Профориентационная работа с подростками и студентами
Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее
соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной
деятельности человека можно выделить следующие ценности:
·
Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной
среде;
·
Авторитет в трудовом коллективе;
·
Признание родных, знакомых, друзей;
·
Самосовершенствование и самовыражение – интересная
работа;
·
Применение своих знаний, умений, способностей;
·
Творческий характер труда;
·
Материально-практические, утилитарные ценности - хороший
заработок;
·
Должность, удовлетворяющая личность, перспектива
продвижения по службе.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою
очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.
По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:
·
Общая мотивировка;
·
Романтика профессий;
·
Мотивы познавательного характера;
·
Мотивы, в которых подчеркивается общественная
значимость профессии;
·
Ссылка на пример;
·
Немотивированный выбор.
По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
·
Мотив, четко и аргументировано обосновывающий
целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
·
Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
·
Мотивация неуверенная, неаргументированная;
·
Никак неаргументированная мотивация.
Выявление
мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать
данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в
свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным
ценностям. [31, с. 309]
Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре
личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их
можно определить следующим образом: потребности – интересы – объективные
ценности – мотивы – цели – выбор.
Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств
человека, как склонности. Склонности – это побуждения, имеющие в
своей основе активное, созидательное отношение к объекту.
Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит
больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом
добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или
трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным
показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту
совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. Говоря о
выявлении способностей учащихся в целях профориентации, мы имеем в виду
склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и определенными
профессиями.
Способности – это
такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность
приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний,
умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и
прочности овладения способами и приемами деятельности.
По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека
выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания,
умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того,
как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д.
Такой подход к данному вопросу дает ученым и исследователям возможность
изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе
которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или иные
профессиональные способности.
Эти материальные, заложенные в организме человека ученые называют задатками.
На их развитие большое влияние оказывает окружающая среда.
Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям
личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и
устойчивы.[26, с. 5]
Итак, мы рассмотрели группы психологических характеристик личности,
необходимых для изучения школьников в профориентационных целях.
Учет особенностей темперамента (быстрота и точность реакции,
правильность ориентировки в экстремальных условиях) в профориентационной работе
с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов
выбора “человек – дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому
или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора,
диспетчера, летчика…
Изучение особенностей характера подрстка в целях профдиагностики и
профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что
необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов
трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира
производственного процесса в различных областях физического и умственного
труда.
Итак, из
приведённой выше информации делаем общий вывод. Профориентационные методики
должны выявлять у подростков тип личности, а то есть психологическое состояние
и совместимость его с определённой деятельностью, направленность личности, а то
есть склонность к лучшему овладению определённой информацией, определять
способности и возможности… Не менее важным выступает характеристика профессии.
Таким образом,
плавно переходим к теме классификации профессиональных деятельностей.
3. Характеристика профессиональной
деятельности и профориентационных методик
Термин «профессия»
(фр.) имеет значение: говорить публично, объявлять, заставлять.
Профессия как
трудовая деятельность имеет определенную структуру:
– заданные цели,
представления о результате труда;
– заданный предмет
(исходный материал – не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, любая
система, например, социальная, знаковая и др.);
– система средств
труда;
– система
профессиональных служебных обязанностей;
– система прав;
– производственная
среда, предметные и социальные условия труда.
В настоящее время
наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике
является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым. В основу
классификации профессии положен критерий «объекта труда», т.е. того, на что или
на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека-профессионала.
Выделяются пять основных объектов профессиональной деятельности человека:
природа (имеется в виду «живая» природа или биологические объекты), техника
(машины, механизмы, материалы, различные виды энергии), человек (ребенок,
взрослый, старик) и знаковая система (различные информационные системы, цифры,
формулы, тексты) и художественный образ.
Профессии типа
«Человек-природа» – это профессии, труд в которых направлен на растительные
организмы, животные организмы, а также на микроорганизмы. При выборе профессий
данного типа необходимо учесть, что обычно живая природа выступает для человека
всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом. Но стремление
к отдыху не есть еще стремление работать в данной профессиональной сфере.
Биологические
объекты сложны, изменчивы, нестандартны, имеют большую вариативность
относительно различий внутри одного класса и вида. Такая изменчивость живой
природы осуществляется по собственным внутренним законам. Молодой человек,
выбирающий профессию в сфере профессий «Человек-природа», должен обладать
интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз
относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять
инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую
работоспособность.
Профессии типа
«Человек-техника». От человека, выбравшего техническую профессию, требуется,
чтобы он интересовался и любил технику, имел стремление к ручному труду,
предпочитал точность и был направлен на осуществление измерительных действий.
Профессии типа
«Человек-человек» – это профессии, связанные с обучением, развитием,
воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей.
Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в том, что в
них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться, коммуницировать,
хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется
работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.
