бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие графических образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления ... бесплатно рефераты

       Занятие № 5. Чтение сказки Г.-Х.Андерсена "Стойкий оловянный
       солдатик". Рассматривание иллюстраций (художник – Е.Монин).
       Воспитатель читает сказку: "…лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Сквозь его маленькие окна были видны все комнаты. Перед самым дворцом лежало зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера на деревянных подставках стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди… и т.д.". На иллюстрации дети рассматривают дворец. Он богато украшен: балконы, башенки, колонны, арки, необычные окна.
       Занятие № 6. Чтение сказки Г.-Х.Андерсена "Старый дом".
       Рассматривание иллюстраций (художник – А.Архипова).
       Воспитатель читает сказку: "На одной улице стоял старый-престарый дом, построенный лет триста тому назад. Это можно было прочесть на балке, где год его постройки был вырезан в обрамлении тюльпанов и плетей хмеля. Там же было целое стихотворение, написанное буквами, какими писали в старину, а над каждым окном красовались уморительные рожи. Верхний этаж далеко выступал над нижним, а под самой крышей проходил водосточный желоб, оканчивавшийся головой дракона. Дождевая вода должна была вытекать у дракона из пасти, но текла из брюха – желоб-то был дырявый…и т.д.". После чтения сказки дети рассматривают на иллюстрации дом: три этажа, крылечко с перилами, на крыше – две трубы. Дети находят на иллюстрации водосточный желоб, смешные рожи над окнами. Воспитатель задает вопрос: "Как художник показал, что это старый дом?" (штукатурка осыпалась, видны кирпичи).
       Занятие № 7. Сказочный дом (рисование).
       Цель занятия: учить детей создавать оригинальные, выразительные образы сказочных домов, формировать творческое воображение детей, их изобразительные умения в рисовании зданий.
       Воспитатель предлагает детям нарисовать сказочный дом, украсив его интересными деталями.
       Анализ. После проведенной работы в рисунках детей появились архитектурные детали, образы стали более выразительными. Наибольший интерес детей вызвали иллюстрации "Дом Муми-тролля" и "Избушка на курьей ножке", что отразилось в рисунках детей.
       На итоговом занятии (контрольный этап эксперимента) дети рисовали сказочный город. Мы ставили цель – выяснить, как используют дети полученные знания в своей изобразительной деятельности.
       Перед занятием мы провели беседу с детьми – вспомнили, чем сказочный город отличается от обычного, какие сказочные города мы знаем (Изумрудный, Цветочный, Солнечный, Лунный и др.). После беседы дети приступили к рисованию.
       Анализ рисунков представлен в диаграмме № 3.
                                                                                                        Диаграмма № 3
- низкий уровень
                                                                                                            - средний уровень
- высокий уровень

          

                                                           


          17%                   33%               50%            

        В результате анализа детских рисунков:
        низкий уровень    - 3 рисунка;
        средний уровень –  6 рисунков;
        высокий уровень –  9 рисунков.
       Необходимо отметить, что дети рисовали с большим интересом, создавали оригинальные образы, рисунки стали более выразительными, своеобразными. Разработанная нами серия занятий способствовала развитию графических образов, преодолению шаблонности в рисунках детей.
       Безусловно, необходима дальнейшая работа по развитию детского творчества, расширению представлений дошкольников, иначе усвоенные детьми образы превратятся в шаблоны. Желательно организовать непосредственное восприятие детьми памятников архитектуры.

