бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профильное обучение проблемы и решения бесплатно рефераты

Методы психодиагностики и отбора учеников для профильных направлений может осуществляться комплексом аппаратурных, бланковых и опросных тестов, а также с помощью имитационного эксперимента, воспроизводящего фрагменты, ситуации реального учебного процесса, как теоретических, так и практических занятий. При этом должна обеспечиваться синхронная регистрация визуально наблюдаемых и объективно фиксируемых показателей функционального состояния школьника, мотивационно-эмоциональных проявлений, показателей продуктивности и успешности учебной работы.

Видится весьма перспективным направлением применение психофизиологических измерений, включающих аппаратную регистрацию сенсорных, моторных, вегетативных реакций, использование электроэнцефалографии. На основе полученных результатов строятся кибернетические модели мышления и поведения с дифференциацией физиологических аспектов структуры личности старшеклассника.

Следует особо отметить в комплексе применяемых методов использование возможностей программированного обучения с помощью компьютерной техники и специально разработанных под профильные направления программных продуктов. Это обеспечит каждому ученику возможность осуществления процесса обучения в соответствии с особенностями его уровня подготовки, интеллекта, индивидуального темпа.

Специфичной особенностью программированного обучения является выделении в его содержании учебных алгоритмов, которые служат предметом усвоения для учащихся, а также средством обучения, показывающим, какие действия и в каком порядке должны выполнять ученики для эффективного усвоения знаний.

Психологическое значение алгоритмизации обучения состоит в том, что она способствует явному различению учениками содержательной и операциональной сторон изучаемых знаний и овладению общим способом решения широкого класса задач.


Глава 2. Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения


2.1. Проблема выбора


Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года, утвержденная Правительством Российской Федерации, предусматривает отработку и введение гибкой системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Дело, безусловно, актуальное и важное, дающее возможность достигнуть нового, современного качества образования, совместить потребности общества и возможности школы[3].

Впрочем, идея эта возникла давно. Так, история формирования профильного обучения в образовательных учреждениях Ульяновской области берет начало еще в девяностых годах прошлого столетия. Именно тогда педагогические коллективы общеобразовательных школ и профессорско-преподавательский состав отдельных вузов одновременно пришли к мысли о необходимости такого нововведения и начали поиск путей его реализации. Мы все хорошо понимаем, что подобный переход (пусть даже в отдельных образовательных учреждениях) представляет собой серьезное структурное преобразование, затрагивающее целый ряд важных составляющих школьной жизни.

Прежде всего, встает проблема выбора. Известно, что часть школьников уже в достаточно раннем возрасте имеет ясные и четкие представления о будущей специализации, готова к ней, более того, стремится как можно быстрее осуществить свои мечты. Другие приходят к внутреннему определению своего выбора значительно позднее. Первые требуют избавить их от общеобразовательных "непрофильных" предметов и дать возможность заниматься любимой литературой или физикой. Вторые, наоборот, утверждают, что им все интересно (или все неинтересно) и поэтому в свои 14-15 лет не готовы четко сформулировать собственные желания.

Наличие двух полюсов в среде подростков выдвигает проблему создания разноуровневых образовательных программ, дающих возможность сделать образование более индивидуализированным, функциональным и эффективным. В настоящее время в учебных заведениях Ульяновской области сложилась четырехуровневая система общего образования: коррекционный, общеобразовательный, профильный (расширенный) и углубленный уровни. Важным моментом является осознанное представление места профильного образования на рынке образовательных услуг. Наличие в образовательных программах только двух уровней долгое время приводило к тому, что основная масса подростков получала общее "среднее" образование, а другая - меньшая часть (способные, часто талантливые счастливчики) - осваивала повышенный уровень в лицеях, гимназиях, "углубленке". Такая ситуация не дает возможности развивать способности подростков, которые не столь талантливы, чтобы учиться в лицее или гимназии, но уже имеют сформированный интерес и желание к получению конкретных знаний. Им скучно в средней школе и часто, к большому сожалению, они-то и пополняют ряды асоциальных группировок. Именно эта подростковая среда и стала главным заказчиком профильного обучения на рынке образовательных услуг[9].

