Развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста
в-третьих, упражнения для развития быстроты не
должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с
разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований,
облегчением заданий. Тогда не будет закрепления, стабилизации скорости, так
называемого «скоростного барьера», который в дальнейшей работе с трудом
преодолевается;
в-четвертых, важным условием для успешного
выполнения быстрых движений является оптимальное состояние центральной нервной
системы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей
деятельностью. Значит, игры и упражнения, совершенствующие быстроту,
целесообразно проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки.
Для развития быстроты целесообразно
использовать различные упражнения в размахивании, кружении, взмахе, ударах,
бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимально
возможной частотой.
Таким образом быстрота развивается в
процессе обучения ребенка основными движениями. Для развития скоростных качеств
Е.Н. Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге;
чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на
более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует
развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с
заданным темпом.
Вывод по I главе
Важная задача физического воспитания
это развитие быстроты движения.
Быстротой называется способность
человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Способность к быстроте необходима для
формирования и совершенствования бега, различных видов прыжков и метаний в
подвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивных
упражнений.
Для детей характерно стремление к
быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями
нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов
возбуждения и торможения).
Проявление быстроты относительно
независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть
медлительным в движении и наоборот.
Быстрота развивается в процессе
обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств предлагают
использовать упражнения в быстром и медленном беге. Выполнение упражнений в
разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное
усилие в соответствии с заданным темпом.
Таким образом мы пришли к выводу,
что: воспитание физических качеств является важной задачей в физическом
воспитании дошкольников.
Глава 2. Воспитание
физических качеств
2.1 Выявление уровня
развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста
Практическая работа
проводилась в детском саду «Солнышко» 5-6 лет старшая группа.
Цель: изучение уровня
развития быстроты.
Задачи:
1. Выбрать диагностику.
2. Провести диагностику у
детей старшей группы.
3. Проанализировать
результаты исследования.
Исследования проводились
по методике Ноткиной Н.А.
Тест
Бег 30 метров со старта.
Методика обследования:
Инструктор проводит
несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища, и
ног.
Задание проводится на
беговой дорожке (длина не менее 40 метров, ширина 3 метра).
На дорожке отмечаются
линии старта и финиша. Тестирование проводят двое взрослых, один находится с
флажком на линии старта, второй (с секундомером) на линии финиша. За линией
финиша на расстоянии 5-7 м. ставится яркий ориентир. По команде воспитателя
«Внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу.
Затем следует команда
«Марш» взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка) в это время
воспитатель, стоящий на линии финиша включает секундомер.
Во время короткого отдыха
(3-5 минут) проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.
Предлагаются две попытки, фиксируется наилучший результат (во время бега не
следует торопить ребенка, корректировать его бег).
Количественный
показатель: время бега (в мин.)
5-6 лет 8,4-9,2
6-7 лет 7,6-8,0
Старший возраст
1.
Небольшой
наклон туловища, голова прямо;
2.
Руки
полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед–внутрь;
3.
Быстрый
вынос бедра, маховой ноги (под углом примерно 60-70 градусов).
Качественный показатель:
Высокий уровень –
соответствие всем показателям.
Средний уровень –
соответствие трем показателям.
Низкий уровень -
соответствие двум показателям.
Результаты физической
подготовленности занесены в протокол № 2 (см. приложение 1, 2)
Рис. 1 Показатели уровня
развития быстроты
Анализ: Результаты
высокого уровня не показал не один ребенок
Средний уровень – дети в
данной группе справляется с большей частью элементов техники это составляет 50%
Низкий уровень – ребенок
допускает значительные ошибки 50% детей. На основе этого была спланирована
работа по развитию быстроты у детей старшего возраста.
2.2 Развитие быстроты у
детей старшего дошкольного возраста посредством физкультурных занятий
Цель: Разработать серию
занятий по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Составить
конспекты физкультурных занятий;
2.
Провести
их с детьми старшего дошкольного возраста;
Практическая работа
проводилась с сентября по ноябрь.
Тематический план.
