Психологические барьеры в профессиональной деятельности педагога
Полученные значения
стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением
условного обозначения в точке, соответствующей величине стандартной оценки по
каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое
изображение профиля личности.
Ключ к
тесту.
-
Шкала I – невротичность (17 вопросов).
Ответы “да”: 4, 5, 12, 15,
22, 26, 31, 41, 42, 57, 66, 72, 85, 86, 89, 105.
Ответы “нет”: 49.
-
Шкала II – спонтанная агрессивность (13
вопросов).
Ответы “да”: 32, 35, 45, 50, 64, 73,
77, 93, 97, 103, 112, 114.
Ответы “нет”: 99.
-Шкала III – депрессивность (14вопросов).
Ответы “да”: 16, 24, 27, 28, 30, 40,
48, 56, 61, 74, 84, 87, 88, 100.
Ответы “нет”: отсутствуют.
-Шкала IV – раздражительность (11 вопросов).
Ответы “да”: 6, 10, 58, 69, 76, 80,
82, 102, 104, 107, 110.
Ответы “нет”: отсутствуют.
-Шкала V – общительность (15 вопросов).
Ответы “да”: 2, 19, 46, 52, 55, 94,
106.
Ответы “нет”: 3, 8, 23, 53, 67, 71,
79, 113.
-Шкала VI – уравновешенность (10вопросов).
Ответы “да”: 14, 21, 29, 37, 38, 59,
91, 95, 108, 111.
Ответы “нет”: отсутствуют.
-Шкала VII – реактивная агрессивность (10 вопросов).
Ответы “да”: 13, 17, 18, 36, 39, 43,
65, 75, 90, 98.
Ответы “нет”: отсутствуют.
-Шкала VIII – застенчивость (10 вопросов).
Ответы “да”: 9, 11, 20, 47, 60, 70,
81, 83, 109.
Ответы “нет”: 33.
-Шкала IX – открытость (13 вопросов).
Ответы “да”: 7, 25, 34, 44, 51, 54,
62, 63, 68, 78, 92, 96, 101.
Ответы “нет”: отсутствуют.
-Шкала X – экстраверсия – интроверсия (12 вопросов).
Ответы “да”: 2, 29, 46, 51, 55, 76,
93, 95, 106, 110.
Ответы “нет”: 20, 87.
-Шкала XI – эмоциональная лабильность (14 вопросов).
Ответы “да”: 24, 25, 40, 48, 80, 83,
84, 85, 87, 88, 102, 112, 113.
Ответы “нет”: 59.
-Шкала XII – маскулинизм – феминизм (15 вопросов).
Ответы “да”: 18, 29, 33, 50, 52, 58,
59, 65, 91, 104.
Ответы “нет”: 16, 20, 31, 47, 84.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Метод
диагностики межличностных отношений
(адаптированный
вариант интерперсональной диагностики
Т. Лири).
Назначение методики. Методика адаптирована Л.Н. Собчик и
представляет собой подробное изложение модифицированного варианта методики Т.
Лири, предназначенного для диагностики структуры межличностных и
внутриличностных отношений.
Ход обследования. Методика представляет собой набор
лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя – свое
актуальное “Я”. Это – образ собственного “Я” на момент обследования. Каждая из
128 характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте
методики предусмотрен регистрационный лист (см. приложение), в нем испытуемый
зачеркивает номера, соответствующие тем характеристикам, которые он у себя
находит, оставляя не зачеркнутыми остальные.
Инструкция испытуемому. Перед вами опросник, содержащий
различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать,
соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если “да”, то перечеркните
крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке
регистрационного листа. Если “нет”, то не делайте никаких пометок. Итак, какой
Вы человек?
Обработка результатов. После того, как испытуемый оценит
себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми
вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется “ключ”, с
помощью которого выделяются блоки по 16 номеров, формирующих 8 октантов
методики. Количество перечеркнутых испытуемым номеров в каждом блоке выносится
на таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту,
отражающему тот или иной вариант межличностных отношений.
Ключ к методике
I.
Властный –
лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8-ми включительно) выявляет
уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства
руководителя. При высоких показателях – нетерпимость к критике, переоценка
собственных возможностей (до 12-ти баллов), дидактический стиль высказываний,
императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12
баллов).
II.
Независимый –
доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного,
независимого, соперничающего (в пределах 8 баллов) до самодовольного,
нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над
окружающими, с тенденцией иметь собственное мнение, отличное от мнения
большинства, и занимать обособленную позицию в группе (12-16 баллов).
III.
Прямолинейный –
агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей выявляет
искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении
цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и
вспыльчивость (высокие баллы).
