Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт
Кафедра дефектологии
Курсовая работа
КР.050105.1305.06.09.КР
По дисциплине: Дефектология
Тема: Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
Руководитель:
ст.преподаватель,
Бакенова Ж.М.
Подпись дата
Студент:
Сардарбекова Ш.Г.
ЗД-22(2В)
2009
Содержание
Введение
1 Мышление как один из основных познавательных процессов личности
1.1 Виды
мышления
1.2
Мыслительные операции и процессы мышления
1.2 Особенности
развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
2 Экспериментальная работа по исследованию мышления у детей с
умеренной умственной отсталостью
2.1
Изучение уровня развития словесно-логического и абстрактного мышления у детей с
умеренной умственной отсталостью
2.2
Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
2.3
Сравнительно-сопоставительный анализ констатирующего и контрольного
экспериментов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность курсовой работы
заключается в недостаточной сформированности познавательных процессов, зачастую
являющихся главной причиной трудностей, возникающих у детей с умеренной
умственной отсталостью при обучении в школе, что приводит к школьной
дезадаптации. Специальное обучение детей способам мышления помогает им овладеть
информацией, понять, запомнить её и воспроизвести, т.е. справиться с учебной
нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Сегодня эту проблему затрагивает и
закон «Об образовании в РК». В главе 3 «Образовательные программы и уровни
образования», в статье 20 «Специальные образовательные программы» в пунктах 1,
2, 3, 4 говорится об образовании детей и подростков с ограниченными
возможностями в развитии и нуждающимся в длительном лечении [1].
Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной
деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное
понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии,
характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических
процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим
проявлениям, времени возникновения и особенностям течения [11, с. 273].
Для умственной отсталости характерна более или менее равномерная
недостаточность как предпосылок интеллекта (внимание, память), так и его высших
функций (способность к сопоставлениям, обобщениям, анализу и синтезу,
способность к творческому, оригинальному и абстрактному мышлению, к
самостоятельным суждениям и умозаключениям).
Вследствие
недоразвития высших психических функций отмечаются затруднения обобщать
впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом
приобретать опыт, новые знания и понятия. Запас знаний всегда ограничен.
Вследствие затруднения усвоения отвлеченных понятий они не улавливают их
переносного смысла. Неспособность к абстракции может проявляться уже и в том,
что счет производится только в именованных числах или при помощи подсобных
предметов, счет отвлеченных чисел недоступен. Затруднено отличие главного от второстепенного,
дифференциация явлений разного порядка, лучше усваивается форма, нежели
внутренний смысл явлений.
У
умственно отсталых лиц слабо выражена склонность к фантазированию, так как они
не могут создавать новые образы из материала старых представлений.
Наиболее
же существенным нарушением психической деятельности лиц с умственной
отсталостью является недостаточность критического отношения к себе и ситуации,
неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их
последствия.
Несформированность мыслительных процессов сказывается на общем интеллектуальном и социальном развитии детей с умеренной умственной отсталостью, задерживает и затрудняет процесс обучения, углубляет негативное отношение этих детей к познавательной деятельности. Вместе с тем, ранняя и целенаправленная коррекция мыслительных процессов у детей с умеренной умственной отсталостью является одним из важнейших условий их психического развития в целом, обеспечения готовности детей к обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей. Таким образом, проблема исследования мышления и его коррекции у детей с умеренной умственной отсталостью относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в теории и практике, что и послужило основой для исследования данной проблемы. В связи с этим была определена тема курсовой работы «Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью».
Цель работы – изучение и развитие мышления детей младшего
школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
1.
Рассмотреть
физиологическую основу мышления, его процессы, механизмы, виды.
2.
Описать особенности
развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью.
3.
Разработать и апробировать
систему коррекционных и развивающих упражнений для детей с умеренной умственной
отсталостью.
Гипотеза исследования: если проводить своевременную
диагностику мышления у детей с умеренной умственной отсталостью, последующую
коррекцию и развитие у них мышления, то можно достичь значительных результатов,
что позволит повысить качество обучения умственно отсталого ребенка.
