бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

     Способы действия с орудиями труда и предметами быта дети не могут усвоить без руководства взрослых.

     Рисование в детском саду осуществляется  при помощи карандаша или кисти. Это разные материалы, и они имеют свою специфику использования и требуют освоение особой техники.

     Прежде всего, следует привить детям  умения правильно держать карандаш и кисть. Ребенок до трех лет стремится захватить карандаш в кулак,  прижать его пальцами к ладони. В данном случае ребенок использует силу нажима всей руки. При таком положении карандаша трудно  управлять им, поэтому для проведения отдельных линий и начертания форм оно не пригодно.

     Ребенка, начиная с двух лет, следует научить правильно, держать карандаш (пальцами правой руки), потому что закрепившийся неправильный навык  затруднит решение изобразительных задач, а переучивание потребует больших усилий, как от воспитателя, так и от ребенка. Вначале для ребенка это трудно, но все дети на третьем году  осваивают правильный навык при условии внимания  к этому воспитателя, терпеливого и настойчивого повторения указаний.

     Для проведения линий карандашом требуется нажим на бумагу, поэтому положение руки должно быть устойчивым: рука опирается о стол предплечьем  до локтя, кисть руки по возможности должна быть свободна. Положение руки при рисовании отличается  от положения руки пи письме: письмо требует покойного положения  всей руки, включая и кисть, движения производятся в основном пальцами; при рисовании вся кисть руки меняет свое положение. В зависимости от этого меняется и положение карандаша в пальцах. Это легко обнаружить, попробовать  нарисовать круг, не отрывая руки, или закрасить относительно крупный рисунок.

     Рисование кистью в отличие от рисования карандашом имеет свои особенности. Кисть мягкая, и дети могут получить яркую линию,  пятно без всякого нажима, в то время как при рисовании карандашом яркость цвета зависит от силы  нажима. Чтобы провести линию нужной толщины, надо регулировать наклон кисти по отношению к бумаге. Кисть касается бумаги концом в том случае,  когда ее держат палочкой вверх, рука при этом не лежит на столе. Опора может быть  только около локтя. Младшие дошкольники легко привыкают рисовать кистью, совсем не опираясь о стол. В  дальнейшем, когда рисунки делаются сложнее, опора оказывается нужной, но кисть руки должна оставаться свободно висящей над столом.

     Умение правильно держать карандаш и кисть усваивается детьми не сразу и надо неуклонно упражнять их в этом, несмотря на то, что в программе каждой возрастной группы выдвигаются новые требования. Внимание усвоению правильных навыков в технике рисования необходимо уделять, начиная с первого года воспитания в детском саду. Прочность первоначальных навыков значительно облегчает усвоение последующих, более сложных.

     Умение рисовать включает также отработку качества движения – свободу, легкость, ритмичность. Эти качества вырабатываются у детей при условии, что они овладевают произвольным изменением силы нажима, быстроты движения, размахом, изменением направления движений и пр. На первых порах все это происходит случайно, независимо от их намерений. Постепенно дети учатся овладевать движением такого размаха, который нужен для закрашивания данной части рисунка, замедлять движения, чтобы не зайти за контур при закрашивании небольшой части рисунка. Чтобы нарисовать круг, надо плавно изменять направление движения, для рисования прямоугольника надо вовремя четко повертывать руку под углом и т.д.

     Овладев этими умениями, дети получают прочные навыки произвольного изменения движений, что и создает возможность рисовать, действуя свободно, плавно, ритмично.

     В первой младшей группе рисование занимает определенное место среди  занятий с детьми  как деятельность,  важная для эстетического развития.

     В характере рисования у ребенка второго и третьего года жизни легко заметить большое различие. Если ребенка второго года жизни мало интересовали возникающие на бумаге следы,  то с обогащением графического опыта происходит процесс ассоциирования очертаний с предметами и явлениями окружающего.

     Дети двух лет отличаются от детей полутора лет своими проявлениями:  он более активен, стремится к самостоятельным действиям с предметами и материалами;  обогащается запас его представлений, развивается речь; он проявляет большой интерес к рисованию.

     Необходимо воспитывать у детей отношение к рисованию как к изобразительной деятельности, обращать внимание детей на создание образов предметов и явлений окружающей действительности.

