Психолого-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением слуха
Психолого-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением слуха
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
"Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка"
Факультет специального образования
Кафедра основ дефектологии
Курсовая работа
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ
РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Работу выполнила:
студентка группы курса
заочной формы получения
образования
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент.
Минск 2010
Содержание
Введение
Глава 1.
Теоретико-методологические основы психолого-педагогической работы с семьями, имеющими
детей с патологией слуха
1.1
Психофизиологические особенности детей с нарушением слуха
1.2
Нормативно-правовая документация в области социальной и
психолого-педагогической работы с детьми-инвалидами и их семьями в Республике
Беларусь
1.3 Роль
семьи в реабилитации и гражданском становлении ребенка с нарушением слуха
Глава 2.
Особенности психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с
нарушением слуха
2.1 Анализ
проблем в семьях, воспитывающих детей с патологией слуха
2.2 Жестовый
язык в семейном воспитании неслышащих детей
2.3
Организация психолого-педагогической процедуры консультирования семей,
воспитывающих ребенка с нарушением слуха
Заключение
Библиографический
список
В последние два десятилетия наше
общество столкнулось с множеством социальных и экономических проблем, в том
числе на поверхности оказались и проблемы семей, воспитывающих детей с
дополнительными потребностями. Ранее в нашей стране и на постсоветском
пространстве вообще вопрос об инвалидах, а тем более детях-инвалидах, и
проблемах, связанных с их воспитанием, оставался закрытым. С начала 90-х гг. ХХ
века актуализировались проблемы воспитания детей в семье, особенно если дети
имеют психические или физические особенности развития.
80% детей с нарушениями слуха
рождаются в семьях слышащих родителей. Глухой ребенок может быть адаптирован в
социуме людей с нарушениями слуха и испытывать элементы социальной депривации в
отношении общества слышащих. Взаимное непонимание в процессе социальных
контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных
отношениях глухих детей с окружающими. Однако, при активной работе и правильных
отношениях к ребенку как вне, так и внутри семьи, можно добиться значительных
успехов в социализации ребенка с нарушением слуха. Именно поэтому так важно и
актуально на сегодняшний день понимать ценность психолого-педагогической работы
с семьями, воспитывающими детей с нарушениями слуха.
Потребность в оказании
специальной психологической помощи таким семьям возникает из-за огромного числа
разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются, очевидна. Важнейшее
значение имеет создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей
среды для ребенка в период его пребывания дома. Это требует от родителей
определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и
возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками,
позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его
воспитывать.
Итак, оказание психологической
помощи семьям позволяет оптимизировать проблемы личностного и межличностного
характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии.
Главной целью в такой работе является изменение самосознания родителя, а именно:
формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями слуха.
Актуальность темы данной
курсовой работы обусловлена недостаточным изучением проблем, касающихся
содержания и технологии психолого-педагогической работы с семьями,
воспитывающими детей с ограниченными возможностями и в частности с нарушением
слуха.
Цель курсовой работы
заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально доказать необходимость
психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением
слуха.
Для достижения поставленной цели
в работе решаются следующие задачи:
описать психофизиологические
особенности детей с патологией слуха, определить роль семьи в воспитании такого
ребенка;
охарактеризовать систему
социальной помощи семье, имеющей ребенка с нарушением слуха;
проанализировать литературу,
раскрывающую теоретико-методологических основы психолого-педагогической работы
с родителями, имеющими детей с нарушением слуха;
изучить проблемы семей, имеющих
детей с патологией слуха;
исследовать значимость жестового
языка в семейном воспитании детей с нарушением слуха;
выявить роль
психолого-педагогического консультирования семей, воспитывающих ребенка с
нарушением слуха.
Объект исследования: процесс
психолого-педагогической работы с семьями, имеющими детей с патологией слуха.
Предмет исследования: основные
направления психолого-педагогической работы с семьями, имеющими детей с
нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: успешное
решение задач психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с
нарушением слуха, может привести к достижению значительных успехов в
социализации таких детей.
Методологической основой
исследования являются научные положения по проблемам воспитания глухих и
слабослышащих детей в семье: Б.Д. Корсунская [16], Э.И. Леонгард [31], М.М. Семаго
[33], Т.А. Григорьева [11], Т. И Обухова [24; 25] ; исследования, посвященные
работе с семьей, имеющей ребенка с нарушением слуха: Д.В. Зайцева [13], И.Ю. Левченко
[17], В.В. Ткачева [17;], Л.П. Боровая [4], Н.В. Мазурова [18], И.К. Русакович
[32], О.О. Копнина [15]).
Структура курсовой работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и
приложения.
Современные исследователи в
области сурдопсихологии (Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев
и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует
разделить на три группы.
Первая группа - это причины и
факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости.
Вторая группа - факторы,
воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или
приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное
нарушение слуха).
Третья группа - факторы,
действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное
нарушение слуха). Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто
поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих
воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют
фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают
благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы
вызывают резкое ухудшение слуха.
К числу фоновых факторов, чаще
наследственного происхождения, следует отнести различные нарушения метаболизма
(обмена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шлаков в организме,
неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на
орган слуха. Фоновыми факторами врожденного происхождения могут быть
перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, или
неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо химических
веществ, или асфиксия при родах.
Эти факторы могут не привести к
появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что
последующие воздействия нового фактора (например, заболевание ребенка гриппом,
ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.
