бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогическое сопровождение в поддержке ЗОЖ бесплатно рефераты

Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 час. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать свой организм большим физическим нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 часов (в это время у человека высокая физическая работоспособность), а сужены – в 2 часа ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая – в 17-18 часов. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.

Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру, вследствие чего появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать. «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать, зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении режима учебы, работы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.

Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.

Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные части рационального образа жизни школьника, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правильное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.[2]

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено что длительное пребывание школьников в помещении с повышенной температурой (оптимальная температура составляет 18-22°), приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Клетки головного мозга, как уже отмечалось, отличаются особенно интенсивным энергетическим обменом. Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Немало споров возникает и вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда. Утверждается, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно, поскольку воздействие музыки способствует истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии». По мнению же советских ученых, негромкая, мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы.

Мы уже упоминали о довольно частых случаях заболеваний системы пищеварения у школьников. Основной причиной этого считается нерегулярное и нерациональное питание. Человек издавна использовал питание в качестве одного из важнейших средств укрепления здоровья. Недаром древнегреческие мудрецы утверждали: человек есть суть то, что ест, что умеренное питание повышает умственные способности, ум тупеет от пресыщения.

Вся наша жизнь проходит в двух состояниях – бодрствовании и сне. Именно полноценный сон в значительной мере обеспечивает нормальное самочувствие человека в период бодрствования. Современная наука помогла установить природу столь благотворного воздействия сна. Оказалось, что в процессе сна восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время работы, нервная ткань освобождается от накопившихся в ней продуктов распада. Недостаток сна вредно отражается на здоровье. В исследованиях с людьми, добровольно согласившимися на некоторое время лишить себя сна, зафиксировано, что уже после 5-х - 6-х суток наступают психические расстройства в виде галлюцинаций, резко повышается раздражительность. Даже частичное недосыпание понижает активность мозга; отрицательно сказывается на внимании, памяти, качестве мышления, ухудшает самочувствие, умственную работоспособность.[8]


Глава 2. Педагогические методы и средства популяризации здорового образа жизни.

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи — заботы о здоровье учащихся — определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что про­исходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под «присмотром» учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофес­сионализма.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся — желательных и нежелательных — осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить хотя бы одного врача. Однако по штатному расписанию одна врачебная ставка приходится на 1200 школьников!

В-третьих, как уже отмечалось, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная — сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому мы считаем, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях, — педагог. Вместе с тем все, чем занимаются в школах врачи и средний медицинский персонал, важно, необходимо и должно быть согласовано со здоровьесберегающей деятельностью каждого учителя. Поскольку в среднем 90% школьни­ков имеют различные отклонения здоровья, а у 2/3  из них диагности­руются те или иные хронические заболевания, учитель должен по­стоянно помнить и учитывать в своей работе, что обучает и воспиты­вает нездоровых детей!

 

По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в ра­боту школы можно выделить 3 степени приверженности школы идеям здоровьесбережения.

1. Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточной освещенности, не подходящей школьникам мебели по росту, необеспеченности горячим питанием и т.п.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организация фитобара, введение дополнительных уроков физкультуры и т.п.). Они оказывают определенный (чаще незначительный) эффект, но, с другой стороны, приводят к самоуспокоению: «Работа проводится, можно не волноваться!»

2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутом­ления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся здоровью и др. Это приводит к регистрируемым результатам и оказывает модифицирующее воздействие на все другие технологии, используемые в данной школе.

3. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.

Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них и у их учителей культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

Ее главная отличительная особенность — приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образователь­ного процесса, что определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно ре­шают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты.

Цель здоровьесберегающей педагогики — обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необ­ходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ве­дения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения мо­лодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, — реализация приоритета заботы о здоровье учащихся и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. По многим другим признакам и принципам Здоровьесберегающая педагогика занимает общее поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированной педагогикой и другими аналогичными образовательными системами.[6]

Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики со­ставляют здоровьесберегающие образовательные технологии. Определить их понятие представляется возможным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». В условиях, когда об­разование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Еще Я.А. Коменский [4] стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Об актуальности такого технологического подхода к образованию можно судить по тому вниманию, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям: педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии (an educational technology).

