Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями
Педагогу
важно ориентировать усилия родителей на взаимодействие с ребенком в настоящий
момент, на создание предметно-развивающей среды, учитывающей особенности
ребенка и значимость систематического проведения коррекционно-педагогических
занятий в условиях семьи [12, 17].
Специалисты
по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в
своих лекциях. Лекции посвящаются знакомству родителей с закономерностями
развития ребенка, принципам первоначального воспитания и обучения малыша,
организации предметно-развивающего пространства ребенка в семье. В процессе
лекций желательно использовать видео- и фотоматериалы, демонстрировать
развивающие упражнения. [12, 16].
Слушая
лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои
проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку
друг другу. При информировании родителей о проблемах воспитания и образования большое
значение имеет вещественное подтверждение слов педагога путем консультаций с
указанием источников литературы, организации или посещения выставок.
Наряду с лекциями
проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность
приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих
детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы,
педагогические практикумы. Они направлены на овладение
родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как
упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением
придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать
ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней
ребенком субъектной позиции.
Хорошо зарекомендовали
себя и такие формы как организация «круглых столов», «мозговой штурм», родительских
собраний, дискуссий, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке
принимают участие специалисты, дети и сами родители.
На индивидуальных
занятиях с семьей выявляются положительные личностные качества родителей,
необходимые для сотрудничества. Специалистом совместно с родителями
разрабатывается индивидуальная коррекционно-образовательная программа для
ребенка с учетом структуры основного дефекта и связанных с ним нарушений. При
планировании программы раннего вмешательства очень важно, чтобы особое внимание
уделялось реакциям родителей и возможности регулярного консультирования на том
или ином этапе оказания помощи семье.
Важно научить родителей
проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а
также самостоятельно под их руководством. Основная цель программ домашнего
обучения состоит в стимуляции психомоторного развития ребенка с учетом его
индивидуальных особенностей, возраста, а также структуры ведущего отклонения в
развитии и сопутствующих эмоционально-поведенческих и других нарушений. Программы
с участием родителей обладают рядом преимуществ таких как:
1) Работа с программой
оказывает психотерапевтический эффект на родителей.
2) Родители получают
возможность непосредственно работать со своим ребенком.
3) Программы могут быть
легко адаптированы к индивидуальным особенностям каждой семьи.
4) Все члены семьи
выигрывают от участия в программе.
Содержание программы
включает в себя задачи, методы и приемы работы с малышом с учетом его
потенциальных возможностей (зоны ближайшего развития).
К формам индивидуальной
работы с родителями относятся:
1. Демонстрация матери
приемов работы с ребенком.
2. Конспектирование
матерью уроков, проводимых педагогом.
3. Выполнение домашних
заданий со своим ребенком.
4. Чтение матерью
специальной литературы, рекомендуемой педагогом.
5. Реализация
творческих замыслов матери в работе с ребенком.
Первоначально от
родителей требуется фиксировать ход занятия педагога с ребенком и повторять эти
упражнения дома. Затем специалист оценивает, что получилось, и делает замечания
о характере и видах следующих занятий.
В некоторых семьях
матери предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия: специалист с
ребенком действует как одно целое, а мать как партнер по игре. Затем мать и
специалист меняются местами.
В других семьях
специалист может предложить маме закончить задание, начатое им, а затем
самостоятельно его выполнить, помогая в случае неудачи.
Для обучения родителей
налаживанию сотрудничества родителей, детей, специалистов и других людей
проводят занятия с двумя детьми и их мамами (подгрупповые занятия).
За
последнее десятилетие появились новые формы помощи родителям и детям.
Коррекционная
помощь по заявлению родителей и заключению Психолого-медико- педагогической
комиссии может оказываться в группах кратковременного пребывания дошкольного
образовательного учреждения компенсирующего вида («Об организации. В дошкольных
образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями
в развитии» от 26.06.99 №129/23-16). В этих группах родители имеют возможность
присутствовать на занятиях специалиста с ребенком, включатся в совместные игры,
обсуждать и планировать игровые задания, получать опыт создания
предметно-развивающей среды [5, 21].
Еще
одной новой формой помощи родителям и детям с ограниченными возможностями
здоровья с неярко выраженными отклонениями в развитии является интегрированное
воспитание (в соответствии с методическим письмом Минобразования РФ «Об
интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в
дошкольных образовательных учреждениях» от 16.01.02 №03-51-5/23-03. Создан
новый тип дошкольного учреждения комбинированного вида. В этих учреждениях
воспитываются нормально развивающиеся дети и дети с отклонениями в развитии.
