Работа воспитателя в детском летнем лагере
Работа воспитателя в детском летнем лагере
САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ФАКУЛЬТЕТ
КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ И ДЕТСТВА
Работа воспитателя в детском летнем лагере
Отчет
по летней практике
Санкт–Петербург
2004
Введение
Структурно мой отчет будет представлен в виде четырех частей.
Первая часть носит вводный характер. В ней описана структура
лагеря, отражены режимные моменты и психологическая атмосфера.
1
Место
практики
2
Время
прохождения практики
3
Структура
лагеря
4
Коллектив
5
Психологическая
атмосфера
6
Режим
лагеря
Приложен график общелагерных мероприятий.
Вторая часть состоит из индивидуального графика работы, в котором
перечислены самостоятельные занятия с детьми и лагерные мероприятия, сделаны
определенные выводы.
В третьей части – основной представлены социально –
психологические портреты детей трех возрастов:
Второй период детства – 6-10лет
Подростки – 11-15 лет
Юношество – 16-20 лет
Среди них особое внимание было уделено подростковому возрасту, так
как в моем отряде находились дети, чей возраст составлял 10 – 13 лет. Поэтому
более полная и подробная характеристика будет именно у данного возраста.
Наблюдать, общаться, играть каждый день я могла только с подростками. Второй
период детства 6 – 10 лет я могла наблюдать на общелагерных мероприятиях. С
юношеством ознакомилась на примере вожатых.
И четвертая часть – подведение итогов, выводы о проделанной
работе.
Характеристика лагеря
Месторасположение лагеря
Я проходила практику в летнем городском лагере в Сертоловской
средней школы №1. Лагерь располагался в здании начальной школы и занимал первый
этаж. Для детей было создано три игровые комнаты, в которых были бумага,
краски, карандаши и настольные игры. Также у детей было все для игр на улице:
мячи, скакалки, бадминтон, тарелки для кидания. Для детей младших отрядов были
сделаны три спальни.
Время прохождения практики
Практика проходила с 1 по 29 июня с 9-00 до 18-00, но фактически
ситуация складывалась таким образом, что после обеда, т.е. после 13-00
большинство детей уходило домой. У оставшейся части детей был тихий час с 14-00
по 16-00. Многие после сна и полдника также уходили. Так что до конца дня в
лагере оставалось совсем немного детей. В связи с этим все занятия и
мероприятия с детьми проводились в первой половине дня.
Структура лагеря
В лагерь принимались дети, учащиеся в данной школе и, при наличии
свободных мест, дети из Сертоловской школы №2, проживающие в г. Сертолово.
Всего лагерь посещало 130 человек, возраст детей от 6 до 15 лет. Было
сформировано 6 отрядов таким образом, что:
1 отряд: 6-7 лет, дети, поступившие в первый класс;
2 отряд:8 лет, дети, закончившие первый класс;
3 отряд:9-10 лет, дети, закончившие второй и третий классы;
4 отряд:11-12 лет, дети, закончившие четвертый и пятый классы;
5 отряд и 6 отряд были объединены в один и в него вошли дети,
закончившие с шестого по восьмой класс
Но реально в лагере такого разделения не существовало. Все дети во
время общелагерных игр, соревнований и прогулок находились вместе и делились на
отряды только во время завтрака, обеда и полдника и своих индивидуальных
занятий, которых было очень мало.
Что касается социального аспекта структуры лагеря, то можно
сказать следующее: в лагерь попали дети, чьи родители либо работают с утра до
вечера и им некуда больше отправить ребенка отдыхать, либо совсем не озабочены
отдыхом своих детей. Так что можно сказать, что большинство детей было из
неблагополучных семей. И лишь небольшая часть детей были из благополучных
семей. Они захотели в летний лагерь по своему желанию, так как там были их
друзья.
Коллектив
В каждом отряде работало по два вожатых и одному воспитателю.
Вожатыми были учащиеся десятых классов данной школы. В лагере работали педагоги
начальной школы, каждому нужно было отработать по две недели, поэтому их за
одну смену было 12 человек, музыкальный педагог из старшей школы, и педагог по
физкультуре тоже из старшей школы.
Психологическая атмосфера
Психологическая атмосфера в лагере была довольно напряженной.
