бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональное мастерство социального педагога бесплатно рефераты

Профессиональное мастерство социального педагога

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАЧЁТНОЕ ЗАДАНИЕ

 

 

по основам профессионального мастерства

 

 

 

НА ТЕМУ:

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

 

 

 

 

 

Студентки факультета социологии и социальной работы  51  группы

Яркиной И.В.

 

 

 

Преподаватель:

Хумарова Г.А.

 

 

ТАМБОВ 2001
СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА 1Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога

 

2

§ 1.  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО  И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

2

§ 2.  ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, СПОСОБНОСТИ  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

4

§ 3. АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

7

§ 4.  МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА


9

§ 5. КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ


10

ГЛАВА 2.     Практическая социально-педагогическая деятельность в России и за рубежом


11

§ 1.  ГРУППОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В США


11

§ 2.  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ В РАЗЛИЧНЫХ ЦЕНТРАХ


12

ЛИТЕРАТУРА

17

ГЛАВА 1Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога

 

§ 1.  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО  И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

В современных условиях в работе различных социальных структур определились основные направления социальной рабо­ты, которой занимается и социальный педагог. Это:

=> оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

=» организация социальной заботы (работа с людьми, подбор со­трудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

=» влияние на человека.

Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный ра­ботник, социальный педагог.

Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный ра­ботник, социальный педагог.

Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребен­ка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками.

Попытаемся выделить, что же является главным в работе со­циального педагога, чем она отличается от работы педагога шко­лы, педагога — предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы-интерната или группы продленного дня.

Учителю чаще всего приходится работать с классом или груп­пой, и в основном, его методы направлены на работу с коллекти­вом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с от­дельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.

В чем основное назначение социального педагога? Это соци­альная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реа­билитацию и адаптацию.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.  В этом одна из главнейших задач социального педагога. Под­держать ребенка в трудную минуту — дело не легкое. Как же по­мочь ребенку в беде? Как должен вести себя в такой ситуации со­циальный педагог?

Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать вы­ход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убе­дить его, что все в его жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социаль­ной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необхо­димо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность. Мы говорим о формировании личности воспитанника и забываем об учителе. Личность педагога, ее влия­ние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогичес­кая техника. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только лю­бовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учите­ля, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

В существующем уставе школы определены профессиональ­ные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил.

Педагог должен знать свои способности, чем он может дос­тичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любозна­тельным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств.

Интересный анализ провели ленинградские ученые супруги Т.И. и И.Ф. Гончаровы среди выпускников школы с целью выяс­нить их личное мнение о том, что является первостепенным для хорошего учителя. Одни называли «широту ума», другие «светлый ум», «неповторимый оригинальный ум», «умудренный жизненный опыт» и т.д. Называли, в основном качества, данные учителю при­родой, то есть то, что должно быть исходными данными учительс­кого мастерства.

Представить труд социального педагога без рассмотрения воп­роса его профессионального педагогического мастерства и педаго­гической техники невозможно. Но так как диапазон его деятельно­сти достаточно широк, чтобы создать общее представление, рас­смотрим несколько вопросов.

Социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в первую очередь, на круг его об­щения будет ли он совместим в группе, куда его определяют. Соци­альный педагог должен уметь организовать, деятельность и сотруд­ничество детей.


Существует еще понятие — педагогическая технология, ко­торой также должен владеть социальный педагог. Это значит вла­деть приемами, умениями и навыками влиять на воспитанников.

Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами, на­ходить в беседе тот тон и язык, который даст возможность гово­рить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. И не просто говорить, а убедить, по­влиять.

Вот так писал о мастерстве педагога А.С. Макаренко:

«Я добивался освоения мастерства: сначала даже не верш, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на слу­чайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно та­лантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок по­павший к неталантливому воспитателю можем ли мы строить вос­питание советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действитель­ном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении».

§ 2.  ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, СПОСОБНОСТИ  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как раз­вивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к по­ступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мими­кой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоана­лиза, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.

Для всех этих умений необходимы знания психологии лично­сти и психологии общения.