Таким образом, профильная, третья ступень должна была, с одной стороны, дать образование более интересное и направленное, чем общеобразовательная школа, с другой - не перегружать учащегося научными изысками, как это часто происходит в лицеях или гимназиях.

Поэтому профилизация - это расширенное обучение, в котором разумно сочетаются преподавание всех предметов по общеобразовательным программам с введением профильных предметов, обеспечивающих более широкий круг знаний по той или иной образовательной области.

К 2007 году идея профилизации стала реальностью для тринадцати с половиной тысяч старшеклассников, обучающихся по сорока направлениям. Вот как распределялись их интересы.


Технический

4120

Экономический

3632

Естественно-научный

2011

Гуманитарный

1601

Юридический

425

Кадетский

210

Физико-математический

194

Технологический

164

Математический

129

Бухгалтерский

109

Финансово-экономический

92

Трудовой

86

Архитектурный

81

Педагогический

75

Физический

65

Автотранспортный

56

Информатика

52

Военный

45

Лингвистический

43

Основы швейного производства

39

Правоохранительная деятельность

35

Основы агротехники и механизации растениеводства

30

Экономико-правовой

26

Военно-инженерный

25

Коммерческий

25

Балетный (8-й класс)

20


Очевидно, что любая форма профилизации обучения изначально требовала сокращения инвариантного компонента. Первоначально во всех старших классах из нее исключили региональный компонент, а часы, отводимые на его реализацию, пополнили рамки вариативной части (школьного компонента)[11].

В 2004 году (седьмой год эксперимента) впервые был разработан единый вариант учебного плана для профильных классов. Рамки школьного компонента в 10-11-х классах увеличились до 14, 16 часов соответственно. Данный год надо считать переходным с точки зрения учебного плана, так как школьный компонент концентрировал в себе две составляющие. Первая включала часы, необходимые для полной реализации общеобразовательных программ. Так, к примеру, в классах гуманитарного профиля часть часов необходимо было отдавать на обеспечение прохождения программ по физике и математике. Вторая составляющая (по остаточному принципу) шла на обеспечение содержания собственно профильных предметов.

Следующие три года эксперимента были затрачены на то, чтобы убедиться в неудержимом желании педагогических коллективов использовать административный ресурс на повсеместное внедрение профильного обучения. Подробный анализ учебных планов свыше тысячи школ области показал, что увеличение времени на формирование профильного обучения идет за счет уменьшения учебных часов, отпущенных на общеобразовательные предметы.

В настоящий момент мы переживаем третий этап формирования учебных планов. Определились основные направления профильного обучения - гуманитарное, естественно-научное, техническое, но при этом сохранена разветвленная сеть общеобразовательных классов. Теперь предстоит четко обозначить временные объемы каждого профиля, соответствующие учебным программам по общеобразовательным предметам.

Главный фактор, сдерживающий формирование и развитие профильного обучения, - это учебно-методический комплекс. Министерство образования Российской Федерации ежегодно публикует перечень из 1200 учебных изданий, рекомендованных для использования в учебном процессе. Однако он практически не содержит учебных курсов для профильных классов. Сегодня существуют лишь программы по физике и математике для гуманитарных классов. По всем же другим учебным предметам программы профильного обучения или только готовятся к апробации, или же их еще нет в природе. Вот поэтому программы профильного обучения в старших классах состоят из учебных программ спецкурсов, разработанных творческими педагогами общеобразовательных школ, профессиональных лицеев, техникумов, вузов. В большинстве своем они носят специфический и локальный характер и не соответствуют единым требованиям.

Очевидно, что профильное обучение при всех своих плюсах и минусах сегодня востребовано и имеет свою нишу в разноуровневой системе образования. И если мы хотим (а мы, управленцы и педагоги, учащиеся и родители, безусловно, стремимся к этому), чтобы оно совершенствовалось и приобретало все более широкий масштаб, необходимо разработать и издать соответствующие учебники и учебно-методические комплексы. Или же обобщить и систематизировать существующий опыт.


