бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогическое обоснование внеклассной работы по математике бесплатно рефераты

Тематические вечера посвящаются одному какому-нибудь вопросу, например жизни и деятельности выдающегося математика, истории математики и т.д.

В программу вечера, кроме докладов, включаются рассказы, сообщения, математические софизмы, фокусы, развлечения, инсценировки, математическая световая газета.

К вечеру следует хорошо оформить зал. Его украшают портретами выдающихся математиков, фотомонтажами, плакатами математического содержания с задачами-шутками, софизмами, занимательными рисунками. работами учащихся и т.д.

Длительность вечера – обычно два-три часа.

Подводя итог, отметим следующее. О целесообразности применения и проведения внеклассной работы в школе убедительно сказано авторитетными методистами, специалистами в области математического образования. В современной школе некоторые формы внеклассной работы комбинируются, что позволяет расширить изучаемый материал. Бесспорно и то, что обучение математике немыслимо без внеклассной работы. Внеклассная работа дополняет обучение математике, она способствует углублению знаний учащихся; воспитанию культуры математического мышления; пробуждению математической любознательности и инициативы. Математические вечера – одна из основных форм внеклассной работы, без которой не проходит почти ни одна математическая неделя. Вечера способствуют повышению интереса учащихся к математике и способствуют развитию организаторских способностей. В данной работе показаны возможные варианты проведения математического вечера, их дополняют и другие формы внеклассной работы: математическая печать, соревнования и викторины, конкурсы.

Из беседы с учащимися выявили, что внеурочная работа им нравится, считают, что она необходима как разнообразная, дополняющая форма учебных занятий. С помощью внеклассной работы учащиеся расширяют и углубляют знания по математике; воспитывают у себя культуру математического мышления; развивают умение самостоятельно и творчески работать с учебной литературой; повторяют и обобщают программный материал. Ребятам очень нравится посещать математический кружок, где они знакомятся с историей математики, готовятся к олимпиаде, решают логические задачи, головоломки, ребусы. Некоторые ребята принимали участие в школьной олимпиаде, победители были направлены на районную олимпиаду. Участвуя в олимпиаде, учащиеся проверяют свое знание математики, показывают чего они достигли за прошедший год. С большим интересом и желанием ребята принимают участие в неделе по математике, где обычно в программе проводятся разнообразные формы внеурочной работы, особенно им нравится развлекательно-занимательные математические вечера.

Анализируя, было решено разработать материалы для проведения математических вечеров в форме: «Клуб веселых математиков», «Интеллектуальное казино», игра «Наука геометрия против» и «Слабое звено».

Заключение


Важным источником систематического воздействия на школьника, на развитие познавательного интереса, на его мыслительную деятельность является процесс обучения математике.

Во внеклассной работе по предмету воспитывается и развивается глубокий разносторонний интерес к математике. Использование игровых моментов во внеурочной работе – это не только интересное, но и полезное занятие. Они развивают сообразительность, внимание, память, культуру математического мышления.

Мы пришли к выводам: внеклассная работа является первым этапом углубленного изучения математики. Приводит к выбору факультатива, к поступлению в математический класс.

В ходе проведенного анализа научной и методической литературы выявили следующие основные цели внеклассной работы.

Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и приложениям.

Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

Углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике и практике, о культурно-исторических ценностях математики.

Некоторыми формами организации внеклассной работы являются: математический кружок; неделя математики; математические утренники; олимпиады; факультативные занятия; различные соревнования, викторины, конкурсы; школьная математическая печать; математические экскурсии; научные конференции.

Для привития интереса к предмету математики нами выбрана такая форма организации внеклассной работы как математический вечер. Без него не проходит почти ни одна неделя математики. Вечера способствую повышению интереса учащихся и развивают организаторские возможности.

Из сообщения научной, методической литературы и личного опыта выявили, что обучение математике немыслимо без внеклассной работы. Внеклассная работа дополняет обучение математике, она способствует углублению знаний учащихся; пробуждению математической любознательности и инициативы.


Список используемой литературы


1.                Агаханов Н.Х., Кузнецова Г.М., Терешин Д.А. XII Международная математическая олимпиада // Математика в школе. – 2000. – № 9. – С. 55.

2.                Балк М.Б. и Балк Г.Д. Математика после уроков: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.

3.                Балк М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. – М.: Учпедгиз, 1956. – 186 с.

4.                Богданов Е.Г. Старинные задачи о случайном // Математика в школе. – 2001. – № 9. – С. 64.

5.                Гельфанд М.Б. Внеклассная работа по математике в восьмилетней школе. – М.: Просвещение, 1965. – 208 с.

6.                Гусев В.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: Кн. для учителя / В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.Л. Розенталь; Под. ред. С.И. Шварцбурга. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 286 с.

