Психологические особенности детей при подготовке к школьному обучению
ОЦЕНКА:
За каждый правильно названный цвет начисляется - 1
балл.
3 ЗАДАНИЕ «ЗАУЧИВАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ»
1.
«Теперь я расскажу первую
часть стихотворения, а ты потом ее повторишь…»
2.
Затем по аналогии
заучивают вторую часть стихотворения
ОЦЕНКА:
8 БАЛЛОВ – Правильное полное воспроизведение всех двух
частей.
5 БАЛЛОВ – Перестановка, пропуск и добавление слов в
какой-нибудь части.
3 БАЛЛА – Воспроизведение смысла четверостишия своими
словами.
2 БАЛЛА – Отдельные смысловые связи сохранены, но
целостная смысловая
связь нарушена.
0 БАЛЛОВ – Набор бессмысленных слов или полный отказ
4 ЗАДАНИЕ «ЗНАНИЕ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ»
Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко,
морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом
просят назвать каждый предмет. При ответе, например «Это цветок», просят
уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь
в конце задания должен исправить его ошибки.
ОЦЕНКА
Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
5 ЗАДАНИЕ «ПРОЦЕСС СЧЕТА»
Используются картинки из 4 задания. Ребенка
спрашивают: «скажи теперь сколько здесь лежит предметов?». Если он затрудняется
в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают «Ты можешь посчитать»
ОЦЕНКИ:
5 БАЛЛОВ – счет без моторных компонентов
4 БАЛЛА – Беззвучное проговаривание (движение губ)
3 БАЛЛА – Проговаривание шепотом, возможно с
киванием головы.
2 БАЛЛА – Указывание пальцем на предметы при счете
без прикосновения к
ним
1 БАЛЛ – Прикосновение пальцем к предметам или
передвижение их
0 БАЛЛОВ – Отказ отвечать
6 ЗАДАНИЕ «ПОРЯДОК СЧЕТА»
Всех детей, которые справились с пятым заданием
просят: «считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания,
то исследователь помогает ему: 1,2,3….. Затем ребенку предлагают начать
самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит:
«Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.
В качестве оценки выставляется число, до которого
ребенок правильно досчитал.
7 ЗАДАНИЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ»
Используются картинки из 4 задания. Перед ребенком
кладут лист бумаги с изображением 3 корзин. Вот 3 корзины. Эта – для фруктов,
эта – для овощей, эта – для цветов. Собери пожалуйста сюда – все фрукты, сюда
– все овощи, а сюда – все цветы.
ОЦЕНКА:
За каждый правильно классифицированный предмет
начисляется один балл.
8 ЗАДАНИЕ «ВОСПРИЯТИЕ КОЛИЧЕСТВА»
Состоит из двух частей.
1.
Материалы из задания 7
лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят
«Скажи, пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного
ответа, то ребенку
помогают: Первая
помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между
фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь
предметов?» Вторая
помощь: убирают разрыв между фруктами и овощами, сдвинув из и говорят: «Сколько
здесь предметов?» Если ребенок затрудняется ему предлагают сосчитать.
2.
Затем все то же самое проделывают
в отношении всех трех корзин, т.е. просят сказать сколько в них всех вместе
взятых предметов при той же системе помощи.
ОЦЕНКИ:
Правильные самостоятельные ответы оцениваются по 3
балла за каждую правильную часть задания, т.е. максимально возможный показатель
– 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, т.е. чем больше помощи,
тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате – 0
баллов.
9 ЗАДАНИЕ: «РАЗМЕЩЕНИЕ ФИГУР»
МАТЕРИАЛЫ: Три карточки с рисунками круга, треугольника,
квадрата, девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники,
квадраты.
1.
У ребенка спрашивают,
указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо квадрат он
скажет прямоугольник или четырехугольник. Если ребенок не знает название фигур,
ему необходимо их назвать. За каждое правильное название начисляется 1 балл.
2.
Затем у ребенка
спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником,
четырехугольник – четырехугольником и т.д.?» Правильные
ответы:
У треугольника три угла, у
четырехугольника – 4 и т.д. За каждое
правильное объяснение – 1 балл
3.
