Профориентация детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях
1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
В подростковом возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Каждый
пятый подросток расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном
самоопределении. Подростка манят десятки профессий, разобраться в таком
разнообразии нелегко. Поэтому перед тем как разрабатывается программа, курс
профориентационной работы с подростками. Особое внимание следует уделять
изучению психолого-педагогических особенностей подросткового возраста.
Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся, их способностей,
интересов и наклонностей поможет педагогу эффективно спланировать учебный
процесс, дифференцированно подходить к каждому своему ученику. Такое изучение
осуществляется, как правило, эмпирическим путем, то есть в процессе общего
учета успеваемости. Наблюдение за поведением в учебное и внеучебное время, его
отношением к труду также дают возможность педагогу составить определенное
мнение о личности школьника (9).
Одна из существенных особенностей подросткового периода — бурное
физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками.
Но у разных подростков эти изменения протекают по - разному, что во многом
определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменении, происходящих в
организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного
функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной
системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная
раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но
этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.
Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу
и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально,
ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для
них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые
помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия. Правда, в ряде
случаев взрослые имеют мало возможностей для помощи подростку. Так, в
подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность
коллектива сверстников. Естественно, что «обеспечить» своего ребенка другом
родители просто не в состоянии. Это может и должен сделать только он сам.
Д.Б. Эльконин отмечает, что подростковый возраст это период с 11 до 15
лет. Ведущая деятельность - общение в системе общественно полезной деятельности
(учебной, общественно - организационной, трудовой и др.). В этом процессе
подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими
новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к
окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение
подчиняться нормам коллективной жизни (11).
В подростковом возрасте существует устойчивая тенденция детей к
самостоятельности, самоутверждению, самореализации, что ведет к укреплению и
углублению стремления растущих людей участвовать в социально признаваемых и
социально одобряемых, общественно полезных делах, обеспечивающих занятие
социально значимой позиции. Именно эта тенденция имеет определяющее значение в
развитии социальной активности подростка, актуализируя психологическую роль
полезной обществу неоплачиваемой деятельности как условия развития его
социальной сущности. С другой стороны, эта тенденция не находит достаточного
отражения в мотивах участия части подростков в социально важных делах в
общественном утверждении.
Между тем определяющая роль такой деятельности в социальном развитии
ребенка на этой ступени онтогенеза обусловливается потребностью подростка
активно участвовать в жизни общества, в утверждении себя как социально
выраженной личности. Именно эта деятельность, как показали наши многолетние
теоретические и опытно-экспериментальные исследования, создает особое
психологическое состояние подростка, обеспечивая формирование соответствующего
мотива. Ее построение предполагает создание соответствующих условий, соблюдение
определенных принципов и требований, таких как принципы общественной оценки,
всеобщности, целенаправленности, систематичности, преемственности, усложнения и
взаимосвязи, равного вовлечения детей, четкого организационного построения,
перспективности и др.
В процессе специально формируемой развернутой социально полезной
деятельности, участвуя в которой подросток осознает себя и признается
окружающими как равноправный член общества, создаются оптимальные условия для
реализации потребности в социальном признании, для усвоения социально значимых
ценностей. Самоутверждение себя как личности, самоопределение происходит у
подростка в значимой для всех, постоянно усложняющейся деятельности, где он
получает удовлетворение, от сознания своей социальной ценности. В такой
деятельности происходит развитие адекватного ей мотива — от Желания подростка
показать, проявить себя, когда другие, выступают лишь средством удовлетворения
этого желания, до мотива привнести пользу другим людям, где другие выступают
целью его деятельности. Поэтому именно развернутая социально признаваемая и
социально одобряемая деятельность, где разные ее виды (учебная работа,
физический труд, художественное творчество, спортивные, организационные дела и
др.) объединены, приобретает ведущее, значение в психическом развитии
подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом, аккумулируя
общественную сущность ребенка. При этом личность формирует не само по себе
участие в такой деятельности, а позиция растущего человека как самостоятельного
и ответственного участника этой деятельности (5).
Включение в полезную обществу неоплачиваемую деятельность обеспечивает
развитие у детей к старшему подростковому возрасту положительного отношения к
любому социально необходимому труду, потребность в этом труде, способность и
готовность к нему. А на основе такой готовности к функционированию в обществе
формируется осознанное стремление подростка применить свои возможности,
проявить себя, внести свой вклад в общее депо, обостряя потребность в
личностном, в том числе и профессиональном самоопределении.
