Развитие фонематического восприятия в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР
– развитие
фонематического восприятия;
– овладение
элементами грамоты;
– взаимосвязанное
формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов
языка.
Вся работа по
ознакомлению со звуками и буквами проводится с учетом:
– дифференцированного
подхода к детям, имеющим ОНР
– различного
происхождения;
– единства
формирования речевых процессов, мышления
– и
познавательной активности;
– одновременного
коррекционно-воспитательного воздействия на сенсорную, интеллектуальную и
аффективно-волевую сферу.
В ходе
преодоления фонематического недоразвития предусматриваются два взаимосвязанных
направления работы: во-первых, коррекция произношения, т.е. постановка и
уточнение артикуляции звуков (постановка звуков проходит в индивидуальной
работе, на фронтальных занятиях уточняется артикуляция); во-вторых – последовательное
и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития
фонематических процессов.
Развитие
фонематического строя языка предполагает формирование фонематического
восприятия (специальных умственных действий по дифференциации фонем),
фонематических представлений (умения выделять звук на первом месте в слове),
фонематического анализа и синтеза. Таким образом, на логопедических занятиях в
работе над звуком необходимо формировать, развивать и совершенствовать
восприятие данного звука в единстве с навыками фонематического анализа и
синтеза. Начинается эта работа с изучения гласных звуков и букв: [А], [У], [И],
[О], [Э], [Ы]. Порядок знакомства с согласными определяется появлением звуков в
онтогенезе, их сохранностью в детской речи и частотностью. Как правило, первыми
в онтогенезе появляются звуки [М], [П].
Структура
занятий [2]:
Занятия по
знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков состоят из нескольких
частей и проводятся по строго определенной схеме:
1. организационный
момент;
2. знакомство
и работа со звуком;
3. знакомство
и работа с буквой;
4. работа по
формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала
данного занятия);
5. подведение
итогов занятия.
Последовательность
работы над каждым звуком такова:
1. знакомство
со звуком – выделение его на слух;
2. уточнение
артикуляции звука;
3. определение
характеристик звука (гласный – согласный, глухой – звонкий);
4. выделение
на слуховом уровне звука из ряда других
5. звуков, слогов,
слов;
6. определение
места звука в слове (с опорой на картинки);
7. определение
твердости – мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;
8. составление
слогов, слов из заданных звуков;
9. подбор
слов с определенным звуком.
Знакомство
детей с буквой проходит в следующей последовательности:
1. знакомство
с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности
(на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве;
2. «печатание»
буквы в воздухе, далее – в тетрадях по образцу;
3. чтение
слогов с изучаемой буквой по таблицам.
4. В
заключительной части занятия проводятся игры на развитие
лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого
и наглядного материала занятия.
Структура
занятий по дифференциации звуков такова:
1. организационный
момент;
2. уточнение
артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий;
3. дифференциация
звуков:
на слуховом
уровне – выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением
конкретных заданий),
определение
наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки;
4. работа в
тетрадях:
запись
слогов, слов на изучаемые звуки,
составление
звуковых схем слогов, слов;
5. составление
слогов, слов из заданных звуков и букв;
6. работа по
коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия;
7. подведение
итогов занятия.
Все занятия
проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования
многочисленных игровых приемов и вариабельностью дидактических игр.
3.2
Контрольный эксперимент
После
коррекционной работы нами проведен контрольный эксперимент, который позволил
показать эффективность / неэффективность развития фонематического слуха у
дошкольников в процессе формирования правильного звукопроизношения. Первоначально
мы определили, как изменилось состояние слухового восприятия у детей с общим
недоразвитием речи III уровня (См. таблицу 7, рис. 5).
