бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования бесплатно рефераты

Для более доступного обучения следует использовать метод целостного упражнения. Здесь нужно пойти от упрощения отдельных частей фаз движения. Эту методику следует применять при новых и быстрых вводах, когда ученику следует иметь главные ориентиры – поворот через правое-левое плечо, повторение движения в новом направлении, прыжок с двух ног на одну, с одной на другую, на двух ногах и т.д. Однако только последовательность обучения приносит должный результат.

Принцип последовательности является одним из основных в хореографической работе. "Только те дети, которые прошли с самого первого шага основы хореографического обучения, воспитания, образования, развиваются правильно, становятся людьми любящими и понимающими хореографическое искусство. Всякий наскок, перепрыгивание через этапы наносит ущерб развитию детей". (Боголюбская М.С.)

Большое значение имеет цель и задачи каждого урока, а также средства их осуществления. Скажем, существует общая цель усвоения навыка выворотности ног, но это не значит, что учащимся надо все время повторять о выворотности. Очень важно сосредоточить внимание на путях приобретения выворотности в каждом отдельном движении, используя знания правил движения учениками в сочетании с раскрытием некоторых простейших законов биомеханики, которые необходимо проверить правильным внутренним мышечным ощущением (развернутого в сторону бедра и коленного сустава, повернутый ан деор пятки ноги, прямого корпуса, подтянутых мыщц живота, активно опущенного плеча опорной ноги). Урок должен содержать закрепление пройденного материала. Эти уроки, как правило, строятся без усложненных комбинаций и ритмического разнообразия, а сосредоточивает внимание учеников на последовательности мышечных ощущений, основанных на правилах; повторение необходимо считать основой, закрепляющей движение. Однако педагогическая практика давно учитывает возможности утомляемости мышечных ощущений, поэтому, повторяя те или иные движения, мы ставим перед учащимися все новые и новые дополнительные задачи.

При освоении нового материала, необходимо опираться на уже закрепленные танцевальные навыки, в противном случае обучение будет сводиться к механическому "натаскиванию" без всякого выхода разучиваемых движений в другие комбинации.

Навык следует считать закрепленным (с учетом требований к определенному этапу), если он не разрушается при изменении движений в темпе и ритме, в перемене направления и интерпретации движения в соответствии с новым содержанием и музыкой.

Говоря о многообразии методов обучения, надо сказать, что выбранные педагогом методы в значительной мере характеризуют учебно-познавательный стиль и дидактическую систему работы педагога, свидетельствуют о его индивидуальности и инновационно-творческом подходе к формированию личности, способной к непрерывному процессу самосовершенствования к активному преобразованию казахстанского общества с гуманистических и демократических позиций.

Хореографический коллектив – одна из распространенных форм обучения и воспитания, специфика работы которого достаточно сложна. Педагог-хореограф должен совместить задачи эстетического обучения и нравственного воспитания детей с балетмейстерской работой и со все возрастающими, часто неумеренными требованиями к выступлению детей на концертах. Работа в хореографическом коллективе имеет свою специфику, с которой не может не столкнуться каждый руководитель творческого коллектива. Это ограниченное время (два раза в неделю), различные способности учащихся, наличие разных возрастов, степень подготовки учащихся, постоянное пополнение и частичный отсев основного состава.

В рамках этих "предлагаемых обстоятельств" необходимо выбрать оптимальный путь для достижения разнообразных сложных задач.

Для этой цели следует сочетать задачи тренировки танцевального аппарата с развитием музыкальных, актерских и творческих способностей.

Использовать дополнительные методы, способствующие наилучшему восприятию движений классического танца, не указанные в профессиональной методике.

Необходимо "сжатие" движений "классической системы", чтобы при применении минимума ее элементов можно было достигнуть максимума грамотности, танцевальности, музыкальности, выразительности. Следует иметь ввиду, что если максимум и минимум усвоения движений зависит от времени занятий ученика в коллективе, то грамотность и прочность опирается на качество приобретенных знаний и навыков.

Несомненна ущербность "скоростного" усвоения элементов классического танца, что часто ведет к танцевальной безграмотности.

При создании репертуара возможно сочетание и окраска классических движений элементами народных, современных танцев, выразительной и изобразительной пластикой.

В постановочной и тренировочной работе следует применять для усиления выразительности упражнения и движения, основанные на пластике.

Таким образом, деятельность педагога рассматривается как процесс решения важных профессиональных задач.

Говоря о личностных качествах педагога, П.Ф.Каптерев отмечал, что "личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения". К этим качествам он относил, прежде всего, профессиональную подготовку и личный учительский талант.

