бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональное мастерство социального педагога бесплатно рефераты

4. Организаторские способности социального педагога про­являются в том, чтобы убедить ребенка (подростка), что только он сам сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившей­ся ситуации. Организаторская деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка (подростка) стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации.

5. Организаторская   работа социального педагога направле­на также на подготовку и оформление опеки, на посредниче­ство между ребенком и обществом, государственными и об­щественными организациями, а главное помочь ребенку при­способиться к новым жизненным условиям. Эта деятельность социального педагога направлена на то, что­бы помочь ребенку (подростку) выйти из кризиса, выбрать новый жизненный путь, реализовать себя как личность, встать на путь самовоспитания, самореализации.










§ 4.  МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Завершая разговор о деятельности социального педагога, сле­дует остановиться на его методах работы. Их диапазон также мно­гообразен; рассмотрим первостепенные.

Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а об­щение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постарать­ся узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребя­тах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки по­могут обратить внимание и на пассивных.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или ре­зультаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребенке изучение ею био­графии, его поступков и мотивов.

Исследователи выделяют еще метод социометрии, при ко­тором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состоя­ния ребенка.

При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследо­ватели называют «ядром ребенка».

Мы рассмотрели только несколько вопросов деятельности социального педагога. Хочу только подчеркнуть, что в практике, педагога бывают и успехи и много ошибок. Последние — и по неопытности, и по незнанию, но самое страшное, если они произошли из-за недобро­совестности. Ошибки случаются когда преувеличивается роль вос­питателя, когда подавляется личность ребенка или когда воспита­тель идет «за учеником», что ведет к цинизму подростка. Но об­щей, точнее, характерной ошибкой является несдержанность и нео­боснованные запреты.






§ 5. КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

 

1. умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью;

2. умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации;

3. умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;

4. умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы;

5. умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия;

6. умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз;

7. умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных ;

8. умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;

9. умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;

10. умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами;

11. умение обеспечивать межведомственные связи;

12. умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация,  финансовые органы, общественные организации).

ГЛАВА 2.     Практическая социально-педагогическая деятельность в России и за рубежом

§ 1.  ГРУППОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В США

 

Постепенно те люди, которые проводили работу с группой, вошли в профессиональный цех социальных работников, - тогда стали говорить о “групповой социальной работе”. Это понятие означает работу по решению проблем групп лиц, семей, и пр., и в ней  участвуют от 6 до 10% всех социальных работников. В настоящее время профессионалы исполь­зуют термин "практика социальной работы с группами". Эта работа яв­ляется частью социальной работы как таковой.

Как отмечает Х.Филлипс (1957),"отличительная особенность метода групповой работы состоит в том, что акцент делается на взаимоотно­шениях в группе; групповая работа неизбежно отождествляется с про­цессом взаимодействия между членами группами, сознательно стимули­руемым и направляемым социальным работником".

Социальная групповая работа приобрела широкий размах, когда шко­лы социальной работы создали учебную программу, охватывающую раз­личные методы (работу по решению проблем индивидов и семей, группо­вую работу и общинную организацию).

Как говорит Г.Вильсон (1976), "исторически большинство организа­ций, которые признавали группу (семью, естественные и созданные груп­пы) в качестве единицы для оказания услуг, ставили своей целью:

1)Изменить социальные условия жизни бедных;

2)Создать условия и такую расстановку сил, при которых обслуживаемые люди могут развить демократические, социальные и моральные качества;

3)Дать людям возможность эмоционально приспособиться к ситуациям, в которых они очутились".

Г.Вильсон считает, что эти агентства "сосредотачивают своё внима­ние на проблемах людей, а не на людях с проблемами", имея в виду, что "агентства, в центре внимания которых были люди, пытались помочь конкретным лицам независимо от того, какие у них проблемы, в то вре­мя как агентства, в центре внимания которых были проблемы, оказывали помощь конкретным людям с конкретными проблемами". В США сегодня практическая групповая работа перешла в основном в ведение агентств, в центре внимания которых находятся проблемы.

В США практический работник рассматривается по отношению к кли­ентам как работник, а не как руководитель или помощник. Работник не руководит группой. Он скорее "создавал возможности; его обязанности входило помогать группе выбрать своих собственных лидеров и выра­ботать порядок принятия решений, а также оказывать влияние на раз­витие демократических групповых норм. Работник начинает с "того, что делала группа до него", и, по мере того как со временем группа раз­вивалась, занимал всё менее заметное место. Иногда работники высту­пают в роли советчиков. Они направляют внимание членов группы на более широкие социальные проблемы, которые оказывали влияние на их повседневную жизнь, и помогали им предпринимать необходимые соци­альные действия. Как свидетельствует практика, работники высоко ценили способность к самоопределению, групповую самостоятельность, взаимопомощь и заботу об общем благе.

С самой первой встречи членов группы работник думает о том, что­бы в результате его работы группа перестала нуждаться в нём. Это означает, что работник пытается дать возможность группе расширить свою самостоятельность, с тем, чтобы продолжать работу как группа взаимопомощи и взаимной поддержки, после того как он сам либо ус­транится полностью, либо станет выступать в роли консультанта или спонсора. Суть такой установки хорошо передаёт фраза: "Встреча с работником является лишь эпизодом в жизни клиентов". Жизненные про­цессы, в которые работник "включается и на которые оказывает ограниченное воздействие, происходили в течение долгого времени до него и будут продолжаться после его ухода".

