бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профориентационная работа с подростками и студентами бесплатно рефераты

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность»

Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию»: «полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни» (49, с. 45-57).

Проведение профориентации — это осуществление широкой программы действий. А.К.Маркова выделяет следующие основные этапы этой программы (23):

- необходимо иметь описание и классификацию профессий, а также профессиограммы отдельных профессий, включающих подробное описание ее сторон - предмета труда в профессии, задач, условий труда, производственных отношений, средств, орудий труда, характера результатов. Особо следует указать условия труда и характеристики результата, требующие от человека значительных психологических усилий. Знакомя школьников с профессиями, важно увязать эту работу с реальными потребностями специалистов в данном регионе;

- надо опереться далее на подробное изложение требований к субъекту труда - психограмму, то есть на описание сочетания необходимых для данной профессии профессионально важных качеств (ПВК). Особо надо указать те качества, которые обусловлены природными особенностями человека, мало меняются в течение жизни и отсутствие которых может быть основанием для невыбора профессии. Следует отметить те психологические качества, которые являются противопоказанием к профессии и не совместимы с ней (например, нелюбовь к детям у педагога, замедленная реакция у водителя). Важно изложить те психологические качества, и даже тип личности, которые могут развиться в ходе осуществления труда в данной профессии;

- необходимо собрать данные психологического обследования, беседы о человеке, выбирающем профессию. Важно выявить, понимает ли молодой человек социальную значимость профессии, ее место в обществе, а также какой стиль жизни связан с данной профессией. Целесообразно изучить профессиональные намерения, интересы, склонности этого конкретного человека, состояние его профессионального сознания (понимание качеств профессионала в данной профессии) и самосознания (выявление наличия этих качеств и возможностей у себя), историю его выбора профессии и этапы, подводящие к этому, объективную картину мотивационной и операциональной сфер его психического развития;

- необходимо располагать приемами помощи человеку в понимании самого себя как целостной личности с осознанием своей мотивационной сферы (интересов, склонностей, притязаний, ожиданий) и операциональной сферы (знаний, умений, способностей, типа мышления), своих преимуществ и недостатков, того, что может помочь и помешать его работе в данной профессии;

- целесообразно использовать ряд процедур профконсультации; выяснение альтернатив в профессиях, облегчение выбора среди них и поиска профессий среди других; соотнесение профессий с возможностями выбирающего человека; приемы развития у человека «ощущения профессии», которая принесет ему максимальный профессиональный успех и удовлетворение в жизни.

            Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

            Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

            Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.

            Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

            Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.


Дьяченко Юрий Васильевич

Заключение

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Подростки существенно отличаются друг от друга как по темпераменту и по характеру, так и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

В профессиональной ориентации принято выделять несколько основных этапов:

1.      Профессиональное просвещение.

2.      Профессиональную консультацию.

3.      Профессиональную адаптацию - психологическое привыкание к профессии.

Несколько подробнее эти этапы можно описать так:

1)                              профессиональное просвещение – обеспечение школьников информацией о мире профессий, учебных заведений, возможностях профессиональной карьеры;

2)                              профессиональное воспитание – формирование у школьников трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

3)                              профессиональное консультирование школьников и родителей по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

4)                              профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая перевыбор профессии и профессиональную переподготовку.


1. Профориентация - научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны, отдельной отрасли, экономического региона, города.

2. Различают групповую и индивидуальные формы профориентации. Основные методы профориентации: беседа; рассказ; анкетирование; консультация; игра.

3. Особенности профориентации подростка заключаются в том, что именно в этом возрасте у учащихся формируются отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. В то же время подросток не готов взять на себя ответственности за профессиональное и личностное самоопределение, ему требуется компетентный профессиональный совет, дополнительная опора в своем важном жизненном выборе.

Литература:

1.       Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов Вузов. – Москва, 2001.

2.       Айзенк, Ганс. Проверьте свои способности. – М.: Педагогика, 1992.

3.       Александров И.А., Буртоликова З.Г. Алгоритм обучения или структурно-функциональный анализ процесса обучения // Некоторые проблемы обучения. – Москва, 1990.

4.       Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: «Наука», 1977.

5.       Байхер В.М, Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

6.       Баранник О.С., Маринина Г.И. Основы кардинальной психологии: методическое пособие. – СПб: «АБРИС», 2001.

