Профессиональное мастерство социального педагога
Профессиональное мастерство социального педагога
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА
ЗАЧЁТНОЕ ЗАДАНИЕ
по основам профессионального мастерства
НА ТЕМУ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
МАСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Студентки факультета социологии и социальной
работы 51 группы
Яркиной И.В.
Преподаватель:
Хумарова Г.А.
ТАМБОВ 2001
СОДЕРЖАНИЕ
|
ГЛАВА
1. Теоретические основы профессионального
мастерства и деятельности социального педагога
|
2
|
§ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
|
2
|
§ 2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, СПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА
|
4
|
§ 3. АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
|
7
|
§ 4. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
|
9
|
§ 5.
КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ
|
10
|
ГЛАВА 2. Практическая социально-педагогическая деятельность в России и
за рубежом
|
11
|
§ 1. ГРУППОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ
РАБОТНИКОВ В США
|
11
|
§ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ В РАЗЛИЧНЫХ ЦЕНТРАХ
|
12
|
ЛИТЕРАТУРА
|
17
|
ГЛАВА 1. Теоретические основы профессионального
мастерства и деятельности социального педагога
§
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В современных условиях в работе
различных социальных структур определились основные направления социальной работы,
которой занимается и социальный педагог. Это:
=> оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы,
помощь в быту);
=» организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников,
проверка, пропаганда лучшего опыта);
=» влияние на человека.
Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и
психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный
педагог.
Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и
психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный
педагог.
Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное
воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы
общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками.
Попытаемся выделить, что же является главным в работе социального
педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога —
предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы-интерната или
группы продленного дня.
Учителю
чаще всего приходится работать с классом или группой, и в основном, его
методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с
отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то
небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.
В чем основное назначение социального педагога? Это социальная
защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи,
умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Для решения этих задач социальный
педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его
преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать
ребенка в трудную минуту — дело не легкое. Как же помочь ребенку в беде? Как
должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?
Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать выход,
найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в
его жизни можно изменить к лучшему.
Педагог связывается со специалистами, со службами социальной
защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был
профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и
учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство в
большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и
умений. Каждый учитель — это личность. Мы говорим о формировании личности
воспитанника и забываем об учителе. Личность педагога, ее влияние на
воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Л.Н.
Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший
учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет
лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни
к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он
совершенный учитель».
В существующем уставе школы определены профессиональные
обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических,
духовных, умственных и физических сил.
Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь
успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой
умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние
педагога на ребенка зависит от его личных качеств.
Интересный анализ провели ленинградские ученые супруги Т.И.
и И.Ф. Гончаровы среди выпускников школы с целью выяснить их личное мнение о
том, что является первостепенным для хорошего учителя. Одни называли «широту
ума», другие «светлый ум», «неповторимый оригинальный ум», «умудренный
жизненный опыт» и т.д. Называли, в основном качества, данные учителю природой,
то есть то, что должно быть исходными данными учительского мастерства.
Представить труд социального педагога без рассмотрения вопроса
его профессионального педагогического мастерства и педагогической техники
невозможно. Но так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы
создать общее представление, рассмотрим несколько вопросов.
Социальный педагог должен владеть профессиональными
знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику
воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка,
проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в
первую очередь, на круг его общения будет ли он совместим в группе, куда его
определяют. Социальный педагог должен уметь организовать, деятельность и
сотрудничество детей.
Существует еще понятие — педагогическая технология,
которой также должен владеть социальный педагог. Это значит владеть приемами,
умениями и навыками влиять на воспитанников.
Это умение владеть некоторыми приемами
артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами, находить
в беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и
алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. И не
просто говорить, а убедить, повлиять.
Вот
так писал о мастерстве педагога А.С. Макаренко:
«Я добивался освоения мастерства:
сначала даже не верш, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так
называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное
распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей?
И почему должен страдать ребенок попавший к неталантливому воспитателю можем
ли мы строить воспитание советского детства и юношества в расчете на талант?
Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании
воспитательного процесса, о воспитательном умении».
§ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, СПОСОБНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Что приводит начинающего педагога к мастерству?
Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять
воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической
психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается
твоя речь, как развивается речь и речевой аппарат человека, знать об
особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к поступку,
к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время
владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь сдерживать
себя.
Для всех этих умений необходимы знания психологии личности
и психологии общения.
Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование
не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще в этом
процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком
давлении учителя теряется общение, часто возникает непонимание. Школьный
педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует
делать. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ребенку. Застенчивый
он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно
оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он
помнит всю жизнь.
Ученые
сформулировали требования к процессу общения педагога и ученика. Это:
— доверительность;
— умение слушать ребенка;
— взаимопонимание как основа;
— деловой контакт;
— способность перейти от воздействия к
взаимодействию.
Важным во всем этом процессе является творчество учителя в
общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать
или провести в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность
педагогического общения, отечественные ученые разработали «Заповеди педагогу,
входящему в класс».
/. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте
их.
2. При организации педагогического
общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте
интересы ребенка.
3. Свою речь акцентуируйте на
конкретного ребенка или группу ребят.
4. Не ограничивайтесь только
собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучить ребенка,
оказывать и определенное воздействие.
5. Не стройте отношения «сверху
вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во
взаимоотношениях. И что ваш статус определяется по словам А.С. Макаренко
«прекрасной личностью».
6. Постарайтесь понять
психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с
ребенком.
7. Умейте слушать детей.
8. Стремитесь ощущать их настроение
в процессе общения с вами.
9. Не забывайте, что у детей могут
быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической
несостоятельностью.
10. Убеждая ребенка в его ошибках
старайтесь быть тактичным.
11. Чтобы избежать «тупиковых»
односложных ответов, вопрос начинайте с «почему?», «как?», «для чего?».
12. Будьте инициативны в общении.
13. Обращайте внимание в общении на
особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы..
14. Избегайте штампов в манере
вести себя с детьми (точно по плану).
15. Преодолевайте отрицательное
отношение к некоторым ребятам-
16. Только критика, без
конструктивного начала, бесполезна.
17. Чаще улыбайтесь детям.
18. Старайтесь, чтобы чаще звучали
одобрения, похвала, поощрения.
19. Дети должны знать, как вы к ним
относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.
20. Запоминайте ваше отношение с
каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение
ребенка.
21. К каждой беседе следует
готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.
22. Помните, что дети растут и
первоначальное поведение сменяется новым.
23. Возможны барьеры, возникшие
между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать
социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, между
ребятами-
Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру
и технику речи. По С.И. Ожегову, культура речи — это не
только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Это
сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа создает развитие
мысли.
Техника речи есть совокупность
приемов дыхания, речевого голоси и дикции, доведенных до автоматизма. В этом
нужно упражняться.
Представляет интерес для социального педагога элементы
театральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера,
творчеству актера. Здесь есть взаимодействие педагога и ребенка, первый
разрабатывает драматургию воздействия на детей и единым в этом является
общение. Опыт актерского влияния может пригодится социальному педагогу.
Социальный педагог должен владеть организаторскими способностями.
Уметь быстро принять решение, быстро организовать Реабилитационную работу. Но
главное — быть добрым.
Социальный педагог сталкивается с горем ребенка, горем потери
родителей. Исследования говорят, что дети, потерявшие родителей в раннем детей
в психическом отношении могут оказаться впоследствии в группе риска. Стрессы в
раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к патологиям. Горе
ребенку приносят разводы, сам процесс их и последующее положение ребенка.
Поэтому, еще раз повторяю, педагог должен быть добрым.
В одной из бесед педагог приюта, которая раньше работала в
детском саду, на вопрос, чем отличается ее современная работа от прежней,
ответила: «Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и
подружка и наставник. А главное —ребенок должен поверить мне, иначе я ничего
для него не смогу сделать».
§ 3. АКТУАЛЬНОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В современном обществе работа социального педагога нужна:
=> в школе, в классе, для работы с
детьми из неблагополучных семей;
=> в школах-интернатах, детских
домах, приютах;
=> в лесных школах, детских
санаториях;
=> в социально-образовательных
центрах;
=> реабилитационно-коррекционных
центрах;
=> в культурных центрах, центрах
досуга, молодежных клубах;
=> в летних лагерях труда и отдыха.
Главным во всех этих учреждениях является работа социального
педагога с ребенком и семьей. Попробуем выделить основное в деятельности
социального педагога в любом из перечисленных социально-педагогических
и учебно-воспитательных учреждений. Рассмотрим, что является общим в его
работе во всех этих учреждениях.
Подчеркивая, что социальный педагог, в первую очередь, работает
с личностью, ребенком или подростком, выделяю, как первостепенное, знание
ребенка.
1. Только знание ребенка
(подростка) поможет социальному педагогу принять правильное решение в
оказании помощи ребенку или его перевоспитании. Необходимо знать о его здоровье,
его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. И только тогда,
составив «карту личность» и «карту среды», педагог сможет принимать какие-то
решения. Знания о ребенке он получает из беседы, проведения анкетирования,
анализа поведения и круга его общения.
2. Дальнейший этап работы социального
педагога сводится к тому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмыслить его
положение, ситуацию в которой он оказался, при этом обращая внимание на
поведение самого ребенка, а не на ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив
ситуацию, проявить участие, наметить пути выхода из кризиса.
3. Социальному педагогу здесь
необходимо проявить и педагогический такт, и мастерство в
соблюдении меры в общении с ребенком, сознательно дозировать свое воспитательное
воздействие на него, передозировка — это уже давление, что может помешать
общению с ребенком, а значит, и знанию его. Важно не только повлиять на
ребенка (подростка), но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников,
чтобы направить его на верный путь. Проанализировав его небольшие успехи,
поставить большую цель.
Страницы: 1, 2
|