Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития
у детей чувства времени как эстетического феномена в психолого-педагогической и
методической литературе
1.1 Понятие
"чувство времени" в психолого-педагогической литературе
1.2.
Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста
1.3.Значение игры в
развитии детей дошкольного возраста
1.4. Анализ современных образовательных
программ для дошкольных образовательных учреждений
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование
процесса развития у детей старшего дошкольного возраста физического,
психического и художественного чувства времени
2.1. Диагностика
развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Особенности
развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста2.3. Система
педагогической работы, направленная на развитие чувства времени у детей
старшего дошкольного возраста
2.4. Динамика
развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность
проблемы и темы исследования.
Современная
цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и
нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется
умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и
гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на
высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро
реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом
крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.
Ребенку
жизненно необходима ориентировка во времени, оно служит базисом его личностной
культуры. Дети, еще не имеют жизненного опыта, которым обладают взрослые, но
они имеют преимущество в том, что у них еще сохранились колоссальные природные
возможности, к которым, в частности, относится развитие природосообразного
эстетического чувства времени. Обладая развитым чувством времени, дети способны
управлять собой и любой ситуацией, в которой они оказываются. Их адекватность и
активность значительно повышаются, предпринимаемые действия отличаются
последовательностью и обдуманностью.
В современной методике
проблема развития чувства времени трактуется неоднородно, она исследуется
учеными практически во всех науках.
Например, проблему
биологического времени впервые обозначил в середине прошлого столетия Карл
Эрнест фон Бэр. В дальнейшем проблему биологического времени, а также механизм
чувства времени разрабатывали И.И. Шмальгаузен, Т.А. Детлаф и др. В географии
время исследовали А.Д. Арманд, В.А. Канке. Проблема объективного и
субъективного времени была предметом обсуждения в исследованиях П.Жане (он попытался
рассмотреть психологическую эволюцию личности в реальном временном протекании,
соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать
биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат
эволюции личности), Ш. Бюлер (она установила закономерности в смене фаз жизни,
в смене доминирующих тенденций, в изменении жизненной активности в зависимости
от возраста, предприняла попытку интегрировать биологическое и психологическое
времена жизни в единой биографической системе координат), Ж. Пиаже,
К. Левина, М.М. Бахтина и
др.[8]
Проблемой развития
представлений о времени у детей дошкольного возраста занимались Т.Д. Рихтерман,
Т.И. Тарабарина, Е. И. Соколова, Л.М. Маневцова, Р. Л. Непомнящая, О.Е. Дрень,
А.Ф. Яфальян и другие.
Анализ научной,
психолого-педагогической и методической литературы, а также практика
организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном
учреждении позволили выделить ведущие противоречия между:
·
современными
потребностями общества в активной, мобильной и легко адаптирующейся к различным
условиям личности, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических
условий, обеспечивающих гармоническое ее развитие;
·
потребностью
в гармоничной личности и отсутствием теоретического обоснования методического
обеспечения по развитию чувства времени как свойства и качества личности детей.
Данные противоречия
обусловили проблему исследования: может ли игровая деятельность стать
естественным, социально значимым средством развития чувства времени у детей
старшего дошкольного возраста как качества личности? Решение данной проблемы
обусловило выбор темы исследования: «Развитие чувства времени у старших
дошкольников в процессе игровой деятельности».
Цель исследования –
теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанную систему
работы, направленную на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного
возраста.
Объект
исследования: процесс развития чувства времени у детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет
исследования: система работы, направленная на развитие чувства времени у детей
старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
процесс развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста будет
эффективным, если:
·
рассматривать
чувство времени как эстетический феномен, включающий физическое, психическое и
художественное время;
·
соблюдать
принципы систематизации и интеграции в организации игровой деятельности детей
старшего дошкольного возраста;
·
система
работы должна обеспечить включение детей в различные виды игровой деятельности;
·
проводить
целенаправленное развитие чувства времени не только на специально
организованных занятиях, но и в свободной деятельности.
