Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников
Умение пользоваться толковым словарем имеет
большое социальное значение. Оно
обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания о
языке, преодолевать лексические
затруднения при чтении книг и газет, при слушании радио- и телепередач.
Формирование умения
пользоваться толковым словарем опирается на следующие
знания о нем: толковый словарь, назначение толкового словаря, словарная статья, грамматические и лексические пометы в ней. Понятие толковый словарь включено в программу, остальные понятия вводятся в учебный процесс через
учебник.
«С лексикографическими понятиями наиболее
целесообразно знакомить учащихся рассредоточено,
параллельно с изучением лексикологических понятий:
например, словом и его лексическим значением -
толковый словарь, словарная статья; с однозначными и многозначными словами - со способом обозначения разных значений многозначного слова; с
прямым и переносным значением - с пометой перен. (переносное);
с омонимами - со способом обозначения омонимов; с
диалектными словами -с пометой обл. (областное); с
профессиональными слова - с пометой спец. (специальное) или
с сокращенным названием специальности: мор. (морское) и т.д.; с устаревшими словами - с пометой устар. (устарелое);
с фразеологизмом - с особым знаком ◊ ».[29]
Для ознакомления с
лексикографическими понятиями используется либо
сообщение учителя, либо самостоятельный анализ соответствующего материала в
учебнике.
Для закрепления полученных
знаний выполняются следующие упражнения:
- анализ словарной статьи,
направленный на поиск соответствующей пометы;
-
нахождение в толковом словаре слов, имеющих
указанные пометы;
-
объяснение назначения той или иной пометы в
словарной статье.
Одновременно формируется
умение пользоваться толковым словарем. Прежде
всего, развивается потребность обращаться к нему за справками. С этой целью учитель либо специально создает
ситуацию поиска лексического значения
слова, либо использует естественную ситуацию анализа незнакомых слов в
тексте упражнения учебника.
Формируется умение
обращаться к толковому словарю с помощью следующих упражнений:
-
нахождение слова в толковом словаре;
-
чтение в словарной статье толкования
лексического значения слова;
- нахождение
в толковом словаре слов определенной группы по
соответствующим пометам.
Очень большую роль в
развитии речи учащихся играет работа со словами-синонимами. Их использование делает
речь яркой, образной, выразительной.
§ 5. Использование словаря в работе
над лексическими синонимами
«Изучение лексических синонимов предполагает как усвоение
определенного круга знаний о них, так и вооружение школьников умениями и
навыками сознательного и уместного употребления синонимических слов в различных
условиях речевого общения в зависимости от целей коммуникации. Особое место в
формировании представлений о языковых особенностях лексических синонимов
принадлежит словарям синонимов русского языка»[30]
(Приложение IV)
Обращаться к словарю и учить детей им пользоваться
полезно уже с 5 класса.
«Цель работы над лексическими синонимами в школе
заключается не только в том, чтобы обогащался словарный запас учащихся за счет
знакомства с синонимическими рядами, но и в том, чтобы обращалось самое
пристальное внимание на уточнение значения и сферы употребления
синонимических слов, а также на их оттенки,
семантические и стилистические различия».[31]
В методической литературе нет единого мнения о том, с
какими видами лексических синонимов и в каком классе знакомить учащихся. Одни
методисты предлагают проводить работу с семантическими синонимами, другие - со
стилистическими, третьи - с теми и другими одновременно. Так, А.П. Евгеньева во
введении к «Словарю синонимов» пишет: «В литературе неоднократно делались
попытки разделить синонимы на стилистические и идеографические. Однако материал
показывает, что невозможно провести границу между теми и другими, зачислив одни
в стилистические, а другие только в идеографические. Основная, подавляющая
масса синонимов служит и стилистическим, и смысловым
(оттеночным, уточнительным) целям, часто выполняя и ту, и
другую функции одновременно».[32]
При изучении синонимов целесообразно
акцентировать внимание школьников как на чертах сходства синонимических
слов, так и на имеющихся между ними различиях. Понимание
общего и особого у слов-синонимов опирается на
сравнение и сопоставление этих слов. Так, например,
учащимся предлагается подобрать синонимы к существительному родина. При выполнении этого задания ученики,
прежде всего, руководствуются тем, что синонимы, составляя
синонимический ряд, относятся к одному
лексико-грамматическому классу. Второй опознавательный
признак заключается в том, что синонимы объединены общим
значением. Так, сравнивая слова родина, отечество, отчизна, учащиеся с помощью словаря синонимов устанавливают, что все они «объединяются значением - родная страна, государство».[33]
Далее определяются дифференциальные признаки этих
слов. Существительное родина - опорное слово синонимического ряда,
стилистически нейтрально, не содержит ограничений в
употреблении, оно может иметь и более узкое значение, указывая на
конкретное место рождения (город, деревня и т.д.). Слова отечество и отчизна выступают как
стилистические синонимы нейтрально
окрашенного слова, принадлежат к высокому, торжественному стилю.
