Работа воспитателя в детском летнем лагере
Настя живет с родителями. Они много работают и очень заняты. Настя
одна из немногих оставалась в лагере до вечера. У Насти есть старший брат,
которому 21 год. Он так же, как и родители уделяет ей мало внимания. В
коллективе Настя стремилась выделиться, охотно участвовала в праздниках и
лагерных мероприятиях.
По характеру Настя холерик. Она отличается повышенной
возбудимостью, большой эмоциональностью. Она инициативна, энергична, принципиальна.
Иногда бывает раздражительна и импульсивна.
В характере Насти преобладают гипертимный и демонстративный тип.
Она подвижна, активна, склонна к озорству, неугомонна, общительна. В учебном
процессе это проявляется в неусидчивости. Девочка жаждет внимания к своей
персоне, желает выделяться, быть в центре внимания.
Об этих чертах ее характера свидетельствуют и рисунки. Человек,
которого она нарисовала, довольно большого размера. Это указывает на некоторую
экспансивность, стремление к самораспространению. Настя в людях ценит их
интеллектуальные качества и образованность. Она очень активна, любит находиться
в центре внимания. Она озабочена отношениями с другими людьми и стремится
общаться со всеми. Но ее постоянное стремление к общению и внешняя уверенность,
скорее, носят компесаторный характер. Она испытывает определенные сложности с
межперсональными связями, но скрывает это. Рисунок Насти также указывает на
наличие тенденции к отчужденности, обращенности вовнутрь, попытке сдерживать
эмоциональные проявления. Кроме того, можно сделать вывод о склонности Насти к
фантазированию, уходу от реальности и наличии некоторой инфантильности.
Настя демонстрирует поведение, которое не соответствует ее
реальным представлениям о себе. Другими словами, ее «Я – реальное» и «Я –
идеальное» очень сильно оторваны друг от друга.
Настя неуверенно и неуютно чувствует себя дома, ей не хватает
внимания, тепла и заботы. Единственное место, где она чувствует себя комфортно
– это школа. На рисунке дома она изобразила свою школу. Множество окон на
рисунке свидетельствуют о демонстрируемой готовности к контактам, доступности
во взаимодействиях. Настя хорошо идентифицирует себя с ролью ученицы, школьницы
и неуверенно чувствует себя в роли дочери и сестры.
Настя не желает впускать других в свое «Я», стремится к уединению,
к избирательности в контактах с окружающими, но хочет казаться открытой и
общительной. В своих мечтах и фантазиях она видит себя именно такой. И
комфортно, уютно чувствует себя только в школе, но хочет создавать впечатление
человека благополучного во всех отношениях.
Настю тревожит некий травмирующий опыт, о чем свидетельствует
дупло на дереве. И для того, чтобы забыть его, сгладить Настя уходит в мир
фантазий и вследствие этого проявляет инфантильность(об этом говорит рисунок
несуществующего животного). Она стремится закрыться, так как чувствует себя
неуверенно(животное обведено в круг). Но в то же время она придает большое
значение заинтересованности окружающих в ней. Настя несколько эгоцентричный
ребенок, большое внимание уделяет своей внешности. Но это следствие недостатка
тепла, внимания и заботы со стороны родителей.
У Насти несколько повышенная тревожность. Это видно шкале по явной
тревожности CMAS.
Стены
|
Характеристика
|
Примечание
|
1-2
|
Состояние
тревожности испытуемому не свойственно
|
Подобное
"чрезмерное спокойствие" может иметь и не иметь защитного
характера.
|
3-6
|
Нормальный
уровень тревожности
|
Необходим
для адаптации продуктивной деятельности
|
7-8
|
Несколько
повышенная тревожность
|
Часто
бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферы жизни.
|
9
|
Явно
повышенная тревожность
|
Обычно
носит "развито", генерализованный характер
|
10
|
Очень
высокая тревожность
|
Группа
риска
|
В семье Насти отчужденный стиль отношений. Он подразумевает
безразличие взрослых к личности ребенка. В этой семье родители держатся на
расстоянии, их незаинтересованность развитием и внутренней жизнью ребенка
делает его одиноким и несчастным. Впоследствии у Насти может развиться
отчужденное отношение к людям. Она демонстрирует готовность к общению, но
проявляет тенденцию к уединению. В семье Настя не испытывает чувства
защищенности, доверия и поэтому у нее высокий уровень невротизма. Что также
подтверждает шкала явной тревожности CMAS.
