бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие графических образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления ... бесплатно рефераты









        1.3. Книжная иллюстрация как средство развития графического образа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     в рисунках детей

      Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. Изобразительное искусство выражает также мысли художника, его отношение к изображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа.
       Наряду с общими свойствами каждый вид изобразительных искусств имеет свои специфические особенности [26; С.5-6].
       Графика (от греческого grapho – пищу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.
       Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.
       Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве.
       Живопись требует, чтобы на нее смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры. Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю "технику" рисунка.
       Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.
       Цвет в графическом изображении используется, но он ограничен, условен.
       Многими исследователями подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен дошкольнику [18]. Ребенок осваивает карандаши, и с их помощью создает реальные образы. Линия, форма, цвет, композиция – эти средства выразительности доступны детям в рисовании. Изображение ребенок создает по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка.
       Как отмечают исследователи, цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов.
       Ребенок может нарушить пропорции частей, выделить отдельные детали, выразить движение, причем  передача движения в рисунке наиболее сложна для дошкольника.
       Композиция рисунка организуется ритмом, который уравновешивает все части, предметы, фигуры, цветовые контрасты. В процессе обучения дети начинают осваивать различные композиционные задачи, у некоторых детей появляется композиция по диагонали, по кругу, заслоняются предметы.
       Степень выразительности рисунка зависит от того, развито ли у ребенка воображение, образное восприятие; она зависит также от особенностей обучения.
       Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Этот метод рассматривался в исследованиях Е.А.Флериной, В.А.Езикеевой, Р.А.Мирошкиной и др. [12, 31, 48].
       Иллюстрация – рисунок, образно рскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй [26; С.185].
       Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.
       С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится.
       Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости [48].
       В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге.Так, Е.А.Флерина, В.А.Езикеева подчеркивают, что малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче [12, 48].
       Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.
       Исследователь И.Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма [24].
       Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и др. [12, 26] отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книге. Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.
       Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.
       Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. На картине  можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше – наверху).
       На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т.п. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии,  в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.
       Итак, книжная графика – один  из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.
       Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
       Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.













        ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
        РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА  В РИСУНКАХ СТАРШИХ      
        ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИЖНОЙ
        ГРАФИКОЙ

        2.1. Задачи и методика проведения эксперимента

        Изображение домика в виде маленькой избушки – один из распространенных графических  шаблонов, присущих детскому рисованию [34]. Образы, создаваемые детьми, часто схематичны, не отличаются разнообразием, что снижает заинтересованность детей в изобразительной деятельности. Необходима специальная работа, направленная на знакомство детей с вариативностью архитектурных образов. Такое знакомство, по нашему мнению, возможно на примере сказочных архитектурных сооружений.
        Нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
        1. Изучить особенности создания детьми графических образов архитектурных сооружений;
        2. Провести работу, направленную на обогащение художественного опыта детей путем ознакомления с литературными произведениями и рассматривания иллюстраций;
        3. Разработать серию занятий, которые могут быть использованы в практической работе.
       Исследование проводилось в ДОУ №...г. Москвы в феврале-марте 2002 года.  В эксперименте принимало участие 18 детей подготовительной группы.
        Эксперимент состоял из 3-ех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.


       2.2. Развитие  графического  образа  в  рисунках  детей  старшего
              дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой

       В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следую-
щие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительных умений:
       1. Оригинальность
0 баллов – традиционный образ, схематичное изображение;
1 балл – дополнение традиционного образа некоторыми деталями;
2 балла – нестандартное решение.
       2. Особенности пропорций
0 баллов – пропорции не соблюдаются, изображение только на плоскости;
1 балл – соблюдение пропорций только при изображении отдельных предметов, выделение "фигуры" и "фона";
2 балла – соблюдение пропорций при использовании некоторых приемов изображения перспективы.
       3. Выразительность
0 баллов – несоответствие образа поставленной цели, отсутствие выразительных черт, деталей 4
1 балл – дополнение образа несколькими выразительными деталями ;
2 балла – образ полностью соответствует поставленной цели, разнообразие деталей.

Низкий уровень    -  0-2 балла ;
Средний уровень   - 3-4 балла ;
Высокий уровень   - 5-6 баллов.
        Констатирующий этап эксперимента состоял из 2-ух занятий.
        Цель констатирующего этапа – выявить начальный уровень развития выразительности графических образов в рисунках детей, оригинальности изображения. На 1-ом занятии детям предложили нарисовать какое-либо здание, дом. Оказалось, что образы, созданные детьми, довольно схематичны, в основном дети использовали традиционный графический образ ("избушка"), отсутствуют выразительные детали. Результаты анализа рисунков представлены на диаграмме № 1.
                                                                                                         Диаграмма № 1
- низкий уровень
                                                                                                             - средний уровень
- высокий уровень

 



              78%                   22%                    0%
     

 В результате анализа детских рисунков:
       низкий уровень – 14 рисунков;
       средний уровень – 4 рисунка;
       высокий уровень – нет рисунков.
       На втором занятии мы предложили детям другое задание – нарисовать сказочный дом. Такое задание, на наш взгляд, предполагает создание необычного, непохожего на другие, выразительного образа.
       Однако, при изменившейся задаче изображения дети в основном воспроизвели тот же, усвоенный ими, образ, который в некоторых случаях дополняется отдельными деталями. Новый образ появился только в одном случае (замок). Результаты анализа рисунков представлены в диаграмме № 2.