Воспитатели восприняли нового человека довольно холодно. Относились очень
настороженно, можно даже сказать по началу игнорировали. В коллектив было
входить очень трудно. Воспитатели держались особняком, вожатые тоже не
стремились к взаимодействию и общению и не искали путей сближения. В каждом
отряде должен был быть один воспитатель и два вожатых. Воспитатели участвовали
во всех мероприятиях неохотно. От них не исходило никакой инициативы, и они
предпочитали либо сидеть вместе в каком-нибудь из классов, когда дети
находились в игровых комнатах, либо проводить время за обсуждениями на прогулках.
Вожатые пытались по началу привлечь детей к совместным играм и занятиям, но
дети если и соглашались, то на очень непродолжительное время, а после
занимались своими делами. Поэтому, видя, что дети не хотят организованных игр оставили
эти попытки. И таким образом дети могли свободно передвигаться не только по
территории лагеря, но и за ней. Они ходили в магазин, если хотели что – то
купить или домой за игрушками. Это происходило как вследствие того, воспитатели
относились к детям без инициативы и делали просто то, что положено; так и
вследствие того, что у детей плохо сформирован навык групповых игр. Они
предпочитали играть по два-три человека и разделялись по интересам. Но надо
отметить, что все они принимали участие в общелагерных мероприятиях,
соревнованиях и очень болезненно воспринимали проигрыш. При индивидуальных
занятиях беседах они хорошо шли на контакт. Постепенно привыкли к новому
человеку, перестали стесняться, и я получила хорошую возможность ознакомиться с
общими возрастными так и с индивидуальными психологическими особенностями
детей.
Режим лагеря
9-30 – 9-45. Все ребята по порядку становитесь на зарядку.
10-00 – 10-30. Всем за стол! Узнать пора, чем богаты повара!
10-35 – 13-30. Кто куда: кто в кино, кто в огород, отдыхаем,
загораем, и рисуем, и читаем.
13-30 – 14-00. За столом серьезный вид. Приналяжем и покажем наш
серьезный аппетит.
14-00 – 15-00. Сладок сон после обеда. Тихо! Не буди соседа!
15-30 – 15-45. Вот и снова горн поет, полдник нас в столовой ждет.
15-45 – 17-00. Вот пришел тяжелый час, здесь у нас.
17-00. День прошел, домой пора. До свиданья детвора!
Индивидуальный график работы и личный дневник
1 день практики
В этот день произошло знакомство с лагерем, преподавательским
составом, режимными моментами, знакомство с детьми. Меня поставили на отряд в
котором возраст детей составляет от 10 до 13 лет. Ребята ко мне отнеслись
настороженно. Большинство детей было из одного класса. Я представилась детям и
рассказала немного о себе. Потом попросила представится ребят и постаралась
запомнить их имена. В отряде было 27 человек. В этот день я решила не проводить
никаких занятий, а просто общаться с детьми и мы после завтрака и знакомства
отправились на прогулку. Воспитатель предоставила детям и общалась со своими
знакомыми. Я наблюдала за детьми. После обеда большинство детей ушло.
2 день практики
В этот день в лагере готовился праздник в честь открытия. Общая
тематика лагерных мероприятий такова. Лагерь- это Планета Добра, все участники
лагерной смены – жители этой планеты. Планета Добра- это общий дом и все жители
живут в нем в соответствии с конституцией. В этот день проводилась операция
«Уют» - обустройство на Планете Добра. На Планете Добра есть:
- горы - пустыни – леса – поля - подводный мир
Каждому отряду было предложено нарисовать планеты в соответствии с
их темой. Мой отряд представил «детей пустыни». Ребята увлеченно и с
удовольствием работали. Они долго не могли определиться с тем, что же все-таки
нарисовать и как. В моем отряде было два лидера, которые постоянно соперничали
между собой. И сейчас отряд разделился на два противостоящих лагеря. Объединить
их мне удалось, лишь тогда, когда я напомнила им, что они одна команда и если
не придут к согласию, то не смогут быть лучшими, первыми и другие отрады
победят их. В итоге все отряды справились с заданием и предоставили каждый свою
часть. После подведения итогов был обед и после него большинство из моего
отряда ушло (дети уже вполне самостоятельные). С теми кто остался мы
отправились на прогулку.
3 день
С этого дня начались все запланированные ежедневные мероприятия. И
перед завтраком состоялась зарядка. Воспитатели готовились к празднику открытия
смены, и никаких общелагерных мероприятий в этот день не проводилось. Я
предложила детям игру: «Потерпевшие кораблекрушение». Эта игра предназначена
для коллективной работы и здесь необходима выработка общего группового решения.
