бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования бесплатно рефераты

Музыка помогает раскрыть содержание и образы танца. Поэтому необходимым требованием является художественность музыки и ее доступность для детей данного возраста.

В качестве музыкального сопровождения национальных танцев следует брать подлинные народные мелодии. И отдавать предпочтение тем обработкам, в которых народный характер бережно сохранен.

Для создания крупной хореографической постановки нужно по возможности пользоваться музыкой одного композитора, в крайнем случае, брать музыку композиторов, близких по стилю.

4. Предварительный отбор выразительных средств (движения, которые войдут в постановку) и форма постановки (примерная наметка рисунка) составляют следующий этап работы. Однако на практических занятиях с детьми иногда приходится заменять одни движения другими или менять рисунок танца, потому что почти невозможно в предварительной работе установить точную форму танца – она устанавливается окончательно лишь в процессе работы с данным коллективом.

5. Наметить краткую, содержательную, понятную и интересную беседу о содержании намеченной танцевальной постановки, о характере образов в ней отраженных, о взаимоотношении действующих лиц и т.д. Беседа, предшествующая постановке, должна быть живой и занимательной, чтобы у детей создалась яркая картина действия, развертывающегося в постановке.

6. Продумать оформление хореографической постановки. Сценический костюм в этом плане имеет большое значение, так как он содействует яркому донесению до зрителя танцевального замысла. Костюм воспитывает художественный вкус ребенка, поэтому нужно внимательно отнестись к его соответствию образу, к его краскам, изяществу, легкости и т.д. Костюм для народного танца, должен сохранять основные черты народного костюма и в то же время соответствовать возрасту.

Аксессуары и предметы, которыми дети будут пользоваться во время исполнения танца должны быть хорошо выполнены и приготовлены к началу работы над постановкой.

Правильное использование декораций также будет способствовать детям, безошибочно ориентироваться на сценической площадке.

Закончив подготовительную часть работы, следует приступить к практическим занятиям с детьми.

Эту работу следует начать с беседы о постановке, далее, прослушивание музыки и ее анализ, затем перейти к практическому показу отдельных движений и танцевальных комбинаций, входящих в танец, указывая на характер их исполнения.

Учебные занятия, по программе хореографического коллектива, должны продолжаться и проводиться параллельно с постановочной работой. Чем прочнее будут приобретенные на занятиях танцевальные навыки, тем легче в дальнейшем дети смогут пользоваться ими для раскрытия содержания того или иного танца.

Ответственным моментом работы является отделка танца. Достижение выразительного, точного и осмысленного исполнения танца требует кропотливого и настойчивого труда.

Укажем некоторые приемы, помогающие достигнуть качественного исполнения танца:

повторение отдельных частей танца и всей постановки; дополнительные пояснения о необходимости правдивого воспроизведения танцевального образа;

исполнение одной и той же роли несколькими детьми с критической оценкой образа, созданного каждым из них;

исполнение на занятиях танца в костюмах, сшитых для данного репертуара;

привлечение к просмотру постановки других педагогов с последующим обменом мнениями, дающими возможность сделать полезные для работы выводы.

Далее рассмотрим, как целесообразнее проводить постановочную работу с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста, учитывая их возрастные особенности.

В работе с детьми младшего школьного возраста первые танцевальные постановки должны носить учебный характер и являться одним из способов закрепления навыков и знаний в интересной для детей форме. В течение года следует подготовить одну, две постановки и для показа.

Для детей младшего школьного возраста, занимающихся в хореографическом коллективе, одной из первых трудностей является правильная ориентировка в пространстве.

Как при обучении рисованию детей учат правильно держать карандаш, бумагу, учат правильно проводить линии, составлять орнамент, так и в танцевальных занятиях нужно объяснить детям и научить их как правильно держаться, правильно двигаться, ориентироваться в пространстве, двигаться по определенной площадке в определенном рисунке (круг, прямые линии) запоминать изменение рисунка, переходить из одного движения в другое. Задачи эти решаются в первых танцевальных постановках детей младшего школьного возраста.

