Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки
30.Радынова О.П. и др.
Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб.
заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. – 3-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.
31.Рудик А. П. Психология. –
М.: Учпедгиз, 1955. – 167 с.
32.Самарин В.А. Хороведение:
Учеб. пособие для студ. муз. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е
изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с.
33.Стулова Г.П. Развитие
детского голоса в процессе обучения пению. М.: Издательство «Прометей», 1992. –
270 с.
34.Струве Г.А. Когда запоет школа? // Искусство в школе. - 1996. - №
1. - С.50
35.Ушинский К. Д. Человек
как предмет воспитания. Собрание сочинений. - Т.8. – М.: АПН, 1950. – 283 с.
36.Федонюк В.В. Детский
голос. Задачи и методы работы с ним. Санкт-Петербург: Издательство «Союз
художников», 2003. – 64 с., с ил.
37.Чесноков П. Г. Хор и управление
им. – М., 1961. – 52 с.
38.Яранцева Я.Г. Воспитание
вокалиста. Учебно-методич. пособие. Вологда, 2006. - 49 с.
Приложение 1
Тест-опросник выявления когнитивного
компонента музыкально – эстетических ориентаций детей 6 – 8 лет.
1.
Ты любишь музыку?
2.
Нравится ли тебе
петь? Если да, то, что именно, какие песни?
3.
Где тебе нравится
больше петь – в школе, студии или дома?
4.
Поют ли твои мама
и папа дома или в гостях?
5.
Какие песни тебе
нравится петь, а какие слушать?
6.
Где ты чаще
слушаешь музыку – в концертном зале или дома по телевизору и радио?
7.
Что ты больше
любишь – петь, рисовать или танцевать под музыку?
8.
Приходилось ли
тебе исполнять музыку на каком-либо музыкальном инструменте? Каком?
9.
Нравятся ли тебе
телевизионные музыкальные передачи? Если да, то, какие?
10.
Слушаешь ли ты
какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
11.
Какие
исполнители, певцы тебе больше нравятся?
Приложение 2
Дыхательная
гимнастика А. Н. Стрельниковой
Стрельникова Александра Николаевна –
педагог-вокалист создала свою систему в 30-е годы.
1-е
упражнение «Ладошки»
Исходное положение:
встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю –
поза экстрасенса.
Делать шумные, короткие,
ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (делать
хватательные движения).
Подряд сделать 4 резких,
ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгнуть» 4 раза). Затем руки опустить и
отряхнуть, 3-4 секунды пауза. Ещё сделать 4 коротких и шумных вдоха, и снова
пауза.
Помните: активный вдох
носом, пассивный выдох ртом.
Нормы: прошмыгайте носом
24 раза по 4.
В начале урока возможно
лёгкое головокружение. Не пугайтесь, оно пройдёт к концу урока. Если
головокружение сильное, то сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы,
после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10).
2-е
упражнение «Погончики»
Исходное положение:
встаньте прямо. Кисти рук сжаты в кулачки и прижаты к поясу. В момент вдоха
резкотолкаем кулачками к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки
прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на
уровень пояса, плечи расслаблены.
Выше пояса кисти рук не
поднимать, сделать подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды
и снова 8 вдохов-движений.
3-е
упражнение «Насос»
Исходное положение: встаньте
прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте лёгкий поклон вперёд (руками
тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий короткий вдох носом
во второй половине поклона.
Вдох должен кончится
одновременно с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова
поклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и
представьте, что накачиваете шины автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично
и легко, низко не наклоняйтесь, вполне достаточно поклона в пояс. Спина
круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните, накачивать шину
нужно в темпоритме строевого шага.
Делать подряд 16
вдохов-движений, затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов.
4-е
упражнение «Кошечка»
Исходное положение:
встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении
не должны отрываться от пола).
Делайте лёгкую, танцующую
присядь и одновременно с присядью – повороты туловища вправо – резкий, короткий
вдох. Затем, такая же присядь с поворотом влево, и, тоже короткий, резкий вдох.
Вправо-влево, вдох-выдох. Выдохи уходят между вдохами сами.
Колени слегка гнутся и
выпрямляются (присядь лёгкая, пружинистая, глубоко не приседать). Руки делают
хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая,
поворот делается только в талии. Делать подряд 32 вдоха-движения, отдых,
повтор.
5-е
упражнение «Обними себя»
Исходное положение: руки
согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу
до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым объятием резко
шмыгайте носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу (а не
крест-накрест, но какая рука сверху, а какая снизу – всё равно, руки местами не
менять), широко в стороны не разводить и не напрягать.
6-е
упражнение «Большой маятник»
(«насос» +
«обними меня»)
Исходное положение:
встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперёд – руки тянутся
к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице, наклон
назад – руки обнимают плечи). Вдох.
Кланяйтесь вперёд-назад,
вдох с потолка. Выдохи уходят между вдохами сами.
