Разработка и модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Численность
детей-инвалидов возрастает с каждым годом. Основными причинами, способствующими
инвалидности детей, является высокий уровень хронических наследственных
заболеваний родителей; болезни новорожденных, вызванные состоянием здоровья
матери; запоздалое выявление болезней; неблагоприятные условия труда женщин;
ухудшение экологической обстановки и многие другие.
Таким
образом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки
семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому
способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение
законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с
детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная
трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших
инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров
реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Особое
внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию
социально-реабилитационных услуг. К началу 2004 года в системе органов
социальной защиты населения РФ действовало 305 специализированных
реабилитационных центров и 680 отделений реабилитации в качестве структурных
подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи. В рамках
федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» в 2001 году свыше 60 центров
реабилитации детей с ограниченными возможностями получили необходимое
реабилитационное оборудование и автотранспорт.[41]
Но всё
это мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей
ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный контакт с матерью,
начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценного
психического развития любого ребёнка. Ребёнок — инвалид должен чувствовать, что
близкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, всегда готовы
прийти на помощь.[42]
Но
кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок является
постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные перегрузки
вызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается на
ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызывает
стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка.
Кроме
того, хотелось бы отметить, что основная цель ранней социально-реабилитационной
работы связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и
физического развития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением максимального
успеха в раскрытии потенциала ребёнка для обучения. Другая важная цель —
предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Третья цель
состоит в том, чтобы адаптировать семьи, имеющие детей с задержками развития
так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально
эффективно. Социальная работа с семьей требует от профессионала отношения к
родителям как к партнёрам, изучения способа функционирования конкретной семьи и
выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и
стилям.
Проблема
детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее
окружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе его
воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения,
профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание
более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих
функций.[43]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. ФЗ РФ «О социальной защите
инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 Принят Государственной Думой 20 июля
1995 г.
2. Приказ Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов»
3. Постановление Минтруда РФ и Фонда
социального страхования РФ от 19 июля 1995 г. NN 40, 48. Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты четырех дополнительных выходных дней в
месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за
детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет» - считать
утратившим силу.
4. Государственный доклад 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации».
5. Письмо Генерального Прокурора РФ
Президенту РФ Путину «Об исполнении законодательства о социальной защите
детей-инвалидов» 01.02.2002 № 1-ГП-3-2002.
6. Деятельность социального
работника: роли, функции и умения. Сидоров В. Н. – М.: СТИ МГУС, 2000.
7. Если в семье ребенок-инвалид :
Ст., очерки, лит.-худож. произведения / сост. С. А. Горбунова. – Калининград :
Кн. изд-во, 2003. – 246 с.
8. Комплексная помощь семьям с детьми
// Журнал: Социальная работа, Пивоварова Н. № 3, 2005
9. Комплексные методики
активизации социальной работы с семьёй: Научно-методическое пособие / Под ред.
В.Ю. Меновщикова. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.
10. Методика и технологии работы
социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002.
с.115
11. О некоторых проблемах семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии: Ткачева В. В. // Дефектология.
2005. №1
12. Основные технологии социальной
работы. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, Кузнецова Л.П. – 2007.- 152 с.
13. Основы социальной работы» / под
ред Е.В. Ханжина – М: академия, 2007 –320 с.
14. Отечественный журнал социальной
работы. М., 2004. №3. с. 60-65
15. Проблемы семьи и детства в
современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск,
декабрь 1991 г., ч. 2. — М., 2002 г
16. Программа социальной работы с
семьями, имеющими детей-инвалидов. Грачев Л.К. –М., 2002.
17. Ребенок с ограниченными
возможностями : кн. для родителей. – М.: Педагогика-Пресс, Маллер А. Р. –
2005. – 99 с.
18. Рекомендации по
психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития./ Никулина В. Д. – 2002. - №
4. – С. 40-47.
