Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
2.3
Система педагогической работы, направленная на развитие чувства времени у детей
старшего дошкольного возраста
Цель формирующего этапа
эксперимента – разработка и апробация системы работы по развитию чувства
времени у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи формирующего
эксперимента:
1.
Подобрать
дидактические игры и игры-упражнения для развития различных видов времени
(физического, психического, художественного);
2.
Практически
применить дидактические игры и игры-упражнения в педагогической деятельности;
Исходя из контрольной
диагностики, и с целью проведения формирующей части эксперимента были подобраны
дидактические игры и игры-упражнения по развитию чувства времени.
Развитие чувства времени
велось в трех направлениях:
1)
развитие
физического времени
Цель: формировать у детей знания о свойствах физического времени:
линейности, цикличности, последовательности.
Для развития физического
чувства времени, использовалась дидактическая игра «Путешествие в страну
часов», целью которой являлось знакомство детей с разнообразием часов
(часы-растения, «петушиные», водяные, солнечные, песочные, часы-свечи,
механические, кварцевые, электронные, атомные) и с историей их появления (от
«петушиных» до атомных). Эта игра способствует расширению и активизации
словарного запаса, а также развивает память, мышление и любознательность. Эта
игра сначала проводилась с участием педагога, который давал детям понятия о
различных видах часов, рассказывал об их особенностях. Впоследствии дети сами
играли в эту игру и рассказывали друг другу о часах.
Проводилась
игра «Танец цветов», задачей которой, было научить детей использовать элементы
эвритмии для самовыражения в процессе пластического фантазирования, а также
научить детей чувствовать временные интервалы в 1, 3, 5 минут. Дети сами
выбирали для себя любимый цветок, придумывали к нему движения под музыку, а
когда музыка внезапно прекращалась, дети должны были застыть в любой позе.
Также в
развитии физического чувства времени проводилась дидактическая игра "Как
мы меняемся", целью которой являлось определение уровня понимания ребенком
текучести времени. Детям необходимо было расположить картинки с изображением человека
в различные возрастные этапы жизни в действительной последовательности.
Игра
"Заколдованный путник". Играющие двигаются вокруг ведущего, который
хлопает в ладоши и говорит:
Входишь ты в
волшебный круг,
Замирает все
вокруг!
Три минуты
лишь пройдет,
Путник снова
отомрет.
Можно
назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь
пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд
пройдет, семь секундочек пройдет и т.п.
С последним
словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто
наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.
Вариант:
Входишь ты в
волшебный круг,
Замирает все
вокруг.
Но как время
истечет,
Путник снова
отомрет.
С последними
словами, играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое
время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой
сигнал, по которому "застывшие" путники вновь оживают. Им
предлагается отгадать, сколько времени они были "заколдованы". Кто
называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.
Также
проводились игры на закрепление цикличности времени по временам года. Игра
«Какое время года?» воспитывает умение соотносить текст с картинкой о времени
года, также воспитывает сообразительность и быстроту мышления.
Игра «Когда
это бывает?» закрепляет знания о частях суток, развивает связную речь,
активизирует словарь.
Взрослый или
ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в
это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д.
Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.
Второй
вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает,
что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом
заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю.
2)развитие психического
времени
Цель: развивать
умение свободно перемещаться в прошедшее время, умение создавать образ будущего
в деталях и развитии.
Игра
«Было-будет» упражняет в правильном использовании слов о прошлом, настоящем и
будущем. Детям предлагалось на основе художественных произведений определять, когда
говорится о прошлом, когда о настоящем, а когда о будущем. После того как игру
провели несколько раз, предложили детям усложненный вариант: воспитатель
произносит слова «есть», «было», «будет», а дети придумывают к ним другие,
подходящие по смыслу слова, чтобы получилось предложение.
Игра
«Карусель» упражняет детей в быстром и медленном темпе речи, в согласовании
слов с движениями. Дидактическая задача этой игры учить детей говорить в
быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения,
реагировать на словесный сигнал.
Игра «Золотой
свет» знакомит детей с возможностью свободно перемещаться во времени: льется
сказочный свет и, попадая в него можно перемещаться в сказочное время.
