бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие экологического мышления на уроках химии при изучении темы "Аминокислоты" бесплатно рефераты

По регламенту все виды отходов, включая жидкие стоки, собирают, обезвоживают. Сухой шлам обеззараживают, затаривают в мешки для последующего захоронения. При выделении L-триптофана жидкие стоки образуются за счет промывных вод производственного оборудования, стадии ионообменной хроматографии, маточников кристаллизации, некондиционных растворов посевного материала и культуральной жидкости. Обеззараживание значительных объемов стоков (более 1 м3 на 1 кг целевой аминокислоты) создает дополнительные финансовые затраты, отражающиеся на себестоимости триптофана. Дифференцированные стоки, как показали исследования химического состава, могут служить сырьем для вторичной переработки. Учитывая, что сбрасываемые стоки имеют температуру выше 40oС, их можно рассматривать как готовый исходный субстрат для проведения процесса метаногенеза органического вещества. Бросовые осадки биомассы продуцентов аминокислот, образующиеся на стадии тепловой и химической обработки культуральной жидкости, и отработанные активированные угли со стадии осветления технического продукта так же, как и канализационные стоки имеют температуру 40-60oС, что служит положительным фактором в пользу анаэробного сбраживания органического вещества этого вида сырья метаногенным консорциумом микроорганизмов. [8]. Потребление аминокислоты метаногенным консорциумом микроорганизмов, т.е. практически полное разложение триптофана, как видно на рисунке, происходит в течение 18 суток и выходе биогаза свыше 10 мМ. На основании исследований установлено, что этот процесс происходит вначале с разложением линейной цепи, а затем деградации ароматического кольца аминокислоты.



Накопление биогаза и конверсия аминокислоты при анаэробной микробиологической конверсии триптофана.

Поскольку в жидких отходах содержание органических веществ (ОВ) может изменяться в зависимости от количества некондиционных растворов культуральной жидкости и маточников кристаллизации триптофана в условиях производства, стоки, получаемые от регламентных стадий выделения аминокислот рассматривают как технологические канализационные. О количестве ОВ в этих стоках, а их всего 9 видов, судят по показателям биологического (БПК) и химического (ХПК) потребления кислорода. Высокие значения этих двух показателей наблюдаются у промывных вод ионита ИА-1 после сорбции и в стоке после промывки производственного оборудования, соответственно для первого 300 и 400 и второго - 975 и 1400 мгО2/л. Технологические стоки собирают в один сборник, после усреднения и взаимной нейтрализации у них показатели БПК и ХПК приближаются к нормативному требованию и составляют 392-420 и 560-580 мгО2/л. Биоконверсия таких стоков в течение 1500 ч в термофильном режиме показала, что через 750 ч процесс образования метана выходит на стабильный режим, а полученный трансформированный раствор не требует дальнейшего обеззараживания, так как является экологическим жидким биоудобрением. В плане охраны окружающей среды метаногенез такого стока позволяет исключить из технологического цикла стадию стерилизации, высушивания и захоронения шлама. Реализация нового вида продукции - удобрения - существенно отражается на повышении общей рентабельности производства.

Биоконверсия трапных операций культуральных жидкостей (КЖ), маточников кристаллизации (МК) и их смесей показала, что при времени оборота реактора 552 ч степень конверсии органических веществ составляет 48,0; 21,6 и 34,8% (табл. 1). Для сопоставления результатов трансформации жидких отходов показатели по выходу биогаза и степени конверсии отнесены к единому компоненту - органическим веществам. Различная степень конверсии, как видно из табл. 2, повидимому, может трактоваться особенностями метаногенеза триптофана и других органоминеральных примесей, содержащихся в данных субстратах (табл. 2). Проведенные исследования свидетельствуют, что анаэробная обработка указанных жидких отходов метаногенным консорциумом микроорганизмов в производственном цикле приемлема и экономически оправдана, так как температура выбрасываемых продуктов составляет 40-60oС, и для них нет необходимости проводить дополнительный нагрев для осуществления процесса метаногенеза.


Таблица 1. Расчетные показатели конверсии отходов триптофана

Вид отхода

Содержание сухих веществ, %

Содержание органических веществ, %

Выход биогаза, л/г ОВ

Конверсия, ОВ,%

КЖ триптофана

10,2

90,5

0,387

48,0

Маточник кристаллизации (МК)

35,4

88,0

0,154

21,6

Смесь КЖ + МК

22,8

89,3

0,270

34,8


Таблица 2. Конверсия отработанных активных углей производства триптофана (временя удерживания - 23 суток)

Содержание органического вещества (ОВ), %

Содержание углерода, %

Содержание азота, %

Превращение вещества в биогаз - исходное на угле

Конвертированное

90,91

92,75

72,8

4,94

4,45


В триптофановом производстве большие проблемы связаны с утилизацией осадков биомассы продуцентов триптофана (ОБПТ) и отработанных осветляющих активированных углей.

