|
Психология ребенка
Американский психолог и психиатр Гарри Стэк
Салливен (1892 - 1949) назвал свою теорию "интерперсональной" теорией
психиатрии. В ее основе лежат три принципа:
-
принципы коммунального (общественного)
существования, принцип Функциональной активности и принципы организации.
Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два направления - психоанализ
и бихевиоризм.
Личность человека является не врожденным
качеством, она формируется в процессе общения с окружающими, т.е.
"личность - это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных
отношений. В своем в своем развитии ребенок проходит несколько этапов - от
младенчества до юношества, и на каждом этапе формируется определенная модель. В
детстве это модель формируется на основе совместной игры. Ребенок не рожден с определенным:
социальным чувством оно формируется и развивается в связи со стремлением
человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями. Салливен
считал главными, ведущими потребностями являются:
- потребность в нежности;
- потребность в избежании тревоги.
Потребность в избежании тревоги становится,
ведущей для личности и определяет формирование "Я - системе, Салливен
выделяет три ее структуры - хорошее я, плохое Я и не - Я. Стремление к
пергонификации себя, как хорошего я и избежание мнений о себе как о плохом Я
являются наиболее встеными для развития личности. Теория Салливена явилась
одной из первых попыток соединить различные подходы к пониманию
закономерностей развития личности. Норвежский психоаналитик Эрик Эриксон и его
концепция Это - психология, согласно которой, главной частью структуры
личности является не бессознательное, а ее осознаваемая часть, его, которая
стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. Психическая жизнь
людей почти зеркально отражает исторические события и их личностные кризисы
соответствуют социальным кризисам и характеризуются структурой. [4, с.25]
Анализируя развитие личности, можно
реконструировать развитие истории. Эриксон считал, что развитие личности
продолжается всю жизнь, а не только первые шесть лет. Влияет на этот процесс
общество в целом. Он выделил восемь основных этапов развития, в течение
которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой и каждая
стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт
характера, которые осознает в себе человек.
|
№ п/п
|
СТАДИИ
|
Содержание
|
1
|
до 1 года
|
Развитие детерминируется в основном близкими
людьми и, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия
или недоверия, открытости или настороженности
|
2
|
от 1 года до 3-х лет.
|
Развивается чувство автономности или чувство
зависимости от окружающих
|
3
|
От 3-х до шести лет.
|
Развивается чувство инициативы, протекает
процесс социализации ребенка.
|
4
|
от шести до четырнадцати
|
Развивается либо
трудолюбие, либо чувство неполноценности, оценка успехов в учебе.
|
5
|
от четырнадцати до двадцати
|
Формирование чувства ролевой
инициативы или неопределенности. Главным является выбор профессии.
|
6
|
От двадцати до тридцати пяти
|
Развитие близких, интимных отношений с
окружающими, с противоположным полом.
|
7
|
от 35 до 65 лет
|
Стремление человека либо к постоянному
развитию, творчеству, либо к покою и стабильности.
|
8
|
От 65 лет и старше
|
Человек пересматривает свою жизнь, подводя
итоги прожитым годам. Возникает чувство удовлетворения, целостности или
чувства отчаяния.
|
Немецкий психолог Вильям Штерн он выработал
теорию персонализма. Наибольший интерес у него вызвали исследования
психического развития детей.
Штерн был одним из первых психологов,
поставивших своих исследовательских интересов анализ развития личности,
закономерностей ее формирования было главной задачей персонализма. Штерн
считал, что личность - самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая
целостность. Психическое развитие - саморазвитие, которое направляется и
определяется той средой, в которой живет ребенок. Он впервые выделил содержание
и форму игровой деятельности, игра служит, не только для упражнения врожденных
инстинктов, но и для социализации детей. Развитие Штерн понимал как рост,
дифференциацию и преобразование психических структур. Психическое развитие
имеет тенденцию к самосохранению. Существует индивидуальная нормативность
характеризующая конкретного ребенка. Среда помогает осознать себя, организует
его внутренний мир придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру.
