Работа социального педагога
Социальной помощи и более пристального к себе внимания
требуют семьи, имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы
сильно возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных.
Силами социальных педагогов в школе организуется работа
"Телефона доверия".
План работы социального педагога на первое полугодие.
I. Учебно-методическая работа.
1. Изучение литературы по социальной педагогике.
2. Знакомство с периодической печатью.
3. Участие в семинарах и совещаниях социальных
педагогов.
4. Продолжить изучение методик исследования
личности семьи, учителей и детей.
II.Работа с семьей.
1. Провести диагностику семейного воспитания с
родителями младших школьников.
2. Дифференциация семей по типам.
3. Организовать взаимодействие социальных служб для
разрешения возникающих конфликтов.
4. Привлекать учителей, детей, родителей в
проведении совместных вечеров.
5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.
6. Организовать социо - психологический тренинг
общения между учителями младших школьников по обмену опытом в работе с
родителями.
7. Проводить консультации для родителей по
определенному графику.
III.Работа с детьми.
1. Изучить занятость детей во внеурочное время.
2. Продолжить изучение личности детей, работу
проводить согласованно со школьным психологом.
3. Проводить часы общения, помогать
разрешению конфликтов с учителями.
4. Уделять особое внимание детям находящимся под
опекой.
5. Вести индивидуальную работу с "трудными
детьми".
IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами
воспитания.
1. Организовать встречу ребят с работниками
правоохранительных органов.
2. Приглашать родителей и учащихся (по
необходимости) на индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.
Дополнительно необходимо проводить работу по
профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой
вид работы особенно необходим в третьем классе начальной школы, так как этим
детям предстоит преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее
звено общеобразовательной школы.
Желательно каждому социальному педагогу организовать в
школе телефон доверия и для детей и для родителей.
2.2. Работа социального педагога с детьми
Практически в 90-х годах, специалистами, призванными
заниматься вопросами профилактики правонарушений или их рецидивов среди
подростков, стали психологи.
Но поскольку в вопросе профилактической работы с
контингентом "трудных" детей позиции школьного психологии в массовой
практике в течение всех 90-х годов проявлялись крайне противоречиво, то именно
введение должности и ставки социального педагога в штаты образовательных
учреждений воспринималось в большинстве случаев как долгожданная мера, в
соответствии, с которой большинство детей группы риска были автоматически
переданы в руки нового специалиста. В свою очередь, полная передача социальным
педагогам профилактической работы с трудными подростками поставила вопрос о
возможностях и ограничениях нового специалиста в решении сложнейших задач
социально-педагогической практики и его эмоциональном "сгорании". По
некоторым исследованиям (С.С. Гиль, М.С. Мартынов) в связи с физической и
психологической невозможностью осуществлять в одиночку профилактическую
деятельность среди детей "группы риска", привело к появлению
профессиональных деформаций среди социальных педагогов.
И только к
началу 2001 - 2002 учебного года произошло окончательное признание роли и места
социального педагога в качестве одного из специалистов сферы педагогической
профилактики (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 7 декабря
2000 года № 3572).
Деятельность
социального педагога в образовательном учреждении представлена весьма
многообразно, в том числе в проведении диагностического этапа в аспекте
профилактики.
Диагностический этап
предполагает фиксацию факта правонарушения, всесторонний анализ социокультурной
ситуации, выявление основной проблематики подростка и факторов риска. После
анализа ситуации и выявления основных проблем подростка определяется комплекс
причин вызвавших данную ситуацию и приведших к противоправному поведению. При
этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их
изменения в условиях образовательного учреждения – с одной стороны и причин, на
которые можно повлиять опосредованно через привлечение специалистов органов и
служб системы профилактики – с другой.
Диагностика проводится
посредством определения уровней личностной зрелости на основе описания четырёх
статусов подростка: психофизического, педагогического, социального,
психологического. Статус определяется с помощью экспертных оценок педагогов и
специалистов в данной области по специально разработанной пяти бальной шкале с
использованием количественного и качественного анализа. Кроме этого идёт
заполнение «Карты личности подростка группы риска» и диагностика, значимых для
личностного роста показателей: мотивации достижения, социального интереса,
творческого потенциала, а также сложных состояний: фрустрации, тревожности,
агрессии.
Социальный педагог и
психолог знакомятся с личным делом подростка, выясняют причины социальной
запущенности, степень и характер дезадаптации, уровень учебной мотивации,
интеллектуального развития личности подростка. Задача специалистов на первом
этапе - установить контакт с воспитанником. Л.Б. Филоновым[14,32] разработана
технология установления контакта с дезадаптированными подростками. Он выделяет
несколько стадий в разговоре с ним: накопление согласий во взглядах, вызов
согласий со стороны подростка; поиск его увлечений, понятие особенностей его
увлечений и поведения; определение отрицательных качеств его личности, его
реакции на постороннее влияние; выработка общих норм поведения и
взаимодействия.
