Разработка и модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида
Социальные работники в
настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее
кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных
дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии
большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из
важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения
социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно
социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной
терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое
место.[33]
Остра проблема семейного
насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными
трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от
жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач социального работника.
Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник
должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых
социальная терапия будет наиболее эффективна.
К технологиям,
используемым в случаях семейного насилия, относится организация
специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для
женщин, центров социальной помощи семье и детям, которые дают возможность
женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.
Однако, как правило,
ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные
семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники
используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных
на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию
отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех
указанных членов семьи с окружающими.[34]
Технологии коррекции
семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как
обстоятельствами конкретной социальной ситуации, так и профессионализмом самих
социальных работников.
Главное, что должен
учитывать социальный работник, — это то, что его деятельность является не
узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг,
предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. Не только малый
вес ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут стать
причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг
развития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью
сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития. В первую
очередь проводится ранняя социально-реабилитационная работа, ее основная цель —
обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического
развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его
потенциала для обучения. Вторая важная цель — предупреждение вторичных дефектов
у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки
нейтрализовать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского,
терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения
взаимоотношений между ребенком и семьей. Проведение ранней
социально-реабилитационной работы, помогает членам семьи достичь понимания с
ребенком и приобрести навыки, которые более эффективно адаптируют их к особенностям
ребенка. Эта работа нацелена на предотвращение дополнительных внешних
воздействий, способных усугубить нарушения детского развития. Третья цель
ранней социально-реабилитационной работы — абилитировать (приспособить) семьи,
имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять
потребности ребенка.
Социальный работник
должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования
конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям
и стилям жизни данной семьи.
Система реабилитации
предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их
родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы
таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и
защитить права всех членов семьи. Помощь должна оказываться в естественном
окружении, т. е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.
Программа реабилитации —
это четкий план системы мероприятий, совместных действий родителей и
специалистов, способствующих развитию возможности ребенка его оздоровлению,
социальной адаптации, причем в этой системе обязательно предусматриваются
мероприятия относительно других членов семьи (такие как: приобретение родителями
специальных знаний; психологическая поддержка семьи; помощь семье в организации
отдыха и т. д.), которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из
врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями.
Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов реабилитации,
когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами
и вместе решают поставленные задачи. Во многих странах программой руководит
один специалист — это может быть любой из перечисленных специалистов, который
отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор).
Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного
ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития
ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может
разрабатываться на полгода или на более короткий срок — в зависимости от
возраста и условий развития ребенка.[35]
Всем членам семьи
необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению с
малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными
воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организация
благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование,
способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и
навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.
После начала выполнения
программы осуществляется мониторинг, т. е. регулярное отслеживание хода событий
в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями
ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать
трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений,
разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы
лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.
Партнерство — это такой
стиль отношений, который подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками
и опытом для осуществления помощи детям, имеющим особые потребности в
индивидуальном и социальном развитии.
Успех любого партнерства
основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и
принципа равноправия партнеров. Поэтому социальному работнику желательно
консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это
важно: во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только о
проблемах, но об успехах и достижениях ребенка, во-вторых, полученная
информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные
планы, в-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается
атмосфера доверия — залог успешной коммуникации. Социальный работник должен
демонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в
его присутствии.[36]
Для того чтобы
преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, специалистам
необходимо использовать ресурсы полученные при работе в команде; организации
консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где специалисты делятся
успехами или обсуждают неудачи, находя совместное решение проблем;
использовании публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для
подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.
2.2 Специфика разработки
индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов
Проблема детской
инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре
заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают
психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов,
опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди причин,
способствующих возникновению инвалидности у детей, по прежнему выделяются
такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма,
патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового
образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей,
неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень
материально-технического обеспечения медицинских учреждений.[37]
Из числа детей,
признанных инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями
развития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами в
связи с психическими заболеваниями, около 70% — дети с умственной отсталостью.
Объем и структура
реабилитационных услуг ребенку-инвалиду в индивидуальной программе реабилитации
(ИПР), разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы, должны определяться с
учетом комплекса медицинских, личностно-психологических,
социально-педагогических факторов. При этом необходимо учитывать
анатомо-физиологические особенности детского возраста, характер течения
заболевания, степень нарушения функций различных систем организма, приводящих к
ограничению жизнедеятельности, реабилитационные возможности. Важным фактором
при проведении экспертно-реабилитационной диагностики и разработке ИПР
ребенка-инвалида, является оценка его коммуникативного развития, игровой и
учебной деятельностью. Не менее значимым моментом является анализ семейных
отношений, так как именно в семейном контексте формируются основы личности
ребенка. ИПР ребенка-инвалида включает программу медицинской, профессиональной
и социальной реабилитации, в том числе патронаж семьи (медицинский,
психолого-педагогический, социокультурный), мероприятия по
психолого-педагогической и коррекционной работе. Воспитание и обучение
детей-инвалидов должны быть направлены на коррекцию психофизического развития
личности, на ее социальную адаптацию и интеграцию. При необходимости должно
быть предусмотрено для ребенка специальное учебное место, имеющее техническую и
организационную оснастку и эргономическую функциональность. В социальной
реабилитации детей-инвалидов используются специальные технологии и детские
технические средства реабилитации.[38]
Формирование
индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида имеет свои особенности
по сравнению с ИПР для взрослых инвалидов. Значение имеет ряд факторов. Прежде
всего, это возраст – термин «дети-инвалиды» в настоящее время охватывает детей
и подростков в возрасте до 18 лет. В этот период происходит физическое и
психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и
интеграция в общество. В то же время детский возраст подразделяется на ряд
периодов, имеющих свою специфику, которую также необходимо учитывать при
формировании ИПР. Обычно выделяют следующие возрастные периоды детства:
– младенческий возраст –
до 1 года,
– ранний возраст – 1−2
года,
– дошкольный возраст – 3−6
лет,
– младший школьный
возраст – 7−10 лет,
– средний школьный или
подростковый возраст – 11 −14 лет,
– старший подростковый
возраст или ранняя юность – 15−18 лет.