Профессии типа
«Человек-знак» – это профессии, связанные с созданием и оформлением документов,
профессии, связанные с оперированием с числами. Успешный специалист в данной
профессиональной сфере должен любить знаки, символы, любые знаковые системы.
Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем,
схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей.
Профессии типа
«Человек-художественный образ» – это профессии, связанные с изобразительной
деятельностью, музыкой, литературно-художественной деятельностью и
актерско-сценической деятельностью или обслуживающие их. Следует особо
отметить, что для достижения успеха в данной профессиональной сфере необходима
одаренность.
Цели, представления
о конечном результате профессиональной деятельности зафиксированы в культуре
посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и
специальных требований к ним. Если человек с этими требованиями по объективным
либо субъективным причинам не сможет справляться – нечего ему делать в этом
виде деятельности.
При выборе будущей
профессии, в ходе профессионального обучения и в дальнейшем процессе
становления профессионала в условиях выполнения им трудовой деятельности,
повышения квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и
достижения профессиональных успехов, – на всех этапах развития человека как
профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных.
Объективные факторы
– это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его
труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных
знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).
Субъективные факторы
– это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности,
индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень
притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.
Теоретически
необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в
соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и
возможностями человека-профессионала. Таковыми являются профессиональная
пригодность и пригодность профессии. Так, довольно часто в ходе
профессионального обучения и набирания профессионального опыта человек как бы
«подстраивается» к профессиональным требованиям, изменяет, преобразует и
развивает самого себя до уровня заданных в профессии требований. Реализуется и
другой «путь» в профессии: когда человек «подстраивает», точнее, перестраивает
систему профессиональных требований под собственную индивидуальность и тем
самым создает, в принципе, новую профессию. Термин «профессиональная
пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных
особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным
профессиональным требованиям.
Профессиональная
пригодность – это совокупность психологических и психофизиологических
особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в
профессии общественно приемлемой эффективности труда. Профессиональная
пригодность формируется в условиях выполнения специалистом реальной трудовой
деятельности. Постепенно развивается профессиональное мышление работника,
складывается профессиональный тип личности с определенными ценностными
ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и
образа жизни. Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности
человека, зависит от форм и методов профессионального обучения, условий
выполняемой профессиональной деятельности и индивидуальных способностей
человека.
Тем не менее,
по-видимому, наиболее важным признаком соответствия человека его
профессиональной деятельности выступает степень удовлетворенности работника
своим трудом, получаемая им радость в процессе своего труда, преобладание
позитивных внутренних состояний человека в ходе выполнения собственной
деятельности. Другими словами, если человек с радостью идет на работу, чувствуя
бодрость и мобилизованность, если его профессия помогает ему найти круг
интересных людей для общения, если его труд позволяет ему вести устраивающий
его образ жизни, если он удовлетворен своим материальным благополучием, если,
наконец, включенность в свою профессию помогает ему пережить невзгоды и
трудности жизни, – значит, проблема соответствия профессии относительно
индивидуально-психологических особенностей человека разрешена конструктивно и
положительно.
Рассуждая таким
образом, логично будет поставить вопрос другим образом: во многих случаях
следует не человека подбирать к профессиональным требованиям, а, наоборот,
профессии подбирать к человеку.
Выявлением этих
качеств занимаются такие профориентационные методики, как профессиональный
отбор и профессиональный подбор. Обо всём по порядку.
Профессиональная
ориентация либо профориентационные методики (от фран.
orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических и медицинских
мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов
деятельности, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в
соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного
хозяйства и общества в целом.
Профессиональная
ориентация включает в себя:
1) Профессиональное
просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных
заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
2) Профессиональное
воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности,
профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
3) Профессиональное
консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей
получения профессиональной подготовки;
4) Профессиональное
развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии
и профессиональную переподготовку.
Для проведения
профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими
характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы
распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения
квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка
труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками,
включающими описание производственных процессов и профессиональных задач;
медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем
показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным
особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.
К основным
положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей
профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них
- идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом
исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых
для правильного выбора профессии. Эта идея была распространена до середины 30-х
годов и носила название “диагностической концепции” [48, с. 88]
К идее
методологического характера относится идея дифференцированного подхода к
проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает
предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных
и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих
группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более
целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.
В социологии получила распространение идея социально-профессиональной
ориентации, которая объясняет обусловленность выбора профессии не столько ориентацией
на ту или иную профессию, сколько направленностью личности на желаемое для себя
социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью
избираемой для этого профессии. Таким образом, если профессиональная ориентация
определяется как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, то
социально-профессиональную ориентацию можно также кратко определить как
подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.[42, с. 9]
К методологическим вопросам профориентации относятся и вопросы
определения и развития системы профориентации.
Прежде чем сформулировать общее определение системы профориентации,
рассмотрим ряд исходных положений:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|