     У детей старше дух лет рисование постепенно изменяет  свой характер. Штрихи и мазки, которые многократно повторяет ребенок, делаются более разнообразными.  Кроме того, дети приобретают умения проводить отдельные прямые и кривые линии в разных направлениях. Закругляясь или ломаясь под углом, линии образуют  фигуры, которые восприятие ребенка выделяет из общего хаоса штрихов, и они ассоциируются у него с обликом знакомых предметов или частями этих предметов.

     Возникающие у детей ассоциации неустойчивы, быстро разрушаются. Через некоторое время ребенок уже не может вспомнить, как он назвал свой рисунок. В период  от 2,5 до 3 лет дети начинают давать названия  некоторым линиям и фигурам в своих рисунках. Узнавание предмета в рисунке является для ребенка радостным открытием, но преднамеренно повторить рисунок, в форме которого было найдено сходство с предметом, он еще не может.

     На чем же основано  увиденное ребенком сходство рисунка с предметом? В одних случаях оно идет по признаку цвета, в других  по характеру производимых ребенком движений (дым идет, машина поехала и др.).

     Действия ребенка еще не произвольны, они действуют не по заранее намеченному замыслу. Начертив на бумаге линии, он находит сходство с предметами или явлениями. Затем ребенок ждет момента узнавания, хочет получить изображение, но произвольно создать его не может. Не у всех детей процесс узнавания  возникает одновременно. Некоторые долгое время ограничиваются  интересом к движениям карандашом или кистью по бумаге. Они обычно молчат во время рисования. Восприятие следов у них еще слабо развито. Те же дети, которые рано находят сходство своих рисунков  с обликом предметов, обычно  проявляют речевую активность. Они пристально всматриваются  в наносимые ими штрихи и пятна.

     Цвет карандашей и красок приобретает в период  от 2 до 3 лет еще большее значение, чем это было ранее. Постепенно дети все более прочно запоминают и различают 4 цвета: красный, синий, желтый и зеленый. Цвет так же вызывает предметные ассоциации. Штрихи красного цвета дети называют «огоньком», «флагом», зеленого – «травкой», «елочкой» и др.

     Ребенок меняет цвет карандаша, покрывает лист короткими штрихами или мазками красного, синего, желтого  цвета и воспринимает это как красивое.

     На занятиях в детском саду дети осваивают  рисование не только карандашом, но и красками. В красках их, прежде всего, привлекает цвет. Цветовые пятна, мазки вызывают у детей различные ассоциации. Часто в них дети узнают  очертания знакомого предмета большего или меньшего размера. Так, закрасив часть листа пятном желтого цвета,  малыш замечает: «Это у меня слон».   Другой ребенок, закрашивая  небольшой лист голубого цвета красной

краской, говорит: «Нарисовал цветок».

      Рисуя красками, ребенок одним цветовым пятном имеет возможность передавать обобщенно образ предмета. Выбирая какой – либо цвет, он еще не связывает выбор с содержанием изображаемого, хотя случайно взятый цвет быстро рождает ассоциацию («дым», «огонь», «солнышко» и др.).

     Таким  образом, дети улавливают сходство рисунка с предметами по различным признакам: по цвету, движению, форме.

     Для ребенка двух лет рисование пятен, мазков носит увлекательный, игровой характер. Этот процесс можно назвать элементарно эстетическим, так как яркие мазки вызывают у ребенка радость, волнение, желание еще раз повторять действия, с тем, чтобы вновь увидеть их на листе.

     Детей 3 -4 лет воспитатель должен научить  правильно сидеть. Карандаш и кисть дети должны держать в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сжимать сильно пальцами, не держать слишком близко к  отточенному концу. При рисовании не нажимать сильно на бумагу. Левой рукой придерживать лист бумаги, иначе он будет вертеться.

     Кисть удобно держать за середину палочки; аккуратно набирать на нее краску, обмакивая кисть всем ворсом и снимая лишнюю краску о край баночки. При рисовании вести линии кистью по ворсу.

