Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования
Музыка помогает раскрыть
содержание и образы танца. Поэтому необходимым требованием является художественность
музыки и ее доступность для детей данного возраста.
В качестве музыкального
сопровождения национальных танцев следует брать подлинные народные мелодии. И
отдавать предпочтение тем обработкам, в которых народный характер бережно
сохранен.
Для создания крупной
хореографической постановки нужно по возможности
пользоваться музыкой одного композитора, в крайнем случае, брать музыку композиторов, близких по стилю.
4. Предварительный отбор выразительных
средств (движения, которые войдут в постановку)
и форма постановки (примерная наметка рисунка) составляют следующий этап
работы. Однако на практических занятиях с детьми иногда приходится заменять
одни движения другими или менять рисунок танца, потому что почти невозможно в
предварительной работе установить точную форму танца – она устанавливается
окончательно лишь в процессе работы с данным коллективом.
5. Наметить краткую,
содержательную, понятную и интересную беседу о содержании намеченной
танцевальной постановки, о характере образов в ней отраженных, о
взаимоотношении действующих лиц и т.д. Беседа, предшествующая постановке,
должна быть живой и занимательной, чтобы у детей создалась яркая картина
действия, развертывающегося в постановке.
6. Продумать оформление
хореографической постановки. Сценический костюм в этом плане имеет большое
значение, так как он содействует яркому донесению до зрителя танцевального
замысла. Костюм воспитывает художественный вкус ребенка, поэтому нужно
внимательно отнестись к его соответствию образу, к его краскам, изяществу, легкости
и т.д. Костюм для народного танца, должен сохранять основные черты народного
костюма и в то же время соответствовать возрасту.
Аксессуары и предметы,
которыми дети будут пользоваться во время исполнения танца должны быть хорошо
выполнены и приготовлены к началу работы над постановкой.
Правильное использование
декораций также будет способствовать детям, безошибочно ориентироваться на
сценической площадке.
Закончив подготовительную
часть работы, следует приступить к практическим занятиям с детьми.
Эту работу следует начать
с беседы о постановке, далее, прослушивание музыки и ее анализ, затем перейти к
практическому показу отдельных движений и танцевальных комбинаций, входящих в
танец, указывая на характер их исполнения.
Учебные занятия, по
программе хореографического коллектива, должны продолжаться и проводиться
параллельно с постановочной работой. Чем прочнее будут приобретенные на
занятиях танцевальные навыки, тем легче в дальнейшем дети смогут пользоваться
ими для раскрытия содержания того или иного танца.
Ответственным моментом
работы является отделка танца. Достижение выразительного, точного и
осмысленного исполнения танца требует кропотливого и настойчивого труда.
Укажем некоторые приемы,
помогающие достигнуть качественного исполнения танца:
повторение отдельных
частей танца и всей постановки; дополнительные пояснения о необходимости
правдивого воспроизведения танцевального образа;
исполнение одной и той же
роли несколькими детьми с критической оценкой образа, созданного каждым из них;
исполнение на занятиях
танца в костюмах, сшитых для данного репертуара;
привлечение к просмотру
постановки других педагогов с последующим обменом мнениями, дающими возможность
сделать полезные для работы выводы.
Далее рассмотрим, как
целесообразнее проводить постановочную работу с детьми младшего, среднего и
старшего школьного возраста, учитывая их возрастные особенности.
В работе с детьми
младшего школьного возраста первые танцевальные постановки должны носить
учебный характер и являться одним из способов закрепления навыков и знаний в
интересной для детей форме. В течение года следует подготовить одну, две
постановки и для показа.
Для детей младшего
школьного возраста, занимающихся в хореографическом коллективе, одной из первых
трудностей является правильная ориентировка в пространстве.
Как при обучении
рисованию детей учат правильно держать карандаш, бумагу, учат правильно
проводить линии, составлять орнамент, так и в танцевальных занятиях нужно
объяснить детям и научить их как правильно держаться, правильно двигаться,
ориентироваться в пространстве, двигаться по определенной площадке в
определенном рисунке (круг, прямые линии) запоминать изменение рисунка,
переходить из одного движения в другое. Задачи эти решаются в первых
танцевальных постановках детей младшего школьного возраста.
