Пути развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области
Количество начальных школ сильно
сократилось к концу 60-х годов, а также стало сокращаться количество восьмилетних
школ. В 1974 г. средних школ оставалось столько же, начальных школ стало 23, а
восьмилетних 20. В 1975 г. начальных школ уже только 12, а в этом же году
открывается ещё одна средняя школа в Колянуре.
В здании вечерней школы в 1979 г.
было выделено два кабинета под художественную школу, которая в этом же году и
была открыта. Первым преподавателем был Гончаров А.В. Количество начальных школ
продолжает уменьшаться, в 1983 г. их осталось лишь 6. По статистике районного
отдела образования в Советском районе на 1983 г. существовали учреждения народного
образования и культурно - просветительные: 31 школа, из них 6 начальных, 16
восьмилетних, 8 средних, очно-заочная школа, СПТУ, педучилище, медучилище,
лесотехникум, школа-интернат для слабослышащих детей, 2 детских дома, 12
интернатов, центральная библиотечная система, которая имеет 32 библиотечных
филиала, музыкальная школа, художественная и спортивная школа, музей. (24).
В 1990 — 1991 г. открыты школы:
Фокинская средняя школа, Родыгинская начальная школа, Решетниковская начальная,
Чёльская начальная была преобразована в восьмилетнюю. В период с 1989 по 1991 г.
были в Советске открыты 3 новых детских сада: «Малышок», «Полянка» и «Василёк».
На сегодняшний день в Советском
районе по сведениям РУО: 16 основных школ, начальных школ 5, средних 9, из них
2 школы с углублённым изучением отдельных предметов; школа-интернат
слабослышащих детей; лицей; 2 детских дома (дошкольный и санаторный); 3
интерната; 12 детских садов (7 в городе и 5 на селе); 7 школ — садов; 2 ПУЗ (ПУ
— 28, ПУ — 39); медучилище; педучилище; лесотехникум; школа искусств;
спортивная школа, дом детского творчества. (24).
Образование традиционно делится на
общее и специализированное (профессиональное), причем на более низких уровнях
образование доминирует решение задач общего образования (просвещения), а по
мере повышения уровня начинают преобладать функции специализированного
обучения. (30, 159). Основным центрами общего классического образования
являются две наиболее крупные школы с углублённым изучением отдельных
предметов. Это средняя школа №1 и средняя школа №2.
2.2
Основные центры современного общего классического образования
Средняя школа №1 города Советска -
одна из старейших в области. За стасорокалетнюю историю своего существования
она несколько раз меняла своё название и облик. Но традиции сохранялись,
наполнялись новым содержанием...
Прародительницей школы считается
женское училище, открытое в удельной слободе Кукарке Яранского уезда 3 декабря
1859 года. Тогда в нем было от 25 до 35 учащихся, законоучитель из местного
духовенства, учитель, особая надзирательница за детьми и служанка. Предметы
преподавания: чтение по церковной и гражданской печати, закон Божий,
чистописание и арифметика. Существовал класс рукоделия.
Начальное женское училище было преобразовано
в 1879 году в двухклассное училище, в этом особая заслуга заведующей - Шубиной
Юлии Александровны. Она преподавала русский язык и пение, заботилась о
воспитании девочек, старалась подарить им яркие, счастливые минуты детства,
помочь нуждающимся.
Еще в 1877 году жители Кукарки
обратились с просьбой к уездному исправнику о преобразовании училища в женскую
прогимназию, но строительство затянулось на долгие годы. Только в 1905 году с
разрешения министерства просвещения России Кукарское женское двухклассное
училище было преобразовано в прогимназию с 4 летним курсом обучения. 1 июля
1909 год - день рождения Кукарской женской гимназии с 7 лет курсом обучения.
Годом позже в гимназии открыт восьмой
(педагогический) класс. Всего учащихся в гимназии 25 лиц. Председатель
педагогического совета - кандидат богословия, законоучитель С.А.Правдолюбов.
Начальница гимназии - А.А.Мальцева. Всех учащихся 366 человек. Преподавались:
закон Божий, словесность, русский язык, педагогика, арифметика, алгебра,
геометрия, география, история, физика, естествознание, космография, французский
язык. Учебный год начинался с 15 августа. До начала занятий ходили в зал читать
молитву. С 1 по 7 класс гимназистки носили форму. Длина коричневого платья от
пола была у всех одинаковая. В волосы вплетали черные или коричневые ленты. На
голове шапочки «татарочки», с левой стороны приколот значок с буквами КЖГ
(Кукарская женская гимназия). Здоровались девочки реверансом. В кино ходили
только организовано, а на улице разрешалось быть лишь до 7 часов вечера. За 7
классов ученицы получали аттестат, 8 классов - свидетельство о присвоении
квалификации учителя.