     Обучая детей работе с карандашом, воспитатель должен показывать правильный прием рисования прямых линий:  когда проводится вертикальная прямая, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони, движется сбоку от  проводимой линии, сверху вниз; карандаш идет перпендикулярно проводимой линии, по отношению к бумаге – наклонно.

     При рисовании горизонтальных линий  положение руки следующее:  рука с карандашом находится внизу листа, перпендикулярно проводимой линии, движется в направлении проводимой линии (слева направо), при этом видно все пространство движения, что облегчает зрительный контроль над направлением движения, рука имеет твердую опору на стол. Лист бумаги должен лежать не у самого края стола, а повыше, так как  близкое расположение листа к краю стола ведет к тому, что рука только кистью лежит на столе, а локоть висит внизу, при таком положении рука движется неуверенно, линия получается дрожащей, часто искривляется.

     И при рисовании карандашом и при рисовании краской нужно добиваться слитного, непрерывного движения руки, так как при рисовании с остановками  линия получается неровной, неуверенной.


    






1.3. Методы и приемы  обучения основ   изограмотности детей младшего дошкольного возраста.

     Методы обучения – это те пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки.  Детям необходимо разъяснить, что следует делать, в какой последовательности выполнять действия,  и,  что особенно важно,  показать и пояснить, как следует действовать, то есть сами способы действия.

     Научить правильному держанию карандаша, кисти, ножниц, способам действия с красками, клеем и т.д. невозможно, не показывая, как следует это делать. По одному объяснению на словах трудно научиться правильно ,действовать руками даже взрослому. Ребенку 2 – 3 лет трудно понять это даже  и тогда, когда ему показывают. На первых порах нужно вставить карандаш в руку ребенка, сжать его между пальчиками. Лишь ощутив палочку карандаша в пальцах, ребенок может самостоятельно повторить эти действия.

     Примерно к трем с половиной годам дети научаются воспринимать показ способа действия.  В дальнейшем всякий новый прием им показывается,  и показ сопровождается объяснением.

     Объяснение постепенно  изменяется по характеру.  Во второй младшей

 группе воспитатель  называет свои действия, устанавливая их

 последовательность. Действие совершается одновременно со словом.

     На глазах у детей воспитатель рисует,  поясняя свои действия.  Благодаря объяснению  подражание не носит  механического характера: дети понимают , что и зачем делают.

     Для того чтобы осуществить основную задачу программы – подвести детей к изображению, воспитатель использует различные приемы обучения.

      Развивая координацию рук детей,  обучая их наносить определенные линии на бумагу, воспитатель в образной форме может провести игру: он делает рукой с карандашом однородные ритмичные движения, сперва более простые (дугообразные, взад – вперед), затем более сложные (вращение на одном месте – клубки), а дети повторяют эти движения. При этом он говорит равномерно: «Туда – сюда» или «Вверх – вниз», а позже называет движение: «Дым идет, дым идет» и т.д. Игра такого рода, если она проводится весело и соответствует желанию ребенка, содействует развитию более координированных, смелых и ритмичных движений. Дети затем по своей инициативе охотно повторяют их.  Они запоминают и названия, которые воспитатель дает получаемым штрихам: «дым идет», «дождь капает», «снег падает»,  «огонек говорит». Движения и получаемые штрихи ассоциируются у детей с известными им явлениями. Процесс рисования, отражающий какое – либо явление, наблюдаемое в жизни, увлекает ребенка, и он ищет возможности выразить его в рисунке.

      Воспитатель проводит иногда занятия по рисованию, которые носят характер  двигательной, ритмичной  игры. Задания увлекают детей своей простотой.

     Организуя с детьми наблюдения за явлениями природы, воспитатель отдельные явления может предложить им для рисования. Он дает детям бумагу цветных тонов и яркую краску. На мольберте показывает, как кисточкой можно нарисовать, что «листочки о ветру летят». Карандашами детям предлагается  нарисовать «кап – кап, дождик идет».

     В зависимости от содержания задания детям может быть предложена бумага контрастных цветов.  Так, нарисовать «как солнышко светит в окошко» интереснее и выразительнее, если дать детям бумагу («окошечки»)  не белого, а серого или  синего цвета. На этом фоне «солнышко» (оранжевое пятно) будет «ярче светить». Дети радуются теплому солнышку, воспитатель напоминает им стихи:

                                        Смотрит солнышко в окошко,

                                        Светит в нашу комнатку.

