Развитие фонематического восприятия в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР
Согласный в
конце слова выделяет большинство детей контрольной группы (60%) и 20% детей
экспериментальной группы: крот – т, сок – к, дом – м, т.е. слова со звуками,
которые не оглушаются. Остальные 40% детей без речевого нарушения и 80% детей с
общим недоразвитием речи III уровня испытывали трудности: они чаще всего не
называли звук вообще, а 20% детей (подвижные, легко возбудимые) начинали
перечислять разные звуки.
Самым сложным
из всех вышеперечисленных заданий было определение согласного звука в середине
слов (Оля, стол, она, эхо).
При
утрированном проговаривании слов 40% детей контрольной группы назвать согласный
звук в середине слова не смогли. А дети экспериментальной группы с этим
заданием не справились.
Таким
образом, обобщив полученные результаты исследования фонематического анализа, мы
составили таблицу (См. таблицу 5, рис. 4).
Таблица 5. Сформированность
фонематического анализа
Сформированность
|
Экспериментальная
группа
|
Контрольная группа
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
Сформирован
|
0
|
0
|
4
|
26,7
|
Не сформирован
|
15
|
100
|
11
|
73,3
|
Рис. 4. Сформированность
фонематического анализа
Итак,
фонематический анализ сформирован только у 26,7% детей контрольной группы – они
выполнили верно все задания на определение положения гласного и согласного
звука в словах: в начале, в середине, в конце. У всех детей экспериментальной
группы (100%) и у 73,3% детей контрольной группы были отмечены нарушения
фонематического анализа, т.е. полностью фонематический анализ у них не
сформирован: дошкольники затруднялись при выделении первого согласного звука
(чаще называли его вместе с последующем гласным), не могли выделить звук из
середины слова.
Последним
этапом нашего исследования было определение соотношения между использованием
правильных звуков речи в самостоятельной речи и изолированно. Выяснилось, что
13,4% детей с общим недоразвитием речи III уровня не произносят
звук в самостоятельной речи, но в изолированном положении произнести звук
могут. У 40% детей отсутствует звук, у 33,3% детей звук произносится искаженно и
у 13,4% детей звук заменяется как изолированно, так и в самостоятельной речи.
Таким
образом, по результатам нашего обследования выяснилось, что у детей с общим
недоразвитием речи III уровня встречаются нарушения нескольких групп звуков (См. таблицу
6).
Таблица 6. Звуки
русского языка, нарушенные у детей ЭГ
Формы нарушений
|
Экспериментальная
группа
|
человек
|
%
|
с
|
9
|
60
|
с`
|
9
|
60
|
з
|
9
|
60
|
з`
|
9
|
60
|
ц
|
6
|
40
|
ш
|
3
|
20
|
ж
|
3
|
20
|
щ
|
2
|
13,4
|
ч
|
1
|
6,7
|
л
|
6
|
40
|
л`
|
2
|
13,4
|
р
|
9
|
60
|
р`
|
5
|
33,3
|
т, д, н
|
6
|
40
|
т`, д`, н`
|
6
|
40
|
j
|
1
|
6,7
|
Выяснилось,
что у большинства детей (60%) встречается нарушение звука р, а также с, с`, з,
з` (60%). У 40% детей нарушены звуки л, ц, т.д., н, т`, д`, н`. Tакже встречались
нарушения звуков ш, ж, щ, л`, ч и j, но более редко, чем остальные звуки.
Для
определения уровня развития фонематических процессов и состояния
звукопроизношения у дошкольников было проведено специальное исследование,
которое позволило сделать вывод о том, что у дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня отмечается нарушение фонетико-фонематического оформления
высказывания.
При
обследовании фонематических процессов выяснилось, что у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня зафиксировано нарушение слухового восприятия,
фонематического слуха. Звуковой анализ слов у этих дошкольников также
несформирован: многие дети не умеют выделять согласный в начале слова, в
середине, испытывают трудности при определении последовательности звуков в
слове.
При
обследовании звукопроизношения было определено, что дошкольники с общим недоразвитием
речи III уровня заменяют, пропускают и искажают звуки как в
самостоятельной речи, так и изолировано.
3.
Эффективность работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников
с общим недоразвитием речи
3.1
Развитие фонематического слуха в процессе формирования правильного
звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Овладение
навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение
для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического
строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой
структуры. Поэтому в старшей логопедической группе очень важно начинать
обучение звуковому анализу с первых же дней работы с детьми, причем на основе
одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы.
Наиболее
эффективная форма проведения этой работы – фронтальные логопедические занятия
(логопед может проводить их как с подгруппой детей, так и с целой группой), т. к.
на них дошкольники не просто знакомятся с новым материалом, но и получают навык
работы в коллективе: учатся слушать объяснения педагога, исправлять и дополнять
ответы других детей, вместе искать ответы на трудные вопросы, делать
«открытия». Сформированность таких умений крайне необходима для успешного
обучения в школе.
В работе по
формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап –
узнавание неречевых звуков;
II этап –
различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов,
фраз;
III
этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап –
дифференциация слогов;
V этап –
дифференциация фонем;
VI этап –
развитие навыков звукового анализа.