При организации коррекционно-развивающего обучения в интегрированных группах
большое внимание уделяется индивидуальному подходу воспитателей к созданию
условий для формирования адекватных форм взаимодействия каждого проблемного
ребенка с нормально развивающимися сверстниками в разных видах деятельности( на
занятиях по физическому и музыкальному воспитанию, в ходе проведения занятий по
изобразительной деятельности и в свободной игровой деятельности) [16, 9].
Одновременно
проводится работа со всеми родителями группы. Большое внимание уделяется
педагогическим технологиям общения родителей со своими детьми, роли и значению
игрушки и игры в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста.
В
настоящее время коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями в
развитии и их семьям оказывают в различных реабилитационных центрах,
благотворительных организациях, обществах родителей и их детей, некоммерческих
негосударственных организациях, центрах лечебной педагогики.
Изучение научной и
методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что родителей,
имеющих особого ребенка, следует подготовить к тому, что его воспитание в семье
потребует много духовных и физических сил. Надо чтобы они на протяжении жизни
сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Общение родителей
с ребенком в процессе всех форм взаимодействия и отношений должно быть
эмоционально комфортным и развивающим. Важно создать такую обстановку теплоты и
доверительности, когда ребенок естественно включается в различные отношения.
От уровня нравственных
отношений между родителями и ребенком во многом зависит отношение ребенка ко
всем старшим. Несправедливое отношение к ребенку со стороны взрослых может
проявляться не только в откровенной неприязни, ненависти, но и в виде
безразличного отношения. В результате он становится подозрительным, у него
вырабатывается недоверие к людям, переходящее постепенно в озлобленность.
Взрослый выступает по
отношению к ребенку важнейшим фактором и условием его физического и душевного
здоровья, которое зависит от преобладания определенных жизненных норм в
поведении ребенка, а это, особенно на ранних ступенях возрастного развития,
полностью зависит от родителей. Чем богаче человеческая личность духовно, тем
серьезнее и ответственнее она относится к детям.
Повышение уровня педагогической
компетентности родителей помогает оказывать психолого-педагогическую помощь
ребенку на качественно новом уровне, со знанием особенностей возрастного
развития ребенка, закономерностей, задач, сущности процесса социальной
реабилитации. Основанием для оценки результатов труда родителей являются
обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную
среду. Взрослея, ребенок должен постепенно приобретать способность управлять
своими желаниями, ставить цели, направленные на преобразование самого себя.
Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной
полноценности, что приобретенные знания окажутся полезными в последующем
трудоустройстве, подготовить к доступным ему видам деятельности.
Исследования физиологии
мозга и детской психологии показали, что усвоение ребенком общественного опыта
и закладка основ различных способностей происходит наиболее эффективно в период
до трех лет, когда поступающая идет интенсивное развитие нервных клеток. Задача
родителей, имеющих детей с теми или иными дефектами, не упустить эти
возможности.
Опыт
психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии
в новых организационных формах показывает, что раннее включение родителей в
коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только скорригировать, но и
предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально
возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в
общество.
Известны семьи, в
которых один или оба родителя нестандартного ребенка становятся
высококвалифицированными специалистами в области специальной педагогики и
психологии, пишут книги, создают сайты в Интернете, делятся опытом с другими
семьями и полностью реализуют свои способности в этой области.
1.
Екжанова,
Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст]. - М. :
Просвещение, 2005. - 272 с.
2.
Жигорева,
М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь [Текст]
. - М. : ACADEMIA, 2006. - 238 с.
3.
Зальцман,
Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушение зрения и интеллекта [Текст] //
Дефектология. – 2006. - №2. – С. 31 - 35.
4.
Закрепина,
А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья [Текст] : // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. - С.
94 -101.
5.
Закрепина,
А. В. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях
групп кратковременного пребывания [Текст] : // Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. – 2009. - № 1. - С. 21 - 28
6.
Коджаспирова,
Г. М. Словарь по педагогике [Текст] : / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -
Москва. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: издательский центр «МарТ». - 2005- 448 с.
7.
Лодкина,
Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства [Текст]. - М, : ACADEMIA,
2007. – 206 с.