Помимо рисуночных тестов, опросника тревожности CMAS, с девочкой
была проведена методика Г.Н. Казанцевой, направленная на диагностику уровня
самооценки личности. Предположение о том, что поведение девочки носит
комесаторный характер - оправдалось. Данная методика подтвердила это. Настин
результат -5, что свидетельствует о низкой самооценке.
От -10 до -4 низкий результат
От -3 до +3 средний результат
От +4 до +10 высокая самооценка
С Настей была проведена следующая работа: для смягчения
травмирующих переживаний и выравнивания ситуации девочке уделялось повышенное
внимание, приветствовалась ее активность, поощрялись все начинания. С ребенком
ласково разговаривали, называли Настенькой. Был повышенный физический и
психологический контакт(частые прикосновения, поглаживания, во время прогулок с
ней часто ходили за руку). Были проведены беседы, в которых ребенку попытались
объяснить, что сейчас ее родители вынуждены много работать, но делают это ради
нее, а значит – очень сильное любят. С родителями, а точнее с мамой также была
проведена беседа, в которой ей напомнили, что Настя уже совсем скоро вступает в
подростковый возраст, и поэтому ей будет требоваться повышенное внимание. И,
что сейчас у родителей очень ответственный период – ведь, если они станут ближе
ребенку и установят с ним дружеские отношения, то это позволит избежать им
очень многих проблем. Отношения с взрослыми и сверстниками неоднозначны. В общении
со сверстниками, как правило, складываются парные отношения с детьми своего
пола. Это первый жизненный период, когда сверстник становится одним из наиболее
значимых. Проявляются навыки и способности к сотрудничеству.
Характерными чертами этого возраста являются
1
повышенная
реактивность
2
импульсивность
3
любознательность
4
впечатлительность
5
подражательность
Важно отметить, что в младшем школьном возрасте ребенок начинает
понимать, что он представляет собой некую индивидуальность. Появляется
потребность быть личностью, а поскольку ведущей деятельностью выступает
учебная, то – это потребность быть хорошим учеником. Самосознание ребенка
интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми
ценностными ориентациями. Ребенок этого возраста стремится получить одобрение
своих достижений, претендует на признание со стороны взрослых, стремится к
самоутверждению.
Подростковый возраст
Виталик, 11 лет.
Единственный ребенок в семье, живет с мамой и бабушкой, отца нет.
Мама и бабушка – лидеры, каждая стремиться принимать главное участие в
воспитании ребенка, очень авторитарны. 6 лет назад у Виталика был компрессионный
перелом позвоночника. Его мама много работает, ее целыми днями нет дома.
Бабушка на пенсии, часто болеет, поэтому они приняли решение на первую смену
отдать ребенка в детский лагерь, который находится в школе, где Виталик учится.
Бабушка очень деспотична и стремится контролировать каждый шаг внука: ему не
разрешается находиться одному дома, пока Виталик идет в школу бабушка смотрит
на него из окна (крыльцо школы видно из окон их дома), часто встречает Виталика
у дверей школы, ему разрешается гулять только во дворе, и так, чтобы бабушка
могла его видеть. Мать более лояльна по отношению к сыну, но поскольку работает
– не может влиять на бабушку, которая стремится занимать позицию главы семьи.
По темпераменту Виталик сангвиник, но он близок и к меланхолику. У
него легко возникают и сменяются чувства. Для него характерно некоторое
непостоянство и поверхностность. Стремится к самостоятельности, хочет брать на
себя ответственность, принимать решения, но боится.
В его характере преобладает тревожный тип. У него повышенная
тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач. Характерны
настороженность перед внешними обстоятельствами. У Виталика определенные
трудности при общении со сверстниками, он труден для контакта, с недоверием
относится к людям. На роль лидера не претендует, но требует к себе уважения.
