Профориентационная работа с подростками и студентами
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с
такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление,
самотрансценденция, самосознание. При этом многие ученые связывают
самореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой деятельностью, с
работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя
«через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с
делом, которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется
через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл
самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою
индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную
сущность»
Е. А. Климов выделяет два уровня
профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и
самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса
человека).
Самоопределение предполагает не только
«самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей —
«самотрансценденцию»: «полноценность человеческой жизни определяется через его
трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя",
а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей
своей жизни» (49, с. 45-57).
Проведение
профориентации — это осуществление широкой программы действий.
А.К.Маркова выделяет следующие основные этапы этой программы (23):
- необходимо иметь описание и классификацию профессий,
а также профессиограммы отдельных профессий, включающих подробное описание ее
сторон - предмета труда в профессии, задач, условий труда,
производственных отношений, средств, орудий труда, характера результатов. Особо
следует указать условия труда и характеристики результата, требующие от человека
значительных психологических усилий. Знакомя школьников с профессиями, важно
увязать эту работу с реальными потребностями специалистов в данном регионе;
- надо опереться далее на подробное изложение
требований к субъекту труда - психограмму, то есть на описание сочетания
необходимых для данной профессии профессионально важных качеств (ПВК). Особо
надо указать те качества, которые обусловлены природными особенностями
человека, мало меняются в течение жизни и отсутствие которых может быть
основанием для невыбора профессии. Следует отметить те психологические
качества, которые являются противопоказанием к профессии и не совместимы с ней
(например, нелюбовь к детям у педагога, замедленная реакция у водителя). Важно
изложить те психологические качества, и даже тип личности, которые могут
развиться в ходе осуществления труда в данной профессии;
-
необходимо собрать данные психологического обследования, беседы о человеке,
выбирающем профессию. Важно выявить, понимает ли молодой человек социальную
значимость профессии, ее место в обществе, а также какой стиль жизни связан с
данной профессией. Целесообразно изучить профессиональные намерения, интересы,
склонности этого конкретного человека, состояние его профессионального сознания
(понимание качеств профессионала в данной профессии) и самосознания (выявление
наличия этих качеств и возможностей у себя), историю его выбора профессии и
этапы, подводящие к этому, объективную картину мотивационной и операциональной
сфер его психического развития;
-
необходимо располагать приемами помощи человеку в понимании самого себя как
целостной личности с осознанием своей мотивационной сферы (интересов,
склонностей, притязаний, ожиданий) и операциональной сферы (знаний, умений,
способностей, типа мышления), своих преимуществ и недостатков, того, что может
помочь и помешать его работе в данной профессии;
-
целесообразно использовать ряд процедур профконсультации; выяснение альтернатив
в профессиях, облегчение выбора среди них и поиска профессий среди других;
соотнесение профессий с возможностями выбирающего человека; приемы развития у
человека «ощущения профессии», которая принесет ему максимальный
профессиональный успех и удовлетворение в жизни.
Система профориентации является подсистемой общей системы
трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель
которых – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех
творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего
поколения. Она реализуется решением комплекса задач, обеспечивающих
профессиональное самоопределение учащихся.
Профориентация, являясь целостной
системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных
общностью целей, задач и единством функций. Организационно – функциональная
подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за
подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи
и функциональные обязанности на основе принципа координации.
Логико-содержательная
подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и
склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная
консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.
Личностная подсистема –
личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития
профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией,
т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в
профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей
системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и
умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической
культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях,
особенностях характера.
Процесс профессионального
самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой,
общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной)
деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической
культуры.
Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о
процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы
действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её
совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной
частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.
Дьяченко Юрий Васильевич
Заключение
Подростковый
возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий
собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период,
поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные
установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте
стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным
стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание,
самовыражение и самоутверждение.
Подростки
существенно отличаются друг от друга как по темпераменту и по характеру, так и
по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью
самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного
пути. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального
самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать
для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося
психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются
отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в
соответствии с выбранной профессией.
