Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями
Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями
Оглавление
Введение
1. Психолого – педагогические подходы в
воспитании детей с ограниченными возможностями
1.1. Взгляды исследоватей на проблему
воспитания и обучения детей с особыми нуждами
1.2.Компетентность
родителей, как условие успешного воспитания особого ребенка
2. Психолого – педагогическая помощь
семьям воспитывающим детей с особыми нуждами
2.1 Социально-психологическая
реабилитация родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию особого
ребенка
2.2 Основные задачи и формы
взаимодействия специалистов и родителей
Заключение
Список литературы
Приложения
Социальная политика в
России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на
основе медицинской модели инвалидности. Следствием ориентации общества и
государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными
возможностями от общества в специализированном учебном заведении, которая
исключает родителей из воспитательного процесса и обеспечивает развитие у него
пассивно - иждивенческих жизненных ориентаций. Но где бы не пришлось обучаться
ребенку, к обучению в школе его должны подготовить родители. И в первую
очередь, он должен овладеть необходимыми умениями и навыками по
самообслуживанию.
На современном этапе
существования специального образования проблема повышения компетентности
родителей воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии рассматривается
исследователями на основе фундаментальных трудов Л. С. Выготского «Диагностика
развития и педологическая клиника трудного детства» (1931) и проблема возраста»
(1932). В этих работах Л. С. Выготский выразил свое мнение, что каждый возраст
характеризуется социальной ситуацией развития, с возрастом меняется типичная деятельность
ребенка. Именно в деятельности возникают и развиваются новые психологические
функции и качества, называемые новообразованиями.
Врачи-неонатологи
предположили, что включение родителей в реабилитационный процесс должно иметь
системный характер. Обобщение полученных данных совместного исследования,
проведенного Институтом педиатрии РАМН и Институтом коррекционной педагогики
РАО с 1999 по 2003 г., на базе отделения по выхаживанию и реабилитации
маловесных детей, позволило определить организационные формы и направления
работы педагога-психолога с родителями детей первых месяцев жизни.
Отечественные
специалисты в области тифлопедагогики (А.М.Витковская, В.З. Денискина,
Г.В.Никулина) в своих работах подчеркивают важность раннего начала коррекции, обеспечивающего
успешность социализации, этой категории людей [17, 33].
В настоящее время
известны серьезные работы Е.М. Мастюковой, А.Р. Маллер В.В. Ткачевой освещающие
проблемы детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости,
инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича и их родителей. В
научной литературе широко представлена работа с родителями, воспитывающими
«проблемных» детей раннего и дошкольного возраста (Г.А. Мишина, Е.И. Т.Н.
Волковская), уделяется внимание семьям, имеющим аутичных детей (Е.Р. Баенская,
Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Е.А. Екжанова, Е.Р. Смирнова освещают особенности
развития детей с задержкой психического развития.
Появление в семье
ребенка с отклонениями в развитии вносит коррективы в привычный быт семьи. Правильная
оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка, регулярное
консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в
семье. Ребенок с особыми нуждами способен под влиянием воспитания успешно
развиваться в психическом и личностном отношениях.
Взаимодействие
родителей с ребенком происходит в быту, в процессе передачи знаний, опыта в
ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Освоение
детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в
существующую систему общественных отношений требует от родителей определенных знаний,
дополнительных мер, средств и усилий. Одной из составляющих реабилитации
является ранняя педагогическая помощь ребенку.
Психокоррекционная помощь семье представлена
системой здравоохранения: отделениями психологической помощи при центрах
психического здоровья, консультациями детских психиатров, Педагогическая помощь
оказывается специалистами дефектологами (логопед,
олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), службой ПМПК, а также
социальными центрами.
В отделе помощи семье и
детям ГУ «Магаданский социальный центр» на учете состоят 197 семей,
воспитывающих 199 детей с особыми нуждами. При Центре работает группа кратковременного
пребывания «Особый ребенок». В настоящее время на психолого-педагогическом
сопровождении находятся двенадцать семей.
Принимая во внимание
вышесказанное, тема курсовой работы определилась как проблема повышения
педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с особыми нуждами.
Объект исследования
– условия повышения педагогической компетентности родителей.
Предмет
исследования – особенности повышения педагогической компетентности родителей.
Цель
исследования - выявить психолого-педагогические аспекты повышения
педагогической компетентности родителей.
Гипотеза
исследования - если у родителей высокая педагогическая компетентность,
то она обеспечивает эффективную реабилитацию и социализацию детей с особыми
нуждами.