2.2.                            Повышение квалификации работников системы образования на основе использования дистанционных учебно-методических комплектов


Основные идеи перехода к профильному обучению на старшей ступени общего образования состоят в том, что образование должно стать более ориентированным на индивидуальные потребности школьников, учитывать их дальнейшие профессиональные интересы, способствовать социализации подростков. Организация системы профильного обучения влечет за собой ряд необходимых нововведений, назовём только некоторые из них, наиболее важные[6]:

- профильная школа требует иной организации учебного процесса (введение индивидуальных учебных планов учащихся, конструирование учебных программ и организация преподавания элективных курсов, разработка новой системы учёта образовательных достижений школьников);

- широкое использование новых педагогических технологий при преподавании учебных предметов на профильном уровне (проектные, исследовательские методы, информационно-коммуникативные технологии);

- создание новых учебно-методических комплектов, адекватных задачам профильного обучения.

Перечень только данных изменений уже достаточно ясно указывает на то, что учителя, решившиеся осуществлять обучение школьников на профильном уровне, во-первых, должны иметь высокий уровень профессиональной компетентности, отвечающий новым требованиям, во-вторых, будут неизбежно сталкиваться с рядом сложнейших педагогических и методических проблем. Таким образом, вопрос о необходимости обеспечения организационной и научно-методической помощи педагогическим кадрам в реализации идей профильного обучения сегодня стоит достаточно остро.

Массовый переход общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на профильное обучение начался 1 сентября 2006 года, однако уже сегодня практика показывает, что многие учителя, к сожалению, пока не только не готовы к осуществлению нововведений в системе образования, но и просто не владеют базовой информацией об особенностях профильного обучения. В этой связи, особенно актуальной становится проблема массового повышения квалификации учителей по данным вопросам. Одним из путей решения указанной проблемы может стать дистанционное повышение квалификации работников образовательных учреждений. Рассмотрим некоторые аспекты организации подобного обучения на основе опыта, имеющегося в РГПУ им. А.И. Герцена.

Для организации дистанционного обучения педагогов сотрудниками РГПУ им. А.И. Герцена (под руководством док. пед. наук, проф. И.Б. Готской) и Интернет-школы «Просвещение.ru» (г. Москва) был разработан ряд учебно-методических комплектов (УМК), которые были размещены на информационной образовательной платформе «Просвещение.ru». Данная платформа разработана по модульному принципу, в её состав включены следующие основные программные модули[10]:

- модуль регистрации и авторизации участников образовательного процесса;

- модуль предъявления учебного содержания;

- модуль тестов, проверяемых в автоматическом режиме;

- модуль практических заданий, проверяемых сетевым учителем;

- модуль автоматического отображения результатов учебной деятельности;

- модуль создания статистических отчетов.

Подобный принцип организации образовательной платформы позволяет создавать на её основе дистанционные учебные курсы. Сотрудниками РГПУ им. А.И. Герцена было разработано содержание дистанционного курса, представленное учебно-методическими комплектами, предназначенными для повышения квалификации учителей по нескольким направлениям: учебно-методическое обеспечение социально-гуманитарного и социально-экономического профилей, филологического профиля и др. Каждый УМК имеет следующую структуру.

Главный компонент УМК – Интернет-урок. Интернет-урок, в свою очередь, содержит такие элементы:

- учебный материал, раскрывающий различные аспекты и проблемы организации профильного обучения на ступени полного общего образования;

- практические задания, ориентированные на формирование у слушателей опыта самостоятельной работы по проектированию процесса профильного обучения;

- тестовые задания для контроля знаний. Используются тесты различных типов: тесты открытого типа – свободно конструируемый ответ вводится слушателем с клавиатуры; тесты с выбором варианта ответа из предложенного списка; тесты на восстановление соответствия, на группировку материала и т.д.;

- дополнительная информация, сгруппированная в тематические рубрики. Например, в Интернет-уроках представлены такие рубрики: «Методическая мастерская», «Нормативно-правовые документы», др. Информация, размещенная в этом блоке, может быть использована слушателями для углубления знаний по теме урока, для подготовки рефератов, проектов, выполнения практических заданий.