Выводы
 

        Изучение психолого-педагогической литературы показало, что развитие графических образов в рисунках детей, преодоление стереотипности – одна из важных задач обучения рисованию в дошкольном возрасте.
        Методами, помогающими осуществить эту задачу, являются: наблюдение, обследование, рассматривание картин и книжных иллюстраций, метод творческих заданий.
        Иллюстрации к литературным произведениям разных художников дают представление о вариативности образов, расширяют круг представлений, в какой-то мере стимулируют собственное творчество детей.
        Рассматривание иллюстраций можно применять в том случае, если невозможно познакомить детей с реальным предметом, либо после наблюдений с целью закрепления и уточнения представлений.
        Знакомство детей со сказочными архитектурными образами – одна из важных сторон работы, направленной на развитие изобразительного творчества детей.
        В реальной жизни детей часто окружают однотипные здания, дети не видят оригинальных архитектурных сооружений, не имеют возможности познакомится с памятниками архитектуры. Знакомя детей с произведениями художественной литературы, воспитатели не уделяют должного внимания архитектурным образам.
        Необходимо познакомить детей с литературным произведением, обратив внимание детей на необычный образ, а потом, на занятии, вернуться к нему, предложив детям нарисовать сказочный сюжет. Рассматривание иллюстраций в этом случае должно предшествовать занятию.
        В результате проведенной нами экспериментальной работы подтвердилась гипотеза о возможности развития графических образов, преодоления стереотипности в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
        Разработана серия занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы и книжной графики.
        В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.


















Литература:

 1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Новая
     Москва, 1925.
 2. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960.
 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: СОЮЗ,
     1997.
 4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:
     Учебное пособие для студентов высших  учебных заведений. – М.: Академия,     
     2000.
 5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. – М., 1999.                               
 6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -  М., 1996.
 7. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное  // Детская
     литература. – 1969. - № 4.
 8. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. – 1972. - № 3.
 9. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития
     воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1980. -
     № 2.
10. Дьяченко.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы
      психологии. – 1987. - № 1.
11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1966.                      12. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного
     творчества. – М., 1973.
13. Запорожец Л.В. Избранные психологические труды: ВГТ. – М., 1986.
14. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.                                 15. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. – М.,
     Изд. АПН РСФСР, 1959.
16. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия
      развития  // Дошкольное воспитание. – 1999. № 12.

17. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной
      деятельности. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985.
18. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие
      дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.
19. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.                        20. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – МП.: Педагогика, 1995.
21. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и
      творчество. – М.: Педагогика, 1990.
22. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у детей. – М., 1970.
23. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и
      методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное
      пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1981.
24. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими
      дошкольниками  //  Дошкольное воспитание, - 1973. - № 2.
25. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних
      и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр
      "Академия", 1998.
26. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
      2000.
27. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 1965.
28. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художествен-
      ное развитие ребенка в семье. – М.: Педагогика, 1987.
29. Мелик-Пашаев А.А.Педагогика искусства и творческие способности. – М.,
      1981.
30. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию /
      Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1982.
31. Мирошкина Р.А. Формирование представлений у ребенка-дошкольника
      о выразительных средствах иллюстраций // Вопросы дошкольной
      педагогики. – Вып. 4. – Челябинск, 1975.         
32. Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Докт. дис. -
      - М., 1972.
33. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.
34. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения
      социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.
35. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. -
      - М., 1981.
36. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 1988.
37. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования
      формирования образа. – М., 1954.
38. Работа с книгой в детском саду. – М., 1967.
39. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском
      саду. – М., 19982.
40. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965.
41. Система эстетического воспитания в детском саду. – М., 1962.
42. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /
       В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 1985.
43. Толковый словарь русского языка / А.Е.Баханьков, И.М.Гайдукевич,
      П.П.Шуба. – Мн.: Нар.асвета, 1985.
44. Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М.; Л., 1950. – Т.8.
45. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -
       - М.: Учпедгиз, 1956.
46. Флерина Е.А. О детском изобразительном творчестве // Советская педагогика.
       1946. - № 3.
47. Флерина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием
       учебно-воспитательного руководства: Труды Всероссийской конференции по
       дошкольному воспитанию. – М.: Учпедгиз, 1949.
48. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: Изд. АПН РСФСР,
      1961.


49. Художественное творчество в детском саду /  Под ред. Н.А.Ветлугиной. –М.,   
      1974.
50. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.,
      1972.
51. Художники детской книги о себе и своем искусстве: статьи, рассказы, заметки,
      выступления / Сост., запись, коммент. В.Глоцера. – М.: Книга, 1987.
52. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.