Данные собранные
социальным работником поступают в консилиум.
Консилиум – это
постоянно действующий, объединенный общими целями коллектив специалистов,
реализующий ту или иную стратегию профилактики ребенка в образовательном
учреждении. Консилиум, прежде всего, ориентирован на работу с детьми, имеющими
либо неадекватное требованиям школы поведение, либо предрасположенных к
противоправным действиям. Н. Семаго и М. Семаго предложили классифицировать консилиумы
на плановые и неплановые. Плановый консилиум решает следующие задачи[4,87]:
1.
Определение путей социально-психологического
сопровождения ребенка.
2.
Выработка согласованных решений по определению
образовательного и социального маршрута.
3.
Динамическая оценка социального и психологического
состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
4.
Решение вопроса об изменении образовательного
маршрута, социально-психологической работы при завершении обучения (учебного
года).
Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в
полгода. Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста или педагога.
В задачи внепланового СПк входит: принятие экстренных мер по выявившимся
обстоятельствам, изменение направления сопровождения ребенка и др.
Предварительный этап сопровождения ребенка включает в себя
обследование ребенка специалистами консилиума. Практика показывает, что
первичное обследование должен проводить психолог и социальный педагог. Психолог
собирает психологические сведения о ребенке, а социальный педагог собирает
данные о семье и ближайшем окружении ребёнка группы риска. Они определяют, кто
еще из специалистов должен подключиться и дополнить первичное обследование
школьника.
Таким образом, состав специалистов, реализующих программу
профилактики в рамках СПк, должен быть сформирован таким образом, чтобы каждый
из ее членов обладал определенными полномочиями в решении вопросов по оказанию
помощи подросткам и их семьям. Кроме этого школа должна использовать
диагностику для выявления слабых звеньев в работе по профилактике и вносить
предложения в вышестоящие инстанции о целесообразности включения в решение
конкретных проблем ребёнка, специалистов системы профилактики для улучшения
общего взаимодействия.
Поскольку сил нескольких человек - социального педагога,
психолога и инспектора по делам несовершеннолетних (школьного инспектора) -
недостаточно, поэтому желательно построить такую систему работы по профилактике
правонарушений среди подростков, в осуществлении которой могли бы принять
участие и учителя-предметники, и специалисты дополнительного образования, и
волонтеры - старшеклассники, и родительская общественность. Таким образом,
деятельность школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в
первую очередь предполагает совместную работу с ПДН и КДН, а также плановую
работу медицинского работника с учащимися, организацию досуга ребят, поиск
возможностей организации их отдыха в каникулярное время.
Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках
педагогической этики, профессиональной конфиденциальности, может организовать
положительные устойчивые контакты с потенциальными клиентами -
несовершеннолетними и с их родителями.
Организация контактов социального педагога заключается в
следующем:
- установление доверительно-уважительного тона отношений с
несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам
и возможным трудностям;
- в оформлении обратной связи с несовершеннолетними и
близкими им людьми путем разнообразных опросов и нерегламентированного общения.
- в осуществлении посреднической функции в разрешении
конфликтов бытового, правового, экономического характера.
Основные направления работы по профилактике правонарушений
выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения
и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению
позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных
документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает
ребенка: администрации, социального педагога, психолога, родителей.
Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической
деятельности становятся:
- помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием
ребенка;
- помощь подростку в устранении причин, влияющих на
совершение преступления;
- привлечение детей, родителей к организации и проведению
социально-значимых мероприятий;
- изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных
жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий;
- индивидуальное и групповое консультирование детей,
родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций;
- помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из
соответствующих организаций;
-
пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей,
членов их семей;
-
организация летних профильных смен для детей
«группы риска».
На сегодняшний день нет официально на федеральном уровне
установленных критериев и показателей мониторинга детского неблагополучия. В
связи с этим возникает проблема эклиптического подхода к сбору и оформлению
информации о детях «группы риска» и их социальной ситуации, когда каждое
ведомство, а зачастую и учреждение собирает эту информацию согласно собственным
представления и специфическим задачам.
Таким образом, нужно признать, что в банк данных различных
органов и служб системы профилактики поступает не согласующаяся, а иногда и
противоречивая информация. При этом показатели, дающие возможность
качественного анализа в этих отрывочных сводках практически отсутствуют.