Учебное содержание на страницах Интернет-уроков предъявляется следующими способами: учебный текст, снабженный разнообразным иллюстративным материалом; мультимедийные объекты (анимированные схемы, диаграммы, графики).

Содержание Интернет-уроков ориентировано, прежде всего, на обучение слушателей проектировочной деятельности: анализ имеющихся учебных материалов на предмет их использования в качестве основы для изучения профильных курсов, анализ и конструирование учебных программ элективных курсов, способы отбора содержания для осуществления преподавания предметов на профильном уровне, т.п.

К компонентам УМК также относятся[10]:

- система оперативной связи со слушателями (электронные сообщения), благодаря которой удаленные слушатели могут получать от сетевого учителя разнообразную информацию;

- форумы уроков – компонент, который позволяет слушателям задавать вопросы сетевому учителю, обсудить с ним сложные сюжеты урока;

- «учительская» – форум, позволяющий обсуждать организационные и методические проблемы сетевым учителям;

- «открытый педсовет» – форум, позволяющий вести дискуссии всем участникам образовательного процесса.

Какие принципы были заложены в основу самого процесса обучения с применением разработанных учебно-методических комплектов? Ведущим методологическим подходом при создании УМК авторский коллектив избрал деятельностный подход к организации обучения: при работе с УМК процесс освоения знаний о специфике профильного обучения осуществляется в ходе выполнения слушателями системы практических заданий. Приведем некоторые примеры таких заданий: по изученному плану проанализируйте одну из предлагаемых программ элективных курсов; подготовьте варианты формулировок темы разрабатываемого Вами курса по выбору; разработайте фрагмент тематического планирования. Выполнение этих заданий проверяется сетевым учителем, им осуществляется коррекция хода выполнения заданий, даются рекомендации (через систему оперативной связи), выставляется оценка. Итоговый контроль знаний и умений осуществляется поурочно через систему тестовых заданий. Оценка в данном случае выставляется компьютерной системой.

Какова была результативность организации обучения слушателей на основе использования дистанционных УМК? С ноября по январь месяцы 2005-2006 года в ряде регионов России (Калининград, Казань, Самара, др.) был организован эксперимент по апробации разработанной модели дистанционного обучения. Экспериментальное обучение выявило ряд проблем:

- технико-технологические (например, не всегда корректно работала компьютерная система образовательной платформы);

- организационные (определенные трудности, например, представляло формирование групп слушателей в зависимости от их образовательных потребностей);

- содержательные (некоторые элементы содержания, по мнению слушателей, оказались довольно трудными для восприятия; отдельные практические задания требовали достаточно длительного времени для их выполнения, др.).

По результатам экспериментального обучения в целом можно сделать следующие выводы. Обучение учителей на основе использования дистанционных УМК позволило:

- осуществить массовое повышение квалификации работников системы образования в области организации профильного обучения (в эксперименте приняло участие более 700 человек);

- обеспечить учителям во время дистанционных занятий доступ не только к Интернет-урокам, но и к другим образовательным ресурсам – огромным массивам информации по проблемам профильного обучения школьников;

- организовать процесс повышения квалификации учителей на основе идей программированного управления учебно-познавательной деятельностью.


Заключение


Одной из целей профильного обучения является интеграция образовательных и предметных областей, направленность на жизненное и на профессиональное самоопределение личности. Выбор основания для интеграции знаний способствует решению проблемы структурирования содержания учебного материала. Наиболее существенной является проблема отбора содержания учебного материала, на котором можно формировать и конкретизировать те или иные понятия, интегрировать его с содержанием других дисциплин. Установить связь между предметами, интегрировать учебный материал можно на различных уровнях.

