Профориентация детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях
Профориентация детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность и
содержание профориентации подростков
1.2 Психолого-педагогические
особенности подросткового возраста
1.3 Анализ опыта
работы по профориентации в условия общеобразовательного учреждения
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1 Реализация
программы по профориентации подростков
2.2 Оценка
результатов по профориентации подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога в
условиях общеобразовательного учреждения является профориентационная работа с
учениками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации
личности подростка.
Одним из направлений работы социального педагога по социальной адаптации
детей, по подготовке их к взрослой жизни, а так же направленная работа по
развитию личности является профориентация учащихся. Профессиональная ориентация
рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы
своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации
духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных
планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала.
Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов
самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и
проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных
учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.
Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста
в общеобразовательных учреждениях занимались такие отечественные ученые как А.К.
Маркова, Г.С. Прыгин, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников, Т.В. Кудрявцев и другие. Обращаясь
к трудам зарубежных ученых, были изучены основные позиции П.С. Лернер, Л.
Хьёлл, которые рассматривали данную проблему и подчеркивали важность профориентационной
работы для формирования личности подростка.
Анализ теоретических подходов реальных ситуаций педагогической
действительности по проведению профориентационных мероприятий среди подростков
в общеобразовательных учреждениях обусловили проблему исследования: каковы
наиболее оптимальные пути осуществления профориентации подростков, способствующих
развитию личности, её профессиональных ценностей и знаний в общеобразовательном
учреждении.
Проблема, в её целостности и взаимосвязи, определила выбор темы
настоящего исследования: «Профориентация детей подросткового возраста в
общеобразовательных учреждениях».
Цель исследования: выявить социально-педагогические условия профориентации
детей подросткового возраста в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования: деятельность общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: процесс профориентации детей подросткового
возраста.
Задачи:
1)
Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2)
Определить психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
3)
Разработать и реализовать на практике мероприятия направленные на
профориентацию детей подросткового возраста.
Методы исследования: наблюдение, системный анализ и синтез,
метод экспертных оценок.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия
№ 5».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность и содержание профориентации подростков
Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога в общеобразовательном
учреждении с детьми является профориентационная работа, которая призвана
способствовать решению вопросов социализации личности подростка. Поэтому необходимым
условием общеобразовательного учреждения по социальной адаптации детей, по
подготовке их к взрослой жизни является профориентация учащихся.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
вступила в действие программа по модернизации российского образования на период
до 2010 года. Большое внимание в концепции этой программы уделяется внедрению
системы профессионального образования в школе, направленной на создание системы
специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и
социализацию обучающихся, в том числе и с учетом потребностей рынка труда.
История появления некоторых элементов оценки профориентации человека
уходит в глубину веков (1).
Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий
направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с
желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом
потребностей в специальностях на рынке труда.
Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к
свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как
индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного
распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Существует две формы профориентации. Профориентация на узкой базе,
состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся
раскрывают все особенности предстоящей им деятельности. Профориентация на
широкой базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не
сделавших свой выбор с миром профессий.
Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
- ознакомление с миром профессий;
- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
- ознакомление с правилами выбора профессии;
- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс
социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь
сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая
себе профессию и место в социальной структуре общества.
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении
удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой
деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями,
способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах
определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов
выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть
свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя
только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение
принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к
несбалансированности в профессиональной структуре кадров (2).
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности
личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно
искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил
самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы
родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во
время практики и многое другое.
Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы
личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере
роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в
общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность
в жилье, отдыхе и т.п.
Профориентация, выполняющая функции профессиональное подготовки
предполагает два пути его получения – самообразование или обучение в
образовательных учреждениях профессионального образования. Успех
профессионального образования определяет такой важный психологический момент
как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной
профессии (3).
Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних
ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой
самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор
профессии – это не моментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов,
сливающихся в один процесс. Продолжительность этапов зависит от:
- внешних условий;
- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как
профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею
начинается с профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение
является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта
деятельности.
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь
период профессиональной деятельности личности: от возникновения
профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Формирование профессионального самоопределения происходит на основе
освоения социального опыта личности с включением этого опыта в
«профессиональное Я» личности.
Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания.
Г.С. Прыгин считает, что профессиональное самоопределение – это осознание
человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В.А. Алексеев
делает основной акцент в профессиональном самоопределении на познании и
самооценки профессиональных качеств и отношении к ним. Л.А. Головей трактует
это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную
задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной
деятельности (4).