В профессиональной ориентации принято
выделять несколько основных этапов:
1.
Профессиональное просвещение.
2.
Профессиональную консультацию.
3.
Профессиональную адаптацию - психологическое
привыкание к профессии.
Несколько подробнее эти этапы можно описать так:
1)
профессиональное просвещение – обеспечение
школьников информацией о мире профессий, учебных заведений, возможностях
профессиональной карьеры;
2)
профессиональное воспитание – формирование у
школьников трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности,
способностей и склонностей;
3)
профессиональное консультирование школьников и
родителей по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения
профессиональной подготовки;
4)
профессиональное развитие личности и поддержку
профессиональной карьеры, включая перевыбор профессии и профессиональную
переподготовку.
1.
Профориентация - научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и
самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные
особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения
трудовых ресурсов в интересах страны, отдельной отрасли, экономического региона,
города.
2.
Различают групповую и индивидуальные формы профориентации.
Основные методы профориентации: беседа; рассказ; анкетирование; консультация;
игра.
3. Особенности профориентации
подростка заключаются в том, что именно в этом возрасте у учащихся формируются
отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в
соответствии с выбранной профессией. В то же время подросток не готов взять на
себя ответственности за профессиональное и личностное самоопределение, ему
требуется компетентный профессиональный совет, дополнительная опора в своем
важном жизненном выборе.
Литература:
1.
Абрамова Г.С. Возрастная
психология: учебник для студентов Вузов. – Москва, 2001.
2.
Айзенк, Ганс. Проверьте
свои способности. – М.: Педагогика, 1992.
3.
Александров И.А.,
Буртоликова З.Г. Алгоритм обучения или структурно-функциональный анализ
процесса обучения // Некоторые проблемы обучения. – Москва, 1990.
4.
Артемьева Т.И.
Методологический аспект проблемы способностей. – М.: «Наука», 1977.
5.
Байхер В.М, Бурлачук Л.Ф.
Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.
6.
Баранник О.С., Маринина
Г.И. Основы кардинальной психологии: методическое пособие. – СПб: «АБРИС»,
2001.
7.
Батаршев А.В. Диагностика
способности к общению – СПб.: Питер, 2006.
8.
Битянова М.Р. Организация
психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.
9.
Битянова М. Свободная
деятельность.//Школьный психолог. - №46.-2000.-С.8.
10.
Битянова М. Свободная
деятельность.//Школьный психолог. - №47.-2000.-С.6.
11.
Божович Л.И. Избранные
психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная
педагогическая академия, 1995.
12.
Гинзбург М.Р. Путь к себе.
– М.: Педагогика, 1991.
13.
Гуревич К.М.
Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.:
«Наука», 1970.
14.
Деятельность: теория
методология, проблемы./Сост. Калавин И.Т. - М.: Политиздат, 1990.
15.
Дубровина И.В.
Практическая психология образования.– М.:ТЦ “Сфера”,1998.
16.
Зедгенизова Л.В.
Использование методики ШТУР в работе практического психолога образования. –
Коломна: КГПИ, 2001.
17.
Ильин Е.П. Мотивация и
мотивы. – СПб: Питер, 2003.
18.
Исследовательская
деятельность в школе: опыт, поиски, решения. Библиотека журнала “Директор
школы”. – 1999 г. - №6.
19.
Казаков В.Г., Кондратьева
Л.Л. Психология: Учебник для индустр.-пед. техникумов. – М.: Высш. шк., 1989.
20.
Кашапов. Р.Р. Курс
практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха:
Учебное пособие для высшего управленческого персонала – Ижевск: Удм. ун-т,
2000.
21.
Ковалев С.В. Подготовка
старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники: Кн. Для учителя. – М.:
Просвещение, 1991.
22.
Кравцова Н.А., Залевский
Г.В., Лозовик Л.А. Избранные вопросы клинической психологии. – Т. 2. –
Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии /. –
Владивосток: Медицина ДВ, 2008.
23.