Развивающаяся и удовлетворяющаяся в общественно полезной деятельности
потребность подростка в признании его «Я» со стороны общества, в реализации
себя для других, перерастает в потребность самореализации, что ведет к
«повороту на себя» — на построение своих жизненных планов, определение своей
личностной и профессиональной перспективы. Данное положение позволяет
осуществлять наиболее активное воздействие на развитие
мотивационно-потребностной сферы растущего человека, который на протяжении
подросткового периода проходит большой путь от приобщения себя к обществу в 10
- 11 лет, через самоопределение в общественно значимых делах в 12- 13
лет, до выбора определенной социальной позиции в 14—15 лет.
Одна из главных особенностей подросткового возраста –
смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самых
важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении
от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от
установленных ими правил и порядков. В подростковом возрасте проявляются
способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им,
поддержать их горе или радость. В подростковом возрасте возникают проблемы с
родителями, главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не
успевают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной
стороны ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой
стороны он претендует на большую самостоятельность в решении каких-то дел и
проблем (9).
Итак, подростковый возраст выступает как важный момент социального
развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное
развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» происходит
тогда, когда подросток получает возможности не только обратить на себя
внимание, проявить себя, но и увидеть свое «Я» в оценке других людей,
почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм
выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей
исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его
деятельности как формы выражения сознания, самосознания, личностного
самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в
социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества. Внешне
задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку социально признаваемая и
социально одобряемая полезная обществу деятельность формирует адекватную ей
мотивационно-потребностную сферу, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям
растущего человека, его потенциям, с другой — представляет ему практику для
развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности.
1.3 Анализ опыта работы по профориентации в условиях
общеобразовательного учреждения
При изучении особенностей профориентации в условиях общеобразовательного
учреждения, интересен, становится опыт профориентационной работы проводимой в
г. Оренбурге в МОУ «Средней общеобразовательной школе № 78», располагающейся по
адресу ул. Новая 23/3. Профориентационную работу в этом учреждении ведется
постоянно, при её организации задействованы многие сотрудники школы, такие как
социальный педагог, психолог, классный руководитель и т.д. МОУ СОШ № 78 тесно
сотрудничает с представителями Оренбургской областной биржей труда и
представителями промышленных предприятий, занимающихся производством продукции
на территории г. Оренбурга.
В рамках профориентационной работы разработан и используется курс
профориентационных занятий «Путь к успеху». При составлении программы
учитывается, что знания, приобретаемые в школе, никогда не станут значимыми для
ученика, если он не видит практического применения своим навыкам и умениям, не
видит и не понимает, зачем ему это нужно. Именно поэтому профориентация,
понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и
личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем
он вообще учится, тем самым, повышая мотивацию к обучению, к самопознанию и
саморазвитию. Таким образом, основной задачей профориентационной программы
«Путь к успеху» является грамотно построенная профориентационная работа,
которая позволяет решать многие насущные проблемы воспитания, особенно в
старших классах (9).
Каждый урок, разработанный социальным педагогом и психологом школы,
рассчитан на 40-45 минут. Это позволяет психологу подстроиться под общий режим
работы школы, занятия в данном случае проводятся в любом свободном учебном
кабинете, в любое время дня.
При разработке занятий активно используется различный литературный
материал: метафоры, притчи, эпиграфы, различные литературные тексты. Работа с
данным материалом позволяет развить умение анализировать, обобщать, грамотно
строить и высказывать собственные мнения и представления, позволяет развивать
критическое мышление
Разработанный курс ориентирован на актуализацию профессионального
самоопределения школьников и предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования
и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом,
чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для подростков, а также,
чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и
осмысленного действия при решении проблем самоопределения.
Вся профориентационная работа в школе состоит из нескольких компонентов
(12).
Компоненты профориентационной работы проводимой в школе:
- формирование профессионального опыта и профессиональной направленности
учеников в учебно-воспитательном процессе;
- ознакомление с профессиями, профессиональными учебными заведениями
(профессиональная информация), и формирование у учеников мотивов выбора
профессии;
- организация практической деятельности в соответствии с особенностями
учеников, с требованиями избранной профессии (профессиональная активизация);
- консультационная помощь ученикам при профессиональном самоопределении;
- изучение личности ученика;
- управление мотивацией выбора профессии.
- работа учителей, психологов, социальных педагогов по профориентологии с
учениками;
- проверка успехов ученика в избранной профессии;
- предоставление помощи ученикам при вступлении в вузы, профессиональные
учебные заведения (17).
