бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки бесплатно рефераты

Определив психологический климат в классе, отношение детей к предмету, передо мной стояла важная задача включения в работу урока, в частности, использования упражнений и приемов развития певческих навыков на уроках музыки.

В начале работы с детьми я познакомила их с вокально-певческой установкой, объяснив, что если человек хорошо сидит, он хорошо себя чувствует, следовательно, и хорошо поет. Для этого приводились следующие слова: «Сидит дед – ему сто лет, нам меньше – мы сидим вот так». На первые слова необходимо сгорбиться, плечи наклонить вперед, когда произносится вторая фраза, плечи разводим и сидим прямо.

Как было сказано ранее, упражнения делятся на две категории. Поэтому перед разучиванием произведения я настраивала голосовой аппарат учащихся на работу. Для этого в увлекательной форме проводила дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой (Приложение 2).

Среди практических упражнений с детьми по выработке правильного совместного дыхания применяла следующий прием: по руке, показывающей движение вверх (ауфтакт), дети делают вдох, затем, когда рука задержалась в своей верхней позиции, они задерживают дыхание, при движении руки вниз (к «точке») — делают выдох. Было предложено произнести детскую скороговорку «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», вздохнуть и на выдохе просчитать: «раз Егорка, два Егорка...» (и так до полного выдоха). Предлагаемое упражнение способствует развитию у младших школьников способности экономно расходовать дыхание.

Проводилась работа по распеванию на гласные, согласные буквы алфавита: гаммообразная попевка, пение интервалов, гармонических последовательностей с названием слогов «за», «да», «ма», «мо», «ра», «ру», «лё», «лю».

Применялись упражнения на формирование чистого высотного звука, расширение диапазона. Например, пение высоких нот, наклоняясь вперед, похлопывая ладонями по животу. Здесь использовалась методика распевания новосибирского ученого В.В. Емельянова (Приложение 3).

Изображение огромного животного снизу вверх. Медленно глиссандо вверх и вниз. Эти же упражнения с озвучиванием, похлопыванием отдельных частей: голова – у, шея – о, туловище – а, спина (низ) – э, хвост – ы. Штробас. Выполнять его с открытым ртом, подражая лягушкам.

Особенность состоит в том, что я особенно уделяла внимание игровой форме в выполнении данных упражнений, что более активно позволло вовлечь учащихся в работу на формирование тех или других вокальных навыков.

При разучивании песни выполняются упражнения, соответствующие характеру данного произведения. На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания использовала попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Для четкого проговаривания текста применялись скороговорки: «На дворе трава, на траве дрова», «Пошла Поля полоть петрушку в поле», «Вело- мото- кино- фото- теле- радио- сипед», а также артикуляционная гимнастика (Приложение 4).

Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, прививала умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные произносили утрированно, в первую очередь согласную «р». Обращала внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «опу-шка», а не «опуш-ка».

Большие трудности возникли в работе над ансамблем. Для ритмического ансамбля использовались детские музыкальный инструменты: ребята прохлопывали заданный ритмический рисунок, а так же небольшие попевки. Темой четверти в 3 классе является «Развитие музыки». С понятием и видами музыкального развития мы знакомились на примере песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Разучиваемая детьми песня являлась хорошим примером динамического развития. Для этого мы с ребятами говорили о содержании произведения, главных смысловых моментах, и стремились передать свое отношение в исполнении.

Проводимая работа осуществлялась с соблюдением требований по охране детского голоса: класс проветривался, соблюдался режим работы и отдыха.

Ниже в таблице приведены упражнения по распеванию, развитию навыков коллективного пения в классе.


№ занятия

Применяемые упражнения

1

Применяемые упражнения при распевании:

¨       «Лошадки» Дети дышат громко, чтобы было слышно. 10 раз.

¨       «Кошечки» Приседания с поворотами влево и вправо под музыку и без нее. 8 раз.