В качестве примера такой учебной постановки можно взять танец "Веселый дождик".

Танец состоит из очень простых движений, которые разучиваются детьми на занятиях. Довольно разнообразный рисунок танца очень полезен детям – он требует внимательного отношения к перестроениям.

В качестве музыкального сопровождения для этой композиции хорошо взять "Польку-шарманку" Д.Шостаковича, которая отличается легкостью, жизнерадостностью, весельем и вполне доступна пониманию детей этого возраста.

В этой постановке нет определенного сюжета. В состав танцевальных элементов входят только два движения: галоп и подскоки. Но разнообразные перестроения танцующих из прямой линии в полукруг, в пары и т. п., использующиеся в полном соответствии с характером и строением музыкального сопровождения, создают у детей первое впечатление законченного танца.

В процессе разучивания постановки детям нужно неоднократно указывать, что в танце при сохранении точности движений необходимо запоминать их последовательность и переход от одного движения к другому. Детям предлагается строго выдерживать рисунок танца; они должны понять, что малейшее отступление от рисунка искажает танец.

Рисунок танца уподобляется рисунку на бумаге. Эта аналогия понятна и доступна детям.

Детям поясняется, что разученные ими на занятиях отдельные движения до сих пор исполнялись каждым в отдельности, а теперь, в общем танце, эти движения должны быть согласованы с движениями других участников танца.

Перед началом разучивания танца дети знакомятся с музыкой. Им рассказывается, каким композитором написана музыка и как она называется. Хорошо обратить внимание детей на общий характер этой музыки, на различное звучание ее частей и на то, что в соответствии с изменениями в характере музыки должны меняться движения в танце. Это помогает детям понять, что построение танца должно быть органически связано с музыкой.

Учитывая неустойчивость внимания детей этого возраста, танец лучше разучивать небольшими частями, добиваясь точности исполнения движения, привлекая внимание детей к музыкальному сопровождению. По усвоении детьми первых частей танца можно переходить к последующим, постоянно возвращаясь к повторению разученного ранее.

Такие постановки, как танец "Веселый дождик", решающие учебные задачи, дают положительные результаты в развитии ребенка и облегчают дальнейшие занятия с детьми.

Знакомя детей младшего школьного возраста с репертуаром народных танцев, пришли к тому, что в первую очередь их нужно знакомить с танцем своей национальности, это им близко и знакомо.

Для работы взяли казахский танец. Встал вопрос, каким должен быть казахский танец для детей этого возраста, когда запас танцевальных движений еще очень ограничен, когда они еще не умеют терпеливо и настойчиво работать, когда внимание их отличается неустойчивостью. Наши наблюдения показали, что введение игровых моментов оживляют занятия, вызывают творческую инициативу детей, содействует выразительности их движений. В этом возрасте полезным также оказалось организующее воздействие ритмических игр, которые приучают детей слушать музыку, легко и быстро ориентироваться в группе, переключаться от общего движения к движению по индивидуальным заданиям.

Для закрепления движений казахского танца можно провести игру "Темирбай", "Айголек".

Приступая к постановочной работе в группе детей среднего школьного возраста, следует помнить, что в большинстве случаев дети этого возраста уже имеют элементарные танцевальные навыки. Полученные ими первоначальные навыки являются фундаментом для дальнейшей работы.

Составляя учебный план и подбирая репертуар танцев для разучивания с детьми этого возраста необходимо также учитывать возможности детей и их физическое развитие.

Чтобы не исказить подлинный характер танца, не снизить художественность исполнения, при выборе необходимо учитывать: содержание танца, доступность танцевальных движений, посильную физическую нагрузку (темп выбранного танца, его продолжительность и т.д.)