Если философия образования отвечает на вопрос « зачем учить? », а содержание образования — «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». [3] С точки зрения здоровьесбережения, мы ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов. Таким образом, ЗОТ можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые до­полняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

 При любом аспекте рассмотрения важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат, ибо только в этом случае можно говорить о «технологии».

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном про­цессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и  задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: « No nocere! » («He навреди! ») и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании, сложившемся в нашей стране еще в советское время, охрана труда — это предупреждение травматизма и  других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. «Производство» школьника — его парта, класс, школа; деятельность — учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя — по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов.[3] Эти факторы (достаточно условно) можно разделить на три группы:

1) эколого-гигиенические (природно-средовые);

2) организационно-педагогические;

3) психолого-педагогические.

Однако постановка и решение задачи-минимум не может быть признана правильной в наших учреждениях образования.

Во-первых, пытаться только сохранить здоровье — очевидная методологическая ошибка. Его невозможно «законсервировать» на достигнутом уровне: или развивать, укреплять, совершенствовать, или медленно, но неуклонно утрачивать. Попыткой только защищать ребенка от негативных воздействий, ничего не предпринимая для укрепления его защитных сил, можно достичь лишь снижения вредного влияния образовательного процесса на здоровье школьника. (Проводя аналогию с любовью: это — как надежда удержать ее, проявляя ревность, пытаясь скрыть объект своего чувства от чужих глаз.)

Во-вторых, в распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их — значит не решать главную задачу образования — подготовку ребенка к самостоятельной жизни («Здоровье — это не все, но без здоровья все — ничто!»).

В-третьих, недопустимо нацеливать все усилия лишь на заботу о здоровье учащихся. И не только потому, что «учителя — тоже люди». Учитель, не проявляющий грамотную заботу о своем здоровье, не предъявляющий ученикам позитивные результаты этой заботы, оказывается для них плохим примером. Вниманием к своему здоровью учитель, вольно и невольно, помогает решать важнейшую задачу школы — воспитательную. Все это отражает фундаментальный принцип педагогики: качество подготовки ученика к реальной жизни определяется, в конечном счете, профессионализмом учителя.

В соответствии с этим реализацию ЗОТ следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

В контексте задач здоровъесбережения все педагогические тех­нологии можно разделить на 3 группы.

Первая включает технологии, с большой вероятностью наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов. К этой группе, к сожалению, приходится отнести традиционную технологию обучения, разработанную в свое время Я.А.Коменским.[4] «К сожалению» — поскольку именно она используется в массовом порядке в российских школах. Сюда же должны быть отнесены технологии, связанные с чрезмерной интенсификацией образовательного процесса, активным ис­пользованием приемов авторитарной педагогики и т.п.

Вторая группа альтернативна первой, т.к. в отнесенных к ней технологиях сохранение и укрепление здоровья заявляется в каче­стве важнейшего приоритета, обеспечивается на технологическом уровне (в принципах работы, задачах, методах, программах), реализуется на практике и подтверждается результатами диагностики (мониторинга). Эти технологии и обозначаются как здоровьесберегающие.

К третьей группе, самой многочисленной, относятся все остальные педагогические технологии, по описанию которых и предварительному знакомству с ними невозможно судить об их воздействии на здоровье участников образовательного процесса. Поэтому для отнесения какой-то из них в первую или вторую группу необходимо провести изучение ее самой и получаемых результатов с точки зрения воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Заметим, что, в отличие от производственных технологий, человековедческие технологии не поддаются детальному описанию (иначе — это схема, инструкция по работе с человеком), а достигаемый результат может быть лишь задан определенными параметрами и критериями.

ПРОЕКТ «ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ»


Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, воспитанников, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др. Здоровье детей — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4—5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей. При этом главным в рамках программы «Школа Здоровья» является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы.

В качестве обобщенных целей деятельности данной программы отмечены следующие:

·                    создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, воспитанников;

Страницы: 1, 2, 3, 4