Проявление характера
Ситуации,
в которых возможен конфликт. Ситуация страха,
угрозы, наказания, насмешек, несправедливых
обвинений противопоказаны. Склонность к психастении.
Предпочитаемая
деятельность. Нельзя быть руководителем, принимать ответственные решения, т.к. будет бесконечно взвешивать, переживать, а
решение принять не сможет.
Экзальтированный
(лабильный) тип.
Особенности
общения и поведения. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события,
словоохотливость, влюбчивость.
Черты,
привлекательные для собеседников. Альтруизм, чувство сострадания,
художественный вкус, артистическое дарование, яркость
чувств, привязаны к друзьям.
Черты,
отталкивающие и способствующие конфликту. Чрезмерная
впечатлительность, патетичность, паникерство подверженность отчаянию.
Ситуации,
в которых возможен конфликт. Неудачи,
горестные события
воспринимают трагически. Склонность к
невротической депрессии
Предпочитаемая
деятельность. Сфера искусств, художественные виды спорта.
Профессии, связанные с близостью к природе.
Интровертированный
(шизоидный) тип.
Особенности
общения и поведения. Малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по
необходимости, погружен в себя, о себе ничего
не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость.
Сдержанно холодно относится к другим
людям, даже к близким. Поведение, логика часто непонятны для окружающих. Любят одиночество. В конфликты вступают редко — при попытке вторгнуться
в их внутренний мир. Переборчивость в
выборе супруга, поиск идеала. Эмоциональная холодность слабая
привязанность к близким.
Черты,
привлекательные для собеседников. Сдержанность, степенность, обдуманность поступков,
наличие твердых убеждений, принципиальность.
Черты,
отталкивающие и способствующие конфликту. Упорное отстаивание своих нереальных
взглядов. На все имеет свою точку зрения, часто резко отличающуюся от мнения большинства.
Ситуации,
в которых возможен конфликт. Лишение «хобби», любимой работы
противопоказаны. Одиночество, навязчивость, бесцеремонность,
грубость окружающих усиливают замкнутость. Часты случаи заболевания шизофренией.
Предпочитаемая деятельность. Работа, не
требующая
широкого круга общения, интересы к
теоретическим наукам, философским размышлениям,
коллекционированию, шахматам, музыке,
фантастике.
Экстравертированный
(конформный) тип.
Особенности
общения и поведения. Высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не
самостоятелен, стремится быть как
все, неорганизован, предпочитает подчиняться. Приказы начальства принимает без раздумывания. В обществе с друзьями и в семье уступает лидерство другому.
Черты,
привлекательные для собеседников. Готовность выслушивать «исповедь» другого, исполнительность
Черты,
отталкивающие и способствующие конфликту. «Человек без царя в голове»,
подверженность чужому влиянию,
необдуманность поступков, легковерие, страсть к развлечениям.
Ситуации,
в которых возможен конфликт. Ситуация вынужденного одиночества,
бесконтрольность и нерегламентированность
жизни противопоказаны. Склонность к
гипоманиакальности.
Предпочитаемая деятельность. Легкая
приспособляемость к новой работе. Когда задачи и правила
поведения четко определены, могут быть хорошими исполнителями.
3.
Проявления
характера в поведении и деятельности человека.
Характер — прижизненное приобретение личности,
включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с
другими людьми, и тем самым обретающей свою
индивидуальность.
Накладывая
отпечаток на внешность человека, характер
получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее
полно отражается их сущность.
Известна восточная поговорка: «Посей поступок — пожнешь привычку, посей привычку —
пожнешь характер, посей характер— пожнешь
судьбу». Акцент в ней правильно поставлен на человеческих поступках,
которые, повторяясь, становятся привычными,
закрепляются в чертах характера, составляя его существо, влияя на
положение человека в общественной жизни и на
отношение к нему со стороны других людей. Система привычных
действий и поступков — фундамент характера человека.
Человек по самому
своему существу деятелен. В структуру человеческой
деятельности входят как различные непроизвольные, автоматизированные
движения (мимика, пантомимика, походка и т.
д.), так и преднамеренные действия большей или меньшей степени сложности. Движения и действия, выполнение которых
становится в определенных условиях потребностью для человека, как
известно, называются привычками. Самый удачный портрет не дает столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.
И все-таки
решающие, объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не эти
непроизвольные действия и движения человека
и не черты его внешнего облика, а его сознательные
и преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам судим мы о
том, что представляет собой человек.
Таким образом, характер имеет социальную природу, т. е. зависит
от мировоззрения человека, содержания и характера его
деятельности, от коллектива, в котором он живет и действует, от
активного взаимодействия с другими людьми.
Характер — лишь одна из сторон личности, но не вся
личность. Человек, поставленный в экстремальную
ситуацию или просто в ситуацию выбора, способен подняться над
обстоятельствами, в том числе и над собственным характером.
Эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в
том числе и внутренним, психологическим, представляет собой могучую силу самоизменения
человека, основу его развития как личности.
Поэтому любые попытки конечного объяснения
человека, прогноза его поведения не могут быть окончательными в принципе, так как личность способна обесценить эти
объяснения, бросить им вызов и стать другой, т. е. сделать выбор в пользу
своего общественного и общечеловеческого применения (и тем самым
собственного развития), а не только лишь
соответствия внешним и внутренним обстоятельствам.
В той мере, в какой личность способна на это, в ней на первый
план выступает не конкретно-характерологическое, а общественное и
общечеловеческое. И в той мере, в какой она не способна на это, личность
действительно исчерпывается своим
характером, типичными индивидуальными характеристиками в типичных ситуациях.