Таблица 7. Анализ
обследования слухового восприятия у дошкольников ЭГ до и после коррекции
Состояние слухового
восприятия
|
До коррекции
|
После коррекции
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
Нарушено
|
3
|
20
|
0
|
0
|
Не нарушено
|
12
|
80
|
15
|
100
|
Рис. 5. Анализ
обследования слухового восприятия у дошкольников ЭГ до и после коррекции
Итак, у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня улучшилось
слуховое восприятие на 20%: все дошкольники экспериментальной группы (100%)
стали правильно определять, какой предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик
или погремушка. Данное задание не вызывало затруднений у дошкольников. Обследование
речевого слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня после проведенной
работы показало, что все дошкольники научились узнавать товарища по голосу. При
выполнении задания помощь экспериментатора не требовалась.
Таблица 8. Анализ
обследования речевого слуха у дошкольников ЭГ до и после коррекции
Состояние речевого слуха
|
До коррекции
|
После коррекции
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
Нарушено
|
3
|
20
|
0
|
0
|
Не нарушено
|
12
|
80
|
15
|
100
|
Рис. 6. Анализ
обследования речевого слуха у дошкольников ЭГ до и после коррекции
Обследование
фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня после проведенной
работы также показало высокие результаты (См. таблицу 9, рис 7).
Таблица 9. Анализ
обследования фонематического слуха у дошкольников ЭГ до и после коррекции
Сформированность
фонематического слуха
|
До коррекции
|
После коррекции
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
Сформирован
|
1
|
6,7
|
12
|
80
|
Не сформирован
|
14
|
93,3
|
3
|
20
|
Рис. 7. Анализ
обследования фонематического слуха у дошкольников ЭГ до и после коррекции
Итак, у
дошкольников экспериментальной группы после коррекционной работы улучшилось
состояние фонематического слуха: 80% детей правильно повторяли слоги,
отличающиеся по глухости-звонкости, твердости-мягкости, по способу образования
(ца-са), по месту образования (са-ша), т.е. у этих дошкольников фонематический
слух сформирован. У остальных дошкольников экспериментальной группы (20%)
фонематический слух сформирован частично, так как дошкольники затруднялись при
повторении слогов со звуками, отличающимися по месту образования (ра-ла).
Обследование
фонематического анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня после проведенной
работы по развитию фонематического восприятия в процессе формирования
звукопроизношения показало, что многие дошкольники научились определять
положение звука в слове (См. таблицу 10).
Таблица 10. Анализ
обследования фонематического анализа у дошкольников ЭГ до и после коррекции
Положение звуков в
слове
|
До коррекции
|
После коррекции
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
Гласный в начале слова
|
3
|
20
|
15
|
100
|
Гласный в середине
слова
|
0
|
0
|
6
|
40
|
Гласный в конце слова
|
1
|
6,7
|
7
|
46,7
|
Согласный в начале
слова
|
0
|
0
|
9
|
60
|
Согласный в середине
слова
|
0
|
0
|
6
|
40
|
Согласный в конце слова
|
3
|
20
|
12
|
80
|
Таким
образом, все дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня научились
выделять первый гласный в слове, также многие дошкольники (80%) стали выделять
последний согласный в слове, 60% дошкольников теперь могут определить первый
согласный в слове. Однако, зафиксированы и ошибки, так, например, у некоторых
детей трудности возникали при выделении гласного из середины слова, гласного в
конце слова, согласного в середине слов. Итак, нами сделан вывод, что работа по
развитию фонематического анализа была эффективной, у 40% дошкольников
фонематический анализ сформировался, а с остальными 60% детей необходимо
продолжить работу в этом направлении (См. таблицу 11, рис. 8).
Таблица 11. Сформированность
фонематического анализа у детей ЭГ до и после коррекции
Сформированность
|
До коррекции
|
После коррекции
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
Сформирован
|
0
|
0
|
6
|
40
|
Не сформирован
|
15
|
100
|
9
|
60
|
Рис. 8. Сформированность
фонематического анализа у детей ЭГ до и после коррекции
Последним
этапом нашего исследования было определение состояния звукопроизношения после
проведенной коррекционной работы. Так как работа по формированию
звукопроизношения еще не закончена, некоторые звуки у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня остались не исправленными (См. таблицу 12).