Для выявления причин нарушений
слуха в каждом конкретном случае необходимо прослеживать все наследственные
факторы, которые могут обусловить появление нарушения слуха у ребенка: факторы,
действовавшие в процессе беременности матери и при родах, и факторы,
воздействовавшие на ребенка при его жизни [3, 103].
Как мы уже говорили, выделяют
три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих)
и позднооглохших.
Глухие дети имеют глубокое
стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным,
врожденным или приобретенным в раннем детстве - до овладения речью. Если глухих
детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми -
глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до 1960-х
гг. У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только
очень громкие звуки (силой от 70 - 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно
глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают
высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 70 - 85 дБ, то
принято считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают
только очень громкие звуки - силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха
определяется как тугоухость четвертой степени. Обучение речи глухих детей
специальными средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи,
приближающееся к нормальному [28, 54].
Таким образом, глухота вызывает
вторичные изменения в психическом развитии ребенка - более медленное и
протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое
недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов
ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и
других сторон личности.
Для психического развития глухих
детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно
значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства,
насколько в этом процессе
учитывается своеобразие
психического развития, насколько систематически реализуются
социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие
ребенка.
Слабослышащие (тугоухие) - дети
с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К
слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового
восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки
громкостью от 20 - 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит
звуки только громкостью от 50 - 70 дБ и больше (тугоухость второй степени).
Соответственно у разных детей
сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не
ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей,
которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени,
как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только
низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).
Недостатки слуха у ребенка
приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном
виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от
индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических
условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий
ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь
развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в
произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие
такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий
ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных
социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может
пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при
этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению
и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются
особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые
характерны для глухих детей.
Позднооглохшие - это дети,
потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они
овладели речью, т.е. в 2 - 3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у
таких детей бывает разная - тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к
той, что наблюдается у слабослышащих. У детей может появиться тяжелая
психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их
искаженными, не понимают, что им говорят. Это иногда ведет к полному отказу
ребенка от какого-либо общения, даже к психическому заболеванию. Проблема
состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Если
у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью
слухового аппарата.
При малых остатках слуха
обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппарата и чтения с
губ говорящего. При тотальной глухоте необходимо использовать дактилологию, письменную
речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупности благоприятных условий
воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных
и волевых процессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях
преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных
качеств и межличностных отношений.
У детей с нарушениями слуха всех
групп возможны еще дополнительные первичные нарушения различных органов и
систем. Известно несколько форм наследственного нарушения слуха, которое
сочетается с поражением зрения, кожной поверхности, почек и других органов (синдром
Ушера, Альстрема, Варденбурга, Альпорта, Пендреда и др.). При врожденной
глухоте или тугоухости, возникшей из-за заболевания матери в первые два месяца беременности
краснухой, как правило, наблюдается также поражение зрения (катаракта) и
врожденная кардиопатия (триада Грига). При этом заболевании у родившегося
ребенка может наблюдаться также микроцефалия и общая мозговая недостаточность.
При гемолитической болезни
новорожденных, причиной которой может быть несовместимость крови плода и матери
по резус-фактору или по принадлежности их крови к разным группам, возможно
нарушение слуха, которое может сочетаться: с общим поражением мозга и
олигофренией, с диффузным поражением мозга, с задержкой психофизического
развития, с выраженным гиперкинетическим синдромом в результате поражения
подкорковых отделов мозга, с поражением ЦНС в виде спастических парезов и
параличей, с легким поражением нервной системы в сочетании со слабостью
лицевого нерва, косоглазием, другими глазодвигательными нарушениями и общей
задержкой моторного развития. При этом нарушение слуха может быть обусловлено
нарушениями функций мозговых систем, в которых должен осуществляться анализ и
синтез звуковых воздействий.
Приобретенное нарушение слуха,
возникшее вследствие травмы черепа, может быть связано с нарушением не только
рецепторного отдела слухового анализатора, но и его проводящих путей и корковой
части. Перенесенный ребенком менингит или менингоэнцефалит может вызвать
нарушение слуха и привести к мозговой недостаточности большей или меньшей
степени.
При некоторых формах
наследственной глухоты или тугоухости, при ряде заболеваний, приводящих к
поражению слуха внутриутробно, а также при различных воспалительных процессах в
области среднего и внутреннего уха поражается вестибулярный аппарат.
Вместе с тем сложные,
комплексные нарушения, включающие повреждение слуха и других систем, могут
возникать под воздействием разных причин и в разное время [24, 97]. У глухих и
слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться следующие виды
нарушений: нарушения деятельности вестибулярного аппарата; разные варианты
нарушения зрения; минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной
задержке психического развития. При этом какие-либо отрицательные факторы могут
прямо воздействовать на мозг, или, в другом случае, мозговая недостаточность
возникает вследствие тяжелых соматических болезней: сердечно-сосудистой
системы, дыхательной, выделительной и т.д., изменяющих работу мозга; обширное
поражение мозга, вызывающее олигофрению и др., ведущие к общему ослаблению
организма; возможность глубокой социально-педагогической запущенности.
Таким образом, ребенок с
нарушением слуха имеет ряд физиологических особенностей, знание которых
необходимо для организации эффективной воспитательной и развивающей работы с
таким ребенком и его семьей.
Конституция, как основной закон
государства, важнейшие законы, нормативно-правовые акты образуют то
правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и
поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно
связана с профессиональной деятельностью специалистов: социальных и медицинских
работников, педагогов, дефектологов, психологов и т.д. Поэтому необходима
юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с
наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети-инвалиды.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|