К тому же одни и те же обстоятельства отражаются людьми далеко не
одинаково. «Тот, кто хочет делать, ищет средства, кто не хочет —
причины». Какие из обстоятельств человек будет выделять для себя как значимые, может определяться как самими внешними обстоятельствами (на
ситуативном уровне поведения), так и
— далее — сложившимися индивидуальными
особенностями личности (в том числе и ее характером), т. е. внутренними обстоятельствами, и, наконец, осознанием себя как субъекта действия, воплощающего
высокие общественные и
общечеловеческие идеалы, отделенного и
от внешних (ситуативных), и от внутренних (индивидуально-психологических) обстоятельств и могущего влиять
на них.
Проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект
включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от
содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления
трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных
целей.
При этом характер зависит от того, как соотносится человек (на основе
уже ранее сложившихся его особенностей) к своим неудачам и удачам, к
общественному мнению и ряду других обстоятельств. Так, люди, обучающиеся в том
же классе школы или работающие на равном положении, приобретают разные черты
характера в связи с тем, справляются ли они с делом. Одних успех окрыляет и
побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны «почевать на лаврах»;
одних неудача угнетает, в других пробуждает боевой дух.
Таким образом, важнейший момент в формировании характера – то, как
человек относится к окружающей среде и к самому себе – как к другому. Эти отношения
являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.
Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к
другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе. Устойчивая и
неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и
замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают
отношения человека к другим людям. Характер человека не может быть раскрыт и
понят вне коллектива. В коллективе, при живом общении с другими людьми ясно
выступают такие черты характера, как широта или мелочность,
неуживчивость или покладистость, миролюбие или склонность к спорам.
Во-вторых, показательно для характера отношение человека к
себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность и
неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план
выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех
событий), у других — подчинение собственных интересов интересам коллектива, самоотверженность в борьбе за общее дело.
В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу.
Так, к числу наиболее ценных черт характера человека
относятся добросовестность и исполнительность, серьезность,
энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его
результатами.
В-четвертых,
характер проявляется в отношении человека к
вещам: не только отношение к общественной собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со
своими вещами, с одеждой и обувью, книгами и учебными пособиями и т. д.
Деятельность человека, его поведение, прежде всего,
определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и основной
детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность
его личности — совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако
два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много
общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по
используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят
особенности характера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах.
Черты характера, таким образом,
обладают определенной побуждающей, мотивирующей
силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях, при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные
трудности.
Решительный по своему характеру человек переходит от побуждений к действиям
зачастую без сколько-нибудь длительной
борьбы мотивов. Тактичность как черта характера индивида способствует проявлению осторожности в
высказываниях, которая предполагает
учет целого ряда обстоятельств и проблем,
существенных для людей, с которыми он общается.
Так, в качестве черты характера может рассматриваться степень
выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в
обязательном достижении успеха в любой деятельности, какой
бы он ни был занят, особенно в условиях соревнования с другими людьми.
Мотивация достижения как черта индивидуальности формируется
прижизненно вследствие систематических и личностно значимых поощрений
человека за успехи и наказаний за неудачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных
обобщенных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами
жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого
складывается характер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе. Для того
чтобы мотив (побуждение) стал свойством
личности, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально
появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах.
Свойство характера — это в конечном
счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях.
Это понимание характера, связывающее его с побуждениями, как будто
приходит в противоречие с житейскими наблюдениями, говорящими о том,
что иногда у людей большого дыхания, живущих высокими благороднейшими
побуждениями, бывает нелегкий характер, делающий их в повседневном общении не
очень приятными компаньонами, а с другой стороны, нередко
можно встретить человека, о котором все окружающие говорят: «Какой у него хороший,
легкий характер!», а у человека этого вы не найдете ни высоких целей, ни
поистине больших душевных побуждений. Объяснения этому надо искать не только в
том, что у людей первого и второго рода центр душевного внимания обращен
на разное, но и в следующем обстоятельстве: подобно тому как в способности
инкорпорируются общественно выработанные операции или способы действия, в
характер как бы инкрустируются общественно выработанные способы
поведения, отвечающие требованиям, предъявляемым обществом к своим членам. Эти
способы поведения, не выражающие непосредственно соответствующих личных
побуждений человека, осваиваются им в силу побуждений или соображений другого
порядка. Между способами поведения и побуждениями человека,
являющимися результатами его поведения, нет поэтому непосредственного совпадения
или соответствия. В результате и получается или может получиться расхождение
между побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, и
освоенными им по привходящим соображениям побуждениями, готовыми способами
поведения. Характер человека состоит, таким образом, из сплава побуждений
и не непосредственно ими порожденных способов поведения, усвоенных человеком.
Основу характера образуют не сами способы поведения, а регулирующие
соответствующие способы поведения генерализованные побуждения, которые в силу
своей генерализованности могут абстрагироваться от отдельных частных
ситуаций и закрепляться в человеке, в личности. Над побуждениями
надстраиваются, тоже входя в характер, освоенные человеком шаблоны
поведения. Тот, кто за ними не видит их основы и судит о людях только по их «манерам»,
поверхностно судит о них.
Исследование характера и его формирования, до сих пор мало продвинутое,
должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой проблеме
— проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств
порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в
педагогическом плане определяется и основная линия воспитательной работы по
формированию характера. Исходное здесь — отбор и прививка надлежащих мотивов
путем их генерализации и стереотипизации, перехода в привычки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Общая психология: Учеб.
Для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
2.
Рубинштейн С. Л. основы
общей психологии. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999.
3.
Столяренко Л. Д. Основы
психологии. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.
Страницы: 1, 2
|
|