7-е
упражнение «Повороты головы»
(вправо-влево)
Исходное положение:
основная стойка.
Чуть-чуть покачивайте
головой, как будто говорите: «Ай-ай! Как не стыдно!». Смотреть прямо, вдохи
делаются одновременно с движениями. Выдох должен быть после каждого вдоха.
8-е
упражнение «Маятник головой»
(вниз-вверх)
Исходное положение:
основная стойка, опустите голову вниз – вдох, поднять голову вверх – выдох.
Выдох должен уходить после каждого вдоха.
9-е
упражнение «Перекаты»
Исходное положение: левая
нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус
тоже, стойка на одной ноге. правая нога согнута в колене и отставлена назад на
носок, чтобы не потерять равновесие, на неё не опираться. Делаем лёгкий,
танцующий присед на левой ноге (нога в колене слегка гнётся) и одновременно с
приседом – вдох (после приседа левая нога мгновенно выпрямляется). Затем
присядем на правую ногу – вдох. Исходное положение: правая нога впереди.
10-е
упражнение «Шаги»
а) «передний шаг»
(рок-н-ролл).
Исходное положение:
основная стойка. Поднимаем левую ногу, согнув в колене, вверх до уровня живота
(от колена нога прямая, носок натянут вниз как в балете). На правой ноге в этот
момент делаем лёгкий, танцующий присед и вдох. После приседа мгновенно занять
исходное положение. То же с правой ногой. Норма: 3 по 32 раза.
б) «задний шаг».
Исходное положение:
основная стойка. Отводим левую ногу, согнутую в колене назад, как бы хлопая
себя пяткой по голенищам. На правой ноге в этот момент слегка приседаем – и
шумно шмыгаем. Возвращаемся в основную стойку. То же с левой ногой. 32
вдоха-движения.
с) Снова «передний шаг».
Приложение 3
Методика распевания В.В. Емельянова
Упражнения для разогрева
голосового аппарата. В основе данных упражнений лежит методика работы с
голосовым аппаратом новосибирского учёного В. В. Емельянова.
«Едем в зоопарк»
Упражнение 1.
- Сегодня мы с вами
поедем в зоопарк. Поедем на машине. Но дорога в зоопарк заросла травой. Траву необходимо
скосить.
«Косим траву» со звуком
«шить», который произносится на активном выдохе. Рукой имитируем движение
косаря (4-8 раз).
Данное упражнение
нацелено на активизацию работы дыхательных мышц (диафрагмы).
Упражнение 2.
- Теперь дорога
расчищена, надо завести нашу машину.
Губы должны быть
влажными. На долгом выдохе имитируем работу двигателя машины. Соревнуемся, у
кого больше «бензина» в машине, т.е. дольше может работать двигатель.
Упражнение тренирует
способность экономно расходовать дыхание.
«Имитация звука «Р»
вибрацией губ. Обратите внимание на то, чтобы имитировалась комбинация
согласных «ДБР», т.е. звонких, а не глухих «ТПР». Можно предложить игру в
поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъёмом в горку,
спуском и т.д., такие задания побудят детей изменять высоту и силу тона на
вибрации губ. В любом случае рекомендуется добиваться звучного энергичного
тона...».
Упражнение 3.
- Мы с вами приехали в
зоопарк. Сколько здесь разных животных! Давайте подойдём к первой клетке. Здесь
живут змеи (кобры). Кобра пока спит, но скоро проснётся.
Изображаем кобру: рука
согнута в локтевом суставе (держать параллельно полу), затем «кобра»
поднимается и шипит - «ш-ш-ш». Кисть руки – это голова кобры. Сначала пальцы
сомкнуты в кулак, затем на звук шёпотом «а-а-а», пальцы раздвигаются, имитируя
раскрытие «капюшона» кобры. Звук «Ш» должен плавно переходить в звук «А» (всё
шёпотом).
Упражнение 4.
- А это – вольер с
лошадкам. Лошадки скачут по кругу все вместе.
Дети цокают, губы в
позиции «О».
- А лошадки все
разбежались.
Дети цокают на разные
гласные: «Е», «У», «А».
- Снова лошадки побежали
по кругу все вместе.
Дети цокают, губы в
позиции «О».
Приложение 4
Артикуляционная
гимнастика
Упражнение
1
Четыре раза
слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. (Далее - каждое
задание исполняется четыре раза).
Упражнение
2
Высовывайте
язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более
далеко отстоящие поверхности. Покусайте язык попеременно правыми и левыми
боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами
и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку,
в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Упражнение
3
Пощелкайте
языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука.
Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.
(Предложите детям пощелкать всем одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и
высокими щелчками.)
Упражнение
4
Покусайте
нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их
внутреннюю поверхность. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу
обиженное выражение. Приподнимите верхнюю
губу, обнажив десны и придав лицу подобие
улыбки. Чередуйте два предыдущих упражнения в
ускоряющемся темпе.