В качестве примера такой
учебной постановки можно взять танец "Веселый дождик".
Танец состоит из очень
простых движений, которые разучиваются детьми на занятиях. Довольно разнообразный
рисунок танца очень полезен детям – он требует внимательного отношения к
перестроениям.
В качестве музыкального
сопровождения для этой композиции хорошо взять "Польку-шарманку"
Д.Шостаковича, которая отличается легкостью, жизнерадостностью, весельем и
вполне доступна пониманию детей этого возраста.
В этой постановке нет
определенного сюжета. В состав танцевальных элементов входят только два
движения: галоп и подскоки. Но разнообразные перестроения танцующих из прямой
линии в полукруг, в пары и т. п., использующиеся в полном соответствии с
характером и строением музыкального сопровождения, создают у детей первое
впечатление законченного танца.
В процессе разучивания
постановки детям нужно неоднократно указывать, что в танце при сохранении
точности движений необходимо запоминать их последовательность и переход от одного
движения к другому. Детям предлагается строго выдерживать рисунок танца; они
должны понять, что малейшее отступление от рисунка искажает танец.
Рисунок танца
уподобляется рисунку на бумаге. Эта аналогия понятна и доступна детям.
Детям поясняется, что
разученные ими на занятиях отдельные движения до сих пор исполнялись каждым в
отдельности, а теперь, в общем танце, эти движения должны быть согласованы с
движениями других участников танца.
Перед началом разучивания
танца дети знакомятся с музыкой. Им рассказывается, каким композитором написана
музыка и как она называется. Хорошо обратить внимание детей на общий характер
этой музыки, на различное звучание ее частей и на то, что в соответствии с
изменениями в характере музыки должны меняться движения в танце. Это помогает
детям понять, что построение танца должно быть органически связано с музыкой.
Учитывая неустойчивость
внимания детей этого возраста, танец лучше разучивать небольшими частями,
добиваясь точности исполнения движения, привлекая внимание детей к музыкальному
сопровождению. По усвоении детьми первых частей танца можно переходить к
последующим, постоянно возвращаясь к повторению разученного ранее.
Такие постановки, как
танец "Веселый дождик", решающие учебные задачи, дают положительные
результаты в развитии ребенка и облегчают дальнейшие занятия с детьми.
Знакомя детей младшего
школьного возраста с репертуаром народных танцев, пришли к тому, что в первую
очередь их нужно знакомить с танцем своей национальности, это им близко и
знакомо.
Для работы взяли
казахский танец. Встал вопрос, каким должен быть казахский танец для детей
этого возраста, когда запас танцевальных движений еще очень ограничен, когда
они еще не умеют терпеливо и настойчиво работать, когда внимание их отличается
неустойчивостью. Наши наблюдения показали, что введение игровых моментов
оживляют занятия, вызывают творческую инициативу детей, содействует
выразительности их движений. В этом возрасте полезным также оказалось
организующее воздействие ритмических игр, которые приучают детей слушать
музыку, легко и быстро ориентироваться в группе, переключаться от общего
движения к движению по индивидуальным заданиям.
Для закрепления движений
казахского танца можно провести игру "Темирбай", "Айголек".
Приступая к постановочной
работе в группе детей среднего школьного возраста, следует помнить, что в
большинстве случаев дети этого возраста уже имеют элементарные танцевальные
навыки. Полученные ими первоначальные навыки являются фундаментом для
дальнейшей работы.
Составляя учебный план и
подбирая репертуар танцев для разучивания с детьми этого возраста необходимо
также учитывать возможности детей и их физическое развитие.
Чтобы не исказить
подлинный характер танца, не снизить художественность исполнения, при выборе
необходимо учитывать: содержание танца, доступность танцевальных движений,
посильную физическую нагрузку (темп выбранного танца, его продолжительность и
т.д.)
Дети этого возраста
получают яркие и стойкие впечатления от окружающей их жизни: они активно
участвуют общественной жизни школы, проводят лето в пришкольных и
оздоровительных лагерях, посещают театры, концерты и т.д.