Художественная литература

1. Андерсен Г.Х. Стойкий оловянный солдатик и другие сказки. – М: Детская
    литература, 1980.
2. Гримм Я., Гримм В.К. Сказки / Пер. с нем. Т.Петникова. – Мн.: Маст. лiт.,
   1983.
3. Гуси-лебеди. Русская нар. сказка в обработке А.Н.Толстого. – М.: Малыш,
   1976.
4. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Повесть-сказка. – М.: Детская
   литература, 1978.
5. Михалков С.В. Три поросенка. – М.: Малыш, 1983.
6. Теремок. Русская нар. сказка в обработке А.Н.Толстого. – М.: Детская
   литература, 1982.
7. Успенский Э. Крокодил Гена и другие сказки. – Мн.: Юнацтва, 1986.
8. Чуковский К.И. Чудо-Дерево и другие сказки. – М.: Детская литература,
   1975.
9. Янссон Т. Шляпа Волшебника: Повести-сказки. – СПб.: Азбука, 1999.









ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ  МАТЕРИАЛ

        "Ехал мужик с горшками и потерял один горшок. Прилетела муха-горюха и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?.."
                                                                              (Теремок. Русская народная сказка
в обработке А.Н.Толстого)


                                              Был белый дом,
                                             Чудесный дом,
                                             И что-то застучало в нем.
                                             И он разбился, и оттуда
                                             Живое выбежало чудо, -
                                              Такое теплое, такое
                                              Пушистое и золотое.

                                                                             (К.Чуковский)

        "Лучший друг Винни-Пуха, крошечный поросенок, которого звали Пятачок, жил в большом-пребольшом доме, в большом-пребольшом дереве. Дерево стояло в самой середине леса, дом был в самой середине дерева, а Пятачок жил в самой середине дома".
                                                                               (Милн А.А. Винни-Пух и
все-все-все)

        "…на стене кухни висели огромные старинные часы. С башенками, с толстыми литыми стеклами и большущим желтым маятником. Над циферблатом было окошко для кукушки.      
        В этих часах сбоку открылась дверца, и вниз скатилась веревочная лестница. Она доставала как раз до самого пола. Человечек из холодильника обернулся и посмотрел наверх. Он увидел другого маленького человечка – очевидно, хозяина часов…"
                                                                   (Успенский Э. Гарантийные человески)

        "Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке об одном окошке, кругом себя поворачивается."
(Гуси-лебеди. Русская народная сказка
                                                                     в обработке А.Н.Толстого)

        "Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом из соломы… Уже к вечеру его хижина была готова."
        "Нуф-Нуф вбил в землю колья, переплел их прутьями, на крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов."
        "Наф-Наф натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надежный, прочный дом… Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом…"
                                                                     (Михалков С.В. Три поросенка)

        "Подошли они ближе, видят – сделана избушка из хлеба, крыша на ней из пряников, а окошки все из прозрачного леденца."
                                                                     (Гримм Я., Гримм В.К. Гензель и Гретель)

        "… там, посреди зеленого луга, стоял дом, сильно напоминавший печь, очень красивый дом, выкрашенный голубой краской."
                                                                      (Янссон Т. Маленькие тролли и большое
                                                                       наводнение)

        "… лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Сквозь его маленькие окна были видны все комнаты. Перед самым дворцом лежало зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера на деревянных подставках стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди…"
(Андерсен Г.-Х. Стойкий оловянный
                                                                         солдатик)

        "На одной улице стоял старый-престарый дом, построенный лет триста тому назад. Это можно было прочесть на балке, где год его постройки был вырезан в обрамлении тюльпанов и плетей хмеля. Там же было целое стихотворение, написанное буквами, какими писали в старину, а над каждым окном красовались уморительные рожи. Верхний этаж далеко выступал над нижним, а под самой крышей проходил водосточный желоб, оканчивавшийся головой дракона. Дождевая вода должна была вытекать у дракона из пасти, но текла из брюха – желоб-то был дырявый."
(Андерсен Г.-Х. Старый дом)










Юра Т.       6,8

Катя Н.      6,1

Маша К.    5,10

Никита С.  6,3

Полина З.   6,4

Настя Д.     6,5

Катя Ш.      6,3

Саша П.      6,2

Лиля Д.       6,2

Аня З.         6,2



       



Страницы: 1, 2, 3, 4