3-й уровень усвоения знаний | |||||||||||||||||||||||||||
К усвоения |
0.9-1.0 |
0.8-0.9 |
0.7-0.8 |
менее 0.7 |
|||||||||||||||||||||||
Отметка |
5 |
4 |
3 |
2 |
4-й уровень усвоения знаний
К усвоения
0.9-1.0
0.8-0.9
0.7-0.8
менее 0.7
Отметка
5
4
3
2
Для удобства расчета коэффициента усвояемости при автоматизированном контроле В.П. Беспалько предложена двенадцати бальная шкала оценки знаний.
Коэффициент
Уровень усвоения знаний
усвоения
1
2
3
4
К усвоения < 0.7
0
0
0
0
0.7 < К усвоения < 0.8
1
4
7
10
0.8 < К усвоения < 0.9
2
5
8
11
0.9 < К усвоения < 1.0
3
6
9
12
Согласно приведенным данным в зависимости от дидактических целей обучения студенты выполняют тесты заданного уровня и знания могут оцениваться по принятой в Агролицее шкале (2 уровень усвоения).
Далее, исходя из К усвоения разработка системы рейтинг-контроля проводится по следующему алгоритмы.
После изучения дисциплины рассчитывается общий К усвоения каждого студента по формуле:
где:
Kus - общий К усвоения после окончания дисциплины;
Kusv - отдельный К усвоения по i-й теме;
n - количество тем в дисциплине.
При итоговом контроле знаний полученный Kus учитывается следующим образом. При Kus = 1.0 - 0.9 выставляется оценка “5”, при Kus 0.9 - 0.8 - отметка “4”, при Kus 0.8 - 0.7 - отметка “3” и при Kus < 0.7 - отметка “2”.
Коэффициент, полученный после законченности обучения по предмету затем используется при расчете общего рейтинг-коэффициента по специальности:
где:
a - номер дисциплины в учебном процессе;
m - число дисциплин в учебном процессе;
Kv - коэффициент важности дисциплины;
Кроме данных, учитывающих важность дисциплины в учебном плане, в общий рейтинг входят баллы, полученные з общественную работу, все виды практик, защиту диплома, госэкзамены и т.д.
В настоящее время в Агролицее внедрить систему рейтинг-контроля на основе теории поэтапного формирования умственных действий и умений П.Я. Гальперина нельзя, хотя отдельные элементы ее уже применяются при изучении курсов Информатики, АСОЭИ, Физики и Экономики.
Фактором, который сдерживает развитие этой системы, является тот факт, что в система профтехобразования Краснодарского края является очень закостенелой, консервативной, остановившейся в своем развитии на традиционных формах урока и не терпящая ни каких новшеств.
Для четкого функционирования рейтинговой системы требуется:
·Разработка логических структур содержания обучения по всем темам.
·Разработка перечня учебных элементов.
·Разработка тестов в соответствии с перечнем учебных элементов и поставленными дидактическими целями.
·Разработка отдельных фрагментов сценариев по работе с тестами разных уровней усвоения знаний.
·Написание сценариев с учетом психофизиологических особенностей обучаемых.
·Разработка макета протокола занятия с подведением полученных результатов.
·Выбор программы - оболочки, позволяющей реализовать программы - сценарии.
Реально сейчас ни один пункт не обеспечен методической литературой и учебными пособиями, поэтому говорить о полном внедрении данной системы контроля знаний в Агролицее пока рано.
3.3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Введение рейтинговой системы позволяет сократить в большинстве случаев время на выяснение подготовленности студентов к занятиям; заинтересованность студентов в максимально возможной для них рейтинговой оценке настраивает их на добросовестную работу в процессе подготовки к занятию.
