Проявление характера
Проявление характера
ПЛАН.
I.
Введение.
II.
Основная
часть.
1. Определение характера.
2. Особенности общения и
поведения в зависимости от типов акцентуации характера.
3. Проявление характера в
поведении и деятельности человека.
III.
Заключение.
Список
литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают
определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое
для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или
хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то
человек бесхарактерный, желая этим
сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его
поведение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек — это человек, лишенный
внутренней определенности; каждый
поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив,
выделяется прежде всего определенностью
своего отношения к окружающему,
выражающейся в определенности его действий и поступков; о человеке с
характером мы знаем, что в таких-то
обстоятельствах он так-то поступит. Характер
обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который,
выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми
определяется весь образ его действий. Черты характера — это те существенные
свойства человека, из которых с
определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются,
как не совместимые с ними, им противоречащие другие.
1.
Определение
характера.
В переводе с греческого «характер» — это «чеканка»,
«примета». Действительно, характер — это особые приметы, которые приобретает
человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности
проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память,
богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она
обнаруживает себя и в чертах характера.
Характер —
это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные
для индивида способы поведения.
Личность человека характеризуется не только тем, что
он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и
разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут
обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не
одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с
другими людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом свои
обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким,
уступчивым или жестким, нетерпимым человеком, веселым или грустным, уверенным или
робким, уживчивым или неуживчивым. Одинаковые по смыслу критические замечания,
обращенные к школьникам, одними педагогами делаются всегда в мягкой, вежливой,
доброжелательной форме, а другими — грубо и бесцеремонно. У людей же с
противоположными взглядами на жизнь, с несходными интересами, с различиями в
культурном уровне, с неодинаковыми моральными принципами эти укоренившиеся
индивидуальные особенности, как правило, бывают еще более резко выраженными.
Эти
индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую
очередь к воле (например, решительность или неуверенность, боязливость) и к
чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму (например, легкомыслие или
вдумчивость). Впрочем, проявления
характера являются комплексными образованиями
и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных
процессов (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и
др.).
Характер
обнаруживает зависимость от общественных
отношении, определяющих направленность
личности человека. Так, к примеру, в обществе,
основывающемся на эксплуатации человека
человеком, социальная позиция представителей
господствующих классов способствует закреплению в их характере надменности,
чванства, ханжества, корыстолюбия, лицемерия
и т. д. Иная картина детерминации характера присуща социалистическому обществу. Как в годы мирного труда, так
и в Великой Отечественной войне
отчетливо проявились специфические качества характера советского
человека: самоотверженность,
целеустремленность, отвага, скромность, трудолюбие выступили как стержневые черты характера людей, строящих и защищающих
социалистическое общество.
Становление
характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню
развития социальные группы (в семье,
дружеской компании, трудовом или учебном коллективе, асоциальной ассоциации и т. д.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности
в референтной для нее группе и каков
уровень развития межличностных
отношений в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном случае
открытость, прямота, смелость, принципиальность,
твердость характера, в другом случае — скрытность, лживость, трусость,
конформность, слабохарактерность. В коллективе,
как группе высокого уровня развития, создаются наиболее благоприятные
возможности развития и закрепления лучших
черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в коллективе и дальнейшему развитию
самого коллектива.
Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных
обстоятельствах, а следовательно, и
направлять поведение человека. Опираясь
на ценные свойства характера
воспитуемого, педагог стремится развить и упрочить их, а отрицательные — ослабить или хотя бы
компенсировать, возместив другими,
социально значимыми качествами.
2.
Особенности общения и поведения
в
зависимости от типа акцентуации характера.
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 — 56%
людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что
это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация
характера — преувеличенное развитие отдельных
свойств характера в ущерб другим, в
результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему
окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия
— болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются
взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие от
психопатии акцентуации характера проявляются
не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов
акцептуации, каждый из которых предопределяет избирательную
устойчивость человека к одним жизненным
невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным
конфликтам, к определенным нервным срывам. В
благоприятных условиях, когда не попадают
под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и
незаурядным; например, акцентуация характера
по так называемому экзальтированному типу
может способствовать расцвету таланта артиста, художника.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50
— 80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью
специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится
иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и
предвидеть специфические особенности поведения людей.
Краткая характеристика особенностей поведения в зависимости от
типа акцентуации приведена ниже.
Гипертимический
(гиперактивный) тип.
Особенности
общения и поведения. Чрезмерно приподнятое настроение,
всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам
авантюрам, не реагирует на замечания,
игнорирует наказания, теряет грань недозвеленкого, отсутствует самокритичность. Необходимо
сдержанно относиться к его необоснованному
оптимизму и переоценке своих возможностей. Энергия подчас направляется
на употребление спиртного, наркотиков, беспорядочную половую жизнъ.
Черты,
привлекательные для собеседников. Энергичность, жажда
деятельности, нового, оптимизм.
Черты,
отталкивающие и способствующие конфликту.
Легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к
обязанностям, раздражительность в кругу близких людей.
Ситуации,
в которых возможен конфликт. Противопоказаны
монотонность, одиночество, условия жесткой дисциплины, постоянные нравоучения
могут вызвать гнев. Часто бывают случаи заболевания маниакально депрессивным
психозом.
Предпочитаемая
деятельность. Работа, связанная с постоянным общением: организаторская
деятельность, служба сбыта, сторт, театр. Склонны к смене профессий, места
работы.
Дистимичный
тип.
Особенности
общения и поведения. Постоянно пониженное настроение, грусть,
замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготятся шумным обществом, с
сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной
стороной. Ценят тех, кто дружит с ними и
склонен им подчиняться.