На основании декрета ВЦИК от 16
октября 1918 года «О единой трудовой школе РСФСР» (32, 137) гимназия
преобразована в первую единую трудовую школу второй ступени. Обучение стало
бесплатным и совместным для мальчиков и девочек. В списке школ города Советска
на 1923 год значится «1-я школа 2-й ступени» (в собственном здании, бывшая
женская гимназия). Обучается в группах 184 человека. Предполагается обучение в
8 группах - 240 человек.
Работа Советской образцовой неполной
средней школы в 1933 - 34 г. была направлена на осуществление исторических
постановлений ЦК ВКП(б) в начальной и средней школе, чтобы добиться внесения школы
в титульный список образцовых школ РСФСР и оправдать это звание на деле. По
ходатайству РК ВЛКСМ и постановлению горсовета от 1 сентября 1934 г. образцовой
средней школе присвоено имя «КИМ».
А годы летели, летели как птицы.
Сменялись за школьными партами ученики, и верилось, что всё трудное, тяжёлое осталось
позади, а впереди счастье огромное, как солнце. Но впереди была война. На
начало войны в Советске всеобщим начальным обучением было охвачено 99,8% детей.
Создавались условия для обязательного семилетнего обучения. Но из-за
вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну решить эту задачу удалось
лишь в 50-е годах. (28, 13).
С начала войны в школах введён
укороченный учебный год. Вместе с местными ребятами за парты сели дети, эвакуированные
из других городов. В связи с уходом директоров и завучей на фронт администрации
школ часто менялись. «Учитель и на фронте оставался, верен своей профессии — личным
примером учил, как воевать», - такую высокую оценку дал учителям Маршал
Советского Союза Васильевский. (28, 11).
Страна ещё находилась в разрухе, но
Советское правительство принимает меры к дальнейшему повышению образования. Был
открыт интернат для детей погибших воинов, рядом комната для подготовки
домашних заданий, спортзал. С особой теплотой и благодарностью вспоминают
учителей той поры: Бизяеву С.И. (учитель географии), Вахонину Е.П. и Куклину
Т.Г. - русский язык и литература, Дьякову Е.А. - стоявшую у источников клуба
«Книголюб», который и сейчас работает в школе (Приложение 4).
В послевоенные годы учителей в районе
не хватает, особенно в сельских школах. Райком партии совместно с РОНО
принимает решение открыть при средней школе №1 специальный класс, одиннадцатый,
который назывался педклассом. Дело новое, ответственное - за десять месяцев
подготовить учителей. Но педагогический коллектив взялся за осуществление
поставленной задачи. Подобрали самых лучших преподавателей. Как вспоминают выпускники
Г.Коноплёва и Мельницев: «Очень доброжелательно встречали нас А.Н.Кошкина, В.В
Таныгина, Е.А.Шустова, Т.С.Мотовилова, помогали готовить и проводить наши
первые самостоятельные уроки. Сколько было волнения и радости, когда за урок
получали высокую оценку. С тех пор прошло много лет, но воспоминания живы в
памяти. Ведь всё хорошее помниться долго». (12, 76). С 1964 по 1970 годы школа
имела следующие названия: Советская общеобразовательная трудовая политехническая
средняя школа №1; Советская средняя школа №1; общеобразовательная средняя школа
№1 (Приложение 5). (52).
До 1972 г. школа размешалась в старом здании гимназии с пристроями, построенном на улице Казанской, ныне
ул. Ленина. С 11 января 1972 года дни школьной жизни потекли в современном
здании. Жизнь в школе кипит, учащиеся занимаются поисковой работой, участвуют в
районных и областных олимпиадах. Традиционными в 80-х годах стали праздники
первого и последнего звонка, уроки знаний и уроки мужества, конкурсы «Защиты профессий»,
«А, ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девушки», игры «Зарницы», туристические слёты,
походы, встречи разных поколений.
Какова же школа в современности?
Коллектив школы всеми усилиями старался добиться успехов, и результат на лицо.