Игра
«Путешествие на машине времени» помогает детям свободно перемещаться в прошлое
(если создать детали убранства, одежды прошлого), будущее (при использовании
изобразительной деятельности дети создают образы будущего).
3)
развитие
художественного времени
Цель: развивать
умение выделять и характеризовать время в художественных произведениях,
выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев и сопереживать им в
процессе драматургического построения сюжета.
Так как
художественное время осваивается в сказках, историях и рассказах, мы предлагали
детям сначала прослушать сказки, в которых герой переживает по поводу
каких-либо событий - «Сказка о рыбаке и рыбке», «Цветик-семицветик», «Сказка о
потерянном времени», «Аленький цветочек», «Золотой ключик, или приключения
Буратино», а затем проводились беседы, в которых детям предлагалось выделить и
охарактеризовать время в этих сказках. Для выявления цикличности в
эмоциональных переживаниях героев, велась работа через костюмированные
представления по мотивам прочитанных сказок.
Таким
образом, формирующий этап эксперимента представляет собой организацию педагогической
работы, где осваивается в специально организованной деятельности понятия о
чувстве времени как эстетическом феномене, его ценностном смысле в
жизнедеятельности ребенка, и приобретается опыт руководствоваться им в своей
жизни.
2.4 Динамика
развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
Цель контрольного
этапа эксперимента заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях
развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми
средствами. Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии
с методикой констатирующего этапа с применением тех же самых заданий.
Повторное
проведение заданий на выявление уровня восприятия у детей физического времени «Нарисуй
картинку», «Танец листьев», «Всему свое время» позволило выявить качественные
позитивные новообразования у детей экспериментальной группы. Дети научились
устанавливать взаимосвязь между течением времени и собственной жизнью,
чувствовали временные отрезки и соотносили изменения во времени и в
деятельности и т.п. Объяснение этому заключается в том, что в дошкольном
образовательном учреждении были созданы специально организованные виды
деятельности, способствующие интериоризации знаний о времени.
При
проведении повторной диагностики на выявление уровня восприятия психического
чувства времени детям предлагались задания «Путешествие в прошлое»,
«Путешествие в будущее», «Ветер». Многие дети смогли свободно перемещаться в прошлое,
используя прием обратного прокручивания, однако, образ будущего создать в
деталях и развития смогли не все дети. У большинства детей была выявлена
способность чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем
мире и соотносить это с внутренним чувством времени.
Повторная
диагностика на выявление уровня восприятия художественного времени показала,
что дети после нескольких повторений могут самостоятельно выделять и
характеризовать время в сказках – задание «Машина времени». При проведении
задания «Что чувствует твой любимый герой» было выявлено, что почти половина
детей способны самостоятельно выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях
героев. Практически у всех детей в той или иной мере проявлялось сопереживание
героям художественного произведения. При проведении задания – сказки «Щелкунчик
и его друзья» дети не всегда чувствовали единство ритма, времени и
пространства, лишь в движениях некоторых детей наблюдалось чувствование темпа,
отображались ритмические особенности музыки.
Количественные
данные приведены в таблице:
Итоговый этап
эксперимента
Группы
|
Экспериментальная
группа
|
Контрольная группа
|
Уровни
|
Физическое
|
Психическое
|
Художественное
|
Физическое
|
Психическое
|
Художественное
|
Спонтан
ный
|
16%(4)
|
20%(5)
|
20%(5)
|
44%(11)
|
52%(13)
|
40%(10)
|
Ситуативный
|
32%(8)
|
40%(10)
|
32%(8)
|
36%(9)
|
28%(7)
|
36%(9)
|
Константный
|
48%(12)
|
36%(9)
|
44%(11)
|
16%(4)
|
16%(4)
|
20%(5)
|
Таким
образом, контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении
качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста игровыми средствами, а также о динамике этих
изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения,
обусловленные применением системы игр, которая использовалась в процессе
проведения работы. Основным достижением в качественных характеристиках явилось
осознание детьми ценности и значимости категории время для жизни людей и их
собственной жизнедеятельности. Наиболее активными методами, обеспечивающими
достижение в формировании точных представлений о времени и понимание его смысла
в жизнедеятельности человека, выступили "путешествия".