Крупномасштабная реализация биогазовой технологии в производстве триптофана требует выяснения степени конверсии ОВ названных продуктов. Биоконверсия отработанного активированного угля в микробиологическом синтезе триптофана обусловлена самой технологией использования осветляющих активированных углей. В условиях производства отработанный уголь представляет собой горячую массу, которая по регламенту высушивается и отправляется на утилизацию. При этом необходимо учитывать, что при сушке угля вместе с влагой десорбируется значительное количество загрязнений и происходит дополнительный расход энергоносителей. Исследования по биоконверсии отработанных активированных углей триптофанового производства позволяют сделать вывод, что при культивировании термофильного природного метаногенного консорциума на отработанных углях наблюдалась типичная картина, характерная для конверсии чистого триптофана (табл.2).При этом значение коэффициента газификации (КГ), вычисленное из отношения суммы выделившихся метана и диоксида углерода к органическому веществу, как видно из табл. 2, составляет 90%. Высокий процент сорбированных веществ углем, а также его мелкодисперсность позволяют рассматривать процесс биоконверсии в анаэробных условиях этого вида отхода экономически и экологически более выгодным. Превращение органического вещества водной суспензии осадка биомассы продуцента триптофана при времени удерживания 23 суток в термофильном режиме метаногенным консорциумом микроорганизмов, как показали исследования, составило 61%, и этот показатель значительно выше наблюдаемого для растворов КЖ (48%) и представленного в табл. 1.


Таблица 3

Состав субстрата для анаэробной конверсии из смеси отходов осадка биомассы продуцента триптофана и культуральной жидкости

№опыта

Соотношение компонентов- культуральная жидкость, %

Соотношение компонентов- осадок биомассы продуцента, %

Содержание твердого вещества, %

Содержание органического вещества, %

1

90

10

19,2

86,0

2

80

20

28,2

81,7

3

75

25

32,7

79,5

4

50

50

55,1

68,6

5

25

75

77,6

57,5


Более высокий показатель деградации ОВ осадка биомассы продуцента триптофана, возможно, связан с содержанием в нем фосфатов и пептидов, которые выполняют роль активирующих ростовых примесей. Поэтому для сравнения был проведен метаногенез ОБПТ в различном соотношении с раствором культуральной жидкости (табл. 3).

Как и следовало ожидать, выход биогаза (0.43 л/г) и степень конверсии ОВ (57,8%) были выше для смеси ОБПТ+КЖ в соотношении 75:25.

Таким образом, одним из путей экологически оправданной утилизации отходов и обеззараживания стоков триптофанового производства может служить их довольно легко осуществимый метаногенез, который способен стать одной из альтернативных возможностей вторичного использования бросовых продуктов для выпуска экологического удобрения, повторного использования тепла и дополнительного получения энергоносителя в виде биогаза [9,10].


ГЛАВА 4. МОИ УРОКИ

 

Урок по теме: "Аминокислоты. Белки"

“Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка”.

Ф. ЭНГЕЛЬС

Цели:

1.     обучающая: обеспечить сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, понятий, теорий в контексте изучения аминокислот и белков.

2.     развивающая: формировать высокий уровень мыслительной деятельности, научить использовать в решении повседневных задач различные мыслительные приемы.

3.     Воспитывающая: показать диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность химических фактов. Довести до учащихся мысль о том, что опровергаются только теории, факты опровергнуть нельзя. С помощью межпредметных связей способствовать формированию картины мира.

Оборудование:

1.     Листы с заданиями экспресс теста, бланки ответа на тест (для каждого ученика по два листа, скрепленных скрепкой, между которыми вложена копировальная бумага). (Приложение 1)

2.     Листы с текстом для изучения (по одному на парту). (Приложение 2)

3.     Оформление доски:

На доске записана тема урока, на листах формулы и названия аминокислот, для изучения функций белков на листах: типы и примеры в центре записаны функции белков.

4.     Оборудование для проведения лабораторного эксперимента:

Продукты питания: молоко, молочные продукты (простокваша, сметана, кефир, творог и др.), мука (смесь с водой), крупа (любая крупа, размоченная или разваренная до кашеобразного состояния), бобовые (горох, фасоль, бобы, соя), размельченные мясо и рыба, замоченные дрожжи, желатин.

Пробирки, 10%-ный раствор гидроксида натрия, 1%-ный раствор сульфата меди.

Методика проведения опыта: К 0,5 мл раствора белка добавляют столько же 10%-ного раствора гидроксида натрия (калия) и 6-10 капель 1%-ного раствора сульфата меди (II). Голубая окраска раствора, свойственная солям меди (II), по мере образования комплексного соединения переходит в сиреневую.