Черты,
привлекательные для собеседников. Серьезность, высокая
нравственность, добросовестность, справедливость.
Черты,
отталкивающие и способствующие конфликту. Пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива».
Ситуации,
в которых возможен конфликт. Ситуации,
требующие бурной деятельности, смена привычного
образа жизни противопоказаны.
Склонность к невротической депрессии.
Предпочитаемая
деятельность. Работа, не требующая широкого круга
общения.
Циклоидный
тип.
Особенности
общения и поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, и низкая в период подавленности)
В период
подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада
- с дистимической. В период .пада обостренно воспринимают неприятности, вплоть
до самоубийства. Бывают случаи маниакально
депрессивного психоза
Предпочитаемая
деятельность. Интересы зависят от цикла настроения.
Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.
Эмотивный
(эмоциональный) тип.
Особенности
общения и поведения. Чрезмерная чувствительность,
ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам,
поэтому у них чаще печальное настроение.
Предпочитают узкий круг друзей и близких, которые понимают с полуслова. Редко
вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. Обиды не выплескивают
наружу.
Черты,
привлекательные для собеседников. Альтруизм, сострадание, жалостливы, радуются чужим удачам. Исполнительны, с высоким
чувством долга. Хорошие семьянины.
Черты,
отталкивающие и способствующие конфликту. Крайняя
чувствительность слезливость Могут провоцировать
нападки невоспитанных или раздражительных людей.
Ситуации,
в которых возможен конфликт. Конфликты с
близким человеком, смерть или болезнь родных
воспринимается трагически. Противопоказаны несправедливость,
хамство, пребывание
в окружении грубых людей. Склонны к невротической депрессии, инфаркту, гипертонии.
Предпочитаемая
деятельность. Сфера искусств, медицина, воспитание
детей, уход за животными, растениями.
Демонстративный
тип.
Особенности
общения и поведения. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих
целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовства,
наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных
поступках. Поведение зависит от
человека, с которым имеет дело, высокая приспособляемость к людям.
Черты,
привлекательные для собеседников. Обходительность, упорство, целенаправленность,
актерское дарование, способность увлечь других,
неординарность.
Черты,
отталкивающие и способствующие конфликту. Эгоизм,
необузданность
поступков, лживость хвастливость,
отлынивание от работы, склонность «заболевать» в самые ответственные и трудные
моменты. Склонность к интригам, самоуверенности и высоким притязаниям. Провоцируют конфликты, при
этом активно защищаются.
Ситуации,
в которых возможен конфликт. Ситуации
ущемления интересов, недооценка заслуг, низвержение с «пьедестала» вызывают истерические реакции.
Склонность к истерии. Замкнутый круг общения, однообразная работа
угнетаю.
Предпочитаемая
деятельность. Благоприятна работа с постоянно меняющимися
кратковременными контактами
Возбудимый
тип.
Особенности
общения и поведения. Повышенная раздражительность,
несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны
льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или
молчаливости, замедленности в беседе. Активно
и часто конфликтуют, не избегают ссор
с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки.
Черты,
привлекательные для собеседников. Вне приступов гнева — добросовестность,
аккуратность, любовь к детям.
Черты,
отталкивающие и способствующие конфликту.
Раздражительность, вспыльчивость, неадекватные
вспышки гнева и
ярости с рукоприкладством, жестокость; ослабленный контроль над влечением.
Ситуации,
в которых возможен конфликт. Склонность к
конфликтам по незначительным поводам, к невротическим срывам, психопатии,
правонарушениям (аморальное поведение, злоупотребление алкоголем, асоциальные поступки.
Предпочитаемая
деятельность. Физический труд, атлетические виды спорта. Из-за
неуживчивости часто меняют место работы. Необходимо
развивать выдержку, самоконтроль.
Застревающий
тип.
Особенности
общения и поведения. «Застревает» на своих чувствах, мыслях,
не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и
бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в
конфликтах чаще бывают активной стороной, четко определены круг врагов и
друзей. Проявляет властолюбие – «занудливость нравоучителя».
Черты,
привлекательные для собеседников. Стремление добиться высоких
показателей в любом
деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие
устойчивые взгляды.
Черты,
отталкивающие и способствующие конфликту. Обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости.
Ситуации,
в которых возможен конфликт. Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствие к достижению честолюбивых целей, ситуация ревнивости способна вызвать «бред преследования,
ревнивости».
Предпочитаемая деятельность. Работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя. Необходимо развивать гибкость, даже забывчивость.
Педантичный
тип.
Особенности
общения и поведения. Выраженная занудливость в виде «переживания»
подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными
требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккуратностью.
Черты,
привлекательные для собеседников. Добросовестность, аккуратность,
серьезность, надежность в делах и в чувствах, ровное настроение.
Черты,
отталкивающие и способствующие конфликту. Формализм, «крючкотворство»,
«занудливость», стремление переложить принятие важного
решения на других.
Ситуации,
в которых возможен конфликт. Ситуация
личной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг;
склонность к навязчивостям, психастения.
Предпочитаемая
деятельность. Профессии, не связанные с большой
ответственностью, предпочитают «бумажную работу», не
склонны менять место работы.
Тревожный
(психастенический) тип.
Особенности
общения и поведения. Пониженный фон настроения, опасения за себя,
близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает
неудачу, сомневается в своих действиях. Редко вступает в конфликты, пассивная
роль.
Черты,
привлекательные для собеседников. Дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Черты,
отталкивающие и способствующие конфликту. Боязливость,
мнительность, вследствие беззащитности служат подчас
мишенью для шуток, «козлами отпущения».
Страницы: 1, 2
|
|