Заключение
Развитие у
детей чувства времени – это лишь одна сторона эстетического развития детей, но
она очень действенная и результативная, поскольку процессы чувственного
восприятия мира в целом необратимы – они оставляют «след» в душе ребенка и при
благоприятных условиях вновь и вновь восстанавливаются и заявляют о себе в
полную силу.
Наше
исследование развертывалось на основе анализа философских и психолого-педагогических
исследований, который позволил нам выявить сложившиеся в науке различные
концепции о времени. Оно было посвящено проблеме развития чувства времени у
детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования подтвердились
высказанные нами гипотетические положения о том, что у детей старшего
дошкольного возраста, возможно развить чувство времени если его рассматривать
как эстетический феномен, включающий физическое, психическое и художественное
время; при использовании дидактических игр и игр-упражнений в системе.
В ходе
исследования представления детей о времени изменялись от понимания его как
предмета, изображающего цифры, к пониманию его как невидимого, текучего, к
осознанию его ценности, наполненности предметным действием и потребностью
использовать в качестве ориентира в деятельности.
Детям уже в
дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во
времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать
его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени),
менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение
регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития
таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность,
точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Список
литературы:
1.
Бахтин
М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтина. – М.: Искусство,
1986. - 445с.
2.
Буров
А.И. Эстетическая сущность [Текст] / А.И. Буров. – М.: Психология, 1956 – 308
с.
3.
Дорфман
Л.Я. Эмоции в искусстве [Текст] / Л.Я. Дорфман. – М.: Смысл, 1997. 424с.
4.
Изард
К.Е. Эмоция человека [Текст] / К.Е. Изард. – М.: Изд-во МГУ, 1980.- 440с.
5.
Коджаспирова
Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] Г.М. Коджаспирова, А.Ю.
Коджаспиров. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 176 с.
6.
Лобова
А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к
человеку [Текст] / А.Ф. Лобова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т,
2000.-156с.
7.
Лобова
А.Ф. , Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально – игровой
деятельности [Текст] / А.Ф. Лобова, О. Е. Дрень. Монография для методистов,
воспитателей, музыкальных работников ДОУ/ Уральский государственный университет
– Екатеринбург, 2003.- 156с.
8.
Москвин
В.А. Попович В.В. Философски-психологические аспекты исследования категории
времени // Вопросы психологии 2004. №5
9.
Мусхелишвили
Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ [Текст] / Н.Л.
Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер. Вопросы психологии. 1997. №3.
10. Муравьев В. Овладение
временем. М., 1998.
11. Немировская М.А. Развитие
чувства времени: психоаналитическая точка зрения // Журнал практической
психологии и психоанализа. 2003. №6.
12.
Непомнящая
Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб., 2005.
13.
Нурутдинова
А.Р. Этико-эстетическое воспитание [Текст] / А.Р. Нурутдинова. Педагогика –
2006 - №10 – С. 87-93
14.
Рихтерман
Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.,
1991.
15.
Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. М.: Академический
проект 1999 – 508 с.
16.
Рубинштейн
С.Л. О восприятии времени и пространства // Мир психологии. 1999. №4.
17.
Селиванов
B.C. Основы общей
педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия»,
2000 - 336с.
18.
Торошилова
Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет [Текст] /
Е.М. Торошилова Т.В. Морозова. – М.: Деловая книга - 2001 – 287 с.
19.
Тарабанова
Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Ярославль, 1996.
20.
Урунтаева
Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.:
Просвещение, 1997.-188с.
21.
Феано.
Хронос. М., 2003.
22.
Эстетическое
воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / под
ред. Н.А.Ветлугиной – М.: Просвещение – 1985 – 208 с.
23.
Эльконин
Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1978. – 304с.
24.
Эльконинова
Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного
пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.
25.
Яфальян
А.Ф., Дрень О.Е. Развитие у детей чувства времени: Учебно-методическое пособие.
– Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. – 99с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|