Куница Г.С., Саенко А.С.,
Тимошко Г.В. Юноши и девушки о прошлом, настоящем и будущем// Вестник ДНАСА –
2005-4 (52) - с.205-208.
24.
Митина Л.М. Психология
развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002.
25.
Образование в современном
мире: состояние и тенденции развития: [Сб. ст.] / Под ред. М.И. Кондакова. –
М.: Педагогика, 1986.
26.
О профессиональной
ориентации молодежи//Отдел кадров-№3(14)-01.03.2002.
27.
Петровский А.В. Психология
о каждом и каждому о психологии. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: РОУ, 1996.
28.
Платонов К.К. Проблемы
способностей. – М.: «Наука», 1972.
29.
Практическая психология
образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных
заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.
30.
Пряжников Н.С. Активные
методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.
31.
Пряжников Н.С. Методы
активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: НПО:
«Модэк», 2002.
32.
Пряжников Н.С.
Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). –
М.:ВАКО,2005.- 288с.
33.
Пряжников Н.С. Пряжникова
Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. –
М.: Издательство “Первое сентября”,2004.
34.
Психодиагностичексие
методики. – Ленинград, 1976.
35.
Психодиагностические
исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. – М.: «Наука», 1980.
36.
Психологические и
психофизические особенности студентов. / Под ред. Н.М. Бейсахова. – Казань,
1977.
37.
Психологические основы
формирования личности в педагогическом процессе. / Под ред. А. Коссаковски. –
М.: Педагогика, 1981.
38.
Психологическое
обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Г.С. Никифоровой. – СПб,
1991.
39.
Психологическое
сопровождение выбора профессии. / Под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский
психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
40.
Психология индивидуальных
различий: тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романовой. – М.: 1982.
41.
Психофизиологические
исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. – М.: «Наука», 1980.
42.
Пустовая Е.Н.
Профориентация: проблемы, опыт, перспективы // Информационно-методический,
дидактический журнал «Имидж»-№2-март-2002.
43.
Резапкина Г.В. Отбор в
профильные классы. – М.: Генезис, 2005.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис,
2002.
44.
Резапкина Г.В. Я и моя
профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков:
Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис,
2000.
45.
Рогов Е.И. Выбор
профессии: Становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.
46.
Рогов Е. И. Настольная
книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
47.
Рядин С.Е. Анализ форм
организации учебного процесса в вузах // Основные результаты исследования НИИ
высшего образования в 1989 г. – М., 1990.
48.
Сазонов А. Д., Калугин Н.
И., Меньшиков А. П. и др. Профессиональная
ориентация молодежи. – М.: Высшая школа, 1989.
49.
Самоукина Н.В. Психология
и педагогика профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004.
50.
Теория, методология и
практика научного и техническго творчества: материалы междунар. нучно-практ.
конф.//– Одесса: МОУ ОПУ–сентябрь–1993.
51.
Теплов Б.М. Избранные
труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1.
52.
Фельдштейн Д.И. Проблемы
возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая
академия, 1995.
53.
Центр психологии и
педагогики. Сборник тестов. Выпуск № 1. Профориентация. – Волгоград, 1995.
54.
Гаврилов Е.В., Гудзинський
М.М., Горбунова Ю.М. Модель взаємодії компонентів в системі викладач-студент у
замкненому стані // Проблеми вищої школи. Республіканський науково-методичний
збірник. – К.: Вища школа, 1994.
55.
Гоне Жак. Освіта і засоби
масової інформації. – К., 2007.
56.
Козаков В.А.
Психолого-педагогічна підготовка фахівців у непедагогічних університетах:
методологія та практика./Монографія. – К.: НІЧЛАВА, 2003.
57.
Красновський В.М. Сучасні
моделі освіти і глобалізація освітнього простору // Практикум соціологічної та
соціальної роботи, 2007.
58.
Трофімов Ю.Л. (за ред.) та
ін. Психологія: Підручник – К.: Либідь, 2001.
59.
Савчин М. В., Василенко Л.
П. Вікова психологія: Навч. Посіб. – К.: Академвидав, 2006.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|