Дети этого возраста получают яркие и стойкие впечатления от окружающей их жизни: они активно участвуют общественной жизни школы, проводят лето в пришкольных и оздоровительных лагерях, посещают театры, концерты и т.д.

Учитывая интересы этого возраста лучше создавать танцевальные постановки, содержание которых было бы близко детям, отражало бы моменты из их жизни и способствовало бы развитию у детей наблюдательности и творческих способностей.

Такими постановками в этой группе нашего коллектива были: "Школьный вальс", "Достарым", "На уроке танца".

В нашу задачу входило также знакомство детей с танцевальным фольклором других народов и подбор танцев, по содержанию и по форме соответствующих школьникам данного возраста.

Нами был выбран "Татарский" танец, который по своему содержанию и танцевальным элементам вполне соответствовал возрасту и танцевальной подготовке, как девочек, так и мальчиков. Разумеется, занятия над движением велись с мальчиками в ином плане, чем с девочками. В исполнении движений мы добивались от них силы, мужественности, ловкости. Это достигалось путем введения отдельных элементов танца в упражнения у станка; танцевальные комбинации отрабатывались по линиям и с отдельными участниками.

В начале работы над постановкой мальчики смущались, боясь, что не смогут соразмерить свои движения с движениями девочек. В процессе постановки танца мальчики привыкли к совместным занятиям с девочками, и в дальнейшем у детей наладились простые дружеские отношения.

Постановочная работа в старших группах строится на основе репертуара народных, танцев, эстрадных, а также танцев современного направления (особенно любимых старшеклассниками).

Выбирая народный танец, мы внимательно подошли к его содержанию, построению фигур. Учитывали, что дети этого возраста только подростки и не всегда содержание народных танцев доступно для них. Изображение в танце отношений и чувств взрослой молодёжи в их исполнении кажется надуманным и неестественным.

Большой интерес в постановочной работе данной группы вызывают танцы современного направления, где участники принимают активное участие в их создании.

Нами был взят танец современного направления "хип-хоп". Старшеклассники с большим увлечением сочиняли и показывали придуманные ими движения и комбинации. Каждый из участников внёс в создание танца что-то своё.

Следующая постановка была на основе нового направления современного танца модерн. Хореографической постановке "На уроке джаз-модерна" предшествовал мастер-класс, проведённый доцентом, кандидатом искусствоведения, педагогом и хореографом современного танца ГИТИСа Никитиным В.Ю. во время поездки на международный конкурс в Болгарию (г. Варна).

Во время прохождения мастер-класса детьми были освоены азы нового танцевального направления: параллельность позиций, залигованность движений, свободная форма выражения пластики.

В основу сюжета вошел процесс урока. Строгий педагог проводит урок, во время того, как он выходит из класса, дети создают беспорядок: один берёт на себя роль учителя, подражая его образу, другие нарушают дисциплину, и тут…входит учитель…урок продолжается, теперь уже в совместной творческой деятельности педагога и детей.

В процессе всей постановочной работы мы наблюдали большую заинтересованность участников. Те дети, которые присутствовали на мастер-классе с большой увлечённостью и чувством ответственности объясняли танцевальный материал, вошедший в основу постановки танца. Детям было нетрудно создавать танцевальные образы, так как они были близки им. А на роль учителя выдвинули участницу, которая очень серьезно подходила к отработке каждого движения во время разучивания. Дети сам и увидели в ней образ учителя и без сомнения предложили свой выбор.

Проделанная постановочная работа в группах младшего, среднего и старшего школьного возраста помогла выявлению определенных методов и средств, позволяющих достичь хороших результатов как в отношении воспитательного воздействия на детей, так и в отношении художественного качества разучиваемых постановок.