7.                Жилина Л.И., Ахмедова Е.В., Дмитринова А.М., Терехова Л.П., Фомичева В.В. Веселая математика на каникулах // Математика в школе. – 1999. – № 6. – С. 54.

8.                Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – 9-е изд., стер. – М.: Наука, 1991. – 574 с.

9.                Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой: Материал для классных и внеклассных занятий. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.

10.           Математические вечера, конкурсы, игры // Математика в школе. – 1987. – № 3. – С. 56.

11.           Математический бой двух команд // Математика в школе. – 1990. – № 4. – С. 56.

12.           Методика преподавания математики в средней школе: Общ. методика: Учеб. пособие / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луганкин, В.Я. Саннинский. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 367 с.

13.           Методика преподавания математики в средней школе: Общ. методика: Учеб. пособие / Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 336с.

14.           Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк. – 5-е из. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.

15.           Нам слово «скука» незнакома / Сост. Н.Б. Островская, Р.Б. Демьяненко. – Благовещенск, 1993. – 72 с.

16.           Новиков Н.В. Игра «Счастливый случай» // Математика в школе. – 1995. – № 3. – С. 58.

17.           Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.

18.           Петровская Н.А. Вечер веселых и смекалистых // Математика в школе. – 1988. – № 3. – С. 55.

19.           Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 576 с.

20.           Позднякова А.Г. Математический вечер в школе // Математика в школе. – 1989. – № 5. – С. 104.

21.           Практикум по методике преподавания математике в средней школе: Учеб. пособие / Под. ред. В.И. Мишина. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

22.           Практикум по педагогике математики / Под. общ. ред. А.А. Столяра. – Минск: Высш. школа, 1978. – 192 с.

23.           Предметные недели в школе / Сост. Л.В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2001. – 136с.

24.           Раухман А.С. Клуб знатоков в средней школе // Математика в школе. – 1990. – № 3. – С. 56.

25.           Савин А.П. Математический КВН на празднике юных математиков // Математика в школе. – 1988. – № 6. – С. 48.

26.           Сидорова Е.Г. Старинные задачи // Математика в школе. – 1994. – № 5. – С. 64.

27.           Фахрутдинова Р.К. «Кто хочет стать отличником?» // Математика в школе. – 2001. – № 5. – С. 69.

28.           Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – 519 с.

29.           Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы па математике: Книга для учителя. – 2-е изд., перераб. – Минск: Нар. асвета, 1984. – 224 с.

30.           Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.


Приложение 1

Разработка математического вечера «Клуб веселых математиков»


Математический вечер «КВМ» предназначен для проведения в 7-9 классах. В программе вечера даются задания, которые учащиеся изучили по основной школьной программе по математике. Также были включены занимательные вопросы и загадки.

Цель проведения вечера: развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики; прививать навыки самостоятельного решения задач, учить детей делать умозаключение, выводы; пробудить математическую любознательность и инициативу; воспитать культуру математического мышления; повторить изученный материал 6 класса; обобщить с помощью занимательных задач основные элементы курса математики 7-9 классов.

В КВМ участвуют четыре команды. За неделю до вечера командам дается задание выпустить математическую газету и придумать приветствие соперникам.

Оформление зала: на сцене вывешиваются цитаты – «Начинаем мы опять решать, отгадывать, играть», «Математика царица всех наук», «Математика – гимнастика ума».

Стенд с математическими газетами; столы сдвоены, на столах эмблема команды; классные доски с прямоугольной системой координат.

Ход вечера

Вечер начинается торжественно. Под музыку и аплодисменты входят команды.

Выступление (два ведущих, открывают К.В.М. стихотворением):

«Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Явился гость – царица всех наук,

И не забыть нам радость этих встреч.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Почему хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов».

Команды обмениваются приветствиями.

1 команда: «Соперникам нашим – огромный привет,

Везенья и счастья, улыбок букет.

Ведь в знаньях вся сила.

Хотя противники сильны,

Но мы не лыком сшиты тоже.

Хоть Пифагора мы моложе,

Зато удалы и сильны».

2 команда: «Этот турнир ждали мы.

По нему стосковались умы.

Дружно будем задачи решать –

Мы хотим математику знать.

Как же нам не веселиться?

Не смеяться, не шутить?

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить!»

3 команда: «Давно уже мы с вами не встречались,

И, наконец, настал, друзья, тот час.

И даже если вы сейчас сильнее,

Мы очень рады снова видеть вас.

Мы будем петь и веселиться,

Смешить других, шутить, острить,

И пусть жюри определит

Того из нас кто победит».

4 команда: «Сегодняшний турнир мы выиграть хотим

И просто вам победу не дадим.

Придется попотеть и постараться,

За каждое очко мы будем драться.

