Пути развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области
в) освоение новых норм и образцов
педагогической деятельности, адекватных концептуальным идеям образовательной
политики школы;
г) экспериментальной апробации
педагогических инноваций и системы мониторинга - является звеном системы
непрерывного образования;
Образовательная школа с углублённым
изучением отдельных предметов - вид государственного, муниципального
учреждения, реализующего общеобразовательную программу, направленную на
углубленное изучение одного или нескольких учебных предметов независимо от
профиля. Цели и задачи деятельности школы углублённым изучением отдельных предметов.
В частности, школа:
—
представляет
каждому ученику возможность получения знаний на уровне государственных
образовательных стандартов, установленных для общеобразовательных учреждений;
—
даёт углублённое
образование по отдельным предметам и профилям (биолого - географический) с
учётом интересов учащихся;
—
осуществляет
раннюю профилизацию в соответствующей области знаний;
—
создаёт условия
для реализации творческих способностей учащихся через включение их в
исследовательскую деятельность по профильному предмету).
Классы с углублённым изучением
предметов обеспечивают обучение на повышенном уровне сложности. Образовательный
процесс осуществляется на принципах уровневой дифференциации и личностно -
ориентированного подхода в обучении. Классы с углублённым изучением предметов
содействуют:
—
удовлетворению
образовательных потребностей, разделению природных задатков творческих
способностей личности, готовой к деятельности в различных областях
фундаментальных наук, повышению общей культуры учащихся;
—
обеспечению
выпускнику школы среднего (полного) образования и одновременно углублённое
овладение знаниями, умениями и навыками по одному из учебных предметов
образовательной области, по выбору самих учащихся и их родителей за счёт
повышенного уровня содержания реализуемых программ. (21, 45).
Классы с углублённым изучением
предметов открылись по решению педсовета школы, по согласованию с учредителем,
на основании изучения заказа родителей при условии кадрового, программного,
учебно-методического обеспечения школы. Они работают параллельно с
общеобразовательными классами, осуществляющими обучение по типовым
государственным программам, на основании Закона РФ «Об образовании», Закона Кировской
области «Об образовании», действующего положения о школе с углублённым
изучением отдельных предметов.
В настоящее время в литературе
достаточно актуальна проблема проектирования образовательных систем и технологий
на основе учёта интересов и индивидуальных особенностей учащихся, построения
модели разнопрофильного обучения, с разной глубиной усвоения изучаемого
материала, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям, способностям
и желаниям обучающихся, социальному заказу общества и возможностям школы. (4,
12).
Процессуально различие целей
образования и планируемых результатов обучения для различных категорий
обучающихся реализуется в существующих образовательных концепциях через
дифференциацию и индивидуализацию обучения, основная идея обновления содержания
образования которых состоит в том, что образование должно стать более
индивидуализированным, функциональным и эффективным. (4, 19).
Реализация данной идеи способствует
организация профильного обучения на старшей ступени обучения как, средства
осуществления дифференцированного подхода к обучающимся, который предполагает
личностное разделение учащихся, формирование устойчивой мотивации к образовательному
процессу, способности к профессиональной самореализации и социальной адаптации.
Таким образом, переход к профильному
обучению преследует следующие основные цели:
1)
обеспечение
углублённого изучения отдельных дисциплин программы полного общего образования;
2)
создание условий
для дифференцированного обучения старших школьников;
3)
создание условий
для равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в
соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
4)
расширение
возможностей социализации учащихся, эффективной подготовки выпускников для
продолжения образования по выбранной программе профессионального обучения.
Для реализации данных целей
необходима организация системной вариативной, образовательной среды на старшей
ступени обучения с привлечением всех участников общеобразовательного процесса,
в соответствии с возможностями школы.
В настоящее время в школе №2 за
последние годы наблюдается положительная динамика, способствующая повышению
качества обучения и предполагающая возможность создания классов (групп) с
профильной подготовкой обучающихся по отдельным образовательным циклам:
—
достаточно
высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, категорию имеют
71,1% педагогов (в 2000 - 2001 уч. г. -63%), из них высшую 7% педагогов, 1
квалификационную категорию 47%, вторую - 18% педагогов; (25).
—
увеличение
количества призовых мест в районных олимпиадах с 14 до 17 (2001-2003 учебный
год); (25).