Предмет исследования – развитие
мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной
умственной отсталостью.
Объект исследования – мышление
у детей с умеренной умственной отсталостью.
Экспериментальная база исследования – Кабинет
психолого-педагогической коррекции Павлодарского района.
Научная новизна работы заключается в обобщении и
систематизации теоретических сведений по изучению мышления у детей с умеренной
умственной отсталостью.
Практическая значимость работы – материал экспериментальной
диагностики исследования и ее результаты могут помочь в работе дефектолога.
При написании курсовой работы использованы методы
анализа литературы, метод эксперимента и статистических данных.
1 Мышление
как один из основных познавательных процессов личности
1.1 Виды мышления
Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом
является не образ, а некоторая мысль, идея. Под мышлением мы понимаем нечто,
происходящее где-то «внутри», в психической сфере, и то психическое «нечто»
влияет на поведение человека таким образом, что оно приобретает нешаблонный,
нестандартный, неповторяющийся характер [7, с. 125].
Приспособление к окружающей среде может осуществляться двумя
принципиально различными путями: а) путем выполнения автоматизированных, жестко
запрограммированных действий, не зависящих от меняющихся обстоятельств; б)
путем выработки в данных, конкретных ситуациях новых индивидуальных форм
поведения, учитывающих изменившиеся условия. В связи с тем, что никакая заранее
подготовленная (врожденная) программа поведения не может полностью
соответствовать изменяющимся условиям среды, любое поведение, основанное на
психическом отражении, можно считать разумным, то есть целесообразным, где
разумное означает индивидуально-изменчивое и приспособленное к конкретным
обстоятельствам.
Исходной предпосылкой для развития мышления является
непосредственная преобразующая активность отдельного индивида. Данная
активность приводит к формированию первой фазы всего процесса – формированию и
совершенствованию специальных органов действия. У человека таким органом
является рука. Совершенствование руки заключалось в постепенном приобретении ею
такой формы, при которой один палец противопоставлен остальным, что
способствует совершению разнообразных и тонких действий. Вторая фаза
определяется тем, что действие становится орудийным и коммуникативно
опосредованным, то есть, и сами орудия, и цели, и значение действия
определяются совместно с другими людьми. Далее орудийная коммуникативно
опосредованная деятельность сама становится главным фактором становления
мыслительных процессов. Обе фазы этого процесса переплетаются и взаимно влияют
друг на друга. Наблюдения за детьми, которых воспитали животные, полностью
подтверждают эти представления: у них морфологически (биологически) развитый
орган действий – рука – в действительности не является таковым или является
только отчасти, в той же мере у них оказывается неразвитым и мышление.
Рассмотрим подробнее виды мышления человека.
Понятийное (абстрактно-логическое) мышление – это такое мышление,
пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к задачам,
выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при
помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в
уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в
понятной форме, суждениях, умозаключениях. Понятное мышление характерно для научных
теоретических исследований. Степень его логичности зависит от того, насколько
умело и настойчиво человек контролирует и направляет свои мыслительные
процессы, согласуя их в своей практике с познаваемой действительностью.
Образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом,
который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия,
суждения или умозаключения, а образы. Они мысленно извлекаются из памяти, или
творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники
литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.
В ходе решения мыслительных задач соответствующие мыслительные образы мысленно
преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог
непосредственно смог усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба рассмотренных вида мышления – понятийное и образное – в
действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга,
раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Понятийное мышление
позволяет получить конкретное субъективное её восприятие, которое не менее
реально, объективно-понятийное. Без того, или другого вида мышления наше
восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным
и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.
Отличительная черта наглядно-образного мышления состоит в том, что
мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим
человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля
наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для
мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в
отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из
долговременной памяти и затем преобразуются). В ходе познавания человек
отчетливо представляет себе объект и мыслит наглядными образами, возникшими
раньше. Вместе с наглядными образами в данном виде мышления используются и
знания, полученные в процессе обучения исполнения этой деятельности.