Смекалку мы проявим и отвагу

И просим разгадать сию бумагу.

А если вдруг не повезет?

Победа всех когда-нибудь найдет».

1 ведущий: Первый конкурс, это конкурс «Разминка», предлагаем командам следующие задачи:

На руках десять пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Из трехзначного числа вычли двузначное, в результате получили однозначное. Назовите эти числа? (100-99=1)

На дереве сидело 9 птиц, одного съела кошка. Сколько птиц осталось на дереве? (нисколько, остальные улетели)

Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа)

Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)

Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (запятую 2,2)

Три разных числа сначала сложили, затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1+2+3=1 2 3)

Шесть штук картофеля варятся за 30 минут. За сколько минут сварится один картофель? (30 минут)

Что больше: 2 дм или 23 см? (23 см)

Какую часть минуты составляют 15 секунд? (1\4)

Утверждение, не вызывающее сомнений (аксиома)

Когда произведение равно нулю? (когда хотя бы один из множителей равен нулю)

2 ведущий: Пока жюри подводит итоги первого конкурса, проведем сеанс компьютерной графики. Следующий конкурс «Конкурс художников». По координатам точек построить фигуру. От каждой команды нужно по одному художнику (задания выполняются на переносных досках).

1 карточка: (-7;-2); (-7;2); (-5;2); (-5;3); (-5,5;4); (-3,5;4); (-3,5;4); (-4;3); (-4;2); (-1;2); (1;7); (6;7); (6;0); (7;0); (7;-1); (6;-1); (4;-2); (3;-3); (2;-3); (!;-2); (-3;-2); (-4;-2); (-5;-3); (-6;-2); (-7;-2) (трактор).

2 карточка: (-5;2); (-6;2); (-1;7); (1;5); (1;7); (2;7); (2;4); (7;2); (6;2); (6;-4); (3;-4); (3;2); (-5;2); (-5;-4); (3;-4) (дом).

3 карточка: (-1;8); (0;7); (-1;6); (0;5); (-1;4); (-4;6); (-5;6); (-7;4); (-7;3); (-4;0); (-6;-2); (-6;-3); (-4;-5); (-2;-5); (-1;-4); (0;-5); (1;-4); (2;-5); (4;-5); (6;-3); (6;-2); (4;0); (7;3); (7;4); (5;6); (4;6); (1;4); (0;5); (1;6); (0;7); (1;8) (бабочка).

4 карточка: (1,5;7); (1,5;8); (0,5;7,5); (1;8,5); (0;9); (1;9,5); (1,5410,5); (2;9,5); (3;9); (2;8,5); (2,5;7,5); (1,5;8); (1,5;7); (4;6); (3;6); (5;4); (3;4); (6;2); (3,5;2); (7;0); (4;0); (8;-2); (4;-2); (9;-4); (2;-4); (2;-6); (1;-6); (-6;-4); (-1;-2); (-5;-2); (-1;0); (-4;0); (-0,5;2); (-3;-20; (0;4); (-2;4); (1;6); (-1;6); (1,5;7) (елочка).

1 ведущий: Пока участники выполняют свои задания, проведем следующий конкурс «Эрудит». Участвуют по два ученика от каждой команды, вопросы задаются каждому участнику отдельно:

I. пять в квадрате, семь в квадрате, а чему равен угол в квадрате? (25;49;90). Что больше произведение всех цифр или их сумма? (сумма).

II. что первоначально означало слово «математика»? (знание, наука). вычислите: (-3)+(-2)+(-1)+…+3+4= ? (4).

III. от какого слова происходит название цифры нуль? (от латинского «нума» - пусто). вычислите: (-2) х (-1) х 0 х …х 3= ? (0).

IV. назовите старинные русские меры длины (верста, аршин). сколько будет, если полсотни разделить на половину? (50/0,5=100).

2 ведущий: Я предлагаю выслушать индусскую притчу, которую любил рассказывать один из создателей Московского художественного театра К. С. Станиславский: «Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли. Его всячески пугали и отвлекали. Он не пролил молоко. «Ты слышал крики, выстрелы? – спросил его магараджа. – Ты видел, как тебя пугали?» - «Нет, повелитель, я смотрел на молоко».

1 ведущий: Не слышать и не видеть ничего постороннего – вот, до какой степени может быть сосредоточенно внимание. Каким мощным оно бывает. Теперь мы проверим внимание членов команд. От каждой команды выходят по одному человеку. Начинаем игру на проверку внимания «Слушай одновременно нескольких». Двое помощников говорят одновременно два разных слова, а представители команд должны различить, кто какие слова сказал. Затем трое говорят одновременно три разных слова, следом четверо – четыре слова и т.д. Выигрывает тот, кто различил больше слов. Пока наши участники соревнуются, жюри подведет итоги за три конкурса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6