Отбор в профильные классы можно проводить по результатам итоговой аттестации 9-классников независимыми экспертами. Сейчас уже приняты «Изменения и дополнения в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ» (Приказ Минобразования России 21.01.2003 г. № 135), в которых в частности записано, что «Местные (муниципальные) органы управления образования могут создавать экзаменационные комиссии для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по предметам профильного обучения в классах 3 ступени общего образования».

Результаты экзаменов, проводимых на объективной «внешней» основе (муниципальные экзаменационные комиссии), должны стать важнейшей составляющей итоговой аттестации 9-классников. Однако, не единственной. Нельзя пренебрегать реальными образовательными достижениями ученика, полученными им во внешкольных образовательных сетях и системах. Отсюда возникает вопрос разработки индивидуальной накопительной оценки, индивидуального портфеля учебных достижений или, заимствуя распространенный англоязычный термин, - «портфолио». Под «портфолио» понимается совокупность индивидуальных учебных достижений, подтверждённых сертификатами, имеющими достаточную степень объективности.

Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению требует дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров. Для обеспечения профессионального уровня действующих преподавателей при переходе на профильное обучение всем учителям, выразившим желание работать в профильной школе, предстоит пройти повышение квалификации или переподготовку и получить соответствующее свидетельство (сертификат).

Основная задача профильного обучения обеспечение условий для реализации интересов, способностей и потребностей личности. Развитие творческой самостоятельности ученика, увеличение приёмов индивидуализации учебного процесса предопределяет необходимость продумать и выстроить не только обучение по индивидуальным учебным планам, но и систему дополнительной внеурочной деятельности. Бесспорным эффективным методом обучения является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, которая позволяет научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.

Таким образом, введение профильного обучения направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.


Список литературы


1. О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению: Письмо МО РФ от 06.05.04г. №14-51-123/13// Официальные документы в образовании. – 2004. - №18. – С.31-34.

2. О подготовке к переходу на профильное образование // Физика: Прил. к газ. «ПС». – 2003. - №44. – С. 2-5.

5. О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума РАО от 28 октября 2003 года №15-1/10 «О мероприятиях по введению профильного обучения»: Приказ Минобразования России и РАО от 5 декабря 2003г. №4509/49 // Вестник образования. – 2004. - №6. – С.23-24.

3. Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 учебный год: Письмо Минобразования России от 20.08.03 № 03-157ин/13-03 // Вестник образования. – 2003. - №20. – С. 36- 46.

4. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07. 02г. № 2783 // Официальные документы в образовании. – 2002. - №27. – С. 12-34.

5. Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана- графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения: Приказ Министерства образования РФ от 26. 06. 2003 № 2757 // Официальные документы в образовании. – 2003. - №22. – С. 38-51.

6. Артюхова И.С. Как выбрать профиль обучения: Родительское собрание // Биология в школе. – 2005. - №6. – С.16-18.

7. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. – 2004. - №2. – С.28-33.

8. Воронкова С.А. Подпрограмма развития школы: проект предпрофильной подготовки в основной школе// Завуч. – 2006. - №6. – С.10-34.

9. Гафурова Н.В. Разработка и реализация предпрофильного образования в рамках сетевой модели «Школа-Вуз» // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С.94-104.

10. Дзятковская Е.Н. Учет индивидуальных особенностей школьников при подготовке к профильному обучению// Профильная школа. – 2003. – №2. – С. 24-26.

11. Дугарова Д.П. Программа «Предпрофильная подготовка» // Завуч. – 2006. - №6. – С.63-72.

12. Ладнушкина Н.М. Предпрофильная подготовка выпускников основной школы // Школьные технологии. – 2005. - №1. – С.71-84; // Народное образование. – 2006. - №1. – С.110-114.

13. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения/ Авт.-сост. Л.П. Ашихмина, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 2003. – 83с.

14. Немова Н.В. Предпрофильная подготовка и профильная ориентация 9-классников // Директор школы. – 2005. - №5. – С.41-49.

15. Немова Н. В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «Образовательные информационные карты» // Директор школы. – 2005. - №6. – С.57-63.


Страницы: 1, 2, 3