1.1 Взгляды исследователей на проблему воспитания и обучения
детей с особыми нуждами
У
истоков отечественной коррекционной педагогики стояли видные учёные:
А.И.Граборов, Л.К.Шлегер, К.Н.Корнилов. Активным организатором специального
образования в России был В.П.Кащенко (1870-1943), который в 1908 году открыл в
Москве «Школу-санаторий для дефективных детей». Его книга «Педагогическая
коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» была
переиздана в 1994 г. и до сих пор является востребованной среди педагогов,
дефектологов и родителей.
Становление
государственной системы специального образования в России началось после 1917 г. Дети с отклонениями в развитии были объявлены объектом исключительно государственной заботы и
оказались в изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи,
церкви, общественных благотворительных инициатив. Сформировалась система «закрытых»
специальных образовательных учреждений интернатного типа.
В
последнее десятилетие, благодаря новым установкам государства были разрешены не
только частные благотворительные инициативы и патронаж церкви над аномальными
детьми, но и расширены, по сравнению с советским периодом, права родителей,
провозглашена свобода выбора форм обучения.
Острой
проблемой является организация ранней диагностики и коррекции отклонений в
развитии. Именно ранний и дошкольный периоды
являются периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды
происходит созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что
служит фундаментом для дальнейшего развития высших психических функций и
личности в целом.
В процессе развития
ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. Особенно это влияние
выражено в раннем возрасте. Так, на первом году жизни психическое развитие
малыша тесно связано с развитием его сенсорных и моторных функций. Поэтому эмоционально-положительное
взаимодействие ребенка с матерью составляет основу формирования всех
психических функций: речи, внимания, памяти, целенаправленной деятельности,
эмоциональной сферы, мышления и сознания.
Специальные
исследования показали, что отрицательные последствия воспитания детей грудного
и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не из-за отсутствия
материального ухода, а являются следствием недостаточности эмоциональных
контактов и совместной деятельности ребенка со взрослым, а также недостаточной
сенсорной и социальной стимуляции ребенка в подобных учреждениях.[5,61]
Одной
из наиболее важных для специальной педагогики является концепция Л.С.
Выготского о ведущей роли обучения в развитии. Огромное значение для теории и
практики специального образования имеют его идеи о системном строении любого
дефекта и о наличии компенсаторных возможностей при различных отклонениях в
развитии, о значении коллективных форм деятельности (учебной, игровой,
трудовой) для становления личности аномального ребенка, о соотношении
интеллекта и аффекта, о развитии мышления и речи.
Коррекционная
направленность процесса обучения предполагает педагогическое воздействие с
помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные
процессы развития познавательных возможностей.
В
специальной психологии и педагогике семья как объект исследования изучена
крайне мало. Внимание в основном уделяется научному изучению семей, имеющих
детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития, а именно со средней и тяжелой
степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствие детского
церебрального паралича (ДЦП). Рассмотрен психологический климат семей,
разработаны коррекционные меры, предназначенные для реализации конкретной
помощи семьям. В настоящее время известны серьезные работы Е.М. Мастюковой,
А.Р. Маллер, О.Н., В.В. Ткачевой освещающие проблемы таких детей и их
родителей.
«Успешная коррекционная
работа с ребенком невозможна без определенного специального образования
родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители
из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения
своих детей» - считает А.Р. Маллер [7, 172] .
Е.М. Мастюкова
настаивает на том, что всю психотерапевтическую работу с матерью необходимо
проводить одновременно с обучением её конкретным приемам коррекционной работы.
[6, 281] .
В.В. Ткачева также
рассматривает работу с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Она
разработала методику психолого-педагогической помощи родителям, в которой
выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами
педагогики); психологическое (коррекция родительских установок, которая
представлена индивидуальной и групповой формами). В.В. Ткачева высказывает
мнение, что «достижение психокоррекционного эффекта осуществляется вследствие
личного участия матери больного ребенка в его образовательно-воспитательном
процессе» [9, 29]
В научной литературе
уделяется внимание семьям, имеющим аутичных детей (Е.Р. Баенская, Е.К. Лютова,
Г.Б. Монина), рассматриваются основные проблемы воспитания, описываются способы
обучения родителей методам коррекционной работы с аутичным ребенком. Е.Р.
Баенская анализирует основные проблемы взаимодействия родителей с аутичным
ребенком дошкольного возраста: трудности организации ребенка, обусловленные его
быстрой истощаемостью; проблемы привлечения внимания; отсутствие постоянной
реакции на обращение; особенности речевого и моторного развития; невыраженность
подражания; отсутствие или слабость эмоциональной привязанности.
Е. К. Лютова предлагает
конкретные приемы взаимодействия родителей с аутичным ребенком: семейное
чтение, совместное рисование, создание семейных ритуалов. Г.Б. Монина рекомендует
родителям первоочередные направления коррекционной работы.
В
научной литературе широко представлена работа с родителями, воспитывающими
«проблемных» детей раннего и дошкольного возраста (Г.А. Мишина, Е.И. Морозова,
Т.Н. Волковская).