Я выбрала именно эту игру для сплочения ребят и для того, чтобы они учились
работать совместно. Во время этой игры можно наблюдать процесс принятия решения
группой, определить основные стили поведения участников при возникновении
конфликтных ситуаций в ходе принятия совместного решения. Игра проходила
интересно, но достаточно напряженно. Ребята успешно справились с индивидуальной
частью работы, но существенные затруднения у них были с коллективным принятием
решения. Для меня эта игра была очень показательна и я смогла лучше узнать
ребят. После обеда с теми кто остался мы обсуждали результаты игры.
4 день
В этот день была проведена игра по станциям «Необыкновенный
Круиз». Команды были сформированы поотрядно, и прошли по следующим станциям:
- оригами – рисование – музыка - спортивная
Все станции несли общую тематику: экологическую. Дети рисовали
птиц и животных, собирали из открыток, изображали каждый индивидуально и
отрядом угадывали мелодии. Игра детям очень понравилась. Победителей и
проигравших не было. Победила дружба. Задания на станциях продумывались в
соответствии с возрастом детей и поэтому всем было интересно.
Во второй половине дня была проведена методика «Несуществующее
Животное» с Настей (9 лет). Т.к. после обеда мой отряд от 10 до 13 лет был объединен
с отрядом детей 8 – 10 лет, в силу того, что воспитатель этого отряда
отсутствовал.
5 день
В этот день состоялось открытие лагеря, которое ознаменовалось
экскурсией «Сертоловский Лес Полон Чудес». Для всех отрядов была проведена
экскурсия на которой дети рассказали о том, какие деревья растут в их лесу,
интересные случаи, традиции и легенды связанные с ними, о том, какие рекорды у
них есть. Рассмотрели растения, выделили среди них лекарственные. Отдельный
рассказ был посвящен мать-и-мачехи; ребятам объяснили почему она так
называется, какие болезни лечит.
Особое внимание уделили птицам. Попросили детей вспомнить загадки
связанные с ними (т.к. через день состоялся конкурс «Птичий Базар»). Вся
экскурсия была представлена как путешествие в «Царство Берендея». Детям
экскурсия очень понравилась и у них осталось масса впечатлений.
6 день
Сегодня состоялось продолжение путешествия в «Царство Берендея» и
была проведена экспедиция трудовой десант – «Чистый Лес». Детям рассказали
какой вред можно принести лесу, оставляя в нем мусор. Привели в качестве
примера данные о том, что полиэтилен гниет 400 лет, а стекло целых 800, и что
стекла, которые были брошены при Петре I, исчезнут только через 500 лет. После
все отправились на уборку леса. Ребята впечатлились рассказами и добросовестно
проработали до обеда, а после него были проведены минутки здоровья «Зеленая
Аптека», на которых рассказали о полезных свойствах лесных растений.
7 день
Состоялся конкурс знатоков пернатых «Их стихия – небо». Ребятам
показывали картинки, давали описание, а они должны были угадать название птицы,
а потом сами загадывали друг другу загадки. На минутках здоровья «Как поднять
настроение» рассказали о благотворном влиянии звуков леса и птичьем пении.
После конкурса, я тематически продолжая день провела со своим отрядом игру
«Утка – Утка - Гусь» и «Ворона и Воробьи». Это подвижные игры дети играли с
азартом и увлечением. В процессе игр я наблюдала за Виталиком и после провела с
ним опросник «Босса Дарке», который показал повышенную тревожность.
После зарядки и завтрака все занялись изготовлением поделок из
природного материала: девочки выполняли более кропотливую работу, они
наклеивали на тарелку зернышки пшена, фасоли на тарелки. У них получились очень
красивые декоративные изделия, которые после выставки были развешены в
нескольких кабинетах, а мальчики сделали огромное панно на бархатной бумаги из
карандашных стружек. После окончания работы состоялась выставка «Фантазия-
Лесное Чудо». После обеда предложили провести фестиваль сказок «Дуб Зеленый» и
каждому отряду дали задание провести для всех игру на эту тему. Я предложила
своим ребятам игру «Кто они?». Мы выбрали самых известных героев, записали их
имена на листиках бумаги и прикрепили имена на спины играющих. Каждый из них
должен был запомнить как можно больше других имен, стараясь не показать свое.