Практика показала, что никакие опросники и никакое анкети­рование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и вос­питанника. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя теряет­ся общение, часто возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует делать. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ре­бенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.

Ученые сформулировали требования к процессу общения пе­дагога и ученика. Это:

— доверительность;

— умение слушать ребенка;

— взаимопонимание как основа;

— деловой контакт;

— способность перейти от воздействия к взаимодействию.

Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу пе­дагог может дать или провести в разной тональности, с разным на­строением. Учитывая важность педагогического общения, отече­ственные ученые разработали «Заповеди педагогу, входящему в класс».

 /. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.

4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необхо­димо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.

5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже ма­лыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется по словам А.С. Макаренко «прекрас­ной личностью».

6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.

7. Умейте слушать детей.

8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятель­ностью.

10. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.

11. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с «почему?», «как?», «для чего?».

12. Будьте инициативны в общении.

13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы..

14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам-

16. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.

17. Чаще улыбайтесь детям.

18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.

20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше из­менение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стра­тегию разговора.

22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сме­няется новым.

23. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, вос­питателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психоло­гическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами-

Социальному педагогу следует обратить внимание на куль­туру и технику речи. По С.И. Ожегову, культура речи — это не только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа со­здает развитие мысли.

Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоси и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно уп­ражняться.

Представляет интерес для социального педагога элементы театральной педагогики. Работа педагога близка к работе режис­сера, творчеству актера. Здесь есть взаимодействие педагога и ре­бенка, первый разрабатывает драматургию воздействия на детей и единым в этом является общение. Опыт актерского влияния может пригодится социальному педагогу.

Социальный педагог должен владеть организаторскими спо­собностями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать Реабилитационную работу. Но главное — быть добрым.

Социальный педагог сталкивается с горем ребенка, горем по­тери родителей. Исследования говорят, что дети, потерявшие роди­телей в раннем детей в психическом отношении могут оказаться впоследствии в группе риска. Стрессы в раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к патологиям. Горе ребенку при­носят разводы, сам процесс их и последующее положение ребенка. Поэтому, еще раз повторяю, педагог должен быть добрым.

В одной из бесед педагог приюта, которая раньше работала в детском саду, на вопрос, чем отличается ее современная работа от прежней, ответила: «Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка и наставник. А главное —ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него не смогу сделать».

§ 3. АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

В современном обществе работа социального педагога нужна:

=> в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;

=> в школах-интернатах, детских домах, приютах;

=> в лесных школах, детских санаториях;

=> в социально-образовательных центрах;

=> реабилитационно-коррекционных центрах;

=> в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах;

=> в летних лагерях труда и отдыха.

Главным во всех этих учреждениях является работа соци­ального педагога с ребенком и семьей. Попробуем выделить ос­новное в деятельности социального педагога в любом из перечис­ленных социально-педагогических и учебно-воспитательных уч­реждений. Рассмотрим, что является общим в его работе во всех этих учреждениях.

Подчеркивая, что социальный педагог, в первую очередь, ра­ботает с личностью, ребенком или подростком, выделяю, как пер­востепенное, знание ребенка.

1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять правильное решение в оказании помощи ребенку или его перевоспитании. Необходимо знать о его здо­ровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. И только тогда, составив «карту личность» и «карту среды», педагог сможет принимать какие-то решения. Зна­ния о ребенке он получает из беседы, проведения анкетиро­вания, анализа поведения и круга его общения.

2. Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмыслить его положение, ситуацию в которой он оказался, при этом обра­щая внимание на поведение самого ребенка, а не на ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию, проявить учас­тие, наметить пути выхода из кризиса.

3. Социальному педагогу здесь необходимо проявить и педа­гогический такт, и мастерство в соблюдении меры в обще­нии с ребенком, сознательно дозировать свое воспитатель­ное воздействие на него, передозировка — это уже давление, что может помешать общению с ребенком, а значит, и зна­нию его. Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников, чтобы направить его на верный путь. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.

Страницы: 1, 2