Учитывая интересы этого
возраста лучше создавать танцевальные постановки, содержание которых было бы близко
детям, отражало бы моменты из их жизни и способствовало бы развитию у детей
наблюдательности и творческих способностей.
Такими постановками в
этой группе нашего коллектива были: "Школьный вальс", "Достарым",
"На уроке танца".
В нашу задачу входило
также знакомство детей с танцевальным фольклором других народов и подбор
танцев, по содержанию и по форме соответствующих школьникам данного возраста.
Нами был выбран "Татарский"
танец, который по своему содержанию и танцевальным элементам вполне
соответствовал возрасту и танцевальной подготовке, как девочек, так и мальчиков.
Разумеется, занятия над движением велись с мальчиками в ином плане, чем с
девочками. В исполнении движений мы добивались от них силы, мужественности,
ловкости. Это достигалось путем введения отдельных элементов танца в упражнения
у станка; танцевальные комбинации отрабатывались по линиям и с отдельными
участниками.
В начале работы над
постановкой мальчики смущались, боясь, что не смогут соразмерить свои движения
с движениями девочек. В процессе постановки танца мальчики привыкли к
совместным занятиям с девочками, и в дальнейшем у детей наладились простые
дружеские отношения.
Постановочная работа в
старших группах строится на основе репертуара народных, танцев, эстрадных, а
также танцев современного направления (особенно любимых старшеклассниками).
Выбирая народный танец,
мы внимательно подошли к его содержанию, построению фигур. Учитывали, что дети
этого возраста только подростки и не всегда содержание народных танцев доступно
для них. Изображение в танце отношений и чувств взрослой молодёжи в их исполнении
кажется надуманным и неестественным.
Большой интерес в
постановочной работе данной группы вызывают танцы современного направления, где
участники принимают активное участие в их создании.
Нами был взят танец
современного направления "хип-хоп". Старшеклассники с большим
увлечением сочиняли и показывали придуманные ими движения и комбинации. Каждый
из участников внёс в создание танца что-то своё.
Следующая постановка была
на основе нового направления современного танца модерн. Хореографической
постановке "На уроке джаз-модерна" предшествовал мастер-класс,
проведённый доцентом, кандидатом искусствоведения, педагогом и хореографом
современного танца ГИТИСа Никитиным В.Ю. во время поездки на международный
конкурс в Болгарию (г. Варна).
Во время прохождения мастер-класса
детьми были освоены азы нового танцевального направления: параллельность
позиций, залигованность движений, свободная форма выражения пластики.
В основу сюжета вошел
процесс урока. Строгий педагог проводит урок, во время того, как он выходит из
класса, дети создают беспорядок: один берёт на себя роль учителя, подражая его
образу, другие нарушают дисциплину, и тут…входит учитель…урок продолжается,
теперь уже в совместной творческой деятельности педагога и детей.
В процессе всей
постановочной работы мы наблюдали большую заинтересованность участников. Те
дети, которые присутствовали на мастер-классе с большой увлечённостью и
чувством ответственности объясняли танцевальный материал, вошедший в основу
постановки танца. Детям было нетрудно создавать танцевальные образы, так как
они были близки им. А на роль учителя выдвинули участницу, которая очень
серьезно подходила к отработке каждого движения во время разучивания. Дети сам
и увидели в ней образ учителя и без сомнения предложили свой выбор.
Проделанная постановочная
работа в группах младшего, среднего и старшего школьного возраста помогла
выявлению определенных методов и средств, позволяющих достичь хороших
результатов как в отношении воспитательного воздействия на детей, так и в
отношении художественного качества разучиваемых постановок.
Заключение
В последнее десятилетие в
научных исследованиях активно утверждается взгляд на художественную
самодеятельность как на педагогическое явление, в многочисленных исследованиях
убедительно показано, что занятия в творческих объединениях могут значительно
повлиять на различные качества личности – ее социальную активность, творческие
способности, общую культуру, коллективизм и многое другое. Детские
хореографические коллективы, вызывают сегодня самый большой среди всех жанров
интерес детей и их родителей. Имеющие самый большой количественный состав (и с
точки зрения числа коллективов, и с точки зрения количества участников в них) в
системе детского художественного творчества они обладают весьма значительным
воспитательным потенциалом, определяемым природой хореографического искусства и
необычными возможностями построения педагогического процесса.