                                                                                                           Диаграмма № 2
- низкий уровень
                                                                                                              - средний уровень
- высокий уровень

        
          61%                    33%                  6%  

 

       В результате анализа рисунков:
       низкий уровень – 11 рисунков;
       средний уровень – 6 рисунков;
       высокий уровень – 1 рисунок.
       Для того, чтобы выяснить представления детей об архитектурных сооружениях, нами была проведена беседа. Детям задали вопросы: какой формы бывают архитектурные сооружения? Какие детали здания вы знаете? Чем сказочные дома отличаются от реальных? Дети сказали, что дома бывают квадратные и прямоугольные; назвали части дома: стены, крыша, окна, двери, балкон, антенна. На вопрос, чем отличаются обычные дома от сказочных, дети ответить затруднились.
       Таким образом, можно сделать выводы: в изображении детьми архитектурных  сооружений наблюдается шаблонность. Изменение задачи изображения не побуждает детей искать новый, оригинальный образ. Дети лишь добавляют к готовым образам новые детали. Неумение создавать сказочные образы архитектурных сооружений может объясняться недостаточным художественным опытом детей, невниманием педагогов к этим образам.
        Формирующий этап эксперимента состоял из 2-х серий занятий, направленных на ознакомление детей с разнообразием сказочных архитектурных образов, разнообразием их формы и деталей.
        Занятия включали в себя следующие виды деятельности: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, рисование.
        Нами были подобраны произведения художественной литературы – народные и авторские сказки, в которых дается описание необычных домов, иллюстрации к этим произведениям.
       Общие задачи занятий первой серии: вызвать у детей эмоциональный отклик на художественные образы иллюстраций, познакомить детей с вариативностью формы зданий  (дома в виде горшка, дерева, яйца, часов), учить детей видеть необычность архитектурных образов.