Заключение


В последнее десятилетие в научных исследованиях активно утверждается взгляд на художественную самодеятельность как на педагогическое явление, в многочисленных исследованиях убедительно показано, что занятия в творческих объединениях могут значительно повлиять на различные качества личности – ее социальную активность, творческие способности, общую культуру, коллективизм и многое другое. Детские хореографические коллективы, вызывают сегодня самый большой среди всех жанров интерес детей и их родителей. Имеющие самый большой количественный состав (и с точки зрения числа коллективов, и с точки зрения количества участников в них) в системе детского художественного творчества они обладают весьма значительным воспитательным потенциалом, определяемым природой хореографического искусства и необычными возможностями построения педагогического процесса.

Между тем, анализируя деятельность реально функционирующих сегодня в нашем городе детских хореографических коллективов, можно сказать, что их воспитательный КПД очень низок. Педагогический процесс чаще всего протекает спонтанно, рассчитан в основном на обучение приемам и навыкам хореографии и прокат программы перед зрителями.

В теоретическом плане проблема эффективного использования педагогических возможностей детского хореографического коллектива также весьма незначительна.

Слабая теоретическая разработанность проблемы и нерешенность многих практических вопросов построения художественно-педагогического процесса в детских творческих коллективах побудили нас провести исследование, целью которого являлось, раскрытие и учет возрастных психологических и физиологических особенностей детей направленных на развитие и становление гармоничной личности в условиях современного образования.

Тем самым, выявлены особенности детского хореографического коллектива как своеобразной педагогической системы, включающей комплексное влияние разнообразных художественных средств, последовательность педагогических воздействий при возрастной динамике, специфику индивидуальных и коллективных проявлений.

Обоснована и разработана педагогическая методика использования ведущих видов занятий в группах, учитывающая самооценку детей, динамику их самопроявлений, содержание и формы игровой деятельности, по мере их взросления, специфику управления и самоуправления.

Исследование позволило прийти к следующим выводам:

1.                Развитие детей в хореографическом коллективе – это процесс, в котором соединяются воедино физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое и специально-художественное, личное и общественное, словом те аспекты, которые позволяют рассматривать деятельность детей в таких коллективах как предпосылку их гармоничного развития.

2.                Эффективность гармоничного развития качеств детей в условиях хореографического коллектива зависит от того, в какой степени деятельность педагога будет опираться на особенности возрастных групп, в какой мере художественные и педагогические начала будут взаимно обусловлены, взаимосвязаны в едином целенаправленном художественно-педагогическом процессе.


Список литературы


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Педагогика, 1998.

2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Педагогика 1982.

3. Аттестация руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей. Методические рекомендации. М.: Айрис-Дидактика 2004.

4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: 1979.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968.

6. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М.: ВНМЦНТИКПР 1986.

7. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей – в книге Художественное творчество и ребенок. М.: 1971.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М.: 1984.

9. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: 1972.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: 1986.

11. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.

12.Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. Учебное пособие. М.: Педагогика 1990.

13.Захаров Р.В. Беседы о танце. М.: Профиздат 1963.

14. Захаров Р. Сочинение танца. М.: Искусство 1983.

15. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном коллективе. Автореф. Л.: 1985.

16. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.; Л.: 1991.

17. Козлова В.И. Физиология развития ребенка. Учебное пособие. М.: 1993.

18. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:ПРОГРЕСС, 1986.

19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

20. Кон И.С. Дружба. М.: 1987

21. Константиновский В.С. Учить прекрасному. М.: Молодая гвардия 1973.

22. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: 1984.

23. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Педагогика 1976.

24. Луцкая Е. Жизнь в танце. М.: Искусство 1968.

25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия 2000.

26. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социально педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.

27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972 с.54.

28. Тарасов.Н. Классический танец. М.: Искусство 1971.

29. Уральская В.И. Рождение танца М.: Советская Россия 1982

30. Ушинский К.Д. Избранные произведения. М.; Л: 1946 Вып.3 118-119.

31. Хрипкова Л.Т. Возрастная физиология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1998.

32. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: 1995.

33. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. М.: 1950 т.5, с.367.

34. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7