—
увеличение
количества учащихся, продолжающих образование в ВУЗах и ССУЗах после окончания
школы от 83,9% учащихся до 88,6% учащихся (2001-2003 учебный год); (25).
—
результативность
обучения учащихся в классах с углублённым изучением предметов от 58% до 100%
(по предмету углублённого изучения); (25).
—
увеличение
количества учащихся, сдающих выпускные экзамены по истории, обществознанию,
географии, биологии. Таким образом, в настоящее время школа имеет возможности
для создания системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на
индивидуализацию обучения и социализацию обучения в соответствии с социальным
образовательным запросом общества.
Своего рода отправной точкой
профилизации отечественного образования стала реформа 1864 г., когда были созданы семиклассные гимназии 2-х типов:
—
классические
(цель - подготовка в университет);
—
реальные (цель -
подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные
учебные заведения). (11, 31).
К началу XX века в России сложилась система основных видов полных
общеобразовательных учреждений: гимназии реальные и коммерческие училища. В
тоже же самое время сам подход, согласно которому профилировалось учебные
заведения, а не образовательные программы, встретил оппозицию в лице
профессоров Московского университета. В их письме, адресованном в Совещание при
Московском округе (1899 г.) предполагалось объединить различные типы школ с
целью сообщения всем ученикам известного минимума общего образования и
одновременно организовать преподавание по 2-3 расходящимся направлениям
(гуманитарному, натуралистическому и древнеклассическому), с сохранением всех
общеобразовательных предметов, но с оттенками в обстоятельности и интенсивности
их изучения.
Профилизация сохранялась до 1934 г.,
тогда в старших классах выделялись гуманитарные, естественно - математическое и
техническое направления, затем на основании постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР
для всех школ страны был введен единый учебный план и единые программы для всех
школ страны. (18, 56).
Общепринято считать, что настоящая
дифференциация образования в нашей стране началась в конце 80-х - начале 90-х
г.г. прошлого столетия. Именно тогда педагогические коллективы
общеобразовательных школ и профессорско-преподавательский состав отдельных
вузов страны одновременно пришли к мысли о необходимости такого введения и начали
поиск путей его реализации. В стране появились в это время новые виды
общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на
углублённое обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с
целью дальнейшего обучения в вузе. Этому процессу способствовал закон РФ «Об
образовании» 1992 г., закрепивший вариативность и многообразие типов и видов
образовательных учреждений и образовательных программ.
Таким образом, направления развития
профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым
тенденциям развития образования. В соответствии с распоряжением Правительства
РФ от 29. 12. 2001г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы
предусматривает профильное обучение.(40,2).
Согласно концепции введения
профильного обучения наиболее целесообразно в старших классах школы. На основании
периодизации возрастного развития юношеский возраст - период в развитии
человека, на который приходится переход к самостоятельной взрослой жизни,
зрелости. Основным компонентом социальной ситуации развития юности является потребность
и необходимость определить своё место в жизни. Новая и центральная духовная
потребность юношеского возраста - в своём жизненном самоопределении.
Познакомившись с состоянием проблемы
«Профильное повышение качества обучения», сформулировать следующую цель работы
по этому направлению: разработать систему профильного обучения на старшей
ступени обучения как средства осуществления дифференцированного подхода к обучающимся
и одного из условий повышения качества обучения на основе учёта особенностей
личностного развития учащихся, формирования устойчивой мотивации к
образовательному процессу, способности обучающихся к профессиональной
самореализации и социальной адаптации.
Опираясь на принципы личностно –
ориентированного обучения в школе организованы классы компенсирующего обучения
(ККО). ККО в начальном звене (продолжают функционировать в среднем звене)
создаются в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Примерным положением
о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях»
(приложение к приказу Министерства образования РФ от 09. 09. 92 г. №333),
принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации
обучения.
Цель организации компенсирующих
классов - создание для детей, испытывающих затруднения в освоении
общеобразовательных программ, оптимальных психолого — педагогических условий в
соответствии с их возрастными и индивидуально - психологическими особенностями,
состоянием соматического и нервно - психического здоровья, позволяющих
предупредить дезадаптацию.
В ККО зачисляют дети с недостаточной
степенью готовности к обучению в общеобразовательном учреждении, с признаками
социально - педагогической запущенностью, слабо выраженной органической
недостаточностью (повышенная утомляемость, несформированностью произвольных
форм деятельности, негрубыми нарушениями внимания и направленности).