IV.
Недоверчивый –
скептический. Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и
неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый
модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму,
недовольством окружающими и подозрительностью при показателях 12 – 16 баллов.
V.
Покорно –
застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений как скромность,
застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах –
полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.
VI.
Зависимый –
послушный. При умеренных баллах – потребность в помощи, доверии со стороны
окружающих, в их признании. При высоких показателях – сверхконформность, полная
зависимость от мнения окружающих.
VII.
Сотрудничающий –
конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам,
стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным
отношениям с окружающими. Избыточность данного стиля проявляется компромиссным
поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к
окружающим, стремление подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.
VIII.
Ответственно –
великодушный. Проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым
чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность,
сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты
исследований степени психологических барьеров у педагогов
|
|
|
|
|
I фаза
|
II фаза
|
III фаза
|
Общий
|
|
№
|
Должность
|
Стаж, лет
|
1
|
2
|
3
|
4
|
итог
|
5
|
6
|
7
|
8
|
итог
|
9
|
10
|
11
|
12
|
итог
|
балл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I группа
|
1
|
учитель
|
|
10
|
20
|
10
|
10
|
21
|
61
|
2
|
10
|
10
|
20
|
42
|
7
|
3
|
7
|
18
|
35
|
138
|
2
|
учитель
|
|
12
|
7
|
10
|
11
|
5
|
33
|
26
|
5
|
21
|
15
|
67
|
10
|
12
|
10
|
13
|
45
|
145
|
3
|
учитель
|
|
30
|
24
|
13
|
13
|
28
|
78
|
5
|
3
|
25
|
10
|
43
|
9
|
10
|
7
|
18
|
44
|
165
|
4
|
учитель
|
|
15
|
17
|
10
|
22
|
5
|
54
|
20
|
27
|
27
|
25
|
99
|
21
|
23
|
18
|
8
|
70
|
223
|
5
|
учитель
|
|
25
|
25
|
10
|
8
|
18
|
61
|
2
|
12
|
28
|
25
|
67
|
10
|
13
|
25
|
30
|
78
|
206
|
6
|
учитель
|
4 мес
|
0,33
|
30
|
15
|
11
|
25
|
81
|
13
|
2
|
26
|
27
|
68
|
27
|
12
|
10
|
15
|
64
|
213
|
7
|
учитель
|
|
2
|
27
|
15
|
20
|
16
|
78
|
15
|
15
|
30
|
23
|
83
|
22
|
23
|
30
|
30
|
105
|
266
|
8
|
учитель
|
|
21
|
22
|
8
|
18
|
28
|
76
|
18
|
20
|
28
|
28
|
94
|
26
|
20
|
23
|
28
|
97
|
267
|
9
|
учитель
|
|
28
|
28
|
8
|
2
|
26
|
64
|
12
|
7
|
23
|
8
|
50
|
7
|
3
|
13
|
10
|
33
|
147
|
10
|
учитель
|
|
21
|
19
|
11
|
0
|
0
|
30
|
23
|
0
|
25
|
14
|
62
|
6
|
8
|
2
|
15
|
31
|
123
|
11
|
учитель
|
|
15
|
4
|
21
|
26
|
22
|
73
|
28
|
25
|
15
|
17
|
85
|
28
|
25
|
3
|
8
|
64
|
222
|
12
|
учитель
|
|
30
|
22
|
11
|
11
|
5
|
49
|
17
|
18
|
30
|
27
|
92
|
15
|
28
|
25
|
30
|
98
|
239
|
13
|
учитель
|
|
12
|
30