8.
Мастюкова,
Е. М. Воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова, А.
Г. Московкина. - М. : ВЛАДОС, 2004. – 408 с.
9.
Мастюкова,
Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) [Текст]: / Советы
педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в
развитии. - М. : ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
10.
Маллер,
А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]:
учебное пособие / А.Р Малер, Г.В.Цикото. – М. : ACADEMIA,
2003. – 202 с.
11.
Овчарова,
Р. В. Психология родительства [Текст] : учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2005 - 362 с.
12.
Половинкина,
О. Б. Педагогическая поддержка семьи в процессе комплексной реабилитации
ребенка с органическим поражением центральной нервной системы в условиях
стационара [Текст] / Дефектология - 2005 - №1 - С. 15 - 20.
13.
Панкратова,
М. А. Социально - психологический патронаж семей, воспитывающих детей с
нарушениями развития [Текст]: / М. А. Панкратова, С. А. Андреева // Воспитание
и обучение детей с нарушениями развития. - 2009, - №2.– С. 52 - 55.
14.
Павлова,
Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка
раннего возраста с органическим поражением ЦНС развития [Текст] : // Воспитание
и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3. - С. 42 - 47.
15.
Педагогика
[Текст] : Большая современная энциклопедия / составитель Е. С. Рапацевич. – Мн.
: «Соврем. слово». – 2005. – 720 с.
16.
Стребелева,
Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в
развитии [Текст] / Е. А. Стребелева , А. В. Закрепина // Дефектология. – 2005.
- №1. - С. 3 - 10.
17.
Сумарокова,
И. Г. Психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей незрячего ребенка
раннего и дошкольного возраста [Текст] // Дефектология. – 2008. - №4. - С. 33 -
44.
18.
Ткачева,
В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми
двигательными нарушениями [Текст] // Дефектология. – 2005. - №1. - С. 25 - 34.
19.
Хайртдинова,
Л. Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном
образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта [Текст] //
Дефектология. – 2005. - №1. - С. 11 - 15.
20.
Ярская-Смирнова,
Е. Р. Социальная работа с инвалидами / Е. Р. Ярская -Смирнова, Г. М.
Наберушкина. - М.: ПИТЕР, 2005. - с.315.
21.
#"#" target="_blank">www.superinf.ru [Электронный ресурс]
22.
#"_Toc264414222">Приложения
Приложение №1
ПЛАН сбора информации для оценки семейного положения
I. Структура семьи:
• фамилия, имя, отчество членов семьи;
• дата и место рождения;
• семейное положение;
• данные свидетельства о рождении, паспорта;
• адрес прописки, проживания, номер телефона;
• проживают ли оба родителя в семье;
• данные отсутствующего родителя;
• поддерживает ли отсутствующий родитель контакты с детьми;
• где находится отсутствующий родитель, каковы условия его жизни;
• есть ли в семье дети, находящиеся на полном государственном
обеспечении; каковы причины их нахождения, посещают ли их родители, члены
семьи; планы в отношении этих детей;
• имеются ли родственники, поддерживают ли отношения.
II. Описание всех членов
семьи.
Цель: определить среду внутрисемейных отношений, указать, есть ли
в семье проблемы со здоровьем, с работой.
• работают ли взрослые члены семьи? Является ли работа стабильной
и надежной? Кто присматривает за детьми во время отсутствия родителей?
III. Здоровье:
• болеет ли ребенок в настоящее время, есть ли хронические
заболевания;
• соответствие физического, эмоционального, интеллектуального и
социального развития ребенка возрастным нормам;
• есть ли проблемы со здоровьем у родителей;
• наличие инвалидности у членов семьи.
IV. Жилищно-бытовые условия:
• вид жилплощади, количество комнат;
• наличие мебели;
• санитарно-гигиенические условия;
• наличие спальных мест у детей;
• проживают ли в семье животные;
• владеет ли семья участком земли.
V. Финансовая ситуация в семье
• доход семьи;
• получение социальной помощи.
VI. Образование
• отношение взрослых, детей к школе или детскому саду;
• текущие проблемы ребенка в школе.
VII. Суть возникших проблем к
моменту начала работы с этим ребенком, семьей. Как сами члены семьи (в том
числе и дети) оценивают ситуацию? Что, по их мнению, может улучшить положение
дел? Кого относят к своим близким друзьям, кому доверяют, с кем общаются.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|