В
соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.
Выявить
эстетическое содержание, особенности проявления чувства времени как свойства и
качества личности в психолого-педагогической и методической литературе;
2.
Разработать
систему игр по развитию чувства времени для детей 5-7 лет.
3.
Экспериментально
проверить влияние разработанной системы игр на развитие чувства времени у детей
старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме
исследования;
эмпирические: целенаправленное наблюдение за процессом развития
детей, анализ образовательных программ, диагностические срезы развития детей,
педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ
экспериментальных данных.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2008) заключался в поиске литературы по теме
исследования, в подборе средств, методов и приемов работы по развитию чувства
времени у детей старшего дошкольного возраста, в определении предмета, цели,
гипотезы, задач исследования.
На втором этапе (2009) были определены критерии, показатели и
уровни проявления чувства времени как качества личности, проведены
констатирующий и формирующий эксперименты.
На третьем этапе (2009) завершен формирующий и проведен
контрольный эксперименты, сформулированы выводы и оформлена курсовая работа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в
теоретическом обновлении подходов к развитию чувства времени у дошкольников,
суть которого состоит в обозначении ценностного смысла времени в
жизнедеятельности человека, в обосновании содержания понятия «чувство времени»
как природосообразного свойства и эстетического качества личности,
характеризующегося способностью личности чувствовать, гармонизировать,
синхронизировать виртуальный и реальный мир.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной
апробации системы игр по развитию у детей старшего дошкольного возраста чувства
времени.
Структура исследования. Курсовая работа изложена на 36 стр.,
содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Библиография включает 25 источников.
Глава
1. Теоретические основы развития у детей чувства времени как эстетического феномена в
психолого-педагогической и методической литературе
1.1
Понятие «чувство времени» в психолого-педагогический литературе
Чувство
времени – природосообразная эстетическая способность личности чувствовать,
гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир.
Чувство
времени как эстетическое качество личности развивается на протяжении всей
жизни. Однако основы эстетических чувств закладываются в период дошкольного
возраста, когда у ребенка ведущей сферой является игровая деятельность. Именно
в этот период формируются основы эмоциональной культуры.
Поэтому, прежде чем определить теоретические основы чувства времени,
остановимся на основных подходах к пониманию эмоций и чувств.
«Эмоции
(потрясаю, волную) - особый класс психических процессов и состояний, связанных
с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования
активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций
для осуществления его жизнедеятельности»[3].
Значительный вклад
в понимание эмоциональной сферы человека внесла информационная концепция эмоций
П. В. Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются
качеством и интенсивностью актуальной потребности личности и оценкой, которая
дает возможность ее удовлетворения. Информационная концепция эмоций П. В.
Симонова названа общим законом человеческих эмоций.
Эмоции можно
разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные
отношения (чувства).
В житейском
понимании часто эмоции называют чувствами. В действительности научное
использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком
своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким
либо объектам.
Что касается чувств, то они соответствуют скорее условиям
деятельности и возникают в зависимости от успешности (неуспешности) реализации
побуждений. Чувства не смешиваются, а сменяют друг друга. Чувства возникают на
более поздних этапах эволюции и присущи в основном человеку.
Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять
чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Основанием для выделения
служит их предметный характер, который возникает в результате специфического
обобщения эмоций, связывающегося с представлением о некотором объекте. А.Н.
Леонтьев также указывает, что чувства образуют ряд уровней: от непосредственных
чувств к определенному объекту и до высших социальных чувств, относящихся к
общественным ценностям.
Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как
своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности,
как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В
процессе регуляции поведения чувствам отведена роль, ведущих эмоционально-смысловых
образований личности.
Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями
нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может
выражаться в разных эмоциях.