Кроме этого, педагогу необходимы нравственно-волевые качества – беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинное уважение и любовь к детям, вера их потенциал.

Говоря о сфере межличностных отношений А.С.Макаренко, в свое время сказал, что "дефективность личности связана с дефективностью ее отношений в обществе". Следовательно, основные воспитательные механизмы процесса надо искать в плоскости тех отношений, которые складываются у детей. В педагогическом процессе для учащихся значимы два основных вида отношений: взаимоотношения между педагогом и учениками; взаимоотношения учеников друг с другом. Это два взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга воспитательных механизма.

В младшем школьном возрасте притягательными и значимыми для ребенка оказываются его отношения с педагогом. Преобладающее значение отношения педагога к ученику не случайно: слишком много значит учитель в жизни маленького ученика, слишком велик для него авторитет знаний учителя, его опыта мудрости, слишком зависим, он в своих успехах от того, с каким учителем встретился. Постепенно у ребенка накапливается свой объем знаний, умений, навыков, формируется устойчивый круг общения, снижается значимость отношений с учителем, но не исчезает полностью даже в старших классах.

Как установлено рядом исследователей (А.С.Макаренко, Т.Е.Коннинова, Л.И.Новикова, М.Н.Шульц и др.), в деловом сотрудничестве педагога с учащимися необходимо равновесие между предоставлением самостоятельности детям и тактичной помощью и обучении их способам деятельности. Тогда дети доверяют знаниям, опыту педагога, идут к нему советоваться, так как уверены в безусловном уважении со стороны старшего (даже к их ошибкам и оплошностям!) и умелой тактичной помощи.

Вот это и составляет суть, основу воспитательного влияния взаимоотношений педагога и учащихся, от которых зависит, как будет ребенок, относится к занятиям, к педагогу, его примеру, взглядам, убеждениям, жизненным принципам.

Второй воспитательный механизм педагогического процесса не менее важен. Это взаимоотношения между учащимися. Н.К.Крупская в своих статьях неоднократно высказывала мысль о воспитательной роли отношений в детском коллективе. А.С.Макаренко был более конкретен: "работа педагога должна заключаться в наибольшем приближении к первичному коллективу… его работа должна заключаться в возбуждении требований коллектива к отдельной личности".

Педагог-хореограф должен учитывать существующие в коллективе реальные отношения между воспитанниками. В самих этих отношениях, если даже они складываются, не зависимо от нас, многое может быть с успехом использовано в воспитательном плане. Оптимизация этого процесса связана с совершенствованием содержания и структуры хореографической деятельности детей в коллективе, со специальной организацией их коллективного общения как особого вида деятельности, с целенаправленным воспитанием у ребенка культуры личностного восприятия друг друга, с организацией индивидуальной помощи в процессе обучения, саморегуляции поведения и социально полезного самоутверждения в коллективе.

Сущность воспитательного механизма, связанного с взаимодействием учащихся между собой, состоит в том, что этот механизм, как и первый, возникает и действует только тогда, когда есть деятельность. Коллективная и тщательно организованная деятельность в хореографическом коллективе создает предпосылки для формирования отношений делового сотрудничества и ответственности.

Таким образом, общее между первым и вторым воспитательным механизмами позволяет сделать очень важный вывод. Если для формирования детского коллектива, основного инструмента воспитания, педагог может организовать активное взаимодействие детей с окружающей средой через хореографическую деятельность, то при организации коллективной деятельности ему необходимо профессионально грамотно использовать общение детей между собой.

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений, неоднозначный, нередко противоречивый. Дети, будущие члены коллектива отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями и многими другими качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

Первый год обучения в хореографическом коллективе особенно трудный для ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

Наблюдения за группами младших школьников показали, что социально-психологическая адаптация происходит по-разному: у значительной части детей (50-60%) - в течение двух-трёх месяцев обучения; другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания. У благополучно прошедших адаптацию преобладало хорошее настроение, активное отношение к процессу обучения, большое желание посещать занятия, добросовестно выполнять требования педагога. Они постепенно привыкали к коллективу, легко шли на контакт, приобретали друзей, то есть включались в складывающиеся в коллективе межличностные отношения. Это, так называемая, "скрытая программа социализации", благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и том, что думают о нём другие.

