бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Программа летнего лагеря бесплатно рефераты

Программа летнего лагеря

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

с. Барда









Программа летнего лагеря

«Город Звезд»

Возрастной состав 7-15 лет






Автор-составитель:

Раимова Айгюль Ильдаровна

МОУ ДОД «Дом детского творчества»





с. Барда 2009

Обоснование программы


Лето – благодатная пора для социализации и интеграции ребенка, которая может вестись множеством способов. В этом направлении работают различные специалисты: психологи, педагоги, и т.д. Но никакая работа взрослых не заменит нормального полноценного общения со сверстниками, совместной деятельности, споров и ссор.

Только в общении со сверстниками ребенок ощущает себя полноценным человеком, который может не только существовать подобно растению, но и активно реализовывать свои желания, выражать себя. Коллектив сверстников является той средой, которая так необходима ребенку.

Организация общности сверстников, ориентированной на активное включение в совместную деятельность – одно из необходимых условий социализации и интеграции детей.

Летний лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции.

Форма сюжетных игр адекватна тем воспитательным задачам, которые ставит перед собой педколлектив лагеря. Данная программа строится на основе сюжетно-ролевой игры «Город ЗВЕЗД» и позволяет воспитывать в участниках лагеря такие положительные качества как ответственность за свои поступки, уважение к культуре различных общностей, воспитывает толерантность и патриотизм. Дух приключений и риска, героизма и авантюр – очень привлекателен для подростков и отвечает их стремлению к самостоятельности и независимости. Проигрывание сюжетов косвенно расширяет кругозор участников лагеря и способствует развитию интереса к творческой деятельности, самоуправлению, здоровому образу жизни.

Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра – тот естественный механизм развития, который позволяет, отождествляясь с избранным героем, действовать в воображаемой ситуации и через «уста героя» пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием.

Таким образом, множество проблем в личностном развитии, и прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.

Планирование и работа ориентирована на использование технологии непрерывного проектирования. Эта технология уже зарекомендовала себя положительно и отвечает главной цели программы – создание условий для самоактуализации детей и подростков. Действительно, следование заранее жестко установленному плану не позволяет гибко реагировать на изменения, происходящие в коллективе (отряде, лагере) и откликаться на индивидуальный темп включения ребенка в общелагерные процессы. Технология непрерывного проектирования позволит учитывать все изменения и адекватно менять конкретные мероприятия в рамках сюжета.

Ключевая идея смены – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации.


Цели смены


1.                 Создание благоприятных условий для самоактуализации детей и подростков на основе сюжетно-ролевой игры.

2.                 Выявление и развитие у подростков творческих, организаторских и лидерских качеств для дальнейшего вовлечения их в работу детских органов самоуправления Дома детского творчества.

Задачи смены

1.                 Создание микроклимата доброго общения;

2.                 Создание коллектива (коллективов – отрядов) детей, подростков и взрослых на принципах принятия, сотрудничества, творчества;

3.                 Апробация программы сюжетно-ролевой игры в условиях летнего лагеря.

4.                 Включение каждого ребенка в активное творческое участие в делах отряда и лагеря.

5.                 Создание условия для реализации творческих способностей детей.


Направления работы


1.                 Коллективно-творческая деятельность:

-                     подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей и подростков;

-                     поиск нестандартных, нетрадиционных форм работы.

2.                 Продуктивная деятельность:

-                     участие детей и подростков в работе различных классов мастерских Берендея, Оригами и т.п.;

-                     ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству лагеря.

3.                 Игровая деятельность:

-                     участие детей и подростков в деловых играх в рамках органов детского самоуправления;

-                     ежедневное проигрывание разнообразных социальных ролей в рамках реализации сюжетно-ролевой игры.

4.                 Оздоровительная деятельность:

-                     Ежедневная утренняя зарядка;

-                     Ежедневное участие детей и подростков в спортивных соревнованиях (2 часа в день)

-                     участие детей и подростков в различных классах – мастерских – фольклор, танцы и т.п.

-                     воздушные ванны и водные процедуры.

5.                 Психологическое направление:

-                     изучение психологических особенностей каждого ребенка;

-                     создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;

-                     организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.


Виды и формы деятельности


-                     коллективно-творческие дела;

-                     игровые программы, игры, конкурсы, концерты;

-                     индивидуальные и групповые беседы;

-                     психологические тренинги;

-                     командная (отрядная) работа;

-                     работа в классах – мастерских;

-                     нетрадиционные формы работы.


Основные службы, обеспечивающие полноценную жизнь Лагеря общения


Педколлектив – вожатые и воспитатели, те, кто создает смысловое поле общения, организует жизнь и совместную деятельность детей и подростков.

Выделим основные требования к педагогам Лагеря общения:

1.                 Знание основных закономерностей психического и физического развития детей подростков, основных аномалий развития, приемов первой медицинской помощи.

