Программа летнего лагеря
Программа летнего лагеря
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
с. Барда
Программа летнего лагеря
«Город Звезд»
Возрастной состав 7-15 лет
Автор-составитель:
Раимова Айгюль Ильдаровна
МОУ ДОД «Дом детского творчества»
с. Барда 2009
Обоснование программы
Лето – благодатная пора для социализации и интеграции
ребенка, которая может вестись множеством способов. В этом направлении работают
различные специалисты: психологи, педагоги, и т.д. Но никакая работа взрослых
не заменит нормального полноценного общения со сверстниками, совместной
деятельности, споров и ссор.
Только в общении со сверстниками ребенок ощущает себя
полноценным человеком, который может не только существовать подобно растению,
но и активно реализовывать свои желания, выражать себя. Коллектив сверстников
является той средой, которая так необходима ребенку.
Организация
общности сверстников, ориентированной на активное включение в совместную
деятельность – одно из необходимых условий социализации и интеграции детей.
Летний
лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самых
действенных социальных институтов социализации и интеграции.
Форма
сюжетных игр адекватна тем воспитательным задачам, которые ставит перед собой
педколлектив лагеря. Данная программа строится на основе сюжетно-ролевой игры
«Город ЗВЕЗД» и позволяет воспитывать в участниках лагеря такие положительные
качества как ответственность за свои поступки, уважение к культуре различных
общностей, воспитывает толерантность и патриотизм. Дух приключений и риска,
героизма и авантюр – очень привлекателен для подростков и отвечает их
стремлению к самостоятельности и независимости. Проигрывание сюжетов косвенно
расширяет кругозор участников лагеря и способствует развитию интереса к
творческой деятельности, самоуправлению, здоровому образу жизни.
Но
самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно
игра – тот естественный механизм развития, который позволяет, отождествляясь с
избранным героем, действовать в воображаемой ситуации и через «уста героя»
пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно
проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок
как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как
предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его
достоянием.
Таким
образом, множество проблем в личностном развитии, и прежде всего реальном
поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.
Планирование и работа ориентирована на использование
технологии непрерывного проектирования. Эта технология уже зарекомендовала себя
положительно и отвечает главной цели программы – создание условий для
самоактуализации детей и подростков. Действительно, следование заранее жестко
установленному плану не позволяет гибко реагировать на изменения, происходящие
в коллективе (отряде, лагере) и откликаться на индивидуальный темп включения
ребенка в общелагерные процессы. Технология непрерывного проектирования позволит
учитывать все изменения и адекватно менять конкретные мероприятия в рамках
сюжета.
Ключевая идея смены – раскрытие внутреннего потенциала
каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации.
Цели
смены
1.
Создание
благоприятных условий для самоактуализации детей и подростков на основе
сюжетно-ролевой игры.
2.
Выявление и
развитие у подростков творческих, организаторских и лидерских качеств для
дальнейшего вовлечения их в работу детских органов самоуправления Дома детского
творчества.
Задачи
смены
1.
Создание
микроклимата доброго общения;
2.
Создание
коллектива (коллективов – отрядов) детей, подростков и взрослых на принципах
принятия, сотрудничества, творчества;
3.
Апробация
программы сюжетно-ролевой игры в условиях летнего лагеря.
4.
Включение каждого
ребенка в активное творческое участие в делах отряда и лагеря.
5.
Создание условия
для реализации творческих способностей детей.
Направления работы
1.
Коллективно-творческая
деятельность:
-
подготовка и
проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических
особенностей детей и подростков;
-
поиск
нестандартных, нетрадиционных форм работы.
2.
Продуктивная
деятельность:
-
участие детей и
подростков в работе различных классов мастерских Берендея, Оригами и т.п.;
-
ежедневное
участие в трудовых операциях по благоустройству лагеря.
3.
Игровая
деятельность:
-
участие детей и
подростков в деловых играх в рамках органов детского самоуправления;
-
ежедневное
проигрывание разнообразных социальных ролей в рамках реализации сюжетно-ролевой
игры.
4.
Оздоровительная
деятельность:
-
Ежедневная
утренняя зарядка;
-
Ежедневное
участие детей и подростков в спортивных соревнованиях (2 часа в день)
-
участие детей и
подростков в различных классах – мастерских – фольклор, танцы и т.п.
-
воздушные ванны и
водные процедуры.
5.
Психологическое
направление:
-
изучение
психологических особенностей каждого ребенка;
-
создание
психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;
-
организация
психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних
конфликтов, существующих в сфере общения.
Виды и формы деятельности
-
коллективно-творческие
дела;
-
игровые
программы, игры, конкурсы, концерты;
-
индивидуальные и
групповые беседы;
-
психологические
тренинги;
-
командная
(отрядная) работа;
-
работа в классах
– мастерских;
-
нетрадиционные
формы работы.
Основные службы, обеспечивающие полноценную жизнь Лагеря общения
Педколлектив
– вожатые и воспитатели, те, кто создает смысловое поле общения, организует
жизнь и совместную деятельность детей и подростков.