Таблица 12. Звуки
русского языка, нарушенные у дошкольников ЭГ до и после коррекции
Формы нарушений
|
До коррекции
|
После коррекции
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
с
|
9
|
60
|
2
|
13,4
|
с`
|
9
|
60
|
2
|
13,4
|
з
|
9
|
60
|
2
|
13,4
|
з`
|
9
|
60
|
2
|
13,4
|
ц
|
6
|
40
|
1
|
6,7
|
ш
|
3
|
20
|
0
|
0
|
ж
|
3
|
20
|
0
|
0
|
щ
|
2
|
13,4
|
0
|
0
|
ч
|
1
|
6,7
|
0
|
0
|
л
|
6
|
40
|
0
|
0
|
л`
|
2
|
13,4
|
0
|
0
|
р
|
9
|
60
|
3
|
20
|
р`
|
5
|
33,3
|
3
|
20
|
т, д, н
|
6
|
40
|
0
|
0
|
т`, д`, н`
|
6
|
40
|
0
|
0
|
j
|
1
|
6,7
|
0
|
0
|
У
дошкольников были исправлены нарушения переднеязычных, свистящих, шипящих,
соноров.
Изолировано
дошкольники умеют произносить все звуки, лишь с 20% дошкольников продолжается
работа по закреплению звуков с, с`, з, з`. А с 20% дошкольников
экспериментальной группы продолжается работа по постановке звука р.
Таким
образом, работа по развитию фонематического слуха в процессе формирования
звукопроизношения считается эффективной. Но необходимо продолжать эту работу,
так как не у всех дошкольников сформированы звукопроизношение и фонематический
анализ.
Таким
образом, нами были определены методы и приемы работы по развитию
фонематического восприятия в процессе формирования звукопроизношения. В ходе
преодоления фонематического недоразвития предусматриваются два взаимосвязанных
направления работы: во-первых, коррекция произношения, т.е. постановка и
уточнение артикуляции звуков (постановка звуков проходит в индивидуальной
работе, на фронтальных занятиях уточняется артикуляция); во-вторых – последовательное
и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития
фонематических процессов.
В процессе
коррекционной работы дошкольники учились правильно произносить звук, определять
его на слух, выделять из потока звуков, определять наличие звука в слове,
последовательность звуков в слове.
После
коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, который показал
эффективность работы по развитию фонематического слуха в процессе формирования
правильного звукопроизношения: у дошкольников улучшилось слуховое восприятие,
речевой и фонематический слух. Большинство дошкольников овладели навыками
звукового анализа: научились определять положение звуков в словах. У
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня корригировалось
звукопроизношение: у них улучшилось произношение переднеязычных, свистящих,
шипящих и соноров.
Работа по
развитию фонематического восприятия в процессе коррекции звукопроизношения
должна продолжаться, чтобы усовершенствовать речь дошкольников до возрастной
нормы.
Заключение
Фонематическое
восприятие или слух – это способность различать речевые звуки, фонемы.
Проведенное
нами обследование фонематического слуха показало, что у детей с общим
недоразвитием речи III уровня наблюдаются некоторые особенности, отличающие их
от детей, развитие речи которых соответствовало возрастной норме. У детей с общим
недоразвитием речи III уровня в большинстве случаев отмечается нарушение слухового восприятия,
речевого и фонематического слуха, а также у этих детей не сформированы процессы
фонематического анализа.
Низкие
показатели, полученные при обследовании, еще раз доказывают преобладание
нарушений фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи, что как раз
отражается в логопедическом заключении этих детей.
Низкие
показатели сформированности фонематического анализа у контрольной группы
свидетельствуют о недостаточной работе с этими детьми.
Также при
обследовании было выявлено, что не у всех детей с общим недоразвитием речи III уровня нарушено слуховое
восприятие и речевой слух. 20% детей смогли правильно определить звучание
музыкальных инструментов и отгадать голос товарища, что связано с начавшейся
логопедической работой с этими детьми.