2.                 Умение организовать деятельность детей и подростков, построенную на принципах принятия, взаимопомощи, поддержки. Умение в отряде создать “зону ближайшего развития” для каждого ребенка. Совместно разделенная дозированная деятельность.

3.                 Умения и навыки, обеспечивающие организацию полноценного отдыха ребенка, раскрытие его возможностей.


Методическая служба


Основная цель работы – обеспечение сюжетно-содержательной стороны программы – проведение общелагерных мероприятий, отражающих сюжетно-ролевую направленность лагеря.

Второй, не менее важной целью является организация постоянно действующего семинара для вожатых, направленного на помощь вожатым в выборе адекватных ситуации и сюжету смены отрядных мероприятий.

Методическая служба возглавляется старшим воспитателем лагеря.


Алгоритм запуска игровой деятельности


1 этап – « ПРОЕКТИРОВАНИЕ», март-апрель 2009 года.

-                     Обсуждение, идеи организационного оформления содержательного проекта предполагаемой деятельности педагогической команды.

-                     Разработка идеи игровой деятельности педагогической командой и активом кружковцев.

-                     Выработка логики развития игровой деятельности по реализации выдвинутых идей:

Ø    Определение позиций, ролей, функций участников – выделение структуры управления Городом (Мэр, Советник, Председатель городской Думы и др.)

Ø    Разработка этапов игры (с учетом технологии непрерывного проектирования)

Ø    Определение промежуточных и основных предполагаемых результатов этапов игры.

-                     Разработка содержания игровой деятельности на каждом этапе развития игрового сюжета, связанного с позитивными и личностными изменениями участников:

Ø    формирование задачи этапа, исходя из предполагаемого результата:

Ø    выбор вида деятельности;

Ø    определение средств для осуществления деятельности (способы, методы, приемы);

Ø    определение средств отслеживания реального результата педагогической деятельности.

-                     Определение способов создания игровой атмосферы, игрового пространства:

Ø    Разработка необходимой символики, атрибутов игры;

Ø    Описание легенд, традиций, обычаев, законов игры;

Ø    Работа над внешним оформлением игры.

2 этап «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ», июнь 2009 года

-                     Разработка механизма запуска игровой деятельности в различных группах детей.

-                     Определение предполагаемого результата запуска игровой деятельности участников на разных уровнях:

Ø    уровень отряда;

Ø    уровень Города (всего лагеря).

3 этап – «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ» 1 июля – 20 июля 2009 года

Деятельность педагогов:

-                     Проведение диагностической работы по определению лидерского и творческого потенциала участников.

-                     Демонстрация результатов запуска игры:

Ø    Представление отрядов;

Ø    Принятие правил совместной жизнедеятельности участников игры – на уровне отрядов и произнесение клятвы жителя Города ЗВЕЗД.

-                     Отслеживание результатов запуска игры:

Ø    Анализ проводимых мероприятий и активности участия в них детей и взрослых;

Ø    Включенное наблюдение за изменениями, происходящими с участниками игровой деятельности;


Деятельность участников игры:


-                     Знакомство с предлагаемой игровой деятельностью:

Ø    Первичное знакомство с идеей игры (на отрядных сборах);

Ø    Выбор роли в соответствии с сюжетом игры (в рамках отряда– роли в съемке фильма – происходит на протяжении всего сюжета);

Ø    подробное знакомство с сюжетом игры;


-                     Демонстрация понимания и включения в игру:

Ø    определение позиций и перспектив деятельности участников (ближние, средние, дальние);

Ø    отношение к предлагаемым нормам и правилам деятельности (принятие законов);

Ø    творческое представление отрядов (уровень творческой и лидерской активности).


Механизмы реализации игрового сюжета


Погружение в сюжет происходит через :

-                     Театрализованные представления (открытие смены – прибытие Звездного десанта в Город Звезд; во всех мероприятиях поддерживается игровой сюжет через участие в них главных действующих лиц – Мэра, Советника, Председателя городской Думы, Астролога, Звездочетов, директора кинофестиваля и др.). Все мероприятия поддерживают главную сюжетную линию – участие в кинофестивале в Городе Звезд.

-                     Специальный язык: кружки и мастерские – классы, ритуалы поведения, приветствия.

-                     Оформление общелагерных стендов («Город ЗВЕЗД», «Законы и традиции», «Олимп», «Сегодня в городе», «Достижения отрядов» и др.)

Для данной программы очень важно проявление уникальности каждого участника программы, раскрытие в нем творческого потенциала. Логика развития игрового сюжета строится на основе логики вхождения ребенка в программу:

·                   первый этап – знакомство в рамках малой общности - отряда, выход на сцену в группе (роль аморфна и не является главной, все участники как бы составляют конгломерат ролей второго и третьего плана),

Страницы: 1, 2, 3