Подготовленность же к занятиям тех студентов, которые смирились с тем, что не получат оценку по рейтингу, можно проверять в индивидуальном порядке, не сокращая для большей части студентов время, выделяемое на самостоятельную работу. Это способствует с одной стороны отход от традиционных “школярских” методов работы, а с другой позволяет при непрерывном контроле оказывать большее доверие к студенту, не подвергая изначально сомнению факт его подготовки к занятию.
Рассматриваемая система позволяет получать достаточно объективную информацию о степени успешности обучения студентов относительно друг друга. Уже по истечение двух - трех месяцев можно выделить лучших и худших студентов группы. Это дает администрации мощный рычаг позволяющий поощрять лучших и наказывать худших.
Помимо этого, уже на раннем этапе формируются массивы студентов по прогностическому показателю: претендентов на “отлично”, “хорошо”, ”удовлетворительно” и тех студентов, которые отстают от учебного плана и могут остаться не аттестованными. Ранний прогноз позволяет внести корректировку в дальнейшее обучение.
На первый взгляд может показаться, что студенты, набравшие определенную сумму баллов, обеспечивающую подходящую оценку, могут перестать заниматься. Но, в основном, происходит срабатывание механизма соревновательности в обучении. Студент, занявший определенное место в групповом табель-рейтинге, не хочет перемещаться вниз так как это воспринимается как его личная неудача.
Введение рейтинговой системы контроля знаний в значительной степени устраняет негативные стороны уравнительной системы обучения. В результате исчезают усредненные группы отличников, хорошистов и т.д. Вместо них появляются “первый”, “пятый”, ”сотый”. Использование рейтинга позволяет также снижать возможность получения незаслуженной (случайной) оценки по изучаемой теме, поскольку результирующая оценка учитывает работу студента в течение полугодия. Что же касается баллов, выставляемых за реферат, участие в олимпиаде и т.д., то они определяются только коллегиально с учетом мнения как можно большего числа преподавателей.
Использование рейтинговой системы, приводящей к состязательности в процессе обучения, существенно повышает стремление студентов к приобретению знаний, что приводит к повышению качества подготовки специалистов.
Предварительные итоги использования рейтинговой системы оценки знаний студентов показывают, что студенты стали работать систематически.
Опыта работы по рейтинговой системе еще практически нет, поэтому она непрерывно изменяется и дорабатывается. Делается это с учетом анкетирования студентов.
Существенное различие рейтинговая система может получить за счет разработки более дифференцированных по уровню сложности заданий, как теоретического, так и практического плана. Очевидно, что это возможно только при высоком уровне учебно-методической работы преподавательского коллектива.
В условиях рыночных отношений итоговый рейтинг студента - выпускника может быть критерием для заказчиков при подборе кадров и заключении трудовых отношений.
1.Система контроля знаний в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. В этом случае первый помощник совершенствования системы контроля знаний является ПЭВМ. Применение ПЭВМ позволило создать рейтинговую систему контроля знаний для более объективной и точной оценки степени достижений в усвоении знаний.
2.Анализ рейтинговых систем, используемых в высшей школе показал, что они имеют ряд существенных недостатков, которые необходимо ликвидировать для повышения качества подготовки специалистов.
3. При разработке более совершенных систем рейтингового контроля знаний необходимо учитывать последние достижения в области психологии, педагогики и медицины.
4.Разработка рейтинговой системы контроля знаний учащихся может быть основана на теории поэтапного формирования умственных действий и умений П.Я. Гальперина. Следовательно, мы можем разрабатывать дидактические цели обучения, в соответствии с ними устанавливать уровни усвоения знаний, разрабатывать спецификацию знаний, умений, навыков и готовить систему тестов для проверки фактических результатов по достижению поставленных целей.
5.Рейтинговые системы контроля знаний могут создаваться на основании потемного подсчета коэффициента усвоения знаний, входящих в дисциплину, с учетом этих коэффициентов по всем дисциплинам учебного плана, с учетом важности каждой дисциплины в учебном плане по специальности.