Подобные интерпретации термина «профессиональное самоопределение» не
противоречат друг другу, а взаимодополняют, отражая различные аспекты этого
широкого понятия.
По мнению А.К. Марковой профессиональное самоопределение включает:
- осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов
для осознания своих качеств;
- осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким
абстрактом или конкретным коллегой;
- учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
- самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя,
своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и
оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на
профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;
- положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных
качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции» (5).
Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его
детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные
профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если
внимательно присмотреться к этим играм, можно заметить, что дети в них легко и
охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов
профессиональной деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в
ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю
дальнейшую жизнь человека.
Е.Ю. Пряжниковой были выделены основные задачи профессионального
самоопределения:
- формирование общей готовности к самоопределению;
- а для подростков и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе
профессии (6).
Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного
процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа
детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С
одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой –
система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном
выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние
школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора
профессии.
Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана
обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования
учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей,
непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа
профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий
спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность
«черпает» мотивы и цели своей деятельности.
Профориентационную работу в школе можно разделить на фазы, которые
предопределены не только общими целями профессиональной ориентации, но и
динамикой профессиональной ориентации самого ученика:
- подготовительная фаза (ранняя профориентация). В этот период в рамках
профориентацийной работы происходит изучение ученика, ему прививают интерес и
любовь к труду. Этого можно достичь путем включения детей в разные виды игровой
и учебной деятельности.
- фаза формирования – период, когда у ученика возникает актуальный
интерес к выбору профессии. С помощью специальных мероприятий в школе ученикам
прививают мотивы выбора разных специальностей и профессий;
- направляющая фаза – продолжается формирование мотивов выбора профессии
у учеников, которые еще сомневаются в выборе профессии;
- фаза закрепления – период после выбора учеником профессии. Цель этой
фазы – продлить формирование профессиональных интересов, создать условия для
реализации выбора ученика, адаптации, в профессиональной среде.
У подростков часто изменяется интерес к профессии. Это может происходить
в результате влияния внешних факторов, например, когда ученики получают
неправильное представление о содержании труда или о перспективах профессии, или
же недостаточно объективно оценивают свои возможности, игнорируют свои
психофизиологические особенности и переоценивают свои силы. В связи с этим главной
целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у
школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению,
корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального,
жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени
и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной
профессиональной деятельности
Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности,
он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть
определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна
подготавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей
будущей профессии.
При работе с подростками в общеобразовательном учреждении основными
заданиями профориентации является воспитание трудолюбивости, стимулирования к
сознательному выбору труда, развития творческих способностей учеников,
ознакомления их, с разными видами профессиональной деятельности. Происходит
постепенное осложнение профориентационного материала: например, если в младших
классах ученики получают общее понятие о профессиях, то в работе с подростками эти
сведения расширяются (рассказывают о значении профессии в обществе, историю ее
развития, о содержании труда данной профессии, продукцию, но др.). Учеников
знакомят с условиями труда, объемом специальных и общих знаний, умений и
навыков, которыми должен овладеть специалист выбранной профессии, гигиенической
характеристикой профессии, психофизиологическими требованиями профессии, к
человеку, системой подготовки и повышения квалификации кадров данной профессии
(7).
Нередки случаи, когда попытки найти себя в период учебы заканчиваются
неудачно, и в этом большую роль играет известная оторванность школы от жизни,
учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе трудовой
деятельности, человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в
школе, ему не пригодилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать
самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками
школьных программ. Это еще раз свидетельствует о том, что использование в
учебном процессе единых программ нерационально и несовременно, что
определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы,
цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики учащихся. Кроме
того, социальному педагогу следует ориентировать себя не только на формирование
у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных
способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на
поставленные жизнью вопросы. Преодоление иждивенческих установок, то есть,
когда учеба в школе или другом учебном заведении будет осознаваться учащимся
как вид деятельности, как труд, будет способствовать формированию качеств и
свойств личности, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную
ориентацию (8).
Таким образом, сущность профориентации подростков заключается в её
функциях, основной функцией профориентации является профессиональная подготовка
и профессиональное самоопределение подростков в общеобразовательном учреждении.
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном
формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному
построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального
развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько этапов (фаз),
которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой
профессиональной ориентации самого ученика. Профориентация призвана обеспечить
решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся,
пробуждение профессионального интереса и склонностей к той или иной профессии.
Страницы: 1, 2, 3
|