Благодаря их работе не только увеличилась результативность обучения, но и также
возросло и качество знаний. Реальным показателем деятельности учителей является
успеваемость учащихся. Ежегодно выпускники оканчивают школу с медалями.
Сейчас в школе 51 класс комплект, в
них обучается 1290 учащихся (среди них 564 мальчика и 726 девочек). В начальных
классах обучается 384 человека, в школе работает 60 учителей и воспитателей.
Среди них 12 отличников просвещения РСФСР, один заслуженный учитель. (25).
Многие учителя награждены грамотами Министерства просвещения, управлением
народного образования, региональными представителями дополнительного образования
(Приложение 6).
Большой и работоспособный коллектив
постоянно в поиске. Социальный запрос образования на хорошие знания требует
большой ответственности педколлектива за качественную работу по обучению
учащихся. Поэтому школа сегодня ежегодно экспериментирует, вводит что-то новое,
используя опыт передовых школ области. Сегодня в школе осуществляются инновационные
процессы с учётом возможности школы, интересов учащихся и пожеланий родителей.
С сентября 1993 г. педколлектив стал работать по новому базисному плану.
Используя возможности базисного плана, введены новые предметы. Этот план
позволяет учесть особенности и возможности школы, желания учащихся и их
родителей изучать предметы по выбору в 10 - 11 кл., создавать индивидуальные
учебные планы для одарённых детей, вводить различные курсы для их развития, в
творческой деятельности многие педагоги используют современные педагогические
технологии. Два класса начальной школы занимаются по методике Занкова, учащиеся
5 класса - по пробным экспериментальным учебникам русского языка. Группа ребят
второго класса начала изучение английского языка. Для способных учащихся 3, 8 и
9-х классов в дисплейном кабинете организованы занятия по новой программе
«Основы информатики и вычислительной техники».
В школе кабинетная система, оформлено
14 кабинетов. Создан методический кабинет, учителя могут подобрать необходимую
литературу. Библиотека школы насчитывает 40268 книг. Многие годы в библиотеки
работали поэтесса Дьяконова Е.А. и заслуженный работник культуры Чернышёва А.П.
Учащиеся ежегодно занимают передовые
места в районных и областных конкурсах и олимпиадах. За последние 10 лет 32
человека окончили школу с золотыми и серебряными медалями. Выпускники, в т.ч. и
медалисты, ежегодно подтверждают свои знания на вступительных экзаменах в вузы.
Школа растит будущие педагогические кадры для района, ежегодно выпускники поступают
в пединститут и педучилище. Только в средней школе №1 работает более 30%
учителей - бывших её выпускников.
За годы существования школы из её
стен вышло много замечательных людей, которые трудятся в разных районах нашей
Родины и за рубежом. Среди них: Ожиганов Юрий - старший научный сотрудник в
научно-производственном объединении им. Ползунова (кандидат наук, имеет 8
изобретений, 30 научных работ), Гелий Чураков - учёный - физик, лауреат государственной
премии, Фадеева Лидия - профессор - вирусолог, почётный гражданин г. Праги,
Соснина Маргарита - научный сотрудник Пулковской обсерватории, Меньшиков
Валерий - работавший главным инженером Байконура, участвовавший в запуске
космических кораблей.
Второй центр современного общего
классического образования – средняя школа № 2. До революции здание школы
принадлежало купцу Сайфуллину. С 1918 года на верхних этажах находился
исполком, а внизу - народный театр «Красная лира» в 20-х годах это здание было
передано под школу второй ступени, реорганизованную в последствии в школу
колхозной молодежи. Позже школа колхозной молодёжи была разукрупнена: 7 групп
были выделены в образцовую школу, а остальные группы учащихся - в массовую
школу. Директором образцовой школы был И.А.Арбузов, массовой -С.И.Ежова.
В 1934 г. эти школы стали называться
средней школой №1 и средней школой №2. С 1964 по 1966 года школа имеет следующие
названия: Восьмилетняя школа №2; средняя школа №2 города Советска (Приложение 7).
(53). С 1972 г., в связи с переездом первой средней в специально построенное
здание, вторая средняя расположилась в двух зданиях. (22, 159).
Через год был создан поисковый клуб
«Росинка» под руководством преподавателя русского языка и литературы
Л.А.Поляковой, награжденной орденом Октябрьской революции. Ребята под её
руководством собрали богатый материал по истории школы и о выпускниках, что
позволило в 1975 г. открыть школьный музей. Этот музей существует и по сей день
(Приложение 8).