Безусловно, это мешает органам управления принимать адекватные решения,
опираясь на достоверную и полную информацию по той или иной проблеме.
В данном исследовании
мы не ставим задачи выработки единых требований и показателей для банка данных
о детях и семьях «группы риска». Вместе с тем предложенные нами диагностические
методики, основу которых составляет диагностическая программа, составленная по
технологии представленной в пособии [5]Кибирева А.А., Сеньчуковой И.В.
«Организация деятельности школ по диагностике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» и процедуры могут стать основой для сбора информации, её
последующего анализа и систематизации с целью выработки решений по
профилактическим мерам в отношении того или иного ребёнка «группы социального
риска».
Основная проблема здесь связанна с трудностью решения
практических задач по преемственности подходов и продолжению процесса
сопровождения. Ведь с переходом из одного учреждения в другое принимающая
сторона не получает полной и достоверной информации о ребёнке, включающей его личностные
особенности, проблемы, причины лежащие в их основе, осуществлённые учреждением
меры по их устранению.
Основная проблема здесь связана с трудностью решения
практических задач по преемственности подходов и продолжению процесса
сопровождения. Ведь с переходом из одного учреждения в другое принимающая
сторона не получает полной и достоверной информации о ребёнке, включающей его
личностные особенности, проблемы, причины лежащие в их основе, осуществлённые
учреждением меры по их устранению.
Поэтому одну из ведущих ролей в системе работы школы по
профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет диагностика,
осуществляемая по единым критериям. Такая диагностика, на наш взгляд, должна
выполнять две основные функции:
1. Вовремя выявлять факторы неблагополучия и относить
ребёнка к определённой группе (уровню) риска.
2. Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и
внешние ребёнка для выработки верной линии в построении профилактических
программ.
В первом случае школа может простраивать с опережением
воспитательную работу, а не ждать когда груз неразрешённых проблем и
педагогическая запущенность приведут ребёнка к серьёзному правонарушению или
преступлению. Во втором случае речь идёт о ребёнке, находящемся в социально
опасном положении и профилактика здесь носит вторичный характер, т.е.
направлена на предупреждение рецидивов правонарушений.
Эту анкету заполняют учащиеся 5-9 классов (можно сократить
круг детей до школьников, у которых наблюдаются проблемы в обучении и
поведении). Списки таких детей подаются классным руководителем на основе
наблюдения, анализа проступков и признаков дезадаптивного поведения. После
проведения анкетирования социальный педагог предлагает классному руководителю
заполнить таблицу из вышеназванного приложения и сравнивает результаты
самооценки ребёнка и экспертной оценки педагога. Группы критериев социальной
адаптации в обоих случаев совпадают, что позволяет сравнивать результаты по
обеим методикам. Таким образом, данная процедура выявления проблемных зон в
личности и поведении ребёнка имеет ряд преимуществ.
- Во-первых,
за короткий срок она позволяет диагностировать большое количество респондентов;
- Во-вторых,
как показала практика её использования, не провоцирует защитные реакции у
подростков, а напротив вызывает у них интерес, т.к. лишена назидательности и
излишнего психологизма;
- В-третьих,
достоверность ответов школьников проверяется другой методикой, на основе
экспертных оценок педагогов по одним и тем же параметрам;
- В-четвёртых,
она затрагивает все значимые зоны развития ребёнка и позволяет выявить по
стопроцентной шкале коэффициент социальной адаптации школьника.
Если оценки респондента и эксперта (коэффициент социальной
адаптации) не расходятся более чем на 10%, а средний показатель по двум
методикам не превышает 50 %, то данный ребёнок помещается в группу особого
внимания. При этом результат диагностики помогает увидеть как проблемные зоны
развития ребёнка, так и его личностные ресурсы и достижения, на которые педагог
может опереться, выстраивая индивидуально-профилактическую работу[10,74].
Эта простая скрининговая методика, наряду со
структурированным наблюдением и анализом ситуации поможет выявить детей
потенциально способных совершить противоправные поступки и отнести их к первой
(начальной) группе риска. Школьники этой группы помещаются в зону особого
внимания, но официально их нельзя поставить на школьный учёт, так как эта
санкция может применяться только к подросткам, совершившим противоправное
действие[10,72].
Для получения общей картины и анализа ситуации по
правонарушениям в школе, можно использовать разработанную методику. . Эта
методика помогает отслеживать и фиксировать правонарушения, проявляющие себя в
различных формах девиантного, делинквентного и криминального поведения и
выявлять степень дезадаптации ребёнка. Она может быть использована как при
анализе ситуации в школе или классе, так и применятся в отношении конкретного
ребёнка в качестве определителя причин его неблагополучия через симптомы
противоправного поведения [12,65].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|