Так,
Г.А Мишина рассматривает формы организации коррекционно-педагогической работы
специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с
нарушениями психофизического развития. Она предлагает следующие формы
организации: консультативно-рекомендательную; лекционно-просветительскую; организацию
«круглых столов», родительских конференций; индивидуальные занятия с родителями
и их ребенком; подгрупповые занятия.
Т.Н.
Волковская считает индивидуальные формы воздействия, в частности,
индивидуальное консультирование самыми продуктивными формами работы с семьями.
Среди форм индивидуального воздействия предлагаются следующие:
–
совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
–
анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон
психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению
негативных тенденций в развитии ребенка;
–
индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности
с детьми, носящие коррекционную направленность.
Групповые
формы работы представлены у Т.Н. Волковской семинарами-практикумами, которые
способствуют овладению более широким кругом знаний по проблеме, а также
необходимыми практическими навыками. Мать ребенка с отклонениями в развитии
обучается с помощью специалиста определенному набору специальных методических
приемов, необходимых для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.
[11].
Е.А. Екжанова рассматривает
групповые и индивидуальные формы работы с родителями, имеющими детей с
задержкой психического развития. «Не стоит пренебрегать таким широко известным
видом взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. Эффективность их
проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и
актуальности предлагаемой для обсуждения темы» - пишет Е.А. Екжанова» [1, 201].
Существенную помощь родителям оказывают индивидуальные консультации. Хорошо
зарекомендовали себя, по мнению Е.А. Екжановой, такие активные формы работы с
родителями, как семинары-практикумы, консультации, психологические тренинги.
Семья — это родной дом,
где ребенок живет, играет, учится познавать мир и людей. Будущее ребенка во
многом зависит от умелого, чуткого подхода к нему, а в этом роль близких
неоценима. Ребенка воспитывает все, что его окружает. Общественные отношения и
взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой
взрослые и дети, всегда являются воспитательными [2, 150]. Если у ребенка не
удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте и он
переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие
личности ребенка. На развитие органов чувств и моторики малыша направлено
сенсомоторное воспитание ребенка. Отслеживание перемещения ярких предметов
ведет к появлению у малыша положительных эмоций — первой улыбки, первых голосовых
реакций.
При этом малыша следует
радовать, обогащать световыми впечатлениями, показывая ему игрушки разного
цвета, подвешивая их над кроваткой. Уже в конце первого года жизни малыша
следует знакомить с формой, величиной и цветом предметов, обучать его простым
предметным действиям. Для психического развития ребенка важное значение имеет
взаимосвязь развития действий с предметами и речи.
В настоящее время
практически отсутствуют работы, раскрывающие задачи и особенности деятельности
родителей в отношении детей с комплексными нарушениями развития. Это можно
объяснить тем, что дети данной категории, как правило, сразу попадали в
специальные учреждения и роль родителей в определенной степени «угасала».
Однако современная ситуация существенно меняется. Некоторые родители обращаются
к специалистам с первых же дней обнаружения нарушений. Многие стараются определять
детей в учреждения, которые находятся недалеко от дома, так чтобы дети могли
большую часть времени находиться дома, в кругу семьи. Но где бы ребенок ни
пребывал - в специальном учреждении или в семье, родители должны стремиться
стать участниками целостной системы коррекционной работы.
Без особых затруднений
у ребенка формируются многие качества личности в семье, где царит
доброжелательность, любовь и уважение, все члены семьи помогают друг другу.
Тогда легче усваивается опыт нравственного поведения и первичного социального
общения. Следовательно, воспитание ребенка должно начинаться с воспитания,
самовоспитания и самообразования родителей. Они должны знать, не только как
ухаживать за ребенком, но и каким образом развивать психику ребенка и
формировать его как личность.
Воспитание ребенка с
ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, перестройки при
необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей
взаимодействия и использования тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа
семьи, условий жизни. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все
случаи жизни не может быть. Родители должны сами познать закономерности
развития своего ребенка и соотносить с ними свои действия. Эффективность
коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, в целом зависит
от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников
коррекционно-интегративного педагогического процесса.
От уровня
педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной
интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями.
1.2 Компетентность родителей, как условие успешного воспитания
особого ребенка
Роль
родителей в социализации детей с особыми нуждами велика.
Процесс семейного воспитания более естествен, чем в
образовательном учреждении. Ребенку менее заметны преднамеренные воспитательные
воздействия, и он активнее проявляет свою индивидуальность. При этом нельзя
забывать, что в семейном воспитании допускается немало ошибок. Роль
семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими различные
нарушения, состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку,
осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционного процесса. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях
болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития,
сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка
максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к
максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной
деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|