Таким
образом, у детей с общим недоразвитием речи III уровня были отмечены
нарушения слухового восприятия, речевого и фонематического слуха, а также
нарушение процессов фонематического анализа.
Для успешного
овладения фонетической стороной речи и будущего освоения грамотой у детей с общим
недоразвитием речи III уровня необходимо развивать фонематический слух, а также
исправлять звукопроизношение.
Нами
составлен план развития фонематического слуха в процессе формирования
звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, по которому нами
проводилась коррекционная работа. Предложенные игры и упражнения, которые
проводились на занятиях по коррекции звукопроизношения, способствовали развитию
фонематических процессов. На логопедических занятиях в работе над звуком
формировалось, развивалось и совершенствовалось восприятие данного звука в
единстве с навыками фонематического анализа.
Контрольный
эксперимент показал эффективность работы по развитию фонематического слуха в
процессе формирования звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня: у дошкольников улучшилось слуховое восприятие, речевой и
фонематический слух. Большинство дошкольников овладели навыками звукового
анализа: научились определять положение звуков в словах. У дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня скорригировалось звукопроизношение: у них улучшилось
произношение переднеязычных, свистящих, шипящих и соноров.
Работа по
развитию фонематического восприятия и звукопроизношения еще не закончена,
поэтому необходимо продолжать работать с дошкольниками с общим недоразвитием
речи III уровня в этом направлении.
Список
использованной литературы
1.
Александрова Т.В. Живые
звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.:
Детство-пресс, 2005. – 48 с.
2.
Алтухова Н.Г. Научитесь
слышать звуки / Н.Г. Алтухова – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
3.
Власенко И.Т
Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. / И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина
– М., 1970.
4.
Волкова Л.С. Рекомендации
к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР/ Л.С. Волкова,
Г.Г. Голубева // Дефектология. – 1995. – №2, С. 18–25
5.
Волкова Л.С. Обучение
и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. – М.:
Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2004. – С. 513 – 524.
6.
Вопросы
логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / Под
ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР,
1959. – 322 с.
7.
Воробьева В.К. Методика
развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева.
– М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 158 с.
8.
Генинг М.Г. Воспитание
у дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. –
Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1971. – 132 с.
9.
Голубева Г.Г. Коррекция
нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.:
Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000
10. Дарвиш О.Б. Возрастная
психология / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
– 264 с.
11. Дурова Н.В. Фонематика.
Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. –
М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.
12. Ермакова И.И. Коррекция
речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. –
М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 143 с.
13. Карельская Е. Поможем
Буратино заговорить // Дошкольное воспитание, 2002, №5, с. 44–49
14. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой:
В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 5:
Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с
сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480 с.
15. Логопедия: Учебник для
студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.
– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
16. Максаков А.И. Воспитание
звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
17. Миронова С.А. Развитие
речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.:
Просвещение, 1991. – 208 с.
18. Обухова Л.Ф. Возрастная
психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.
19. Основы логопедии с
практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб,
заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.;
Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
20. Основы логопедической
работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов,
учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред.
д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 стр.
21. Специальная дошкольная
педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.;
Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –
312 с.
22. Спирова Л.Ф. Недостатки
произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. // Логопедия / Под ред.
Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.
5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с
сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С. 10–18 480 с.
23. Тумакова Г.А. Ознакомление
дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.:
Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная
психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336 с.
25. Филичева Т.Б. Программа
обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
26. Фомичева М.Ф. Воспитание
у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989.
– 239 с.
27. Шаховская С.Н. Формирование
связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / С.Н. Шаховская,
В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.
28. Шашкина Г.Р. и др.
Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина.
– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
29. Швайко Г.С. Игры
и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.:
Просвещение, 1988. – 64 с.
30. Эльконин Д.Б. Детская
психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|