Ребенок старается взять из среды все, что соответствует его склонностям. Штерн
доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают процессу социализации
и развитию рефлексии. Вильям Штерн повлиял практически на все области детской
психологии (от изучения коллективных процессов до личности, эмоций,
периодизации детского развития). Большое внимание оказал персонализм и на
возникшую в середине XX века гуманистическую психологию. Центром этого
направления стали США, а лидирующими фигурами - К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу,
Г. Олпорт. По их мнению, картина личности предстает фрагментарной и
конструируется либо как, система реакций", либо как набор "измерений",
агентов типа Я.
Оно и Сверх - я, ролевых - стереотипов. Одним
из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность
является открытой и саморазвевающейся. Он одним из первых заговорил об уникальности
каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является
носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей. Олпорт считал, что
равновесие является смертью для личности. Равновесие, ускоренность в среде
отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека
личностью. Самое ценное в психике - ее самость, ее, ее стремление к саморазвитию.
[3, с. 35]
Самоактуализация связана с умением понять себя,
свою внутреннюю природу и научиться "сонастраиваться" в соответствии
с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Маслоу выделял наиболее
значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и
стимулируют личностной рост. Описывая самоактуализирующуюся личность Маслау
говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира.
Роджере в своей теории личности развернул
систему понятий, где люди мс могут создавать и изменять свои представления о
себе. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной
для Роджерса. Он считает, что опыт, который возникает у человека в процессе
жизни, индивидуален и уникален. Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение
придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость. Он
настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой,
меняющейся в зависимости от ситуации. Личность изучалась с древних времен,
исследования личности проводится и в наше время, а особенный интерес у
психологов вызывает формирование личности у детей дошкольного возраста и те
факторы, которые влияют на формирование личности.
Одним из главных компонентов личности является
самооценка, которая будет рассматриваться позже.
1 3. Развитие личности ребенка в
старшем дошкольном возрасте.
Старший дошкольный возраст является дальнейшим
продолжением сеизетивного периода в личностном развитии. Этот период
благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через
общение со взрослыми и сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые
принципиальные достижения. У ребенка старшего дошкольного возраста в
содержание представлений о себе входит отражение или своих свойств, качеств,
возможностей.
Накопленные данные о возможностях,
представления о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому
себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей
между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе
-общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты
своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом
себе. У ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается сложный компонент
самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. [14, с.81]
Е.Рогов говорит о
том, что внутренний мир личности ее самосознания Всегда были в центре внимания.
Особенности самооценки взаимосвязано с оценкой
окружающих. В исследовательских работах Б.Г. Ананьевой, Л.И. Ботович, А.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковей,
Е.В. Шороховой проанализировали вопрос о становлении самосознания в проблеме
развития личности. Исследования А.А. Бодалева заострили внимание в связи
познания других людей и самопознания. А.Г. Спиркин дал понятие "Под
понятием "Я" имеется личность, освещенная светом своего собственного
самосознания "Я" - это самоконтрольная сила духа. И.И. Чеснокова в
структуре самосознания выделяет три взаимосвязанных компонента: самопознание,
эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения
личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. И.С.
Кон считает, что самооценка тесно связана с уровнем притязания на признание.
Уровень притязания - это желаемый уровень самооценки личности. Оценка
дошкольником самого себя во многом зависит от оценки его взрослости. Старшие
дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов,
которые подсказывает им их опыт.
В этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки
другого. При обмене оценочным к воздействиями возникает определенное
отношение к Другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их
глазами. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами.
