешному овладению детьми техническими навыками в рисовании.

     Для усвоения способов действия, овладения навыком нужно, чтобы ребенок не только зрительно воспринимал действия педагога, но и повторял их.

     Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и постоянного внимания. Как только интерес детей переключается  на образную трактовку рисунка, они перестают думать о технике исполнения и в тех случаях, когда навыки недостаточно хорошо отработаны, действуют неправильно, это влечет за собой ухудшение качества рисунка. Чем старше становятся дети, тем больше значение имеет для них исполнительная сторона:  плохо выполненные рисунки не удовлетворяют детей, вызывают недовольство собой, снижают уверенность в своих силах, интерес к деятельности вообще.

     Изучение развития  предметных движений, проведенное Я. З. Неверович, показало,  что, наблюдая действия взрослых,  ребенок, прежде всего, обращает внимание  на их результат. Подражая этим действиям, он так же ориентируется на результат, пытаясь его добиться с помощью любых уже известных ему приемов, но, заботясь об их   усовершенствовании даже тогда, когда педагог показывает наиболее правильные. Достижение эффекта в овладении навыком требует переключения цели деятельности ребенка с результата на способы ее осуществления.

     Правильные графические умения и навыки нужно формировать с самого начала обучения детей рисованию, не ожидая закрепления неправильных. Если же неправильные навыки уже сложились, тогда изобразительные  задачи,  стоящие перед ребенком, отвлекают его внимание от применения правильных способов действия. Вместе с тем отсутствие правильных навыков мешает ребенку выполнять упражнение.

     Психологические исследования, проведенные под руководством А. В. Запорожца, показали важное значение слова, словесной инструкции в формировании двигательных навыков.

     Словесное воздействие повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. Навыки приобретают осознанный, обобщенный характер, облегчается их перенос в другие условия, перестройка при изменении обстоятельств деятельности.

     Только благодаря слову движения могут приобрести преднамеренный и сознательный характер, что качественно отличает произвольные движения от непроизвольных. Ребенок, понимая, что обозначает то или иное слово, какое движение с ним связано, В дальнейшем по одному словесному указанию

 сможет правильно выполнить нужное движение.

     Роль слова в формировании практических навыков на каждом возрастном этапе различна. Для детей трех лет воспроизведение способа действия только на словесной инструкции представляет большие трудности. В связи с этим надо четко продумывать слова, сопровождающие показ приемов исполнении, способов действия: отбирать наиболее точные и не загромождать объяснение. Например, показывая детям, как надо закрашивать изображение, педагог говорит: «Веду кисть сверху вниз, сверху вниз, сверху вниз». При последующих показах словесная инструкция может быть несколько расширена: «Закрашивать надо сверху вниз, сверху вниз, линии вести не останавливаясь».

     На этом этапе обучения техническим навыкам и умениям слово может выступать не только в смысловой функции, но так же в интонационно – ритмической. Так, педагог, предложив детям нарисовать много шариков, регулирует процесс, говоря: «Еще шарик, еще шарик, еще шарик». Эти слова определяют ритм кругообразного вращения руки ребенка, не дают задерживать движение, организуют его во времени. Роль словесной инструкции в правильном выполнении движений значительно повышается на протяжении дошкольного возраста.

     Правила рисования карандашом  и кистью, которые должны усвоить дети.

     Важно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и работать ими нужно по – разному.

     Правила рисования карандашом:

 1.Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии. Так вести руку нужно для того , чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать снизу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться не ровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением туда – обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче и слабо – если нужно закрасить посветлее.

     Правила рисования краской:

1.        Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2.         При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3.         При рисовании широких линий нужно  опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно  к  бумаге.

4.        Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги кончиком кисти.

5.         При закрашивании рисунков  кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева.

6.        Каждую линию при закрашивании  и при рисовании нужно проводить только один раз.

7.        Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

     Ребенок должен назвать правило, когда его об этом спрашивают, объяснить, почему именно так надо действовать, и руководствоваться этим в своей деятельности.

     Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали те, которые усвоили раньше. Уже после второго-третьего занятия дети называют правила рисования линий разного направления и характера карандашом и кистью, правила, определяющие, как держать инструмент, правила закрашивания рисунков карандашами и красками. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования.

     Усвоение правил дает возможность сознательно овладеть техникой рисования и сознательно ее применять.

     Также надо позаботиться о том, чтобы дети знали названия пальцев руки: большой, указательный, средний; понимали значение таких пространственных понятий как вверху, сбоку, снизу, наискось, наклонно; знали,  что такое неотрывно, неотрывное движение, ворс, контур; название различных форм – округлых (круг, овал), прямоугольных (квадрат, прямоугольник). Знакомить с этими  названиями нужно не тогда, когда дается правило, а раньше, и не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, в быту.


    

   














 Глава 2. Состояние проблемы развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.

    2.1. Задача и методика констатирующего этапа.


     С первых же занятий у детей воспитывается устойчивый интерес к рисованию, который к четырем годам принимает более целенаправленный характер. Интерес к результатам данной деятельности формируется постепенно, так как в начале года дети, создавая рисунок, полностью поглощены процессом деятельности и мало заботятся о качестве получаемого результата.

     На коллективных занятиях у детей воспитывается умение слушать словесные указания, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.

     Дети стремятся получить простейшие изображения в рисунках. Изобразительная деятельность постепенно начинает приобретать преднамеренный характер.

     Воспитывая у детей умение участвовать в коллективных занятиях, педагог обращает их внимание на работы товарищей, формируя доброжелательное отношение к ним, умение интересоваться работами других.