Игра прошла на ура, т.к. подвижная.
9 день
Праздник проходил в березовой роще рядом со школой. Девочки были
одеты в русские народные костюмы, кокошники сделанные ими самими. Среди них
прошел конкурс «Самая красивая Коса». Малыши и ребята из моего отряда с
удовольствием заплетали друг другу косы, вплетая туда цветы. Потом водили
хоровод. Мне было поручено провести подвижную игру и я провела игру «Петень».
Остались довольны и мальчики, которые участвовали только в играх и девочки,
которые пели и танцевали.
10 день
В этот день состоялось открытие недели «Дом, в котором я живу».
Ребята с утра рисовали свой родной дом. Все рисунки были показаны на выставке,
на минутке здоровья, обсуждали важность режима дня. Самостоятельно я провела
игру «Воздух – Вода – Земля – Ветер». Водящий, подходя к кому-либо называет
одну из стихий и считает до 5. Играющий в зависимости от задания должен
называть птицу, рыбу, зверя или покружиться на месте (Ветер). Кто не успел дать
ответа – выходит из круга. Во второй половине дня я провела с Виталиком (11
лет) методику «Нарисуй семью» и школьный тест умственного развития умственного
развития. За ним, как и всегда пришла бабушка.
11 день
Запланированная встреча с интересными людьми Сертолово и защита
проектов «Зеленый наряд моего города» не состоялось. Вместо этого мы
отправились на экскурсию в железнодорожный музей. Во второй половине дня я
провела с ребятами игру «Мафия». Цель игры обучение эффективному поведению при
решении групповых задач, закрепление навыков вербального и не вербального
поведения. В процессе игры можно было наблюдать динамику групповых процессов. В
начале у ребят плохо получалось, но через одну – две игры они выработали
определенную тактику поведения.
12 день
В этот день состоялся конкурс - соревнование «игры нашего двора».
Всем отрядам было предложено вспомнить как можно больше игр и провести их. Мои
ребята провели следующие игры: «Али-Баба», «Ручеек», «Хали – Холо Стоп точка,
запятая», «Воробьи и вороны», «черного и белого не брать да и нет не говорить»,
«петень», «три движения». После на минутах здоровья обсудили роль чистоты и
гигиены. Во второй половине дня отряды 10-13 лет и 7-10 лет объединили. Я
провела опросник «тревожности CMAS» c Настей (9 лет) и Виталиком (11 лет).
19 ДЕНЬ – 25 ИЮНЯ. ДЕНЬ ЭКОЛОГИИ
Для всех отрядов провели конференцию, которая и завершила тему
экологии. На ней обсудили способы предотвращения загрязнения окружающей среды,
меры по охране лесов, полей водоемов. Вспомним и о защите животных. Две девочки
из моего отряда выступили с докладом на эту тему: «Заповедник и заказники», в
котором и рассказали как и для чего они создаются. После ребята нарисовали
рисунки, посвященные защите природы.
20 ДЕНЬ – 28 ИЮНЯ. ДЕНЬ ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ.
Этот день прошел под эгидой «Будущее зависит от нас».
Представители от каждого отряда сформировали президентский совет и выбрали
президента. Прошло заседание совета «Мыслим глобально, действуем локально», на
котором обсуждалось, что бы мог сделать каждый для того, чтобы сохранить
чистоту и красоту нашей планеты. Ребятам предложили придумать самостоятельно
различные варианты, которые обсудит совет и на следующий день подведет итоги.
Для малышей прошла игра, в которой им рассказали, что наша планета живая и ей
бывает больно. И предложили задание «Вылечим нашу планету вместе».
21 ДЕНЬ – 29 ИЮНЯ. ДЕНЬ ПРОЩАНИЯ.
Состоялось продолжение совещания президентского совета. Самая
оригинальное предложение о защите природы – внести поправку в Конституцию.
Наиболее активных участников наградили медалями «Почетный гражданин планеты
Добра».
Потом состоялось торжественное закрытие лагерной смены и «Праздник
прощания и расставания», на котором дети читали стихи. Состоялось
костюмированное представление и были исполнены музыкальные номера.
Социально – психологические портреты
Период второго детства
Социально – психологический портрет Насти, 9 лет.
Страницы: 1, 2, 3
|