«Эстетические
чувства - это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с
пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Эти чувства
реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от
легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до
чувства настоящего эстетического восторга»[22]
Процессуальную
характеристику эстетических чувств дает А.Ф. Лобова. Существенными для данного
исследования является следующие характеристики эстетических чувств: изменчивость,
«текучесть», возвратность, натренированность, переключаемость,
взаимозависимость,
синхронность,
«засоряемость».
Автор
выделяет группы эстетических чувств в зависимости от источника и происхождения
явления, которое влияет на человека и вызывает эти чувства:
·
природосообразные
(цвета, линии, пропорции, симметрии, ритма, динамики, темпа, пространства,
времени),
·
социально
значимые (мера, гармонии, тона, стиля, формы, грации, пластики, интонации,
тембра)
·
духовно
ценные (прекрасного, возвышенного, комического, безобразного, трагического,
героического, низменного).
Чувство
времени, как мы видим, включено в группу природосообразных чувств. Сензитивным
периодом формирования природосообразных чувств, в том числе и чувства времени,
является дошкольный возраст.
Чувство времени –
реальная оценка мира, способность к непосредственной правильной оценке времени.
В мифологии Хронос – это бог времени, который управлял движением и гармонией
мира, а чувство времени – «бог» внутреннего мира конкретной личности, оно
синхронизирует все процессы.
Эстетическая хронологика
неразделимо связана с пространством и ритмом, представляя собой логику космоса,
природы и социума, где человек выступает мерой и частью универсального единства
мира.
В эстетике темпоральная
(временная) сущность и темпоральная форма целостного мира не тождественны
представлениям человека о линейной хронологии в природе и жизни. Эстетическая
картина мира строится на принципиально иных основах, не тождественных простому
линейному ряду. Эстетический образ вбирает в себя множество временных
характеристик и сущностей. Но при этом чувство времени основано на способе
сравнения одного момента с другим.
Александр Леонидович
Чижевский приводит такой пример: если ударить по предмету, то слышится звук;
если через несколько минут снова ударить по предмету, снова слышится звук.
Пространство между этими звуками человек и называет "временем": когда
он слышит второй звук, первый остается в воображении разума, и это только
информация, оставшаяся в памяти. Человек, сравнивая информацию в памяти с
переживаемым на данный момент, получает чувство времени. По мнению Чижевского,
не будь этого сравнения, не было бы и чувства времени (если человеку отказывает
память, то мозг не способен делать такого рода выводы, следовательно, не
возникнет и чувства времени).
Чувство времени как
эстетический феномен представляет собой единство конечного - бесконечного,
субъективного - объективного, соматического - психического - ментального
отражений целостной, объемной временной структуры.
Единство пространства,
времени и ритма составляет динамическую триаду, которая в момент соединения
порождает природосообразные эстетические чувства.
Восприятие времени как
сбалансированного чувства природных, социальных, космических процессов
становится эстетическим феноменом, то есть эстетическим качеством личности, в
процессе развития у детей разнообразного чувствования времени. Разные виды
времени создают полифонию чувств ребенка и помогают их синхронизировать и
гармонизировать.
Эстетическое чувство
времени включает в себя следующие виды времени:
1. Объективно-природное, в
котором находятся неодушевленные физические объекты - это физическое время, оно
протекает линейно и последовательно.
2.
Объективно-субъективное время, которое рассматривается как социальное и
личностно-психологическое время. В нем измеряют свое существование народы,
нации, индивидуумы. Психологическое время характеризуется отсутствием строгой
линейности и необратимости.
3. Искусственное время,
которое рассматривается в художественных произведениях. Оно, по сути,
представляет виртуальную реальность в преломлении действительности.
Художественное время существует на основе вымышленных или действительных героев
внутри художественного текста.
Таким образом,
эстетическое чувство времени – это природосообразная эстетическая способность
личности гармонизировать, синхронизировать и регулировать виртуальный и
реальный мир. Единство художественной,
творческой и эстетической деятельности – вот тот путь, который позволяет
развивать у ребенка чувство времени как эстетическую способность.[25]
1.2
Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста
Страницы: 1, 2, 3, 4
|