19. Психосоциальная работа с семьями
и несовершеннолетними детьми на стадии раннего семейного неблагополучия,
Научно-методическое пособие / Под редакцией Н.А. Цветковой. - Псков: ПОИПКРО,
2005. – 270с.
20. Семейное воспитание детей с
отклонениями в развитии : Учеб. пособие для вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г.
Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Владос, 2004. – 407 с.
21. Семья как развивающая среда для
ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. Любезнова Е. В. – 2006. - № 1. – С. 55-58.
22. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.
И.Холостовой. - М., 2003
23. Служба раннего вмешательства:
новая форма оказания помощи и поддержки детям ран. возраста и их семьям //
Дефектология. Самарина Л. В. – 2005. – № 1. – С. 21-24.
24. Современные подходы к
профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.
Учебно-методическое пособие. / Под редакцией Н.А. Цветковой – Псков: ПГПУ,
2005. -148с.
25. Современные формы помощи семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стреблева, А. В.
Закрепина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 3-10.
26. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. –
М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальной здоровье России»,
ТЕИС, 2003.
27. Социально-медицинская
реабилитация детей-инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация.
Пузин С. Н., Дементьева Н. Ф. – М.,2002г.
28. Социальная педагогика. Василькава Ю.В., Василькова
Т.А.: М., 2000. с. 65
29. Социально-педагогическая
поддержка детей группы риска. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф.—
М., 2002. с. 99-105
30. Социально-педагогическая
поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова, Е. В.
Родькина // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2005. - № 3. –
С. 64-71.
31. Социально-педагогическая работа с
семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии / С. А. Завражин, Л. К.
Фортова // Завражин С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С. А.
Завражин, Л. К. Фортова. – М., 2005. – С. 138-174.
32. «Социальная работа с семьей
ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной работы, Н. Ф.
Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева: М., 2005 г.
33. Социальная работа: теория и
практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф.
А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427с.
34. Социальная работа: Учебное
пособие.- 3-е изд.-М.: Холостова Е. И. Издательско-торговая корпорация «Дашков
и К», 2006.-668с.
35. Социальная реабилитации:
Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева; Учеб. пособие. – 3-е изд. - М., 2004.
36. Социальные
технологии: теория и практика / Межвузовая научно-практическая конференция
13,14 июня 2003 г.: Тез. доклад / отв. ред. К.М. Оганян, С.С. Бразевич, С.Н.
Войцеховский. – СПб.: СПБ ГИ ЭУ, 2003.
37. Специфика разработки
индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов: Быкова О. Е.,2006 г.
38. Специфика формирования
индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов // Медико-социальная
экспертиза и реабилитация. Старобина Е. М., КаменковК.А., ЩебетахаВ.Я. – 2003.
39. Технологии социальной работы с
семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями: Цыганова Е. С., Букарев
М. А., 2007г.
40. Технология социальной работы:
Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой.- М.: ИНФРА-М,2001.-400с.
41. Теория социальной работы: учеб.
пособие для студ. Высш. учеб. заведений. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. : М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 432 с.
42. Формы организации
коррекционно-пед. работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей
ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические
рекомендации) // Дефектология. – Мишина Г. А. – 2001. – № 1. – С. 60-64.
43. Этапы облуживания ребенка и семьи
в Службе ранней помощи / Е. П. Микишина, И. А. Валькова // Дефектология. –
2003. – № 5. – С. 70-76.
[1] Семья как развивающая среда для ребенка с
ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. Любезнова Е. В. – 2006. - № 1. – С. 55-58.
[2] Технологии социальной работы с семьей,
имеющей ребенка с ограниченными возможностями: Цыганова Е. С., Букарев М. А.,
2007г.
[3] Семейное воспитание детей с отклонениями
в развитии : Учеб. пособие для вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под
ред. В. И. Селиверстова. – М. : Владос, 2004. – 407 с.
[4] ФЗ РФ «О социальной
защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 Принят Гос. Думой 20 июля 1995 г.