Образное мышление является сложным и гибким, обобщенным и
свободным мышлением по отношению к познаваемым единичным предметами
практическим действиям, направленным на овладение ими. Однако наглядно-образное
мышление не в состоянии отражать сложные процессы и явления объективной
действительности, не выражаемым каким-либо наглядным образом. Например, у людей
нет таких образов, которые непосредственно могли бы отразить такое понятие как
«сила», «стоимость», «справедливость», «добро», «честность», «истина» и др.
Познание таких явлений возможно благодаря абстрактно-логическому мышлению.
Наглядно-образное мышление наиболее полно и развернуто
представлено у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых –
среди людей занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развито
у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей
деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.
Последний из видов мышления – это наглядно-действенное. Его
особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой
практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными
предметами. Основным условием решения задачи в данном случае является
правильное действие с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко
представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом
которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Теоретическое мышление – это вид мышления, направленный на открытие
законов, свойств предметов.
Практическое мышление – это мышление, направленное на воплощение
открытых закономерностей и свойств в практической деятельности.
Дискурсивное или умозаключительное мышление – это поэтапно
развернутый мыслительный процесс.
Интуитивное мышление – это быстро протекающий, с отсутствием четко
выраженных этапов, минимально осознанный мыслительный процесс. Здесь
окончательный результат достигается без знания или придумывания промежуточных
этапов.
Репродуктивное мышление – мышление, применяющее готовые знания и
умения. Мы можем четко прослеживать ход мысли другого человека, прекрасно
понимать ход и логику мысли писателя, ученого, разбираться в современных
сложнейших знаниях и пр.
Продуктивное (творческое) мышление – это мышление, направленное на
создание новых идей, на открытие новых или усовершенствование решений той или
иной задачи.
Критическое мышление – вид мышления, направленный на выявление
недостатков в суждениях других людей, на оценку себя и своих возможностей.
Некритическое мышление противоположное критическому.
Отметим, что перечисленные виды мышлений выступают одновременно и
как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным,
чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень
развития, чем образное. С одной стороны, за такими суждениями лежит реальный
смысл, т.к. понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе
действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но с
другой стороны, каждый из названных четырех видов мышления сам по себе может
развиваться, относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что
заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетическую менее
развитую форму [19, c. 12].
Следует отметить, что взрослый человек обычно не пользуется
каким-то одним видом мышления в «чистой форме». Поэтому одной из задач обучения
является формирование у учащихся переходить от одного вида мышления к другому в
процессе решения задач. Последнее, однако, не исключает индивидуальных
особенностей мыслительной деятельности, связанных с предпочтительным
использованием какого-то одного вида мышления. Это может быть обусловлено рядом
факторов: особенностями личного опыта, развития речи, воображения, уровнем
овладения мыслительными операциями.
Давая характеристику основным видам мышления, важно упомянуть о
творческом мышлении и интеллекте человека.
Творческое (продуктивное) мышление направлено на создание новых
людей, на открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи.
Все творческие задачи имеют одну особенность: необходимость использования
нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за
пределы привычного способа рассуждений.
При решении творческих задач необходимо направлять мысль необычным
путем, применять творческий способ решения. Особый вклад в изучение творческого
мышления внесли ученые Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон.
Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и
творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в
суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально
нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием
чужих мыслей. Чтобы сгладить эту конкуренцию, необходимо у ребенка с самого
детства развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том,
чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг
друга в любом мыслительном акте. В жизни большинства людей, для того, чтобы их
творческая отдача была максимальной необходимо разумное сочетание творческого и
критического мышления.
С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под
ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих
человеку успех в решении разнородных задач.
Как и все психические процессы, мышление представляет собой
деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность,
осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку
мышление – это обобщенное при помощи слова отражение действительности, ведущую
роль в этой деятельности играет вторая сигнальная система. Ее постоянное и
тесное взаимодействие с первой сигнальной системой обусловливает неразрывную
связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с
чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий,
представлений.
1.2 Мыслительные операции и процессы мышления
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии
с определенной логикой. Соответственно, мыслительная деятельность людей
совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза,
абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными
сторонами основной деятельности мышления – опосредования, то есть раскрытия все
более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями,
фактами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|