       Занятие № 1. Чтение русской народной сказки "Теремок" в обработке
       А.Н.Толстого. Рассматривание иллюстраций (художник – В.Хлебникова).
       Воспитатель читает сказку: "Ехал мужик с горшками и потерял один горшок. Прилетела муха-горюха и спрашивает: - Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? и т.д.".
       После чтения произведения дети рассматривают иллюстрации. Воспитатель задает вопросы: "Из чего звери сделали себе теремок?" (из горшка) "Какой он формы?" (овальный). Дети отмечают, что каждый новый жилец теремка сделал для себя пристройку к горшку.
       Занятие № 2. Загадки К.И.Чуковского. Рассматривание иллюстрации
       (художник – С.Власов).
       Воспитатель загадывает загадку:
                       Был белый дом,
                       Чудесный дом,
                       И что-то застучало в нем.
                       И он разбился, и оттуда
                      Живое выбежало чудо, -
                      Такое теплое, такое
                      Пушистое и золотое.
Дети отгадывают (цыпленок). Воспитатель спрашивает детей: "А что это за дом такой белый? (яйцо). "Какой он формы? (овальный). "Из чего сделана крыша домика?" (из листьев).
       Занятие № 3. Чтение отрывков из сказочной повести А.-А.Милна "Винни-
       Пух и все-все-все". Рассматривание иллюстраций (художник – Э.Назаров).
       Воспитатель читает детям некоторые главы повести (в частности, главу 3): "Лучший друг Винни-Пуха, крошечный поросенок, которого звали Пятачок, жил в большом-пребольшом доме, в большом-пребольшом доме, в большом-пребольшом дереве. Дерево стояло в самой середине леса, дом был в самой середине дерева, а Пятачок жил в самой середине дома… и т.д.". После чтения дети рассматривают иллюстрации. Воспитатель задает вопрос: "Ребята, где живет Пятачок? (в дереве). Дети рассматривают дом: окно со ставнями, лестницу, дверь, колокольчик.
       Занятие № 4. Чтение глав из сказочной повести Э.Успенского "Гарантийные
       человечки". Рассматривание иллюстраций (художник – В.Пощастьев).
       Воспитатель читает некоторые главы из повести (Глава 1): "…на стене кухни висели огромные старинные часы. С башенками, с толстыми литыми стеклами и большущим желтым маятником. Над циферблатом было окошко для кукушки. В этих часах сбоку открылась дверца, и вниз скатилась веревочная лестница. Она доставала как раз до самого пола. Человечек из холодильника обернулся и посмотрел наверх. Он увидел другого маленького человечка – очевидно, хозяина часов…" После чтения дети рассматривают иллюстрации. Воспитатель: "Ребята, посмотрите, как художник изобразил часы, в которых живут И.И.Буре, мышонок Вася и кукушка Машка. Они похожи на настоящий дом – с крышей, колоннами, "чердачным окошком" для кукушки. Сбоку – дверь в этот необычный дом. Помните, как гарантийные человечки поднимались в часы? (по веревочной лестнице).
          Занятие № 5. Сказочный дом (рисование).
       Цель занятия: учить детей создавать оригинальные, выразительные образы сказочных домов, формировать творческое воображение детей, их изобразительные умения в рисовании зданий.
       Воспитатель предлагает детям нарисовать сказочный дом. Дом сказочный, поэтому он должен быть необычной формы. "Подумайте, кто будет жить в этом домике".
       Анализ. Иллюстрации вызывали эмоциональный отклик детей. Наибольший интерес вызвала иллюстрация "Дом-яйцо". Это отразилось в рисунках детей. В рисунках появилось изменение формы сказочных зданий. Однако наблюдается недостаточное количество разнообразных архитектурных деталей. Знакомству детей с архитектурными элементами посвящена 2-ая серия занятий.
       Общие задачи занятий второй серии: вызвать у детей эмоциональный отклик на художественные образы иллюстраций, учить детей видеть необычность архитектурных образов, познакомить с архитектурными деталями, с их функциями в сооружении: наличники (накладные планки вокруг окна, двери), конек (деревянное резное украшение на крыше избы), ставни (дощатые или железные створки для прикрытия окна), причелины (лицевые доски сверху крыши), фундамент (основание, служащее опорой для здания), веранда (открытая или застекленная легкая пристройка к дому вдоль стены), колонна (сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в  здании) [43]. Особое внимание также уделялось различным материалам, из которых изготовлены сказочные дома (дерево, слома, ветки, кирпич и т.д.), выразительности образов (покосившиеся наличники избушки на курьей ножке, обвалившаяся штукатурка старого дома и т.д.).
       Занятие № 1. Чтение русской народной сказки "Гуси-лебеди" в обработке
       А.Н.Толстого. Рассматривание иллюстраций (художник – Т.Савченко).
       Воспитатель читает сказку: "Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке об одном окошке, кругом себя поворачивается… и т.д.".
       После чтения дети рассматривают иллюстрации. Воспитатель просит детей описать избушку на курьей ножке (дети рассказывают, воспитатель поощряет их ответы). "Ребята, из чего сделана эта избушка?" (из бревен). А как вы догадались? (видны бревна и кольца-концы бревен). Воспитатель обращает внимание детей на детали избушки – ставни, наличник, конек, причелины. "Ребята, как вы думаете, избушка новая или старая? (старая). Почему? (видны трещины в бревнах, ставни покосились).
       Занятие № 2. Чтение сказки С.В.Михалкова "Три поросенка".
       Рассматривание иллюстраций (художник – М.Рудаченко).
       Воспитатель читает сказку: "Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом из соломы… Уже к вечеру его хижина была готова…Нуф-Нуф вбил в землю колья, переплел их прутьями, на крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов… Наф-Наф натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надежный прочный дом… Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом… и т.д.".
       Воспитатель вместе с детьми сравнивают на иллюстрациях три дома. Дом Ниф-Нифа – соломенный, похож на сноп (видны соломинки, колоски, жгуты, крученные из соломы). Такой дом очень ненадежный. Дом Нуф-Нуфа – из веток. На крышу поросенок насыпал опавших листьев. Его домик тоже оказался непрочным. Наф-Наф построил каменный дом, с дубовой дверью, кирпичной крышей, трубой. Этот дом спас поросят от волка.
       Занятие № 3. Чтение сказки братьев Гримм "Гензель и Гретель".
       Рассматривание иллюстраций (художник – С.Фролова).
       Воспитатель читает сказку: "Подошли они ближе, видят – сделана избушка из хлеба, крыша на ней из пряников, а окошки все из прозрачного леденца… и т.д.". После чтения дети рассматривают на иллюстрации пряничный домик. Дом красивый, нарядный, ведь он целиком сделан из сладостей. К двери ведут две ступеньки. Над дверью красуется крендель. На крыше – леденцовый петушок, башенка с флажком, труба. Так и хочется съесть этот домик!
       Занятие № 4. Чтение отрывков из сказочной повести Т.Янссон "Маленькие
       тролли и большое наводнение". Рассматривание иллюстраций (художник –
       Т.Янссон).
       Воспитатель читает сказку: "…там, посреди зеленого луга, стоял дом, сильно напоминавший печь, очень красивый дом, выкрашенный голубой краской… и т.д.".
       Дети рассматривают на иллюстрации дом Муми-тролля – высокий, трехэтажный, сделан из досок (они видны – длинные полоски). К дому пристроено крыльцо, слева – веранда, справа – погреб. Видны камни фундамента. Черепичная крыша оканчивается шпилем. Из чердачного окошка спускается веревочная лестница. Воспитатель объясняет назначение таких частей здания, как веранда, фундамент, погреб и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4