[5] Приказ Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке
выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов»
[6] Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И.Холостовой. - М., 2003
[7] Основы социальной работы» / под ред Е.В. Ханжина – М:
академия, 2007 –320 с.
[8] Письмо Генерального
Прокурора РФ Президенту РФ Путину «Об исполнении законодательства о социальной
защите детей-инвалидов» 01.02.2002 № 1-ГП-3-2002.
[9] Холостова Е. И. Социальная работа:
Учебное пособие.- 3-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,
2006.-668с.
[10] Ткачева В. В. О
некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //
Дефектология. 2005. №1
[11] Из государственного доклада 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации»
[12] Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная
педагогика. М., 2000. с. 65
[13] Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева «Социальная
работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной
работы, М., 2005 г.
[14] Проблемы семьи и детства в современной
России: Материалы научно-практической
конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. — М., 2002 г.
[15] Олиференко Л.Я., Шульга Т. И.,
Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая
поддержка детей группы риска. — М., 2002. с. 99-105
[16] Ребенок с ограниченными возможностями :
кн. для родителей. – М.: Педагогика-Пресс, Маллер А. Р. – 2005. – 99 с.
[17] Методика
и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002. с.115
[18] Социально-педагогическая поддержка семьи
ребенка с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова, Е. В. Родькина //
Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2005. - № 3. – С. 64-71.
[19] Методика
и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002. с.115
[20] Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей
с отклонениями в развитии // Дефектология. 2005. №1
[21] Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева «Социальная
работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной
работы, М., 2005 г.
[22] Олиференко
Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.
с. 99-105
[23] Формы организации коррекционно-пед.
работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста
с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) //
Дефектология. – Мишина Г. А. – 2001. – № 1. – С. 60-64.
[24] Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева Социальная реабилитации:
Учеб. пособие. – 3-е изд. - М., 2004.
[25] Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции
и умения. – М.: СТИ МГУС, 2000.
[26] Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. – М.:
Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальной здоровье России», ТЕИС,
2003.
[27] Социально-педагогическая работа с
семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии / С. А. Завражин, Л. К.
Фортова // Завражин С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С. А.
Завражин, Л. К. Фортова. – М., 2005. – С. 138-174.
[28]
Федеральный
закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ Принят Гос. Думой 20 июля 1995 г.
[29] Постановление Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 19 июля 1995 г. № 2/48 «О порядке предоставления и оплаты 4
дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну,
попечителю) для ухода за
детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет»
[30] Отечественный журнал социальной работы. М.,
2004. №3. с. 60-65
[31] Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред.
Д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
– 427с.
[32] Кузнецова Л.П. Основные технологии
социальной работы. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ , 2007.- 152 с.
[33] Пивоварова Н. Комплексная помощь семьям
с детьми // Журнал: Социальная работа, № 3, 2005
[34] Методика и технологии
работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002.
[35] Специфика разработки индивидуальных
программ реабилитации для детей-инвалидов: Быкова О. Е.,2006 г.
[36] Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория
социальной работы: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 432 с.
[37] Технологии социальной работы с семьей, имеющей
ребенка с ограниченными возможностями: Цыганова Е. С., Букарев М. А., 2007г.
[38] Старобина Е. М., КаменковК.А.,
ЩебетахаВ.Я. Специфика формирования индивидуальных программ реабилитации
детей-инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация.- 2003.
[39] Специфика разработки индивидуальных
программ реабилитации для детей-инвалидов: Быкова О. Е.,2006 г.
[40] Пузин С. Н., Дементьева Н. Ф.
Социально-медицинская реабилитация детей-инвалидов // Медико-социальная
экспертиза и реабилитация.- М.,2002г.
[41] Если в семье ребенок-инвалид: Ст., очерки,
лит.-худож. произведения / сост. С. А. Горбунова. – Калининград : Кн. изд-во,
2003. – 246 с.
[42] Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими
детей-инвалидов. –М.,2002.
[43] Комплексные методики активизации социальной
работы с семьёй: Научно-методическое пособие / Под ред. В.Ю. Меновщикова. – М.:
Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|