Для того чтобы лучше уяснить, каково
назначение указанных синонимов в связном тексте, полезно
использовать иллюстративный материал словарей. Например:
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей. (Л-К.)
Ия,
как весну человечества, рожденную
в трудах
в бою,
пою
мое отечество,
республику мою! (Маяк.)
Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с
врагами
Вы за отчизну свою. (Исак.)
После анализа иллюстративного материала словарных
статей ученики приводят свои примеры,
включая теперь уже знакомые им с точки зрения семантики и употребления
существительные-синонимы в словосочетания и предложения.
Для выяснения основных
функций синонимов также важно привлекать контекст, но с учетом
того, что контекст реализует синонимические потенции,
заложенные в языковой системе. Еще А.М. Пешковский писал: «Наблюдения
над синонимами должны производиться, конечно, только в тексте
и только при помощи эксперимента».[34]
«Без обращения к словарю синонимов порой бывает
трудно правильно выполнить упражнения
школьного учебника. Так, например, в упражнении 181 (учебник для 6 класса) предлагается написать сочинение по картине И.
Аристова «Спасение знамени». Среди прочих вопросов в задании есть такой: Какие
из синонимов (см. рамки) вы используете в сочинении? В рамках даны синонимы: спасти, выручить, избавить и прятать,
скрывать, укрывать, таить. Для того чтобы задание было выполнено осознанно,
необходимо перед написанием сочинения
провести работу с данными синонимическими рядами: с помощью словаря синонимов выяснить черты сходства и отличия входящих в них слов, обратить внимание
школьников на возможность сочетания
указания указанных слов с другими словами, составить, составить с ними
словосочетания и предложения и т.д.».[35]
«Работа со словарями синонимов может
проводится различным образом: словарная статья может быть заранее записана на
доске; один из учеников может прочитать ее по словарю или заготовленной
учителем карточке, а остальные в это время делают записи в специальных
словарях-справочниках; могут быть использованы и технические средства
-эпидиаскоп, кодоскоп (для них изготовляются специальные транспаранты); эта
работа может быть выполнена и во внеклассное время».[36]
Использование словаря синонимов на уроках
русского языка способствует развитию у школьников лингвистического мышления,
позволяет глубже проникнуть в языковую природу синонимов, развивает потребность
обращения к справочной литературе.
Таким образом, работа со словарями на уроках
русского языка многоаспектна, многогранна. В теоретической части своего
исследования я попыталась дать психолого-педагогическое,
лингво-методологическое, методическое обоснование рассматриваемой проблемы.
Практическая часть работы - ее логическое продолжение.
В ней я раскрою реализацию теоретических основ темы ВКР в деятельности лучших
учителей страны и в своей собственной, пусть небольшой, педагогической
деятельности.
Глава II.
Практическая часть
§1. Изучение и обобщение опыта работы лучших
учителей русского языка по рассматриваемой проблеме
Словарная работа на уроках русского языка
Большое место в работе каждого словника занимает словарная
работа.
Программа предусматривает усвоение определенного количества
слов в каждом классе. Эти слова выносятся со всех учебниках на полях или
заключаются в рамки.
Работа с этими словами дает возможность расширит активный
словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении и слова, научить
употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках в
учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной
странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном
диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если
учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.
Кашкарова Т.Н. из г.Кишинева предлагает свою методику работу
по обогащению словарного запаса учащихся.[37]
Перебрав различные формы словарной работы, она остановилась
на ведении учащимися личного тематического словаря. Использование такой
книжечки приводит словарную работу в какую-то систему.
Все слова, данные в рамках, условно разделяет на темы,
группы. Так, в V классе получаются такие
группы: спорт, дом и комната, армия, дорога и движение, школа, меры длины и
веса, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород,
общественно-политическая лексика, космос – всего 62 слова.
В VII классе появляются новые
темы: обед, связь и почта, больница, глаголы, наречия – свыше 100 слов.
В VIII классе тем становится
меньше: литература, театр и искусство, армия и флот,
общественно-политическая лексика, строительство, наука, школа, улица и
движение, спорт, нравственные качества: количество слов возрастает – 162.
В IX классе: армия, наука,
общественно-политическая лексика, строительство и производство, искусство,
нравственные качества человека.
Из перечня видно, что существует преемственность, учитываются
возрастные особенности учащихся, в связи с чем и меняется тематика словарной
работы.
На первом уроке, на этом уроке учащиеся начинают работать со
словариком, автор статьи объясняет слова, данные в рамке, и еще три-четыре
слова из этой же группы, которые встречаются позже. Так выполняется принцип
опережающего обучения и экономится время на объяснение на следующем уроке.