Виталику было предложено нарисовать человека, он согласился, но
постоянно спрашивал: «А какого – маленького или большого? А где? А как, ведь я
плохо рисую? А он должен быть одетый?». Что говорит о неуверенности,
тревожности и привычке делать все под полным контролем взрослых. Фигура на
рисунке наклонена более чем на 15 градусов, это отражает психический дисбаланс
и нестабильность. Виталик хочет быть активным и решительным (об этом
свидетельствует его рисунок), но у него нет такой возможности, и он очень
переживает по этому поводу. Он стремится закрыться от критики, шума,
избирательно воспринимает информацию. По рисунку видно, что Виталик находится в
состоянии постоянного напряжения и скованности. У него есть проблемы с
самопринятием, и он занимает оборонительную позицию, осторожен. Испытывает
трудности в социальных контактах, страх перед агрессией, чувство неуверенности
в себе, незащищенность, но при этом стремится к независимости. Фигура на
рисунке несколько угловата, что говорит о выраженной интровертированности. У
Виталика очень высок уровень тревожности (это видно по формальным
характеристикам рисунка – он выполнен штриховой линией). В начале подросткового
периода, обычно в рисунках отсутствуют или слабо выражены признаки,
характеризующие пол персонажа. Нередко изображение отличается одеждой и
прической. Виталик изобразил мужчину с усами: он хочет быть мужественным,
решительным, и ему не хватает общения с отцом, мужчиной. Виталик – единственный
мужчина в доме, но мать и бабушка не дают ему этого почувствовать. Он находится
в состоянии сильной фрустрации.
Виталику было предложено нарисовать семью. На столе лежала бумага
и цветные карандаши. Но он попросил простой карандаш. Первый нарисовал маму,
постоянно что-то стирал и рисовал заново – он боялся, что она получится
некрасивой. Это указывает на эмоционально-значимые отношения. Всех членов семьи
Виталик нарисовал без туловища – «только портреты». Расположил рисунок в
верхнем правом углу, рисунок очень маленький. Это говорит о стремлении доказать
свою значимость, о проявлении тревожности и депрессивном состоянии, о
нереализованной потребности в общении с отцом. По той же причине Виталик
включает в рисунок дядю Мишу – маминого брата, который не живет с ними. Это
связанно с неудовлетворенными психологическими потребностями. Виталик ищет
человека, способного удовлетворить его потребность в близких эмоциональных
контактах. Ребенок нарисовал себя последними и меньшим по размеру (в сравнении
с остальными членами семьи). Это означает, что Виталик ощущает свою
незначительность и постоянную опеку. Кроме того Виталик, когда подписывал
рисунок хотел написать «Я» во весь лист, но потом передумал и сказал: «Ну
ладно. Чего уж там». Перед этим был задан вопрос: «А себя рисовать или нет?».
Рисунок дома также смещен вверх, что лишний раз подчеркивает
стремление доказать свою значимость. Дом расположен несколько вдали, что
говорит о ситуации конфликта в домашней сфере, о чувстве отверженности,
неприятии ситуации. У Виталика ощущение, что у него нет границы между внешним и
внутренним миром. Это связано с постоянным воздействием на него из вне,
постоянным вторжением в его внутренний мир. Ребенок демонстрирует готовность к
общению, способность к прямым непосредственным контактам. Виталик любит
фантазировать и мечтать. На рисунке отсутствует труба, это указывает на
ощущение дистанцированности, или леденящее чувство в отношении родительского
дома, на недостаток психологического тепла, на конфликт связанный с
представителем мужского пола (отсутствие отца).
Рисунок дерева – единственный выполненный цветными карандашами.
Дерево наклонено вправо более чем на 15 градусов – это говорит о страхе перед
выражением сильных эмоций. И действительности, если Виталик сердится, то
предпочитает скрывать свои чувства, не показывать их, причем как в школе, так и
дома. Виталик изобразил яблоню с яблоками – это связано с выраженной
потребностью в зависимости. Виталик хотел нарисовать дупло, но потом сказал:
«Нет, беличьих дупл на яблоне не бывает». Это говорит о высоком уровне
самоконтроля, о чувстве неадекватности в связи с травматическими впечатлениями.