Перед испытуемым вразброс
кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга,
треугольника и квадрата.
ИНСТРУКЦИЯ: Собери и положи, пожалуйста, все
четырехугольники, все треугольники, все круги.
За каждую правильно собранную кучку
начисляется 1 балл.
10 ЗАДАНИЕ: «СРАВНЕНИЕ КАРТИНОК»
МАТЕРИАЛ: Четыре пары сравниваемых картинок
Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую
пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка выглядит
иначе, чем эта (показать)?» При затруднении ребенка ему помогают: «Что на этой
картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»
ОЦЕНКИ:
2 БАЛЛА – правильное решение без помощи
1 БАЛЛ – правильное решение с помощью
0 БАЛЛОВ – решения нет
Оценивается каждая пара отдельно. Сумма баллов за 4
пары картинок – 8 баллов.
11 ЗАДАНИЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ»
Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками
незавершенных фигур.
ИНСТРУКЦИЯ: «Здесь нарисованы прямоугольники. У
каждого из них не хватает кусочка. Подыщи для каждого прямоугольника подходящий
кусочек из всех нарисованных здесь. Посмотри, какой кусочек подходит к этому
прямоугольнику?»
Затем последовательно показывают на остальные фигуры,
с просьбой подобрать недостающие детали к ним.
ОЦЕНКИ:
Каждое правильное решение оценивается в один балл.
12 ЗАДАНИЕ: «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ»
Ребенку предлагаю воспроизвести стихотворение из
задания 3. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать.»
Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс
обучения повторяется по той же схеме, что и 3 задание. Для оценивая результатов
используются те же критерия качества выполненной работы, как в третьем задании.
13 ЗАДАНИЕ: «НАХОЖДЕНИЕ АНАЛОГИЙ»
ИНСТРУКЦИЯ: «Ответь пожалуйста, на несколько
вопросов:
1. Днем светло, а ночью … темно
2. Птица поет, а собака … лает
3. Машина едет, а самолет … летит
4. Голубь летает, а рыба … плавает
5. У кошки шерсть, а у утки … перья
6. Платье сшито из ткани, а ботинки … из кожи.
ОЦЕНКИ:
Каждое правильное решение оценивается в один балл.
14 ЗАДАНИЕ: «СРИСОВАНИЕ»
Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы
– квадрат и треугольник, а для старшей – треугольник и крест и два узора,
напоминающие прописной шрифт.
ИНСТРУКЦИЯ: Здесь нарисованы две фигуры и два узора.
Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда и здесь положить узоры.
ОЦЕНКИ:
Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение
величины и незначительные пространственные искажения не учитываются.
6 БАЛЛОВ – рисунок похож, адекватен формам и
пропорциям образца
3 БАЛЛА – рисунок, в общем, похож на образец, но
допущены некоторые
искажения форм.
2 БАЛЛА – рисунок частично похож на образец, основные
формы неузнаваемы,
но некоторые детали можно угадать.
0 БАЛЛОВ – рисунок совсем не похож на образец,
каракули.
15 ЗАДАНИЕ «ОПИСАНИЕ КАРТИНКИ»
Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи,
пожалуйста, о том, что происходит на картинке?»
ОЦЕНКИ:
А) РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ.
2 БАЛЛА – беглая речь без запинок
1 БАЛЛ – достаточно беглая речь, но есть паузы
0 БАЛЛОВ – речь запинающаяся, прерывная
Б) ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
8 БАЛЛОВ – хорошо структурированные сложные
предложения, используются
соединительные союзы.
6 БАЛЛОВ – сложные предложения, стереотипно
используется один союз.
4 БАЛЛА – преимущественно простые предложения
1 БАЛЛ – преимущественно неполные предложения
0 БАЛЛОВ – построение предложений нарушено
В) АРТИКУЛЯЦИЯ
2 БАЛЛА – четкое произношение звуков.
1 БАЛЛ – нечеткое произношение звуков.
Г) ФАНТАЗИЯ
Оценивается в один балл, если ребенок не просто
повествует о том, что изображено на картинке, но и переживаниях, мыслях
героев, домысливает о том, что было или что будет.
Таким образом, максимальная оценка по всему заданию –
13 баллов.
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К ТЕСТУ
«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
|