     Развитие способности передавать форму предметов требует определенного развития движений рук – их координации, плавности, ритмичности. Ребенку необходимо овладеть произвольностью направления движений, силой нажима.

     Изображение предмета требует развития наблюдательности,  способности дольше останавливать внимание на предметах и различном наглядном материале. Дети начинают замечать некоторые присущие данному предмету особенности, отдельные черты могут переносить в рисунок.

     В результате организации воспитателем восприятия  окружающих предметов у детей образуются зрительные представления, и они создают изображения неполные, обобщенные, но все-таки узнаваемые детьми и взрослыми.

      На занятиях начинают постепенно развиваться чувства цвета, формы, ритма, так как в процессе наблюдения предметов, их восприятия, анализа и последующего изображения воспитатель обращает внимание детей на эти эстетические качества.

      У детей формируется умение выбирать цвета,  которые им больше нравятся, привлекают их внимание. Наряду с этим развивается наблюдательность в отношении реальной окраски предметов. Развивая детское изображение, воспитатель предлагает детям придумывать самостоятельно содержание рисунка (замысел детей этого возраста еще очень прост, примитивен и неустойчив.).

      Процесс изображения ребенок сопровождает речью, которая дополняет то, чего он еще не может передать в рисунке. Дети говорят о нарисованных предметах, об их назначении, например, изображая лопатку, ребенок говорит: «Этой лопаткой я  копаю песок, у меня есть такая лопатка». Склонность маленьких детей играть во время рисования  используется воспитателем для уточнения представлений ребенка, для углубления его переживаний и чувств.

     Освоение изображения требует развития у детей самостоятельности, активности. Воспитатель не должен сильно опекать действия ребенка. Учитывая индивидуальные способности ребенка,  он знает, кому необходима конкретная помощь показом действий,  кому достаточно напоминание словом. Детям предоставляется возможность находить самостоятельное решение, используя полученные в процессе обучения навыки и умения по рисованию.

     Мы знаем, что готовность определяется возрастными особенностями и  уровнем приобретенного опыта. Для нахождения контакта с детьми было проведено предварительное знакомство с ними и беседа, в ходе которой мы узнали интересы детей, их взаимоотношения, что необходимо нам для  дальнейшей работы.

     Для реализации целей и задач нами была проведена исследовательская работа, состоящая из трех частей:

1.     констатирующий эксперимент;

2.     формирующий эксперимент;

3.     контрольный эксперимент.

     Первым этапом экспериментальной работы было проведение занятия констатирующего эксперимента на тему: «Бублики» (рисование красками).Для выявления основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста была задействована контрольная и экспериментальная группы, всего участвовало 6 человек, по 3 человека в каждой группе, примерно с одинаковым уровнем развития.

     Были разработаны критерии диагностики, результаты которой включены в таблицу.

                          Результаты констатирующего  эксперимента.


 Ф.И.О.

Понимание

Целей и задач 

на уроке

Проявление

интереса

в  процессе

выполнения

 задания

Использование

полученных

знаний и

умений для

достижения цели

Прочность

сформированных

 знаний

Творческое

отношение

 к работе

Соблюдение методической

последовательности

 в работе

Общий

балл

1. Тарантина

Надежда

     3

      2

        3

         2

     3

          2

  2,5  

2.Кравцов

Александр

     3

      2

        2

         2

     2

          2

  2,1

3.Олейников

Данил

     2

      1

        2

         1

     2

          2

  1,6

4.Тимонова

Анастасия

     3

      2

        3

         2

     2

          2

  2,3

5.Фролов

Роман

     3

      2

        2

         1

     2

          2

  2,0

6.Зотова

Елена

     2

      1

        1

         1

     2

          2

  1,5


     1,2,3-экспериментальная группа

     4,5,6-контрольная группа

3-высокий балл, 2-средний балл, 1-низкий балл.


     Анализ проведенного с детьми эксперимента показал, что:

1.малая для своего возраста база  образов и понятий;

2.малая эмоциональная отзывчивость;

3.слабо развита мелкая моторика, так как слишком зажата рука при работе, что ведет к быстрой утомляемости детей и притупляет внимание.

4.некачетвенное выполнение работы.

     Таким образом, принимая во внимание  анализ детских работ, сделанных во время констатирующего эксперимента с группой их шести человек, были отобраны 3 человека с различным уровнем изоспособностей: 1-высокий, 1-средний, 1-низкий. Соответственно из этих детей сформировалась экспериментальная группа.

     Данил О. мало проявлял активность в процессе выполнения задания, имеет малую базу образов и понятий, знания не прочные. У Александра К. знания более сформированные, активнее участвовал на уроке, старался соблюдать последовательность в работе, а Надя Т. проявила себя лучше всех, поняла задание, использовала свои знания и умения для достижения поставленной цели, творчески подошла к выполнению задания.

     Руководствуясь результатами диагностики, были поставлены последующие цели, задачи и занятия для развития изоспособностей.

 

2.2. Задачи и методика  формирующего этапа эксперимента.

    

     Характерной особенностью программы  второй младшей группы  является обучение детей  умению повторять изображения по своему намерению или предложению педагога.

     Дети осваивают не только рисование прямых линий, но и рисование округлых форм. Это дает детям возможность быстрее перейти к изображению живых существ. Кроме того, уже в конце третьего года жизни дети начинают изображать некоторые простейшие очертания элементарных форм. Дети четвертого года жизни довольно быстро осваивают  изображение замкнутой округлой формы. В их рисунках начинают появляться забавные человечки, зайчата, птички и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4