У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает
критически оценивать воздействия ровесников. В 6-7 лет моральные нормы
осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения
(не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех,
помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место
старшим). Старший дошкольник понимает, что хвастать нельзя и некрасиво,
стремиться быть хорошим, выделиться. С возрастом самооценка у ребенка становится
правильной. В 5 - 7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики
самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. К семи годам
происходит важное преобразование в плане самооценки. Ребенок делает выводы о
своих достижениях в разных видах деятельности. К семи годам дети правильно
себя оценивают, намечается дифференциация двух аспектов самосознания - познание
себя и отношение к себе. Старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и
чужих поступков, они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на
знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт. Старшего
дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем
самом. Ребенок осознает себя во времени просит взрослых рассказать о том, каким
он был маленьким, его интересует и прошлое близких людей. Осознание своих
умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний
- все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя,
возникновение "личного сознания". [29, с. 125]
Ядром самосознания являются самооценка и
связанный с ней уровень притязаний. Под уровнем притязания понимается степень
трудности целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка развивается в
дошкольном возрасте по следующим направлениям:
1) возрастает число качеств личности и видов
деятельности, которые оценивает ребенок;
2) самооценка от общей переходит к
дифференцированной;
3) Оценка себя во времени. Главным достижением этого возраста является
четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка.
Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте.
-
возникает критическое отношение к оценке взрослого
и сверстника;
-
складывается самокритичность, способность
мотивировать самооценку;
-
появляется личное сознание.
В старшем дошкольном возрасте дети глубже
осознают сущность этих правил и норм. Ребенок уже регулирует себя и переносится
на управление социальными действиями и поступками. Складывается определенная
нравственная позиция, у ребенка возникает качественное стремление к признанию
и одобрению со стороны окружающих людей, возникает потребность в достижении
успехов, целеустремленности, чувства уверенности в себе, самостоятельности.
Формируются такие важные качества личности как
ответственность и чувство долга. Формируются личностное качества связанные с
отношением к людям, переживаниям, успехам и неудачам. Старшие дошкольники уже
разумно могут объяснять свои поступки. Дети учатся таким эмоциям и чувствам,
которые помогают устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и
со взрослыми. Формируется ответственное отношение к результатам своих действий
и поступков. Ответственных старших дошкольников пробуждает чувство
сопричастности к общему делу. Ребенок шести семи лет способен понимать
нравственный смысл ответственности. Эмоционально положительное отношение к
самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности нормально развивающего
ребенка, ориентирует его на притязание положительного этического эталона.
Потребность соответствовать этому эталону поведения, приобретает личностный
смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности. Ребенок шести -
семи лет может самостоятельно выбирать способы правильного поведения,
отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и
проявлять независимость. Правильное поведение в присутствии взрослого - первый
этап морального развития поведения ребенка. Потребность вести себя по правилам
приобретает личностный смысл. Потребность в признании проявляется в стремлении
ребенка утвердиться в своих моральных качествах, он хочет, чтобы люди
испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший
поступок. У детей старшего дошкольного возраста имеется ненасытная потребность
обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений.
Ребенок усваивает эталоны социальных норм поведения. В нравственном развитии
становятся знания норм общения и понимание их ценности и необходимости. За
период старшего дошкольного детства ребенок проходит большой путь личностного
развития, а также в овладении социальным пространством с его системой
нормативного поведения в числе личностных отношениях со взрослыми и детьми.
Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в
благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими
правилами. [8, с. 29]
Обо всем выше сказанном можно сказать, что у
детей самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в
результате которой формируется самооценка, как компонент самосознания ребенка
отношение к своим личностным свойствам, переживаниям и мыслям.
Самооценка бывает:
-
адекватная; когда ребенок критически правильно
оценивает свои возможности, родители его не балуют и не замечают самооценку.
-
неадекватная; когда ребенок недооценивает себя,
родители своим давлением и порицанием типа: "ты никто", "ты
ничего не можешь!", "ты дурак" сильно занижают самооценку
ребенка
-
завышенная: когда ребенок переоценивает свои
возможности вследствие вседозволенности сюсюканья родителей.
II. Развитие
личности в игровой деятельности.
2.1. Ведущая деятельность детей
дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра является ведущей
деятельностью. Проблема игры как деятельность всегда находилась в центре
внимания исследований детского развития (В; Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже;
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В зарубежной психологии игра трактуется как
деятельность по природе инстинктивно-биологическая. В отечественной психологии
игра, социальна по содержанию, т.е. возникает из социальных условий жизни
ребенка в обществе.
Страницы: 1, 2, 3
|
|