5. Листы с заданиями для работы в группах.

Этапы урока:

1.     Вводное слово учителя. Постановка целей урока.

2.     Экспресс – тест по темам «Аминокислоты. Белки». Проверка и обсуждение результатов.

3.     Работа с текстом в парах по теме «История открытия и изучения белков».

4.     «Типы белков и их функции в организме человека» дидактическая игра.

5.     Лабораторный эксперимент по теме «Обнаружение белков в пищевых продуктах».

6.     Рассказ учителя о превращениях белков в пищеварительной системе.

7.     Решение познавательных задач с практическим содержанием (работа в группах).

8.     Подведение итогов урока. Выставление оценок. Обозначение дальнейших тем.

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя. Постановка целей урока.

Белки – это важнейшие для жизни вещества. Белки – основной структурный компонент тканей. Посмотрите на своего соседа. Все, что вы видите: кожа, волосы, глаза, ногти, - это белки. Костные ткани, кровь, мозг – все содержит белки. Кроме того, все ферменты, контролирующие химические процессы в организме, представляют собой белки. В каждом человеке десятки различных белков.

На предыдущих уроках мы с вами изучили состав, строение и свойства аминокислот, состав и структуру белков. Сегодня мы расширим наши знания. Узнаем истории открытия и изучения белков, о разнообразии белков, их функциях в организме человека, свойствах, проведем ряд опытов, подтверждающих наличие белков в продуктах питания, и обсудим превращения белков в пищеварительной системе. В завершение урока мы будем решать познавательные задания с практическим содержанием.

2. Экспресс – тест по темам «Аминокислоты. Белки». Проверка и обсуждение результатов.

Перед тем, как узнавать новое, мы должны вспомнить и обобщить ранее изученный материал. Для этого выполним тест. Ответы вы пишете через копировальную бумагу, таким образом, каждый из вас сможет сам проверить свою работу, выставить оценки и увидеть свои ошибки и исправить их.

Учащиеся выполняют задания теста. Учитель собирает один из листов с ответами. Далее идет обсуждение результатов теста и выставление оценок.

Критерии оценивания теста:

«5» - 7 правильных ответов.

«4» - 5-6 правильных ответов.

«3» - 4 правильных ответа.

3. Работа с текстом в парах по теме «История открытия и изучения белков»

После того, как в 1728 году Якоб Беккари (1682 —1766) впервые выделил белковое вещество из пшеничной муки, ученыее разных стран стали активно заниматься изучением строения белковых молекул. Результаты исследований показали чрезвычайно важную роль белков в жизнедеятельности животных и растений. Первую теорию строения белков выдвинул в 1844 году Геррит Ян Мульдер.

На ваших партах листы с отрывком из работ Мульдера и кратким изложением его теории. Ваша задача внимательно прочитать материал и выделить, в чем теория Мульдера верна, а в чем он заблуждался. Через 10 минут мы обсудим ваши наблюдения. Для удобства вы будете подчеркивать то, с чем вы согласны красной пастой, а с чем нет - черной.

Учащиеся работают с текстом, учитель консультирует пары, у которых возникли затруднения. Далее следует обсуждение и объяснение учителя о причинах несовершенства теории Мульдера.

Несовершенство теории Мульдера объясняется господствующей в то время в химии теорией радикалов. В 1846 году русский ученый Николай Лясковский установил, что эмпирические формулы белков, выведенные Мульдером, неприемлемы из-за допущенных ошибок в расчетах и, таким образом, не соответствуют данным химического анализа самого Мульдера. Лясковский показал, что вещество, принимаемое Мульдером за протеин, лишенный серы, на самом деле ее содержит, и избавиться от серы очень трудно. Поэтому нет оснований считать, что протеин является фундаментальным веществом для белков. Дальнейшее изучение белковых молекул показало, что они являются природными полимерами, построенными из остатков a -аминокислот.

4. «Типы белков и их функции в организме человека» дидактическая игра

Белки — незаменимый компонент живого организма, они необходимы как для его роста, так и для поддержания нормальной жизнедеятельности. В этих случаях происходит образование новых тканей. Вообще говоря, замена старых клеток на новые происходит очень часто. Например, красные кровяные клетки ежемесячно полностью обновляются. Клетки, выстилающие стенки кишечника, обновляются еженедельно. Каждый раз, принимая ванну, мы сбрасываем с себя мертвые клетки кожи.

Сейчас, используя наши знания из химии, биологии и повседневной жизни, мы будем соотносить типы белков и их функции в организме человека. На доске листы с отпечатанными на них типами белков. Рядом в столбик записаны вразброс их функции. Ваша задача соотнести их и подобрать пример того или иного типа белков. Итак, начинаем работу: работаем в парах. Тот, кто нашел соответствие, поднимает руку и выходит к доске.

Страницы: 1, 2, 3