6.В Агролицее №59 создание рейтинговой системы пока не возможно из-за невозможности на данном этапе:
·Разработки логических структур содержания обучения по всем темам.
·Разработки перечня учебных элементов.
·Разработки тестов в соответствии с перечнем учебных элементов и поставленными дидактическими целями.
·Разработки отдельных фрагментов сценариев по работе с тестами разных уровней усвоения знаний.
·Написания сценариев с учетом психофизиологических особенностей обучаемых.
·Разработки макета протокола занятия с подведением полученных результатов.
·Выбора программы - оболочки, позволяющей реализовать программы - сценарии.
1.
Бабанский Ю.К. Педагогика,
М. Просвещение, 1988
2.
Беспалько В.П. и др.,
“Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки
специалиста”, Учебно - методическое пособие, М. Высшая школа 1989
3.
Гальперин П.Я. Развитие
исследований по формированию умственных действий, Психологическая наука в СССР
в 2 т., т.1, М.1959
4.
Грушевская С.Г. Новые
информационные технологии в преподавании психологии в вузе, М. Мысль 1995
5.
Катханов М.В. и др.
Методика разработки и внедрения рейтинг - контроля умений и знаний студентов,
Учебное пособие М. 1991
6.
Применение ЭВМ для
обеспечения учебного процесса и управления образованием, Материалы Всесоюзной
конференции, 15-17 ноября 1984 года, Свердловск 1985
7.
Рейтинг в учебном процессе
вуза, межвузовский сборник, Опыт. Проблемы. Рекомендации. под редакцией
Барсукова И.И. и др. М, 1992
8.
Селезнева Н.А. др.
Комплексная оценка качества подготовки выпускников и студентов высшей школы на
базе компьютерных технологий. Проблемы оценки качества подготовки специалистов
на базе компьютерных технологий. сб. тр. М. 1995
9.
Смирнов С.Д. Педагогика и
психология высшего образования, от деятельности к личности. Учебное пособие для
слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов
и аспирантов. М. Аспект пресс, 1995
10.Талызина
Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. Саратов изд. Саратовского университета
1987
11.Тезисы
докладов участников школы-семинара “Научные проблемы тестового контроля
знаний”, 14-18 марта 1994 г. М. Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 1994
12.Фетискин
Н.П. Психоэмоциональное обеспечение компьютерного обучения. Психологические
проблемы применения ЭВМ в процессе обучения. Сб. тр. М. 1990
13.Чошаков
М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения, методическое пособие, М.
Народное образование, 1996
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение____________________________________________________ 1
1.0 РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ._____________________ 3
1.1. Цели и содержание обучения________________________ 10
1.2 Классификация методов обучения и воспитания_ 19
1.3 Экспертно - обучающие системы оценки знаний, умений, навыков на основе компьютерных технологий обучения.________ 21
1.4. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ - ОСНОВА КОМПЬЮЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.___________________________________ 24
2.0. МЕТОДИКА ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ И ВЫБОРА КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЕГО КАЧЕСТВА______________________________________________ 27
2.1. Рекомендации по анализу учебного предмета и выделению учебных элементов (УЭ).____________________________________________ 28
2.2. Рекомендации по составлению таблицы УЭ_______ 31
Перечень учебных элементов по теме “Табличный процессор SC-4”. 33
СПЕЦИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ “ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР SC-4”_______________________________________ 34
2.3. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ “ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР SC-4”_________________________________________________________ 36
Тестовое задание ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ 37
3.0. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ АГРОЛИЦЕЯ №59____________ 38
3.1. Краткая характеристика Агролицея №59____________ 39
3.2. Системный подход к оценке учебных показателей, используемых в рейтинговой системе.____________________________________ 41
3.3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ______________________________________________________________ 46
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ__________________________________ 48
Библиогафический список______________________________ 50
[1] Краткие названия УЭ нужно писать рядом с цифрой, обозначающей в графе УЭ