Дальше каждая группа пополняется двумя-тремя словами по мере прохождения
учебного материала.
Если на предыдущем уроке в рамке встретятся слова, н-р, из
группы «Армия и флот», я заранее даю задание на дом повторить слова по этой
еме. А на уроке учащиеся пишут словарные диктант по памяти (проверка домашнего
задания). Затем Кашкарова Т.Н. объясняет значение новых слов, данных в рамке.
Они записываются в словари, придумываются с ними предложения. Так новые слова
естественно входят в сознание учащихся. Можно отдельным ребятам дать задание:
найти в словаре значение слов и объяснить их на следующем уроке в классе.
Упражнения по тематическому словарю возможны самые
разнообразные: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по
опорным словам; при работе с кодоскопом – вставить пропущенные буквы, подобрать
синонимы, прочитать правильно, расставить ударение и т.п.
В словаре можно вводить слова, которые учащиеся часто слышат
по радио, телевизору. Словарь начать в V классе и продолжать его в VI-IX, дополняя начатые списки по
темам. Такой словарь приносит ощутимую пользу и учителю, и ученикам.
Таким образом, словарная работа на уроках русского языка
имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся, уточнения
значения слов, включения их в активный словарный запас, повышения грамотности.
Для своей педагогической деятельности из опыта Кашкаровой Т.Н. я взяла методику
работы со словами из учеников, помещенных в рамочки. Предложенная система
работы включает учащихся в активный поиск по вопросу, прививает в них
потребность общения к словарям.
Интегрированный урок на тему
«Заимствованные слова»
Родионова Н.А. из г.Кандалакша предлагает конспект
урока по рассматриваемой мною проблеме.[38]
Цель урока. После изучения
этой темы учащиеся должны:
Знать: 1) почему слова из одного языка
проникают в другой? Какими путями?
2) Что происходит со словами-«иностранцами» в русском языке?
3) Каково отношение общества к заимствованиям?
Уметь: пользоваться словарями (этимологическим, толковым, словарем
иностранных слов).
Эпиграфом к уроку могу стать слова В.Г.Белинского: «Все
народы меняются словами и занимают их друг у друга».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (о теме и цели урока).
Задание. Послушайте текст, выпишите в
тетрадь слова, которые покажутся вам знакомые.
Учитель английского языка читает английский текст «Sport in England».
- Какова тема текста?
- Почему вы так решили? Ведь текст на иностранном языке?
Учитель немецкого языка читает текст на немецком языке.
- Какова тема теста?
- Почему вы так решили? Ведь текст на немецком языке?
(Ребята высказывают свои мнения.)
Вывод: в русском языке есть слова, заимствованные из других языков.
- Как они к нам попали?
Немного истории: сообщение учащихся о времени
проникновения в наш язык немецких и английских слов, об истории слов (учитель
вводит слово этимология): вокзал, бойкот, комбайн (из англ.), лодырь,
верстак, ягдташ (из нем.).
- Почему же слова из одного языка проникают другой? И какими
путями? (Ребята высказывают свое мнение.)
- А что происходит со словами-«иностранцами», когда они
попадают в русский язык?
Учителя иностранных языков на конкретных примерах показывают
эти процессы: jazz – джаз
cowboy – ковбой die Schrift – шрифт
cakes – кекс die klasse – класс
Обобщение: итак, слово осваивается 1) графически,
2) фонетически, 3) грамматически, 4) лексически.
- И все же по некоторым элементам в слове можно
узнать, откуда оно к нам пришло:
Из английского: Из
немецкого:
дж – джаз шт, шп
– в начале слова
-инг – митинг -ман
мен – спортсмен -мейстер
на конце
-бург
Задание. Разделите слова на группы в
зависимости от их происхождения. (Слова записаны на доске.)
Смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня,
почтмейстер, спортсмен, джин, штабель,
Оренбург, штамп, спиннинг, вундеркинд.
- Как можно проверить себя?
- Где вообще можно узнать о происхождении слова?
Учитель знакомит учащихся с этимологическим
словарем, со словарем иностранных слов, с пометами в толковом словаре.
Задание. Найдите в толковом словаре учебника
заимствованные слова.
- А заимствованные слова – это хорошо или плохо?
(Учитель вводит элемент дискуссии.)
- Понятны ли вам эти слова: маркетинг, консенсус,
паритет?
Обобщение: благодаря заимствованиям русский
язык, становится богаче, угрозы для него не составляют (заимствованных слов
всего 10%. Можно провести эксперимент: подсчитать все слова на одну букву и
выяснить, сколько среди них иностранных.) Интернациональная лексика облегчает
научные, культурные и политические контакты.
Важным условием является правильное, умеренное
использование иностранных слов. Против бездумного использования иноязычных слов
выступал В.И.Ленин.
II. – А теперь обратимся к таблице:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|