Работа по
формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового
внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является
одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести
умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать
свое произношение [19].
Работа по
формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на
материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей
развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
Дети должны в
играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те
же речевые звуки, звукосочетания, слова.
Затем дети
учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся
различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
Задачей
последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного
звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и
отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог;
проводить анализ гласных и согласных звуков [6].
Система
логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза
учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм
звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение
звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука,
количество звуков в звуковом ряду и т.д.). В связи с указанным выше
предусматривается определенная последовательность речевого материала при
формировании навыка фонематического анализа и синтеза:
а) ряд
гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т.д.);
б) слоги без
стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т.д.; открытые: ро, сы, ха и т.д.);
в) слоги со
стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т.д.);
г) слова без
стечения согласных:
1)
односложные (дом, сок, уж, лес и т.д.)
2) двусложные
(рука, мама, каша, лужа и т.д.);
д) слова со
стечением согласных:
1) двусложные
слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и
т.д.);
2)
односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг
и т.д.);
3)
односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф,
кость и т.д.);
4) двусложные
слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т.д.);
5) двусложные
слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло,
грабли и т.д.);
е)
трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т.д.).
Развитие
навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале
работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных
средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое
проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий
происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и
проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается
выполнить следующие задания:
1. Выделить
гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).
2. Выделить
слог с определенным звуком (поднять флажок).
3. Выделить
из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).
4. Назвать
первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове
(начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.
5. Определить
последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать
картинки с определенным количеством звуков).
6. Определить
местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
Задания предлагаются в
игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с
предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание
при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление
его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т.д.
Работа над фонематическим восприятием в процессе формирования правильного
звукопроизношения начинается с уточнения артикуляции гласных звуков, затем
согласных, которые дошкольники правильно произносят в самостоятельной речи,
затем по мере постановки нарушенных звуков, проводятся игры на восприятие этих
звуков. Нами разработан план работы над фонематическим восприятием в процессе
формирования правильного звукопроизношения.
Период обучения
|
Работа над
звукопроизношением
|
Развитие фонематических
процессов
|
I Сентябрь, октябрь,
ноябрь
|
Уточнять у детей
произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [и], [н], [н'],
[п], [п'], [т], [т`], [л], [л'], [ф], [ф`], [в], [в'], [б], [б']. Вызывать
отсутствующие звуки: [к], [к`], [г], [г'], [х], [х'], [л`], [л], [ы], [с],
[с'], [з], [з`]
|
Учить детей различать
на слух гласные и согласные звуки. Учить детей выделять первый гласный и
согласный звук в словах (Аня, ухо и т.п.), анализировать звуковые сочетания,
например: уа, ам
|
II Декабрь, январь,
февраль
|
Закреплять навык правильного
произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях
первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно
произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и
слов доступного звуко-слогового состава. Формировать фонематическое
восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость;
твердость – мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б'], [д],
[д’], [г’], [г], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л']
|
Учить выделять звук из
ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие
звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. Выделять гласный и
согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.
|
III Март, апрель, май
|
Учить использовать в
самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [з], [ж], [р], [р`]; [ы] – [и] в
твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.
Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] – [з]), по
твердости-мягкости ([л] – [л'], [т] – [т']), по месту образования ([с] – [ш]).
|
Учить навыкам звукового
анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са),
односложных слов («лак – лик»).
|
План работы
над фонематическим слухом в процессе коррекции звукопроизношения.
Период
|
Тема занятия
|
Цели
|
I период
|
Звук А, Звук У, Звук О,
Звук Э, Звук И, Звук Ы
|
Уточнение гласных
звуков, формирование умения выделять ударный первый гласный. Учить детей различать
на слух гласные и согласные звуки.
|
Звук М, Звук Н, Звук П,
Звук Т, Звук В, Звук Ф, Звук Б
|
Учить дошкольников
выделять первый согласный звук, анализировать сочетание типа ау, ам.
|
Звук К-КЬ, Звук Г, ГЬ,
Звук Х, Звки С, З
|
Учить дошкольников
выделять последний согласный звук, анализировать сочетания типа ма
|
II период
|
Звук ЛЬ, Звук Ш, Звук Ж
|
Постановка и
закрепление звуков, развитие умения выделять звук из ряда звуков, учить
анализировать прямые и обратные слоги, учить определять ударный гласный в
конце слов
|
III период
|
Звук Л, Звук Р, РЬ.
«Дифференциация звуков
С-Ш», «Дифференциация звуков Ж-З», «Дифференциация звуков Р-Л»
|
Постановка
отсутствующих звуков, закрепление звуков и их дифференциация. Учить звуковому
анализу и синтезу, преобразованию слогов ас-са.
|
Для развития
фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза у детей различными
авторами предлагаются игры. В нашем исследовании мы предлагаем игры на развитие
фонематического слуха, которые проводятся во время занятий по развитию
звукопроизношения. (См. приложения [1,2, 3]).
Предлагаемая
система работы позволяет наиболее полно решать такие основные задачи обучения,
как:
– формирование
полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков,
правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|