¨       Распевание на гласные. По знаку руки - вдох носом, на выдохе пение звука до конца (а, о, у, и).

¨       Распевание на слоги под аккомпанемент (ле-ми-ле, ма-мэ-ми-мо-му, ми (ма) -хи-хи-хи-хи )

¨       Распевание на согласную. Три раза повторить отрывисто и на четвертый раз – протяжно (ж, м, з).

2

¨       «Ладошки» Дети сжимают и разжимают ладошки под музыку. 6 раз.

¨       «Ладошки» + «Кошечки». Под музыку и без нее. По 6 раз.

¨       «Ладошки» + «Лошадки» и при этом приседание под музыку.8раз.

¨       Распевание на согласные звуки (з, ж, н, м, б).

¨       Рисование голосом динозаврика (он так же нарисован на доске, чтобы дети представили движение звука наглядно). Голова динозаврика – звук высокий, постепенно спускаемся к ногам – звук снижается до хрипения. Движение сверху - вниз.

¨       Покричать 2 раза спокойно, на 3 – громче, на 4-5 – очень громко. На гласную «а»

¨       Распевание на слог «юзия» на возвышение.

¨       Распевание на гласные. Звук тянется, пока звучит нота. Сначала девочки, потом мальчики.

¨       Распевание на слоги (ми-хи-хи-хи-хи, ма, мо)

¨       Распевание скороговоркой (да-де-ди-до-да-де-ди-до (3 раза)-ду). Обратить внимание на дикцию.

3

¨       Распевание на мелодию симфонии №40 В. А. Моцарта (на слог «ля», «лё», «ли»).

¨       Распевание на слоги с открытым и закрытым ртом, очень тихо, просто тихо, громко и очень громко (лё-ли-лё-ли-лё).

¨       Пропеть фразу «Светит солнышко к нам в окошечко» тихо, ласково, как марш.

¨       Распевание по нотам (соль-ми-до, соль-ми-соль-ми). 8 раз.

¨       Распевание по нотам (си-соль-ми).4раза.

¨       Пение песни, выученной как домашнее задание «Большой хоровод». Сдают по одному на оценку.

¨       Распевание скороговоркой (да-де-ди-до-да-де-ди-до (3 раза)-ду).

4

¨       «Лошадки»

¨       «Кошечки» + «Ладошки» под музыку и без нее.

¨       Распевание на гласные. По знаку руки – вдох носом, на выдохе – пение звука до конца.

¨       Распевание на слоги под аккомпанемент.

¨       Распевание на согласные. 3 раза повторить отрывисто и на 4 раз протяжно (ж, м, з).

¨       Рисование динозаврика голосом.

¨       Прокричать 2 раза спокойно, на 3 – громче, на 4 – очень громко.


Используя упражнения разного характера, более активно задействуются различные области голосового аппарата: носовая полость, рот, зубы, язык, голосовые связки, дыхание. Систематические занятия вокально-хоровыми упражнениями способствуют укреплению и развитию детского голосового аппарата, который необходим для успешного развития певческих способностей учащихся.

Об эффективности использования данной системы вокально-хоровых упражнений можно судить по результатам диагностики. Входная диагностика на уроках музыки показала, что учащиеся в самом начале обучения певческим навыкам не достаточно проявляли интерес к пению и развитию певческих способностей: не могли сосредоточиться на исполнении отдельных элементов мелодии, ритма, дыхательных упражнений.

Проведя практический эксперимент, мы видим, что учащиеся, которые выполняли цикл упражнений на развитие певческих способностей не только активно и с интересом продолжают работать на уроке, но и участвуют в дополнительных творческих мероприятиях школы. Они научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность (Приложение 5).

По результатам теста-опросника:

¨                 Низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, слабовыраженный интерес к музыке у Коли К., Никиты. П.

¨                 Средний уровень, наличие интереса к музыке, но с ярким предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки у Данила К, Кристины К., Наташи А.

¨                 Высокий уровень. Ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальной деятельности и разножанровой направленности – как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров у Наташи Ш.

Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей.

В результате обработки полученных данных, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей (Приложение 6).

Таким образом, учащиеся с высоким уровнем развития певческих способностей обладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством исполнительского мастерства, уверенностью в себе. Это помогает им принимать участие в музыкальной жизни школы, района, области и участвовать в конкурсах районных, областных и способствует в дальнейшем связать свою жизнь с песенным творчеством.

Методический материал, примененный для проведения педагогического исследования, может быть полезен в работе педагогам, студентам, преподавателям музыки.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок может пользоваться с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.

В работе было рассмотрено существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России, значение хорового пения, раскрыли средства вокально-хоровой выразительности в пении. Изучили и проанализировать значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике.

Выявили и проверили результативность использования комплекса педагогических условий, способствующих развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки.

В практической части исследования мы выявили музыкальные интересы учеников данного класса. На протяжении месяца в течение четырех занятий мы использовали упражнения на развитие певческих навыков. Наблюдения и беседы показали, что не все учащиеся умеют правильно реализовать певческие способности, следовательно, не имея успеха в певческой деятельности, теряют интерес к пению.

Дети при исполнении вокального произведения допускали серьезные ошибки, а именно, не могли правильно интонировать мелодию, передать ритмический рисунок произведения, эмоционально окрасить его, вникая в текст. В подтверждение данной проблемы проводилась диагностика, результаты которой показали, что многие учащиеся не умеют правильно владеть техникой дыхания во время пения, многие не имеют представления о звуковысотном соотношении, интонировании и используют возможности голоса при пении не в полном объеме, а на бытовом уровне.

На диагностических беседах выяснилось, так же, нравится ли ученикам на уроке музыки петь хором, сольно. Выявленные музыкальные интересы и пристрастия учеников помогли наметить перспективы дальнейшей деятельности.

В результате поведения эксперимента, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей.

Учащиеся научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность. Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей.

И отсюда мы можем говорить о подтверждении поставленной нами гипотезы.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

2.     Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

3.     Вербов А.М. Техника постановки голоса. Госуд. муз. изд-во. Москва, 1961.- 28с.

4.     Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. – 123 с.

5.     Герцман Е. Гимн у истоков нового завета. Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. – М., 1996. – 247 с.

6.     Детский голос. Экспериментальные исследования. Под ред. В.Н. Шацкой. М.: «Педагогика», 1970.- 246 с.

7.     Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1998. – 69 с.

8.     Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.

9.     Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – 2-е изд. – М.: Музыка,1996. – 368 с., нот, ил.

10.Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 1951. – 99 с.

11.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж./Оформление обложки А. Лурье – СПб.: Лань. – 192 с.

12.Зарин Д. И. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом, год 1-й. – М.,1907.

13.Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М., «Музыка», 1965.- 28с.

14.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

15.Зинченко В.П. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В.П., М.: Педагогика-пресс, 1999.- 440 с.

16.История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. – М., 1964. – т.2. – 245 с.

17.Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. М., АПН, 1952. – 167 с.

18.Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – Ленинград: Изд-во «Музыка», 1967. – 67 с.

19.Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.: ил.

20.Метлов Н.А. Музыка – детям. – М., 1985. – 78 с.

21.Немов Р. С. Общая психология. – М., Просвещение, 1970. - с.176.

22.Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Л.И. Скворцова. - М.: Издательский центр ОНИКС. Мир и Образование, 2005. – 1200 с.

23.Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

24.Основы вокальной методики. Методич. рекоменд. по вокалу. Вологда, «Русь», 2003.- 36 с.

25.Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т.3, кн. 2-я. – 250 с.

26.Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

27.Плужников К.И. Механика пения. – СПб: «Композитор. Санкт-Петербург», 2004.

28.Прянишников И.П. Советы обучающихся пению. Госуд. муз. изд-во, М., 1958.- 52 с.

29.Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнатская, Н.И. Кнященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 232 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5