Психолого-педагогическое сопровождение в поддержке ЗОЖ
Психолого-педагогическое сопровождение в поддержке ЗОЖ
Введение
1.
Теоретические модели и аспекты здорового образа жизни
1.1Влияние оздоровительной физической
культуры на организм
1.2 Общая система воспитания и
физической подготовки
1.3 Основы здорового образа жизни. Физическая
культура в обеспечении здоровья
2.
Педагогические методы и средства популяризации здорового образа жизни
3.
Практическая часть
Заключение
Список
литературы
Приложение
Введение.
В настоящее
время при организации учебного процесса перед каждым высшим учебным заведением
ставится задача – вести подготовку специалистов на высоком уровне, с
применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса,
обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений позднее, в
практической работе или научных исследованиях. Однако полноценное использование
профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья,
высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены
ими при регулярных и специально организованных занятиях физкультурой и спортом.
Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей
профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не
только личное, но и социально-экономическое значение.
Социальные и
медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья
людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни
к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные
мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на
предметы потребления, но не на воспитание человека.
Как же сохранить
своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального
долголетия?
Наиболее
оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма и сохранения
здоровья – занятия физической культурой и спортом.
Сегодня мы вряд
ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль спорта в
современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются
миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них
перестали быть самоцелью. Физические тренировки становятся катализатором
жизненной активности, путем прорыва в область интеллектуального потенциала и
долголетия. Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат
ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки и
профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.
Цель
исследования – на основе анализа психолого-педагогической литературы
определить необходимость психолого-педагогического сопровождения в поддержке
здорового образа жизни.
Объект
исследования – процесс популяризации здорового образа жизни.
Предмет
исследования – формы и методы популяризации здорового образа жизни.
Гипотеза: Процесс популяризации здорового образа жизни
будет эффективным при условии создания и реализации специальной программы
воспитательной работы по формированию у школьников осознанной потребности
в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности
в жизни, изучение влияния специальных образовательных программ в базовых
школах на ценностные установки подростков.
1.1Влияние
оздоровительной физической культуры на организм.
Оздоровительный
и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с
повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного
аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной
активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи,
заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что
приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других
систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний
(атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма
и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В
этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности,
т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда
и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной
работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных
энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма,
составляет 2880-3840 ккал (в зависимости от возраста, пола и массы тела). Из
них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 1200-1900 ккал;
остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в
состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения,
обменные процессы и т.д. В экономически развитых странах, за последние 100 лет,
удельный вес мышечной работы сократился почти в 200 раз, что привело к снижению
энергозатрат на мышечную деятельность. Дефицит энергозатрат, необходимых для
нормальной жизнедеятельности организма при этом составил около 500-750 ккал в
сутки. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат современному
человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее
350-500 ккал в сутки (2000-3000 ккал в неделю).[5]
В настоящее
время только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно
интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум
энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня,
необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение
двигательной активности привело к снижению функциональных возможностей людей
среднего возраста. Таким образом, у большей части современного населения
экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии
(гипокинетическая болезнь представляет собой комплекс функциональных и
органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования
деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой). В основе
этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде
всего в мышечной системе). Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40% массы
тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую
работу. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов,
определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной,
мышечной и сердечно-сосудистой систем», – писал академик В.В. Парин.[8]
Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный
поток нервных импульсов для полдержания оптимального тонуса центральной нервной
системы, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу,
создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного
аппарата.
Энергетический
потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от
характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность,
тем полнее реализуется генетическая программа, и увеличиваются энергетический
потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Важное
значение имеет повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных
факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур,
радиации, травм, гипоксии.
В результате
повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным
заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок,
необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко
приводит к противоположному эффекту – угнетению иммунитета и повышению
восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Специальный эффект оздоровительной
тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой
системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и
повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной
деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки – урежение
частоты сердечных сокращений в покое, как проявление экономизации сердечной
деятельности и более низкой его потребности в кислороде. Увеличение
продолжительности фазы расслабления (диастолы) обеспечивает больший кровоток и
лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом.[5]
При выполнении
стандартной нагрузки на велоэргометре, у тренированных мужчин объем коронарного
кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетренированных, соответственно в 2 раза
меньше и потребность в кислороде. Таким образом, с ростом уровня тренированности
потребность сердца в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при
максимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной
деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием
необходимости адекватной физической тренировки.