Для каждого возрастного
периода характерны определенные качественные характеристики психического
развития и ведущие виды деятельности.
Специфика детского
возраста и основных видов деятельности ребенка накладывает отпечаток на
структуру основных мероприятий ИПР. В связи с этим до окончания обучения
ребенка в школе целесообразно расширение блока «Профессиональная реабилитация»
в части педагогической реабилитации. При этом конкретизируются мероприятия по
дошкольному воспитанию, общему и профессиональному образованию, педагогической
коррекции. Все дети посещают те или иные учебно-воспитательные учреждения, и
именно обучение, воспитание и образование являются основными путями их развития
— реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику
формирования и реализации ИПР.
Педагогический аспект
реабилитации включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных
функций в процессе образования методами обучения, воспитания, развития.
Образование
предусматривает обеспечение готовности к самоопределению и самореализации в
основных сферах жизнедеятельности. В процессе образования развиваются
способности к самореализации в социуме, к формированию среды общения,
осуществляется подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в
различных сферах, происходит обучение досугу, обеспечивается формирование
способности к саморегуляции своего физического и психического развития.[39]
Коррекционное обучение
предполагает усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими
недостатки психического и физического развития ребенка. Коррекционное развитие
предполагает преодоление недостатков умственного и физического развития,
совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и
развитие нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Компенсация дефекта
в учебных условиях реализуется с помощью специальных методов, пособий,
дидактического материала, специальных приборов.
Под специальным
образованием понимают обучение детей со специальными нуждами. Оно направлено на
развитие индивидуальных возможностей ребенка для достижения максимальной
адаптации и социальной реабилитации. Система специального образования включает
сеть специальных (коррекционных) учебно-воспитательных и реабилитационно-образовательных
учреждений (дошкольных, общеобразовательных и профессиональных). Эти учреждения
являются многофункциональными и включают диагностические, обучающие,
развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, а также творческие
мастерские, направленные на развитие способностей детей с отклонениями в
развитии в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, возможности
развития личности, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.
Кроме того,
ребенок-инвалид может обучаться и в массовой школе – интегрировано. Трудной
задачей является определение возможности обучения в массовой школе, а также
определение сроков начала интегрированного обучения. По возможности
интегрированного обучения детей с проблемами в развитии можно разделить на 3
группы:
1. С легкой степенью
нарушений в обучении (в том числе дети с задержкой психического развития)
2. С умеренными
нарушениями в обучении (дети с умеренными нарушениями зрения, слуха, речи,
физическими отклонениями) – их рекомендуется интегрировать после начальной
школы
3. С тяжелыми нарушениями
в обучении (умственно отсталые дети, с выраженными нарушениями зрения и слуха)
– их обучение рекомендуется осуществлять в специальном учебном заведении, либо
на дому.
В плане профессиональной
реабилитации основной акцент в ИПР делается на профориентацию – формирование
профессиональных планов. В процессе профессионального подбора для
подростка-инвалида в отличие от взрослого формируются рекомендации не для
продолжения трудовой деятельности и переобучения, а для получения первичной
профессиональной подготовки.
При определении условий
труда подростков в ИПР необходимо исходить из следующего:
– условия труда должны
соответствовать требованиям, обусловленным инвалидизирующим заболеванием
– психические и
физические нагрузки должны способствовать развитию компенсаторных механизмов и
не отражаться отрицательно на здоровье подростка-инвалида
– труд детей-инвалидов
должен быть организован с учетом возможности введения дополнительных перерывов,
скользящих графиков работы, неполного рабочего дня или недели
Особое внимание следует
уделить психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной
степени должен быть смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к.
семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к
ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность
реабилитации. Поэтому ИПР должна быть направлена не только на ребенка-инвалида,
но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным
мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Основные формы
психологической работы с семьей ребенка-инвалида состоят в следующем:
а) психологическая
поддержка и психологическое консультирование взрослых членов семьи.
Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания
ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы);
б) решение семейных
психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и
ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения
внутрисемейных проблем.
Родители – основные
участники реабилитации, особенно если ребенок по тем или иным причинам не
посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь
ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой
потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к
школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском
коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной
трудовой и профессиональной деятельности. Решение возложенных на родителей
задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей,
специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию
об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий,
воспитании и обучении получают у педагогов, воспитателей, врачей, психолога,
ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.[40]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|