Здесь работали: заслуженная
учительница школы РСФСР М.И.Лебедева, Е.И. Крутовских и И.И. Оносова,
награждённые орденами Ленина, О.А. Оносова, награждённая орденом «Знак Почёта»,
поэтесса Е.А. Дьяконова... В школе учились: писатели Н.Ф. Васенев, В.Г.
Корнилов, инженер-конструктор, автор многих научных работ Г.Л.Новиков, доктор
юридических наук, преподаватель МГУ В.П. Балезин, кандидаты наук К.М. Бурханова
и Ю.П.Путятин, заслуженные учителя школы РСФСР К.Ф. Красилова и Т.А. Красилова.
В настоящее время Муниципальная средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 г. Советска Кировской
области является массовой, территориально и социально доступной, обеспечивающей
реализацию конституционного права граждан на бесплатное образование на уровне
государственных и региональных образовательных стандартов (Приложение 9).
Образовательной целью школы является создание условий для
обеспечения качественного образования, для интеллектуального, эстетического, физического
и нравственного развития, формирования самостоятельно, гармонично развитой
личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума. В обучении,
развитии и воспитании учащихся школа опирается на принципы природосообразности,
"всеобщей талантливости" и "неизбежности перемен",
культуросообразности, системности. Содержание учебного материала становится личностно
значимым, обучающийся - не сторонний наблюдатель, а личность, изучающая мир
изнутри и осознающая себя его частью.
На образовательную ситуацию оказывают влияние удаленность
школы от центра города, от учреждений дополнительного образования (школа
искусств, ДДТ, спортивной школы, краеведческого музея, библиотеки).
В последние годы произошел резкий
рост детей из неполных семей и малообеспеченных, что является следствием социально
– экономических процессов, происходящих в обществе, и отражается в работе
школы. Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой
контролем за выполнением домашних заданий детей. Более 70% обучающихся и
родителей относятся к школе положительно. Несмотря на это, коллектив школы за
педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и воспитания,
в 1997 году был награжден дипломом «Школа года – 97» (Приложение 10).
На 2005 - 2006 учебный год в школе
образовано 29 классов-комплектов, в них 530 учащихся, из них: 1 - 4 - 6
классов, 104 учащихся; 5 – 9 - 14 классов, 273 учащихся; 10 - 11 - 9 классов,
153 ученика.
Классы с углублённым изучением
предметов: 3«а» класс (английский язык) - 20 человек; 5 «а» класс (русский
язык) – 23 человека; 6 «а» класс (русский язык) - 21 человек; 8 «а» класс
(русский язык) - 21 человек; 9 «в» класс (физкультура) - 24 человека;
Класс предпрофильной подготовки 9 «а»
- предметы биолого-географического цикла – 20 человек.
Классы компенсирующего обучения - 6
классов: 5б, 6б, 7б, 8б, 8в, 9б, всего 76 учащихся. (25).
Классы очно - заочной формы обучения
- 5, в них 61 учащийся. На современном этапе школа работает на основе базисного
учебного плана. Педагогический коллектив школы использует новые педагогические
технологии, осуществляет инновационные процессы.
В связи с изменяющимися задачами и изменяющейся системой
взглядов на конечный продукт деятельности – выпускника школы,
характеризующегося высокой степенью самостоятельности, высоким уровнем
культуры, разносторонним интеллектом, готового к осознанному выбору и освоению
профессиональных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей,
способного осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность и способного
к саморазвитию, - перед школой встаёт необходимость открытия классов с
углублённым изучением отдельных предметов. Это предполагает следующие изменения
в личностно-ориентированной модели школы (15, 78):
• построение образовательного
пространства, в котором каждый ученик школы сможет самоопределиться и
самореализоваться, прожить в школе «ситуацию успеха» в режиме учебных проблем и
проблемных ситуаций;
• систему отношений «учитель -
ученик», построенной на взаимном уважении, соучастии, сопереживании,
сотрудничестве, сотворчестве;
• дальнейшую дифференциацию и
индивидуализацию обучения, достигаемую путём организации нетрадиционных уроков:
модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также
практикумов, экскурсии, коллективной работы на уроке и т.п..
• изменения в кадровом направлении деятельности
школы через:
а) осознание, рефлексию, анализ
имеющегося педагогического опыта, выявление развивающего опыта;
б) технологическое оформление
инновационного педагогического опыта, согласующегося с образовательной программой
школы;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|