Оценка
функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических
нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния (УФС) показывает:
люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными
возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже
75%. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем
параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая
работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их.[8]
С ростом
тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности),
наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска – содержания
холестерина в крови, артериального давления и массы тела.
Следует особо
сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на стареющий
организм. Физкультура является основным средством, задерживающим возрастное
ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в
целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе
инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на
состоянии сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к
максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной
частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). С
возрастом, также происходят изменения в сосудистой системе: снижается
эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление,
в результате систолическое давление повышается. Все эти изменения в системе
кровообращения и снижение производительности сердца влекут за собой уменьшение
максимальных возможностей организма, снижение уровня физической
работоспособности и выносливости. Недостаточная двигательная активность и
недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения. Адекватная физическая
тренировка, занятия оздоровительной физкультурой способны в значительной
степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте
с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень
выносливости – показатели биологического возраста организма и его
жизнеспособности.
Таким образом,
оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде
всего с повышением возможностей организма, уровня общей выносливости и
физической работоспособности. Повышение работоспособности сопровождается
профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых
заболеваний: снижением массы тела, содержания холестерина в крови, снижением
артериального давления. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет
в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений,
а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и
обратное развитие атеросклероза).
Не является
исключением и костно-мышечная система. Выполнение физических упражнений
положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию
дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается
минерализация костной ткани и содержание кальция в организме. Все эти данные
свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной
физкультурой на организм человека.
1.2 Общая система
воспитания и физической подготовки.
Занятия лишь
тогда ведут кратчайшим путем к цели, когда основываются на верных принципах.
Основной принцип, определяющий направленность и организацию физического
воспитания в нашем обществе – это принцип всестороннего гармоничного
развития личности. Есть, вместе с тем, ряд других принципов, являющихся
обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач.
Поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него
распространяются общие принципы педагогики: сознательность и активность,
наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, постепенное
повышение требований.[8] Однако в сфере физического воспитания последние
принципы имеют свои особенности:
Результативность
педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и
активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание сущности заданий и
активно заинтересованное их выполнение способствует улучшению результатов,
обуславливает творческое использование приобретаемых знаний и навыков в жизни.
Эти давно подмеченные закономерности и лежат, прежде всего, в основе принципа
сознательности и активности.
Необходимой
предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее
мотивация. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями,
разнообразны. Нередко, с педагогической точки зрения, эти мотивы случайны или
малосущественны. Специалист призван заинтересовать школьников, опираясь на
первоначальные мотивы, умело подвести воспитанников к пониманию общественной
сущности физической культуры, ее значения как средства гармонического развития,
укрепления здоровья, подготовки к творческому труду.
Наглядность –
необходимая предпосылка освоения любого дела. В процессе физического воспитания
наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся
носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач
всестороннее развитие органов чувств.
Наглядность
важна не только сама по себе, но и как общее условие принципов обучения и
воспитания. Широкое использование наглядных способов для повышения интереса к
занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует скорейшему
приобретению знаний и навыков.
В основе этого
принципа лежит учет особенностей занимающихся и посильность предлагаемых им
заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же —
необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями
каждого человека, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной
подготовки, а также индивидуальные различия способностей.
Столь же важное
условие — постепенность в переходе от одних заданий – более легких, к
другим – более трудным. Поскольку функциональные возможности организма
повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые в процессе физического
воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко.[1]
Проблема
индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе
органического сочетания двух направлений – общеподготовительного и
специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению
обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, а
специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в
избранной деятельности.
Учитывать
индивидуальные особенности не значит идти на поводу у них, поскольку
индивидуальные характеристики поддаются направленному изменению.
Суть этого
принципа – регулярность занятий и чередование нагрузок с отдыхом, а также
последовательности занятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|