|
18
|
13
|
0
|
61
|
10
|
0
|
26
|
12
|
48
|
27
|
7
|
28
|
22
|
84
|
193
|
14
|
учитель
|
|
19
|
17
|
5
|
5
|
0
|
27
|
18
|
17
|
12
|
25
|
72
|
7
|
20
|
17
|
25
|
69
|
168
|
15
|
учитель
|
|
9
|
5
|
3
|
5
|
12
|
25
|
28
|
5
|
28
|
12
|
73
|
5
|
8
|
23
|
15
|
51
|
149
|
16
|
учитель
|
|
12
|
20
|
13
|
6
|
3
|
42
|
20
|
20
|
0
|
23
|
63
|
25
|
10
|
18
|
8
|
61
|
166
|
17
|
учитель
|
|
12
|
20
|
7
|
16
|
23
|
66
|
30
|
9
|
23
|
30
|
92
|
30
|
15
|
18
|
20
|
83
|
241
|
18
|
учитель
|
|
20
|
27
|
11
|
21
|
15
|
74
|
20
|
10
|
11
|
17
|
58
|
4
|
16
|
28
|
8
|
56
|
188
|
19
|
учитель
|
|
12
|
4
|
3
|
7
|
7
|
21
|
17
|
22
|
5
|
25
|
69
|
5
|
15
|
8
|
5
|
33
|
123
|
II группа
|
20
|
учитель
|
1 мес
|
0,083
|
15
|
6
|
21
|
3
|
45
|
10
|
2
|
2
|
7
|
21
|
5
|
3
|
13
|
5
|
26
|
92
|
21
|
учитель
|
|
3
|
17
|
0
|
6
|
5
|
28
|
15
|
7
|
8
|
15
|
45
|
2
|
3
|
10
|
4
|
19
|
92
|
22
|
учитель
|
|
34
|
24
|
0
|
6
|
0
|
30
|
5
|
12
|
28
|
5
|
50
|
3
|
13
|
8
|
10
|
34
|
114
|
23
|
учитель
|
|
21
|
3
|
10
|
6
|
3
|
22
|
15
|
5
|
17
|
12
|
49
|
7
|
5
|
0
|
5
|
17
|
88
|
24
|
учитель
|
|
17
|
18
|
8
|
6
|
7
|
39
|
5
|
18
|
0
|
6
|
29
|
10
|
8
|
0
|
13
|
31
|
99
|
25
|
учитель
|
|
22
|
17
|
13
|
13
|
10
|
53
|
7
|
2
|
20
|
7
|
36
|
10
|
3
|
13
|
15
|
41
|
130
|
26
|
учитель
|
|
8
|
10
|
11
|
11
|
28
|
60
|
8
|
14
|
15
|
7
|
44
|
0
|
13
|
0
|
3
|
16
|
120
|
27
|
учитель
|
|
20
|
6
|
10
|
28
|
8
|
52
|
15
|
12
|
8
|
2
|
37
|
2
|
5
|
8
|
8
|
23
|
112
|
28
|
учитель
|
|
25
|
20
|
11
|
7
|
8
|
46
|
19
|
0
|
21
|
12
|
52
|
12
|
5
|
7
|
25
|
49
|
147
|
29
|
учитель
|
|
8
|
21
|
6
|
10
|
8
|
45
|
10
|
7
|
5
|
28
|
50
|
17
|
11
|
10
|
13
|
51
|
146
|
30
|
учитель
|
|
30
|
9
|
8
|
27
|
13
|
57
|
8
|
7
|
18
|
17
|
50
|
15
|
8
|
10
|
10
|
43
|
150
|
31
|
учитель
|
|
13
|
8
|
10
|
20
|
11
|
49
|
10
|
7
|
13
|
10
|
40
|
7
|
0
|
8
|
13
|
28
|
117
|
32
|
учитель
|
|
6
|
12
|
0
|
8
|
10
|
30
|
13
|
10
|
15
|
15
|
53
|
5
|
11
|
8
|
15
|
39
|
122
|
III группа
|
33
|
учитель
|
|
16,5
|
2
|
0
|
0
|
6
|
8
|
0
|
5
|
0
|
0
|
5
|
0
|
3
|
0
|
3
|
6
|
19
|
34
|
учитель
|
|
30
|
5
|
3
|
5
|
2
|
15
|
3
|
10
|
2
|
15
|
30
|
2
|
8
|
5
|
3
|
18
|
63
|
35
|
учитель
|
|
4
|
7
|
0
|
5
|
8
|
20
|
7
|
7
|
0
|
12
|
26
|
0
|
8
|
0
|
0
|
8
|
54
|
36
|
учитель
|
|
10
|
7
|
8
|
7
|
11
|
33
|
5
|
5
|
5
|
17
|
32
|
10
|
3
|
13
|
3
|
29
|
94
|
37
|
учитель
|
4 мес
|
0,33
|
3
|
5
|
5
|
0
|
13
|
2
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
3
|
0
|
3
|
6
|
21
|
38
|
учитель
|
|
23
|
2
|
3
|
5
|
8
|
18
|
2
|
0
|
25
|
7
|
34
|
0
|
3
|
10
|
5
|
18
|
70
|
39
|
учитель
|
|
5
|
2
|
0
|
6
|
5
|
13
|
2
|
0
|
2
|
2
|
6
|
0
|
16
|
0
|
3
|
19
|
38
|
40
|
учитель
|
|
24
|
7
|
10
|
5
|
13
|
35
|
5
|
5
|
0
|
20
|
30
|
2
|
3
|
3
|
6
|
14
|
79
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|