Приложение 5
Результаты теста–опросника на
выявление когнитивного компонента музыкально–эстетических ориентаций у детей
№
|
Наташа А.
|
Данил К.
|
Коля К.
|
Наташа Ш.
|
Кристина С.
|
Никита П.
|
1
|
Да, люблю.
|
Да.
|
И да и нет.
|
Да!
|
Да, очень.
|
Да.
|
2
|
Нравится. Например, «Котенок и щенок»
|
Да.
Армейские.
|
-
|
Да! «Котенок и щенок», «Почему медведь зимой спит»,
особенно с вами.
|
Разные.
|
Блатные.
|
3
|
Больше петь нравится в школе
|
Везде.
|
В школе.
|
В школе.
|
Дома, в школе, в клубе.
|
Дома, с Данилом, в гостях.
|
4
|
Нет
|
Поют.
|
Нет.
|
Иногда слушают и поют.
|
Нет.
|
Нет.
|
5
|
Нет порою сил. Мешает Шарик.
|
Любимых песен нет.
|
-
|
«Голубоглазая», «Котенок и щенок»
|
Красивые.
|
На телефоне слушаю, пою под караоке.
|
6
|
По телевизору
|
Дома.
|
Дома.
|
Везде, в концертном зале, дома и на дискотеке.
|
По телевизору, по радио, на телефоне.
|
По телевизору.
|
7
|
Рисовать
|
Петь и рисовать.
|
Рисовать.
|
Все люблю.
|
Рисовать.
|
Рисовать.
|
8
|
Да, на гармошке.
|
Да. На балалайке.
|
Нет. Не приходилось.
|
На баяне.
|
На фортепиано.
|
Нет.
|
9
|
Да.
«Малахов +»
|
Да. Разные.
|
Нет.
|
«Угадай мелодию», МТV.
|
Слушаю музыку на МТV.
|
МТV,
МузТV.
|
10
|
Да.
|
Слушаю.
|
-
|
Слушаю музыку
|
«Трансмит»
|
Нет.
|
11
|
Николай Басков
|
Много разных.
|
-
|
«Арбат», «Фактор», «Серёга».
|
Разные.
|
Разные.
|
Приложение 6
Результаты эксперимента
по развитию вокальных навыков на уроках музыки
Входная
диагностика
|
Певческая установка
|
Дыхание
|
Звукообразование
|
Артикуляция
|
Интонация
|
Дикция
|
Кристина С.
|
Правильная
|
Ровное, спокойное
|
Точное, мягкая атака
|
Ровно, прикрыто, округло
|
Хорошая
|
Разборчиво
|
Наталья А.
|
Не совсем правильная
|
Не ровное, напряженное
|
Не точное, придыхательная
|
Не ровно, не прикрыто
|
Плохая
|
Не разборчиво
|
Наталья Ш.
|
Правильная
|
Ровное, напряженное
|
Точное, мягкая атака
|
Ровно, прикрыто
|
Хорошая
|
Разборчиво
|
Данил К.
|
Не правильная
|
Ровное, напряженное
|
Не точное, придыхательная атака
|
Не ровно, не прикрыто
|
Средняя
|
Разборчиво
|
Никита П.
|
Не правильная
|
Не ровное, напряженное
|
Не точное,
|
Не ровно, не прикрыто
|
Плохая
|
Не разборчиво
|
Николай К.
|
Правильная
|
Ровное, напряженное
|
Твердая атака
|
Ровно, не прикрыто
|
Средняя
|
Разборчиво
|
Итоговая диагностика
|
Певческая установка
|
Дыхание
|
Звукообразование
|
Артикуляция
|
Интонация
|
Дикция
|
Кристина С.
|
Правильная
|
Ровное, спокойное
|
Точное, мягкая атака
|
Ровно,
прикрыто
|
Хорошая
|
Разборчивая
|
Наталья А.
|
Не совсем правильная
|
Не ровное, спокойное
|
Точное, придыхательная атака
|
Не совсем ровно и прикрыто
|
Средняя
|
Не совсем разборчивая
|
Наталья Ш.
|
Правильная
|
Ровное, спокойное
|
Точное, придыхательная атака
|
Ровно, прикрыто, округленно
|
Хорошая
|
Разборчивая
|
Данил К.
|
Не совсем правильная
|
Ровное, спокойное
|
Не точное, твердая атака
|
Не совсем ровно и прикрыто
|
Средняя
|
Разборчивая
|
Никита П.
|
Не совсем правильная
|
Ровное, напряженное
|
Точное, придыхательная атака
|
Не ровно, более прикрыто
|
Средняя
|
Не совсем разборчивая
|
Николай К.
|
Правильная
|
Ровное, спокойное
|
Точное, придыхательная атака
|
Ровно, прикрыто, округленно
|
Хорошая
|
Не совсем разборчивая
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|