Выделим
основные требования к педагогам Лагеря общения:
1.
Знание основных
закономерностей психического и физического развития детей подростков, основных
аномалий развития, приемов первой медицинской помощи.
2.
Умение
организовать деятельность детей и подростков, построенную на принципах
принятия, взаимопомощи, поддержки. Умение в отряде создать “зону ближайшего
развития” для каждого ребенка. Совместно разделенная дозированная деятельность.
3.
Умения и навыки,
обеспечивающие организацию полноценного отдыха ребенка, раскрытие его
возможностей.
Методическая
служба
Основная цель работы – обеспечение сюжетно-содержательной
стороны программы – проведение общелагерных мероприятий, отражающих
сюжетно-ролевую направленность лагеря.
Второй, не менее важной целью является организация постоянно
действующего семинара для вожатых, направленного на помощь вожатым в выборе
адекватных ситуации и сюжету смены отрядных мероприятий.
Методическая служба возглавляется старшим воспитателем
лагеря.
Алгоритм запуска игровой деятельности
1
этап – « ПРОЕКТИРОВАНИЕ», март-апрель 2009 года.
-
Обсуждение, идеи
организационного оформления содержательного проекта предполагаемой деятельности
педагогической команды.
-
Разработка идеи
игровой деятельности педагогической командой и активом кружковцев.
-
Выработка логики
развития игровой деятельности по реализации выдвинутых идей:
Ø
Определение
позиций, ролей, функций участников – выделение структуры управления Городом
(Мэр, Советник, Председатель городской Думы и др.)
Ø
Разработка этапов
игры (с учетом технологии непрерывного проектирования)
Ø
Определение
промежуточных и основных предполагаемых результатов этапов игры.
-
Разработка
содержания игровой деятельности на каждом этапе развития игрового сюжета,
связанного с позитивными и личностными изменениями участников:
Ø
формирование
задачи этапа, исходя из предполагаемого результата:
Ø
выбор вида
деятельности;
Ø
определение
средств для осуществления деятельности (способы, методы, приемы);
Ø
определение
средств отслеживания реального результата педагогической деятельности.
-
Определение
способов создания игровой атмосферы, игрового пространства:
Ø
Разработка
необходимой символики, атрибутов игры;
Ø
Описание легенд,
традиций, обычаев, законов игры;
Ø
Работа над
внешним оформлением игры.
2
этап «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ», июнь 2009 года
-
Разработка
механизма запуска игровой деятельности в различных группах детей.
-
Определение
предполагаемого результата запуска игровой деятельности участников на разных
уровнях:
Ø
уровень отряда;
Ø
уровень Города
(всего лагеря).
3
этап – «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ» 1 июля – 20 июля 2009 года
Деятельность педагогов:
-
Проведение
диагностической работы по определению лидерского и творческого потенциала
участников.
-
Демонстрация
результатов запуска игры:
Ø
Представление отрядов;
Ø
Принятие правил
совместной жизнедеятельности участников игры – на уровне отрядов и произнесение
клятвы жителя Города ЗВЕЗД.
-
Отслеживание
результатов запуска игры:
Ø
Анализ проводимых
мероприятий и активности участия в них детей и взрослых;
Ø
Включенное
наблюдение за изменениями, происходящими с участниками игровой деятельности;
Деятельность участников игры:
-
Знакомство с
предлагаемой игровой деятельностью:
Ø
Первичное знакомство
с идеей игры (на отрядных сборах);
Ø
Выбор роли в
соответствии с сюжетом игры (в рамках отряда– роли в съемке фильма – происходит
на протяжении всего сюжета);
Ø
подробное
знакомство с сюжетом игры;
-
Демонстрация
понимания и включения в игру:
Ø
определение
позиций и перспектив деятельности участников (ближние, средние, дальние);
Ø
отношение к
предлагаемым нормам и правилам деятельности (принятие законов);
Ø
творческое
представление отрядов (уровень творческой и лидерской активности).
Механизмы
реализации игрового сюжета
Погружение
в сюжет происходит через :
-
Театрализованные
представления (открытие смены – прибытие Звездного десанта в Город Звезд; во
всех мероприятиях поддерживается игровой сюжет через участие в них главных действующих
лиц – Мэра, Советника, Председателя городской Думы, Астролога, Звездочетов,
директора кинофестиваля и др.). Все мероприятия поддерживают главную сюжетную
линию – участие в кинофестивале в Городе Звезд.
-
Специальный язык:
кружки и мастерские – классы, ритуалы поведения, приветствия.
-
Оформление общелагерных
стендов («Город ЗВЕЗД», «Законы и традиции», «Олимп», «Сегодня в городе», «Достижения
отрядов» и др.)
Для
данной программы очень важно проявление уникальности каждого участника
программы, раскрытие в нем творческого потенциала. Логика развития игрового
сюжета строится на основе логики вхождения ребенка в программу:
·
первый этап –
знакомство в рамках малой общности - отряда, выход на сцену в группе (роль
аморфна и не является главной, все участники как бы составляют конгломерат
ролей второго и третьего плана),
Страницы: 1, 2, 3
|