бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональная позиция педагога-воспитателя бесплатно рефераты

4.                 Развитие у педагога ценностного отношения к ребенку и оформление этого отношения в гуманистическую педагогическую позицию имеет важное значение для практики воспитания, поскольку позиция выступает здесь своеобразным регулятором воспитательной деятельности. Она не позволяет процессу воспитания как со-бытия взрослого и ребенка трансформироваться в воспитание как «инженерию человеческих душ», где активностью субъекта обладает только педагог, а ребенок выступает лишь в качестве потенции, возможности, реализация которой полностью зависит от внешнего влияния.

5.                 Изучение профессиональной позиции педагога-воспитателя имеет важное значение. Оно позволяет выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, то есть попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно).

Литература:


1.                 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. – Минск, 1990. – С. 27

2.                 Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности//Воспитание школьников. - 2004.- №5

3.                 Большой энциклопедический словарь. – М., 1981. – С. 1070

4.                 Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. – С. 76-77

5.                 Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. – М., 1985. - С. 22

6.                 Макаренко А.С. Организационное строение коллектива. //Изб. пед. соч. Т. 1. – М., 1981. – С. 210

7.                 Психологический словарь. – М., 1981. - С. 702

8.                 Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – С. 174

9.                 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.,1974. С. 22

10.            Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского. М.: 2003, с.74

Приложение 1

 

Методика проведения диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя


Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа – №1 и №2. Главное при этом – соблюсти интервал между предъявлением этих листов. Он должен составлять не менее одного дня! Это делается для того, чтобы снизить возможную конформность ответов, нейтрализовать возможные попытки «угадать» «правильный» ответ.

Опросный лист №1

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.


Действия

педагога-воспитателя

Считаю необхо-димым

Считаю

важным

Считаю

необяза-

тельным

Считаю

ненужным

1.Равноправное общение с детьми





2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку





3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка





4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков





5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков





6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов





7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей





8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности





9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка





10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива





11. Активизация воспитательного потенциала урока





12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления





13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами





14. Поддержка процесса самопознания ребенка





15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка





16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога





17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам





18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности





19. Забота о своем физическом и психическом здоровье





20. Расширение и углубление

своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания





21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности





22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах





23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения





24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении





24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег





25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе





26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем





27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом





28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам





29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье





30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка





31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка





32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями





33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников





34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.





35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации






Опросный лист №2

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.


Действия

педагога-воспитателя

Делаю постоянно

Делаю

часто

Делаю

изредка

Не

делаю

1. Равноправное общение с детьми





2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку





3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка





4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков





5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков





6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов





7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей





8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности





9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка





10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива





11. Активизация воспитательного потенциала урока





12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления





13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами





14. Поддержка процесса самопознания ребенка





15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка





16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога





17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам





18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности





19. Забота о своем физическом и психическом здоровье





20. Расширение и углубление

своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания





21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности





22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах





23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения





24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении





24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег





25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе





26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем





27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом





28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам





29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье





30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка





31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка





32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями





33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников





34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.





35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации






Обработка результатов

Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».

Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой –больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Интерпретация результатов

Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.

Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя.

Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.

Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности рассмотреть особенности позиции педагога по субъектностям:

1) педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность (утверждения с 1 по 16);

2) педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя (утверждения с 17 по 22);

3) педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей (утверждения с 23 по 28);

4) педагог как субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала (утверждения с 29 по 35).

С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из субъектностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста.


Страницы: 1, 2, 3, 4


 © 2010 Все права защищены.