При проведении занятий курса используются различные формы и методы
работы:
- игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации,
актуализируют проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дают
возможность наблюдать их «здесь и сейчас»;
- работа с научными и публицистическими текстами (самостоятельное чтение
и организация понимания через обсуждение в группах);
- дискуссии, беседы, групповая работа, интерактивные лекции;
- профориентационные игры;
- проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации;
- проведение диагностических методик с последующим обсуждением результатов;
- индивидуальные задания даются для углубления знаний из отдельных
вопросов с целью повышения заинтересованности учеников к определенным областям
знаний, расширения представлений, о возможностях использования своих
способностей и наклонов;
- проводятся конкурсы «Лучший в профессии», соревнование широко
используется и на уроках и при организации внеклассной работы. Их целью
являются выявления учеников, которые имеют наклоны и способности к определенной
профессии. Такие конкурсы активизируют познавательную деятельность школьников
на уроках и во внеурочное время, углубляют их знание, совершенствуют умение и
навыки как общего, так и профессионального, характера, развивают у них
профессиональные интересы и стимулируют творческий потенциал;
- создаются вечера техники, недели художественного творчества,
посвященные рассмотрению определенных категорий профессии;
- подготовка рефератов, альбомов, фотомонтажей, о профессиях способствует
расширению знаний о профессиях, где ученики самим придется подбирают
необходимый материал. Преподаватель помогает ученику сформулировать тему
реферата, составить план, подсказать, где можно найти литературу по данному
вопросу;
- создаются клубы будущих специалистов. Деятельность таких клубов организована
так, чтобы каждый подросток мог получить нужную информацию, иметь возможность
общаться со своими единомышленниками, успешно реализовывать свои способности и
умения;
- участие в кружках за интересами.
Кружки выполняют три основных задания:
- знакомят молодых людей со специальностями своего профиля, развивают их
способности и интересы путем углубления знаний, умений, навыков;
- применяют современные достижения в области науки, техники, искусства,
раскрывают перспективы научных исследований и их значение для общества;
- обнаруживать возможности учеников, обращая внимание на их физическое и
психическое состояние;
Профориентационное занятие в рамках курса «Путь к успеху» не сводиться к
передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни. Обучение
формирует способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно
меняющихся обстоятельствах (10).
При проведении профориентации с подростками, социальный педагог выделяет
несколько проблем, с которыми им приходится сталкиваться в рамках
запланированных мероприятий.
Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться социальному педагогу при
проведении занятий в начале курса является отсутствие учебной мотивации
учащихся и, как следствие – непосещение курса, т.к. он является необязательным
и безоценочным. На этом этапе продолжается работа проведения
профориентационного просветительства. Действенной формой просветительства
являются тематические вечера. При этом значимыми являются не только сами
вечера, но и подготовка к ним, которая оказывает большое воспитательное влияние
на учеников, формирует в них ответственность, навыки самостоятельной
работы.
Основными формами внеклассной и внешкольной работы, которые могут быть
эффективно использованы для реализации профориентационних целей, являются:
- массовые формы – вечера, встречи, конференции, конкурсы, клубы,
выставки, олимпиады;
- групповые формы – беседы, экскурсии, кружки, секции, факультативы;
- индивидуальные формы – подготовка рефератов, внеклассное чтение,
коллекционирование, подготовка и выступления, с докладами, самостоятельные
занятия.
Внеклассная работа с учениками средних классов носит побудительный
характер. При проведении профориентационной работы на данном этапе вызывается познавательный
интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирования
социальных установок, и вместе с тем начинается профориентация.
Наиболее эффективный путь развития учебной мотивации в профориентации
подростков происходит путем активизации творческого мышления. Ситуации,
предполагающие проявление нестандартности, создания абсолютно нового продукта -
способ повышения интереса к учебе. С опытом творческой деятельности связано
формирование определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в
готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, уверенность, свобода
мышления и суждений, широкую социальную ориентировку в окружающем, непохожесть
на других и многое другое. Именно в творческой деятельности между людьми
возникают отношения, предполагающие терпимость, уважение к мнению других,
готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Творчество
порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к
изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте. В результате подросток оказывается
в состоянии, учитывая личные склонности и предпочтения, самостоятельно сделать
ответственный выбор из большого числа возможностей, а не жить по написанному за
него сценарию.
Страницы: 1, 2, 3
|
|