7.       Батаршев А.В. Диагностика способности к общению – СПб.: Питер, 2006.

8.       Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.

9.       Битянова М. Свободная деятельность.//Школьный психолог. - №46.-2000.-С.8.

10.   Битянова М. Свободная деятельность.//Школьный психолог. - №47.-2000.-С.6.

11.   Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

12.   Гинзбург М.Р. Путь к себе. – М.: Педагогика, 1991.

13.   Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.: «Наука», 1970.

14.   Деятельность: теория методология, проблемы./Сост. Калавин И.Т. - М.: Политиздат, 1990.

15.   Дубровина И.В. Практическая психология образования.– М.:ТЦ “Сфера”,1998.

16.   Зедгенизова Л.В. Использование методики ШТУР в работе практического психолога образования. – Коломна: КГПИ, 2001.

17.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2003.

18.   Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. Библиотека журнала “Директор школы”. – 1999 г. - №6.

19.   Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр.-пед. техникумов. – М.: Высш. шк., 1989.

20.   Кашапов. Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала – Ижевск: Удм. ун-т, 2000.

21.   Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

22.   Кравцова Н.А., Залевский Г.В., Лозовик Л.А. Избранные вопросы клинической психологии. – Т. 2. – Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии /. – Владивосток: Медицина ДВ, 2008.

23.   Куница Г.С., Саенко А.С., Тимошко Г.В. Юноши и девушки о прошлом, настоящем и будущем// Вестник ДНАСА – 2005-4 (52) - с.205-208.

24.   Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002.

25.   Образование в современном мире: состояние и тенденции развития: [Сб. ст.] / Под ред. М.И. Кондакова. – М.: Педагогика, 1986.

26.   О профессиональной ориентации молодежи//Отдел кадров-№3(14)-01.03.2002.

27.   Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: РОУ, 1996.

28.   Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.: «Наука», 1972.

29.   Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.

30.   Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.

31.   Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: НПО: «Модэк», 2002.

32.   Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО,2005.- 288с.

33.   Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Издательство “Первое сентября”,2004.

34.   Психодиагностичексие методики. – Ленинград, 1976.

35.   Психодиагностические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. – М.: «Наука», 1980.

36.   Психологические и психофизические особенности студентов. / Под ред. Н.М. Бейсахова. – Казань, 1977.

37.   Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. / Под ред. А. Коссаковски. – М.: Педагогика, 1981.

38.   Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Г.С. Никифоровой. – СПб, 1991.

39.   Психологическое сопровождение выбора профессии. / Под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.

40.   Психология индивидуальных различий: тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романовой. – М.: 1982.

41.   Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. – М.: «Наука», 1980.

42.   Пустовая Е.Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы // Информационно-методический, дидактический журнал «Имидж»-№2-март-2002.

43.   Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005.

Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис, 2002.

44.   Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.

45.   Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.

46.   Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

47.   Рядин С.Е. Анализ форм организации учебного процесса в вузах // Основные результаты исследования НИИ высшего образования в 1989 г. – М., 1990.

48.   Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меньшиков А. П. и др. Профессиональная ориентация молодежи. – М.: Высшая школа, 1989.

49.   Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004.

50.   Теория, методология и практика научного и техническго творчества: материалы междунар. нучно-практ. конф.//– Одесса: МОУ ОПУ–сентябрь–1993.

51.   Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1.

52.   Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

53.   Центр психологии и педагогики. Сборник тестов. Выпуск № 1. Профориентация. – Волгоград, 1995.

54.   Гаврилов Е.В., Гудзинський М.М., Горбунова Ю.М. Модель взаємодії компонентів в системі викладач-студент у замкненому стані // Проблеми вищої школи. Республіканський науково-методичний збірник. – К.: Вища школа, 1994.

55.   Гоне Жак. Освіта і засоби масової інформації. – К., 2007.

56.   Козаков В.А. Психолого-педагогічна підготовка фахівців у непедагогічних університетах: методологія та практика./Монографія. – К.: НІЧЛАВА, 2003.

57.   Красновський В.М. Сучасні моделі освіти і глобалізація освітнього простору // Практикум соціологічної та соціальної роботи, 2007.

58.   Трофімов Ю.Л. (за ред.) та ін. Психологія: Підручник – К.: Либідь, 2001.

59.   Савчин М. В., Василенко Л. П. Вікова психологія: Навч. Посіб. – К.: Академвидав, 2006.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5