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ В РАЗЛИЧНЫХ ЦЕНТРАХ

 

     В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, пра­вовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь.

     Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, труд­ным подросткам, организовывается семейный отдых.

     Эти службы обеспечивают детскую безопасность, нормаль­ные условия для ребенка в семье.

     В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса.

     Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа раз­личных служб. Так, одной из них является служба социальной реа­билитации, занимающаяся людьми попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помо­гают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.

     В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают помощь молодой семье, несовершен­нолетним преступникам, вернувшимся из заключения, алкоголи­кам и наркоманам.

     В центрах реабилитации детей-инвалидов — оказывается пси­хологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществ­ляется профессиональная подготовка.

     Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привлекают­ся отцы, предоставляется возможность родителям на несколько ча­сов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.

      В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществ­ляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропа­ганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Осо­бое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: их прикрепляют к мага­зинам, мастерским и т.д.

     Для оказания временной помощи семье, попавшей, в беду, создаются временные приюты. Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подро­стков и молодежи — дома по интернатному принципу, где они жи­вут до 18 лет, посещая школу; после окончания, найдя работу, мо­гут уйти из интерната.

      В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую об­становку, осуществляют психологическое и педагогическое просве­щение всех ее членов.

      Распространенной формой работы с трудными детьми и под­ростками являются центры социальной реабилитации детей и под­ростков. В них занимаются профилактикой их антиобщественного поведения, организовывая их труд и учебу, помогая выйти из кри­зисного состояния.

            Центры социальной защиты осуществляют правовую и юри­дическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролиру­ют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подрос­тков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.

      В дошкольных центрах социально-педагогической поддерж­ки занимаются обучением и воспитанием детей по программе дет­ских садов, осуществляют психологическую и педагогическую ре­абилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом раз­витии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.

      Особо социальные работники выделяют работу с родителями. Контакты с ними помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. Осуществить ин­дивидуальные программы можно только вместе с родителями.

      Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи «груп­пы риска»: те, которые оказались в тяжелом материальном поло­жении, в которых родители учатся, работают на вредном произ­водстве, многодетные семьи, нетрудоспособные, имеющие де­тей-инвалидов.

      Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципаль­ные, общественные и частные средства. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консуль­тации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», службы социальных педагогов, различные семейные клубы. Ценность таких центров состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы.

     Заслуживает внимания опыт работы социальных служб с се­мьей, оказание социальной помощи в муниципальном районе «Ра­менки» (г. Москва).

     Для работы с семьей было проведено обследование всех жи­телей района, составлена необходимая документация, чтобы увя­зать работу с семьей со всеми организациями района.

      На первом этапе был накоплен банк данных, разработаны со­циальные паспорта по группам жителей: пенсионеры, инвалиды, многодетные, одинокие, дети-инвалиды. Дальше сотрудниками службы были разработаны формы и методы оказания помощи, работы с каждой семьей. В результате остро нуждающиеся семьи получили бесплатное питание, денежную и гуманитарную помощь, одинокие и больные обслуживались на дому. В отделении дневного пребывания были организованы различные культурные и просветительские мероп­риятия. Была организована помощь семьям, в которых дети-инва­лиды, летом дети из многодетных семей отдыхали в оздоровитель­ных лагерях, ездили на экскурсии.

     В центрах организовывались вечера встреч, концерты, чае­пития. Организовывалась распродажа по низким ценам обуви, раз­личных швейных изделий и т.д.

Это была первая программа, по второй программе решались вопросы подготовки кадров. Решалась проблема переподготовки военнослужащих с выдачей документа на право работать соци­альным работником по семейным проблемам.

    Заслуживает внимания опыт работы социального педагога с семьями учащихся в Ставрополье.

     Приток беженцев обострил социальные проблемы в крае. Уве­личилось число смертей от алкоголя, большая смертность в целом, количество браков равнялось числу разводов. На 2,1 года сократи­лась продолжительность жизни у мужчин и на 0,9 года у женщин. В каждой пятой семье — конфликт, 3/4 детей из «семей риска» про­должают жить также как их родители.

    Семья как первичная ячейка общества требовала немедлен­ной помощи. Необходимо было помочь семьям создать нормаль­ные условия жизни, помочь создать нормальную гармонию отно­шений в семье.

     В современных условиях создавать это было не просто, на­блюдалась общая тенденция распада семьи, когда из семьи все ухо­дят. Одни в детский сад, в школу, в техникум, в институт, другие на производство. Сложность  представляла организация совместной деятельности родителей и детей. Для решения этой проблемы в крае создавались различные службы, но перед ними ставилась одна задача:

·  оказать семье медицинскую и психологическую помощь,

·  помощь в социальной адаптации и профилактики,

·  способность к укреплению физического и психологического здо­ровья населения,

·  помогать и поддерживать инициативы совместных мероприя­тий взрослых и детей.

Для решения этих задач было организовано изучение семей, изучение каждого члена семьи, и взрослых и детей, отношений в каждой семье.

Анализировался социальный статус семьи, ее экономическое положение, нравственный и психологический климат в семье. Толь­ко после тщательного изучения семей начиналось оказание помощи.

     С самого начала работы по оказанию помощи семье встала острой проблема подготовки социальных работников и социальных педагогов для работы. Проблему решили подготовкой социальных педагогов при университете, в институте повышения квалифика­ции учителей, также при средних учебных заведениях.





























ЛИТЕРАТУРА


Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, с.424


Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения./ Учителю о педагогической технике. – М.: 1987


Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А.  Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.


Страницы: 1, 2