Ребенок стремится к более теплым непосредственным контактам, очень раним и
чувствителен. Желание Виталика нарисовать дупло с белкой указывает на наличие
личностной подструктуры, которая не поддается контролю, а также на наличие
переживаний, вызванных неоднозначностью отношений с эмоционально значимыми
людьми. Кора изображена путем зачернения всего ствола и отражает наличие
психологических проблем в ЭГО. У Виталика отсутствует чувство внутреннего
равновесия, нет устойчивости позиции.
По шкале явной тревожности CMAS Виталик набрал 29 балов, что
соответствует 9 стенам. У него явно повышенная тревожность. Во время проведения
тестирования он постоянно уточнял вопросы и спрашивал, можно ли ответить «не
знаю», подолгу думал перед ответом.
Стены
|
Характеристика
|
Примечание
|
1-2
|
Состояние
тревожности испытуемому не свойственно
|
Подобное
"чрезмерное спокойствие" может иметь и не иметь защитного
характера.
|
3-6
|
Нормальный
уровень тревожности
|
Необходим
для адаптации продуктивной деятельности
|
7-8
|
Несколько
повышенная тревожность
|
Часто
бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферы жизни.
|
9
|
Явно
повышенная тревожность
|
Обычно
носит "развито", генерализованный характер
|
10
|
Очень
высокая тревожность
|
Группа
риска
|
Виталик сейчас вступает в подростковый возраст. Этот возраст
считается наиболее трудным в воспитательном отношении. Происходит радикальная
биохимическая, физиологическая, морфологическая, и нервно-психическая перестройка
организма. В результате этого процесса формируются биологические и
психологические особенности. В ходе бурной перестройки, роста организма у
подростков может возникать чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия,
резкая смена настроения. В подростковом возрасте начинает формироваться чувство
взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное
физиологическое развитие и становление биологической зрелости. Все это
происходит на фоне социальной беспомощности и полной зависимости от родителей.
В этом возрасте увеличивается внимание к себе и своим физическим недостаткам,
обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного
достоинства и обидчивость. Это – пора достижений, стремительного наращивания
знаний, умений, становление нравственности и открытие «Я», обретение новой
социальной позиции. Но это также возраст потерь детского мироощущения, более
беззаботного и безответственного образа жизни. Это переживание «уже не
ребенка», но «еще не взрослого». Именно поэтому этот период неслучайно называют
«переходный», «переломный», «критический».
Исходя из этого, можно сказать, что Виталик вступает в
подростковый возраст в неблагоприятной для него ситуации. В этом возрасте
ребенок начинает заново оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести
себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто оказывал на
него влияние. В первую очередь это относится к родителям. У Виталика отчуждение
выражается в негативизме. Он стремится противостоять любым предложениям со
стороны матери и бабушки, но у него нет такой возможности. Поэтому он находится
в состоянии внутреннего конфликта: Виталик считает себя взрослым,
самостоятельным, а родители доказывают ему обратное. Ребенок очень переживает
по поводу того, что бабушка встречает его у школы, он чувствует неловкость
перед одноклассниками. Ситуация дома складывается таким образом, что он должен
скрывать свое недовольство, оно копится в нем и иногда у ребенка случаются
срывы, которые выражаются в крике, слезах, упрямстве по отношению ко всему,
желанию делать все «назло» родителям. Негативизм – первичная форма механизма
отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной
уникальной сущности. У Виталика авторитарная семья со сложившимися
стереотипами. Мама и бабушка продолжают предъявлять те же жесткие требования,
что и в детстве. Поэтому ребенок дома чувствует себя одиноко и неуверенно, и
особенно некомфортно в связи с тем, что в семье нет отца. Именно в этот период
возникает острое чувство потребности в отце, так как половая идентификация у
подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоего пола. Кроме
того, наличие обоих родителей положительно представляет подростков среди
ровесников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию.
Страницы: 1, 2, 3
|
|