                                        Мы захлопаем в ладошки,

                                        Очень рады солнышку.

Предложив нарисовать карандашом или красками «яркое, теплое солнышко», воспитатель может сопроводить показ изображения словами:

                                        Нарисуем желтый круг,

                                        Много палочек вокруг –

                                        Это солнышко сияет…

     Целесообразно перед занятием вызвать двигательную активность детей: предложить им потопать ножками, попросить кого–либо подойти к мольберту и показать, как он будет рисовать «солнышко», «листочки» (можно этот прием повторить). Остальные дети с интересом наблюдают, как их товарищи рисуют, им очень хочется самим взять карандаш, кисть и рисовать на своем листе.

     В первой младшей группе может иметь место сотворчество педагога с детьми. Воспитатель рисует, например, на большом листе елочку или дом, а дети затем «зажигают» на ветках елки и в  окнах дома яркие огоньки (рисуют мазками оранжевого  или желтого цвета и т.д.). Благодаря совместным усилиям педагога и детей  создается панорама вечерних огней, нарядная новогодняя елка.  В этом случае необходимо использовать сочетание контрастных цветов.

     Занятия такого характера целесообразно проводить с небольшой группой  детей (5-6 человек). Хорошо затем на стенде поместить рисунок и предложить детям рассмотреть, какие яркие огоньки «зажглись» в темных окнах или  на ветках  темно – зеленой ели и т.д.

      В течение года воспитатель  предлагает детям рисовать по желанию. На этих занятиях он обращает внимание на случайно полученные изображения, отмечает выразительность этих рисунков.

     В начале года, когда дети начинают осваивать  движения разного характера, в их рисунках напрасно искать сходство с отдельными предметами окружающей действительности и лишь постепенно, когда дети уже произвольно повторяют случайно полученное изображение, воспитатель может спрашивать, что нарисовано, может предлагать что–то изобразить.

     Можно с детьми 2,5 лет проводить отдельные занятия характера игры «Угадай, что нарисовано». Детям даются для рассматривания рисунки, и они рассказывают, что нарисовано («солнышко», «домик», «флажки», «цветочки» и т.д.), причем восприятие предмета  связывают с каким-либо предметным действием. Если они затрудняются, воспитатель сам замечает наиболее характерные рисунки, например: «Нарисована высокая густая травка», «А вот веточка как наклонилась,  наверно, ветерок подул», «Шарики воздушные полетели», «Цветочки большие и маленькие растут на полянке» и т.д.

     В рисунках постепенно возникает понятная для взрослых форма изображения. Они становятся, узнаваемы не только для взрослых, но и для детей, что доставляет ребенку большую радость. У детей начинает формироваться  способность оценки результатов своего творчества. Детские рисунки приобретают элементарную выразительность благодаря ритму пятен, штрихов, а затем форм.

     Обогащая детей новыми представлениями,  воспитатель будет способствовать формированию в рисунке первоначальных образов.

     Занятия рисованием воспитатель может проводить в форме игры – драматизации, вызывая у детей интерес к процессу и результату работы. Элементарная коллективная работа будет способствовать воспитанию  у детей

интереса к рисункам своих товарищей.

     На занятиях рисованием воспитатель  обучает детей приемам работы карандашами, красками. Чтобы воспитать сознательное отношение к навыкам пользования материалами,  необходимо чаще предлагать детям самим показывать, как надо держать кисть, карандаш. В течении занятия воспитатель следит за выполнением этого требования.

     Во второй младшей группе с целью упражнения в том или ином движении полезно предложить детям несколько раз произвести его в воздухе рукой с карандашом, кистью или пальчиком на листе бумаги. Этот прием можно использовать для проверки того, как дети запомнили показанный им ранее способ действия.

     В отдельных случаях  показ воспитателем приема у доски оказывается недостаточным. Если ребенок после одного зрительного восприятия не сумеет  выполнить показанное движение, можно прибегнуть к показу его рукой на отдельном листе бумаги, при этом ребенок воспринимает движение не только зрительно, но кинестетически (рукой).

Страницы: 1, 2, 3, 4