Между тем, анализируя
деятельность реально функционирующих сегодня в нашем городе детских
хореографических коллективов, можно сказать, что их воспитательный КПД очень
низок. Педагогический процесс чаще всего протекает спонтанно, рассчитан в
основном на обучение приемам и навыкам хореографии и прокат программы перед
зрителями.
В теоретическом плане
проблема эффективного использования педагогических возможностей детского
хореографического коллектива также весьма незначительна.
Слабая теоретическая
разработанность проблемы и нерешенность многих практических вопросов построения
художественно-педагогического процесса в детских творческих коллективах
побудили нас провести исследование, целью которого являлось, раскрытие и учет
возрастных психологических и физиологических особенностей детей направленных на
развитие и становление гармоничной личности в условиях современного образования.
Тем самым, выявлены
особенности детского хореографического коллектива как своеобразной
педагогической системы, включающей комплексное влияние разнообразных
художественных средств, последовательность педагогических воздействий при
возрастной динамике, специфику индивидуальных и коллективных проявлений.
Обоснована и разработана
педагогическая методика использования ведущих видов занятий в группах,
учитывающая самооценку детей, динамику их самопроявлений, содержание и формы
игровой деятельности, по мере их взросления, специфику управления и
самоуправления.
Исследование позволило
прийти к следующим выводам:
1.
Развитие детей в
хореографическом коллективе – это процесс, в котором соединяются воедино
физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое и
специально-художественное, личное и общественное, словом те аспекты, которые
позволяют рассматривать деятельность детей в таких коллективах как предпосылку
их гармоничного развития.
2.
Эффективность
гармоничного развития качеств детей в условиях хореографического коллектива
зависит от того, в какой степени деятельность педагога будет опираться на
особенности возрастных групп, в какой мере художественные и педагогические
начала будут взаимно обусловлены, взаимосвязаны в едином целенаправленном
художественно-педагогическом процессе.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Педагогика, 1998.
2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального
развития. М.: Педагогика 1982.
3. Аттестация руководителей и педагогов учреждений
дополнительного образования детей. Методические рекомендации. М.:
Айрис-Дидактика 2004.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические
сочинения. М.: 1979.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
М.: 1968.
6. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в
системе эстетического и нравственного воспитания. М.: ВНМЦНТИКПР 1986.
7. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного
творчества детей – в книге Художественное творчество и ребенок. М.: 1971.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М.: 1984.
9. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: 1972.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: 1986.
11. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
12.Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке.
Учебное пособие. М.: Педагогика 1990.
13.Захаров Р.В. Беседы о танце. М.: Профиздат 1963.
14. Захаров Р. Сочинение танца. М.: Искусство 1983.
15. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в
самодеятельном коллективе. Автореф. Л.: 1985.
16. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.; Л.: 1991.
17. Козлова В.И. Физиология развития ребенка. Учебное
пособие. М.: 1993.
18. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и
физиологии подростка. М.:ПРОГРЕСС, 1986.
19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
группах. Минск, 1976.
20. Кон И.С. Дружба. М.: 1987
21. Константиновский В.С. Учить прекрасному. М.: Молодая
гвардия 1973.
22. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.:
1984.
23. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Педагогика 1976.
24. Луцкая Е. Жизнь в танце. М.: Искусство 1968.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. М.: Академия 2000.
26. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социально педагогическая
психология. СПб.: Питер, 1999.
27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972 с.54.
28. Тарасов.Н. Классический танец. М.: Искусство 1971.
29. Уральская В.И. Рождение танца М.: Советская Россия 1982
30. Ушинский К.Д. Избранные произведения. М.; Л: 1946 Вып.3
118-119.
31. Хрипкова Л.Т. Возрастная физиология. Учебное пособие. М.:
Просвещение, 1998.
32. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.:
1995.
33. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. М.: 1950
т.5, с.367.
34. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|