Задачи физкультурных занятий
|
Количество занятий
|
Материалы оборудования
|
1. Упражнять в беге, упражнять в ходьбе на носках и беге по
доске, учить лазить по наклонной лестнице чередующимся шагом, развивать
быстроту.
|
1
|
4 доски положить по сторонам площадки. 2-3 лестницы
поставить наклонно у гимнастической стенки.
|
2. Упражнять в беге, учить бросать мяч вверх и мягко ловить
двумя руками, упражнять в ходьбе на носках и беге по доске, развивать
быстроту.
|
1
|
Мячи на всех детей, 4 доски по сторонам площадки.
|
3. Упражнять в беге, учить подпрыгивать с разбега, стараясь
коснуться подвешенного предмета, упражнять в мягкой ловле мяча после бросков
о землю и вверх, развивать быстроту.
|
1
|
Мячи на всех детей, 2-3 мяча на разных сторонах площадки, на
высоте 160-170 см.
|
4. Упражнять в беге, упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке с различным положением рук, в ползании на
животе, развивать быстроту.
|
1
|
3 мяча. 3 скамейки
поставить параллельно друг другу
|
5. Упражнять в беге,
учить передавать мяч в колоннах вперед и назад прямыми руками, упражнять в ходьбе и беге по гимнастической скамейке,
развивать быстроту.
|
1
|
3-4 гимнастические
скамейки, 3-4 мяча.
|
6.
Упражнять в бег, учить ходить и бегать по наклонной доске, упражнять в
лазанье по наклонной доске на четвереньках, развивать быстроту.
|
1
|
3
доски, гимнастическая стенка, шнур.
|
7. Упражнять в беге,
учить бросать и мягко ловить мяч в парах, упражнять в беге по
наклонной доске прямо и
боком, развивать
быстроту.
|
1
|
мячи на подгруппы
детей, 3 доски, разметить дорожки длиной 10-15 м линиями через 1 м (или
положить гимнастические палки).
|
8.
Упражнять в беге, учить ходить, прямо и
боком
по скамейке с мешочком на голове, упражнять в пролезании в обруч, не задевая его, развивать быстроту.
|
1
|
мешочки и обручи на всех детей, 6 флажков, 4
скамейки по сторонам площадки.
|
9. Упражнять в беге, упражнять в умении входить и
сходить по наклонной доске боком, в пролезании между рейками гимнастической
стенки без задержки, развивать быстроту.
|
1
|
3 шнура, 2
гимнастические скамейки, 3 доски.
|
10. Упражнять в точном попадании в горизонтальную цель, в умении вбегать и сбегать но наклонной доске на носках, развивать быстроту.
|
1
|
3 корзины, 10
мешочков, шнура, 2 доски у гимнастической стенки.
|
Занятие 1,2,3.
На данном физкультурном
занятии предлагались детям разные виды бега (медленный бег и бег со средней
скоростью). При беге у Нины С., Вики К. в технике бега встречаются ошибки дети
делают слабый вынос бедра маховой ноги, не смотрят прямо, смотрят под ноги.
Занятие 4,5,6.
На этих занятиях при
выполнении бега меняли ведущих. У детей Сони Б., Кирилла М. не энергичное
отталкивание ногами, Никиты Т встречаются ошибки в технике бега Никиты Т. руки
не согнуты в локтях, Ай-Саны М. плохой вынос бедра, Нины С. не смотрит прямо
перед собой, смотрит под ноги.
Занятие 7,8,9,10.
На этих занятиях
продолжали отрабатывать технику бега, для этого использовали медленный бег, в
течении одной минуты в чередовании с ходьбой. А также бег со средней скоростью
которую проводили вводной части или основной части.
При проведении бега
уделяем большое внимание смене темпа движения – быстрого и медленного. Это дает
возможность проявить активность не только подвижным детям, но и более вялым.
2.3 Анализ полученных
результатов
Цель изучение уровня
развития быстроты.
Задачи:
1. Провести диагностику в
старшей группе;
2. Дать анализ
результатам исследования;
3. Исследования
проводились по методике Ноткиной Н.А.
Результаты исследования
представлены в рисунке 2 и приложении 3
Рис. 2. Показатели уровня
развития быстроты
Анализ: После проведенной
работы результаты изменились.
20% детей показали более
высокий результат, а дети в низким уровнем развития быстроты по показателям
перешли на средний уровень.
Таким образом после
практической работы результаты изменились. Они представлены в рис. 2 и в
приложении 3.
Заключение
Важной задачей
физического воспитания это развитие быстроты движения. Быстрота – это способность
человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий
отрезок времени.
Способность к быстроте
необходима для формирования и совершенствования бега, разных видов прыжков и
метаний, в подвижных играх, а так же для успешного овладения многими видами
спортивных упражнений.
Для детей характерно
стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма,
особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена
процессов возбуждения и торможения).
Проявление быстроты
относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но
быть медлительным в движении и наоборот. Быстрота развивается в процессе
обучения ребенка основным движениям.
Для развития скоростных
качеств предлагают использовать упражнения в быстром и медленном беге.
Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения
прикладывать различное мышечное усилие с заданным темпом.
Начинать задания на
открытом воздухе лучше в теплое время года тогда вместе с постепенным снижением
температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы,
предохраняющие его от переохлаждения, происходит приспособление к меняющимся
условиям внешних факторов, т.е. повышается закаленность детского организма.
Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Это в
полной мере относится и к физкультурным занятиям на воздухе: проводить занятия
надо регулярно, а не от случая к случаю и стремится, чтобы все дети их
посещали.
Основная задача которая
решалась на занятиях – это упражнения в быстром в начале движения, умения
реагировать действием на сигнал (звуковой или словесный).
При повторении занятия
учитывались такие требования. Сначала бег осваивали в медленном темпе, чтобы
освоить технику движения. Продолжительность упражнения на быстроту должна быть
небольшой, чтобы не наступало утомление. Для этого бег чередовали с ходьбой.
Упражнения для развития быстроты не должны иметь однообразный характер. Поэтому
для совершенствования бега использовали подвижные игры «Догоните меня»,
«Догони», «Ловишки», «Самолеты», «Бабочки и стрекозы» и др. и игры-эстафеты;
после проведенной работы изменились результаты бега. Высокий 40%, средний 60%
Таким образом мы пришли к
выводу, что: способность к быстроте необходимо развивать с помощью упражнения в
быстром и медленном беге, подвижных игр для того чтобы дети в дальнейшем
овладели, разными видами спортивных упражнений и спортивных игр.
Список использованной
литературы
1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и
упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М.:
Просвещение, 1992. - 157с.
2. Алямовская
В.Г. Физкультура в детском саду: теория и методика организации физкультурных
мероприятий. М: Чистые пруды, 2005. -32с
3. Буцинская
П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. –
М.: 1981
4. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье
детей: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1986. - 125с.
5. Воспитание детей в сезонных
дошкольных учреждениях / Под ред. А.Ф. Говорковой, Н.И. Кузиной. - М., 1988г.
6. Гломидова С.Е.
Физкультура. Игровая деятельность старшая группа. Корефей, Волгоград. -112 с.
7. Залетаев И.П.,
Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения. – М.: 2002
8. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.,
Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении. –
М.: Академия, 2003. – 320 с.
9. Кузина И. Степ-аэробика / Журнал
«Обруч», 2005 № 1
10. Кузьмина Е.Ю. «Папа» - мяч и «Мама» -
мяч // Журнал «Обруч», 2004 № 1
11. Лайзане С.Я. Физическая культура для
малышей. Пособие для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1978. - 158с.
12. Наш «взрослый» детский сад: Книга для
воспитателя детского сада: Из опыта работы / К.П. Изергина, Л.С. Преснякова и
др. - М.: Просвещение, 1991.-95с.
13. Обухова Л.А., Горькова Л.Г. Занятия
физической культуры в ДОУ по программе «Остров здоровья» Е.Ю. Александрова.
2006
14. Оздоровительная направленность
физкультурных мероприятий // Дошкольное образование, 2004. - № 20.- С. 8-18
15. Организация работы сельского детского
сада: Условия организации дошк. воспитания в сел. местности /Л.В. Поздняк, А.К.
Бондаренко; Сост. Н.А. Реуцкая, Н.А. Петрова. - М.: Просвещение, 1988. - 240с.
16. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия
с детьми 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,
1986. - 111с.
17. Рунова М.А.
Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 2000. –
256 с.
18. Смирнова Л.А.
Общеразвивающие упражнения для дошкольников. – М.: Владос, 2003
19. Степаненкова Э.Я. Теория и методика
физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский
центр «Академия», 2006. — 368 с.
20. Степаненкова Э.Я.
Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. –
М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 96 с.
21. Физическая культура в дошкольном
детстве Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с.
22. Физическая подготовка детей 5-6 лет к
занятиям в школе / Э.И. Адашкявичене, Л.В. Карманова и др.; Под ред. А.В.
Кенеман и др. - М.: Просвещение, 1980. - 144с.
23. Физическое воспитание детей
дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы /
В.А. Андерсон, Л.А. Вике. - М.: Просвещение, 1991. - 63с.
24. Физическое воспитание детей раннего и
дошкольного возраста. Под ред. Юрко ГЛ., Спирина В.П. Изд. 2-е. М, «Медицина»,
1978, 248с.
25. Фролов В.Г. Физкультурные занятия,
игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение,
1986. - 159с.
26. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные
занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя
детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.
27. Хухлаева Д.В. Методика физического
воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. училищ. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 208с.
28. Шебеко В.Н. Занятия по
физической культуре в детском саду. Минск.:, 2001. – 88 с.
29. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А.
Физическое воспитание дошкольников. - Москва, 1998
30. Шишкина В.А. Какая физкультура нужна
дошкольнику. – М.: Просвещение, 2000
Страницы: 1, 2, 3
|