Разработка системы рейтинг-контроля уровня усвоения знаний студентов
Разработка системы рейтинг-контроля уровня усвоения знаний студентов
Введение
Педагогическая
система советской школы в 30-х - 50-х годов при всех ее несомненных
достоинствах была в значительной степени ориентирована на подготовку
обслуживающего аппарата для бюрократической государственной машины. Четкое
исполнение предписываемых функций и столь же четкое отправление госслужащими
властных полномочий составляло единый критерий, которым выверялась
эффективность данной системы.
В
новых исторических реалиях, сложившихся к исходу текущего столетия, в педагогическом
процессе становятся преобладающими иные приоритеты. Каждый получающий среднее,
а тем более средне-специальное образование должен уметь ставить цели, генерировать
идеи, находить смыслы, изыскивать решения в сложных. подчас неадекватных тому
или иному предмету, ситуациях, т.е. в ситуациях исполненных неопределенности. Говоря
более обще, от человека требуется умение делать то, что обозначается понятиями
“духовные ценности”, “активная позиция”, “смыслообразующая деятельность”[11].
Именно
по этому вся педагогическая система, начиная с начальных ее звеньев, требует
переориентации на решение данной сверхзадачи - подготовку контингента людей,
умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные
решения в любых, самых неординарных ситуациях.
Исходя
из этих направлений, исходным приоритетом в образовании должно быть
формирование эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей профессиональную
компетенцию с гражданской ответственностью, обладающей должным мировозренческим
кругозором, нравственным сознанием. Это определяет необходимость отхода от
утилитарного образования, т.е. простой передачи обучающемуся суммы знаний и
факторов, необходимой для конкретной деятельности.
Сегодня
выпускник должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания в
избранной им области деятельности, но и иметь достаточное фундаментальное
образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новое конкретное
знание в соответствии с новыми условиями.
Однако
в процессе практической преподавательской деятельности в особенности в области
естественнонаучных дисциплин приходится ориентироваться на ситуацию, когда
часть студентов, неготовы по своему уровню развития либо ценностной мотивации к
активному усвоению предмета, сообщающего ему базовые знания.
Целью
данной работы как раз и является попытка разработки системы рейтинг-контроля
уровня усвоения знаний студентов, являющегося одной из основных составных
единиц новой системы образования. Разработка этой системы проводилась на
примере Каневского профессионального агролицея №59.
1.0 РЕЙТИНГОВАЯ
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ.
Рейтинг - дословно
с английского - это
оценка, некоторая численная характеристика
какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается "накопленная оценка"
или "оценка, учитывающая предысторию". Принят и такой
термин - индивидуальный, кумулятивный индекс. В вузовской практике
рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобальной шкале (например, 20 - бальной или 100 - бальной) и интегрально характеризующая успеваемость
и знания студента по одному
или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр,
год и т.д.)[6,7,11].
Рейтинговая система оценки знаний в той или
иной форме существует уже давно. Она применяется во многих западных университетах; в
странах Африки, в которых
сохранились системы обучения бывших метрополий, а
также в некоторых вузах нашей страны.
Система контроля знаний в
вузах в настоящее время
вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден - она никак не способствует
активной и ритмичной самостоятельной работе студентов.
Ко второму курсу студенты начинают понимать, что домашние задания совсем
необязательно сдавать в срок, что можно все принести и сдать в последнюю неделю. Такая штурмовщина не только многократно усиливает
нагрузку на преподавателя
и студента в конце семестра,
но и имеет своим
результатом непрочные знания. Об этом красноречиво свидетельствует, например, контрольные работы по
"выживаемости знаний"
по математике, которые
проводятся уже несколько лет
подряд на втором и на старших курсах. Результат: на втором курсе студенты помнят только 20
процентов материала первого курса и еще меньше - на старших.
Кроме
того, существующая система усредняет
всех: и студент, сдавший все контрольные мероприятия досрочно,
и студент, сдавший их лишь в зачетную неделю, формально одинаково успевают. При этом окончательная оценка по предмету
(после экзамена) никак
не учитывает "предысторию", содержит существенный элемент случайности.
Предлагаемая рейтинговая система, на наш взгляд, эффективна в следующем. Во-первых, она учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную
работу; во-вторых, более объективно и точно оценивает знания
студента за счет использования дробной 100 - бальной
шкалы оценок; в-третьих,
создает основу для дифференциации
студентов, что особенно важно
при переходе на многоуровневую
систему обучения; в-четвертых, позволяет получать подробную информацию о выполнении
каждым студентом графика
самостоятельной работы[5].
В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения
учебной дисциплины и оценку
ее усвоения. В их числе:
·
рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты
на экзамене ( зачете);
· совокупный семестровый рейтинг, отражающий
успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре;
· заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
· интегральный рейтинг
за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.
Для удобства сравнения рейтинги рассчитываются по
100 - бальной шкале. Для перевода рейтинга в четырех балльную
оценку предлагается следующая шкала: от
1 до 49 - неудовлетворительно (2), от 50 до 69-
удовлетворительно (3), от 70 до 84 - хорошо (4), от 85 до 100 -
отлично (5).
Наиболее
известны 20 - балльная (которая используется за рубежом)
и 100 - балльная система (принимается у нас). При 20-бальной системе все контрольные работы также исчисляются по этой шкале, а общая
оценка вычисляется как средняя.
При 100 - бальной системе
общая оценка есть простая сумма
оценок за отдельные
контрольные мероприятия. Мы
выбрали вторую модель, хотя
математически они эквивалентны.
Что касается предлагаемой нами шкалы перевода
(назовем ее условно "50-70-85") то, кроме нее, нами
рассматривались и другие,
например,
"55-75-90", "60-75-90". Но мы решили остановиться пока на этой,
поскольку она соответствует большинству существующих рейтинговых систем. В частности, во всех известных нам западных системах граница положительной
оценки составляет половину от максимума.
Четырехбалльная (а в случае отсутствия экзамена - даже двух
бальная "зачет - неэачет") система недостаточна для точной и тонкой оценки знаний, адекватной дифференциации и поощрения наиболее успевающих
студентов. В рамках одной дисциплины кафедрам доступен только один
способ поощрения - зачет - "автомат" или экзамен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|