Работа социального педагога
адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной
образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных
и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то
мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и
противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности
социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм
работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для
оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при
решении жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать
наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение,
внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут
применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.
Социально – психологический тренинг определяется как
область практической психологии, ориентированная на использование активных
методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в
общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям
обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить
поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль
лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей. [4,
188 - 191]
Еще одна форма работы социального педагога с семьей -
социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система
периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации
о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и
тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность,
системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая
актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается
единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание
обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально – педагогического мониторинга семьи
состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и
событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация,
предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и
опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т.
д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос,
анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические
методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Важную роль в осуществлении социально – педагогического
мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор
информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть
несколько. Рассмотрим один из них.
Поскольку семья – это сложная система, социальный педагог
принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и
подсистемами.
Родительская подсистема (мать - отец). Социальный педагог
концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей
ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец –
дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется
содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки,
которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в
системах требований и влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует
внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком,
установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.
Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и
взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение
обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить
проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для
большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер
наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего
влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина». Моральное и
психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).
Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится
определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми,
границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой [8, 159 – 160]
Социально – педагогическая деятельность с семьей будет
эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает
изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и
социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и
семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная
функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные
особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы
семейного счастья, долга); религии. [4, 191]
Итак,любая деформация семьи приводит к негативным
последствиям в развитии личности подростка. Можно выделить два типа деформации
семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что
иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время
связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи
связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием
и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и
т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору
психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно
свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы
межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на
негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным
деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного
поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и
идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это
относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей
родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в
этом возрасте.
Глава 2. Работа социального педагога в школе
2.1. Методика работы социального педагога с
родителями
Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше
общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый
физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
О роли школы в организации процесса семейного
воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи
бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя.
Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны
организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как
представительница государственного воспитания"[5,45].
С этих позиций и определяются основные задачи работы
социальных педагогов с родителями:
- Систематическое разностороннее педагогическое
просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических
знаний, так и с практикой работы с учащимися.
- Привлечение родителей к активному участию в
учебно-воспитательном процессе.
- Формирование у родителей потребности в
самообразовании.
- Ознакомление учителей предметников с разнообразными
методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
Социально педагогическое исследование семей,
дифференциация их на определенные типы по...
- работа с детьми девиантного поведения.
- обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
При проведении этой большой и ответственной работы
учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность
семьи, воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и
отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного
воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения
родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения
молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым
"вещизмом". Правильное педагогическое руководство семейным
воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обес-печение
координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического,
трудового, нравственного, эстетического, физического.
Работа социальных педагогов с родителями осуществляется
в двух направлениях:
с коллективом родителей и индивидуально. В практике
сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей,
коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции,
посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых
материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к
участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками,
выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении
внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов
происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая
ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход,
возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это
необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на
ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела
семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый
родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих
знаний, умений, чувств и убеждений.
Большая социальная значимость целенаправленного общения
с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей
на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений,
способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает
уровень общей культуры населения.
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми
членами семьи учащегося сложна и разнообразна.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что
находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему
о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при
посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного
правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только
беседующих, оно не должно разглашаться.
Очень внимательно следует относится к просьбам родителей.
Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может
нанести вред ребенку.
Индивидуальное общение не только дает возможность
учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает
ему в выборе правильного подхода к детям.
Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи.
В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с
детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и
воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого
подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям
первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский сад,
впервые расстаются с ним и очень волнуются. Чтобы в будущем рациональнее спланировать
работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути
привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи
ребенка в школу предложить родителям анкету со следующим содержанием:
I. Ф.И.О родителей.
1. Возраст
2. Образование
3. Место работы, телефон
4. Общественная работа
5. Квартирные условия
6. Общий заработок семьи
7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы
участвовать
II.Ф.И.О ребенка.
Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?
2. Какие игры предпочитает?
3. Какие виды спортивных развлечений больше
любит?
4. С кем чаще играет(с мальчиками или девочками)?
Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен,
застенчив.)
Какие обязанности имеет дома?
Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности
ребенка следует учесть.
III.Кто в семье непосредственно занимается
воспитанием
ребенка?
Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?
3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их
родителей?
4. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры,
разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и
т.д.)
Очень важна форма проведения индивидуальной беседы.
Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило
особенно необходимо соблюдать.
В обязанности социального педагога входит посещение
семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью - ответственный момент
часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его
советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее
состав, материальное положение, выясняется, где работают родители, продумывают
возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о
ребенке ему нужно получить.
Посещение семьи во второй и третий раз учитель
планирует, учитывая результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в
школе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы.
Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу
выявления,обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт
семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной
семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная
организация досуга и т.д.
Особенно большие трудности представляют семьи, в
которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а
выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный
педагог берет такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью,
целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым
опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда,
который может принести алкоголь растущему организму.
Задача социального педагога - раскрыть перед родителями
вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя,
необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.
Дети должны ясно представлять себе все аспекты
проблемы: физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит
об эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями
учащихся.
Социальный педагог может обратиться к руководителям
предприятий, на которых работают родители. В крайних случаях, формы
общественного воздействия не действуют, используется более строгая форма
воздействия общественное порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней
мерой, когда поведение родителей, несовместимо с выполнением ими родительских
обязанностей, становится лишением ими родительских прав.
Часто беседы с родителями помогают найти правильный
подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать,
помочь определить причину того или иного поступка.
Основная задача социального педагога - активизировать
педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный,
общественно значимый характер.
Основная форма работы с коллективом родителей -
родительское собрание, вместе с учителями начальных классов, которое проводит
ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.
Родительские собрания сближают учителей и родителей,
приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути
воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей
систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами,
воспитания и обучения детей в семье и школе.
Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной
доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя,
социального педагога с семьей.
Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с
родителями, посещений семьи, итогов работы родительских собраний, социальный
педагог может проводить коллективные консультации с родителями, по особо
волнующим их проблемам.
В план работы социального педагога входит такие виды
совместной деятельности школы и семьи: организация экскурсий на различные
предприятия по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по
городу с целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города,
продукцией, которую они выпускают; проведение бесед о профессиях и их пользе
для людей.
Формы и методы работы с родителями разнообразны, но
главное то ,что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все
особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы
работы школы в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|