Вначале дети как будто избегали непосредственных контактов друг с другом, каждый был "сам по себе". Связь между ними происходила с помощью педагога. В дальнейшем, в процессе совместной творческой деятельности, они активно овладели навыками отношений друг с другом. Таким образом, наблюдения показали, что социальное взаимодействие с группой сверстников и умение заводить друзей выступают одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

С возрастом у детей повышается полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Характерная для детей среднего школьного возраста возникающая потребность занять определённое место в группе, зачастую создаёт напряжённую ситуацию. Возрастающая значимость мнения ровесников становится причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.

Решающую роль в подобных ситуациях играет значимость педагога, так как дети этого возраста безоговорочно принимают и усваивают суждение учителя, являющегося для них высшим авторитетом. Отрицательные оценки и осуждения, резкие замечания в адрес ребёнка становятся для остальных "ярлыком", дети перестают принимать сверстника.

Негативное влияние на положение учащегося в системе межличностных отношений оказывает и чрезмерное захваливание кого-то из детей. Дети иногда несправедливо начинают считать их "любимчиками" и "подлизами" и потому избегают с ними общения.

Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, занять высокое положение, признания своей личностной ценности и ,тем самым, получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в этом возрасте и складывающиеся межличностные отношения в коллективе.

Неготовность, нежелание или даже не способность педагога понять и принять всё возрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности, могут стать причиной целого ряда негативных тенденций в поведении подростков. А ведь именно этот возраст, как показали наблюдения, характеризуется состраданием, сочувствием, переживаниями, способностью пожертвовать своим ради других.

Таким образом, рассмотрев роль межличностных отношений в коллективе, пришли к такому выводу, что процесс воспитания личности, связан с процессом развития коллектива. То есть с одной стороны, уровень состояния коллектива, характер сложившихся в нём деловых и межличностных связей влияет на направленность и темп развития каждого членов каждой группы. С другой стороны активность воспитанников, степень их физического и умственного развития, их возможности и способности обуславливают воспитательную силу воздействия коллектива. Поэтому, вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав свободы человека он приобретает особую важность.

Для успешного воспитания все большое значение приобретает тесное сотрудничество родителей и педагогов. Очень многое зависит и от семьи и от педагога. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть потенциальные возможности ребенка; задача педагога – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.

При организации работы очень важно включить родителей в атмосферу деловитости и серьезности.

Для того чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них нужное отношение и понимание целей занятий, мы начинаем каждый год с беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, если им заниматься серьезно, раскрываем значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей и способностей. Особенно подчеркиваем роль прилежания; прилежный, работоспособный, даже менее одаренный ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, уважения к его достижениям, поощряется. Предупреждаем всегда и о вреде захваливания, об опасности "звездной болезни" у способных учащихся. Знакомим родителей с целью занятий, которая заключается не в борьбе за призовое место, а в эстетическом развитии детей, в формировании у них таких умений и навыков, которые влекли бы за собой понимание красоты движений человеческого тела, их пластичности, музыкальности, которые воспитывали бы вкус, интерес и любовь к хореографическому и музыкальному искусству, столь неразрывно связанными друг с другом, особенно в классическом танце.

Особенно важны эти собрания для установления единой линии в воспитательной работе семьи и танцевального коллектива. В своей работе мы используем также индивидуальные беседы с родителями участников, характер которых носит, как правило, педагогическую помощь и практический совет.

Привлечение родителей к совместной общественной работе в коллективе, дает хороший результат. Актив родителей, как правило, оказывает большую помощь руководителю, перед которым стоит множество разнообразных задач. Дежурства во время концертов, отделка костюмов, организация отдыха детей, большая подготовка к отчетным концертам, связанная с множеством организационных вопросов – все это ставит на должную высоту дело обучения детей хореографическому искусству и воспитание подрастающего поколения.

2.2 Методика работы с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста


Для детей младшего школьного возраста, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статистического положения для них крайне утомительно. В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них не велик, они нуждаются в его пополнении и усовершенствовании. Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей из-за большой прослойки хрящевой ткани могут привести к образованию плохой осанки и искривлениям позвоночника. Двигательный аппарат ребенка еще недостаточно окреп, что вызывает необходимость очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений.

Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании. Они легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие.

Игра представляет естественную деятельность детей этого возраста. Их эмоции ярки и проявляются, открыто и непосредственно. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы.

Учитывая все эти особенности детей, следует своеобразно выстраивать занятия со школьниками этого возраста.

Одна из задач: содействовать физическому развитию детей и совершенствовать основные двигательные навыки. Именно в этом возрасте важно выработать у детей устойчивую привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно двигаться в танцах.

Не менее важной задачей является развитие общей организованности детей, воспитание навыков общественного поведения, содействие организации дружного детского коллектива.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7