Кроме этого в школе открыты классы очно – заочного обучения.
Эти классы позволяют желающим молодым людям получить общее (полное) образование.
40% обучающихся очно – заочного обучения составляют учащиеся ПУ-28 и ПУ-39, 68%
обучающихся – молодежь допризывного возраста.
В связи с внешними условиями функционирования адаптивная
модель школы неизбежно претерпевает изменение. Испытывает потребность в
обновлении содержания образования, в совершенствовании технологий и методик
преподавания. Необходимо рационально использовать влияние образования на
процесс формирования гражданина. Воспитание духовности невозможно без отражения
российской культуры и местных традиций. (35,6).
Исходя из основной стратегической идеи – реализация личностно
– ориентированного образования, необходимо обеспечить обучающимся достижение:
·
Уровня
образованности, характеризующего решать задачи познавательной, ценностно –
ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на
социальный опыт;
·
Уровня
сформированности и функциональной грамотности;
·
Уровня
компетентности ( обеспечивается профилизацией обучения и складывается из
показателей общекультурной, допрофессициальной и методологической компетентности).
Таким образом, задачами, которые ставит школа на новом этапе
развития для достижения целей, являются следующие:
1.
обеспечение
овладения учащимися содержания образования на повышенном уровне знаний,
требуемом для профессиональной ориентации и поступления в ВУЗы и ССУЗы;
2.
создание условий
для творческой деятельности в области профильных дисциплин;
3.
максимальное
использование возможностей гуманитарных дисциплин для формирования духовной
сферы личности.
Выпускник школы должен быть
сориентирован на следующие ценностные ориентиры:
Здоровье - физическое и психическое -
как основа жизни и развития, освоения других культурных и нравственных
ценностей, основа счастливой жизни;
Культура - усвоение национальных и
общечеловеческих культурных ценностей;
Отчизна - воспитание на основе
духовно-нравственных ценностей отечественной культуры и исторических традиций
вятского края, объединение воспитательных возможностей учебных курсов
исторического, литературного, географического краеведения с воспитательными
возможностями школьного музея, библиотеки;
Труд - умственный и физический как
основа цивилизации и источник всех ценностей на земле, основа социализации;
Семья • подготовка к семейной жизни,
осознание семьи как условия развития личности. Организация взаимодействия
педколлектива с семьями обучающихся.
Дополнительное образование в рамках
образовательной программы школы решает задачи:
·
адаптации
школьников к жизни в социуме, допрофессиональную подготовку;
·
выбора программ
дополнительного образования, взаимосвязанных с образовательными и вариативными
учебными программами. Работа осуществляется по двум направлениям: в не учебной
и культурологической. Программа в не учебной деятельности включает:
·
предметные
семинары, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции;
·
программу
подготовки учащихся к олимпиадам разного уровня;
·
программы
творческой и исследовательской деятельности по профильным дисциплинам. (45,
26).
Культурологическая ориентация включает
занятия в театральной студии, драмкружке, спортивных секциях, музыкальных и
художественных студиях и т. д. учащиеся и преподаватели школы являются
ежегодными участниками районных и областных соревнований (Приложение 11).
Сейчас школа носит название – «Муниципальное образовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов» (МОУ СОШ с УИОП №2). Этапы создания модели школы с углубленным изучением
отдельных предметов:
I этап: 2001 – 2002 учебный год – подготовительный.
Определяется направленность. Выбираются предметы для углубленного изучения,
идеи, принципы образовательной политики. Разрабатывается образовательная
программа школы, программа школы, программа развития, программа эксперимента и
другая документация, регламентирующая деятельность школы в новых условиях.
II этап: 2002 – 2003 учебный год – этап апробации. Характеризуется
развертыванием поисковой педагогической деятельности, апробацией научно –
методических разработок инновационного типа.
III этап: 2003 – 2004 учебный год – этап становления и
развития. Характеризуется развертыванием в школе эксперимента.
IV этап: 2004 – 2005 учебный год – этап функционирования.
Характеризуется существованием инновационных процессов.
V этап: 2005 – 2006 учебный год – этап социализации
результатов. (25). Характеризуется отлаженностью рефлексивных и технологических
процессов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|