|
Меню
|
|
Профессиональная позиция педагога-воспитателя
4.
Развитие у педагога ценностного отношения к ребенку и
оформление этого отношения в гуманистическую педагогическую позицию имеет
важное значение для практики воспитания, поскольку позиция выступает здесь
своеобразным регулятором воспитательной деятельности. Она не позволяет процессу
воспитания как со-бытия взрослого и ребенка трансформироваться в воспитание как
«инженерию человеческих душ», где активностью субъекта обладает только педагог,
а ребенок выступает лишь в качестве потенции, возможности, реализация которой
полностью зависит от внешнего влияния.
5.
Изучение профессиональной позиции
педагога-воспитателя имеет важное значение. Оно позволяет выяснить: является ли
воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь
выполняет возложенную на него кем-то обязанность, то есть попросту отбывает
повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или
такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально,
равнодушно).
Литература:
1.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической
профессии. – Минск, 1990. – С. 27
2.
Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной
деятельности//Воспитание школьников. - 2004.- №5
3.
Большой энциклопедический словарь. – М., 1981. – С. 1070
4.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии
/Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. – С. 76-77
5.
Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. – М.,
1985. - С. 22
6.
Макаренко А.С. Организационное строение коллектива. //Изб. пед.
соч. Т. 1. – М., 1981. – С. 210
7.
Психологический словарь. – М., 1981. - С. 702
8.
Рогов
Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. –
С. 174
9.
Сухомлинский
В.А. Сердце отдаю детям. М.,1974. С. 22
10.
Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и
мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой,
В.М.Лизинского. М.: 2003, с.74
Приложение 1
Методика проведения диагностики профессиональной позиции педагога
как воспитателя
Педагогу
(группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных
листа – №1 и №2. Главное при этом – соблюсти интервал между предъявлением этих
листов. Он должен составлять не менее одного дня! Это делается для того, чтобы
снизить возможную конформность ответов, нейтрализовать возможные попытки
«угадать» «правильный» ответ.
Опросный
лист №1
Уважаемый
коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя.
Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых
вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной
из колонок напротив каждого утверждения.
|
Действия
педагога-воспитателя
|
Считаю
необхо-димым
|
Считаю
важным
|
Считаю
необяза-
тельным
|
Считаю
ненужным
|
1.Равноправное
общение с детьми
|
|
|
|
|
2. Проявление
эмпатии по отношению к ребенку
|
|
|
|
|
3. Проявление
непременного доверия к возможностям и способностям ребенка
|
|
|
|
|
4. Принятие
ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков
|
|
|
|
|
5. Оценивание не
личности ребенка, а его поступков
|
|
|
|
|
6. Открытое
предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов
|
|
|
|
|
7. Сотрудничество
с детьми в достижении общих целей
|
|
|
|
|
8. Создание
воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности
|
|
|
|
|
9. Создание ситуации
успеха для каждого ребенка
|
|
|
|
|
10. Организация
конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива
|
|
|
|
|
11. Активизация
воспитательного потенциала урока
|
|
|
|
|
12. Поддержка
школьников как субъектов самоуправления
|
|
|
|
|
13. Отказ от
вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами
|
|
|
|
|
14. Поддержка
процесса самопознания ребенка
|
|
|
|
|
15. Предоставление
реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка
|
|
|
|
|
16. Принятие
воспитывающего влияния детей на педагога
|
|
|
|
|
17. Честное,
самокритичное отношение к своим успехам и неудачам
|
|
|
|
|
18. Забота о своем
личностном росте, развитии духовности
|
|
|
|
|
19. Забота о своем
физическом и психическом здоровье
|
|
|
|
|
20. Расширение и
углубление
своих
профессиональных знаний и умений в сфере воспитания
|
|
|
|
|
21. Постоянный
самоанализ своей воспитательной деятельности
|
|
|
|
|
22.
Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных
субкультурах
|
|
|
|
|
23. Осмысление
своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного
учреждения
|
|
|
|
|
24. Деятельное
участие в педагогическом самоуправлении
|
|
|
|
|
24. Проявление
интереса к профессиональной деятельности коллег
|
|
|
|
|
25. Обеспечение
нравственной атмосферы в педагогическом коллективе
|
|
|
|
|
26. Открытое
обсуждение с коллегами профессиональных проблем
|
|
|
|
|
27. Предоставление
возможности другим педагогам знакомиться с его опытом
|
|
|
|
|
28. Помощь молодым
педагогам, учителям-новичкам
|
|
|
|
|
29. Проявление
интереса к жизни ребенка в семье
|
|
|
|
|
30. Проявление
постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка
|
|
|
|
|
31. Поддержка
положительной направленности семейного воспитания ребенка
|
|
|
|
|
32. Защита прав и
интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями
|
|
|
|
|
33. Повышение
педагогической культуры родителей своих воспитанников
|
|
|
|
|
34. Взаимодействие
в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами,
медицинскими работниками и пр.
|
|
|
|
|
35. Защита и
поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации
|
|
|
|
|
Опросный
лист №2
Уважаемый
коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя.
Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х
предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и
т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
|
Действия
педагога-воспитателя
|
Делаю постоянно
|
Делаю
часто
|
Делаю
изредка
|
Не
делаю
|
1. Равноправное
общение с детьми
|
|
|
|
|
2. Проявление
эмпатии по отношению к ребенку
|
|
|
|
|
3. Проявление
непременного доверия к возможностям и способностям ребенка
|
|
|
|
|
4. Принятие
ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков
|
|
|
|
|
5. Оценивание не
личности ребенка, а его поступков
|
|
|
|
|
6. Открытое
предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов
|
|
|
|
|
7. Сотрудничество
с детьми в достижении общих целей
|
|
|
|
|
8. Создание
воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности
|
|
|
|
|
9. Создание
ситуации успеха для каждого ребенка
|
|
|
|
|
10. Организация
конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива
|
|
|
|
|
11. Активизация
воспитательного потенциала урока
|
|
|
|
|
12. Поддержка
школьников как субъектов самоуправления
|
|
|
|
|
13. Отказ от
вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами
|
|
|
|
|
14. Поддержка
процесса самопознания ребенка
|
|
|
|
|
15. Предоставление
реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка
|
|
|
|
|
16. Принятие
воспитывающего влияния детей на педагога
|
|
|
|
|
17. Честное,
самокритичное отношение к своим успехам и неудачам
|
|
|
|
|
18. Забота о своем
личностном росте, развитии духовности
|
|
|
|
|
19. Забота о своем
физическом и психическом здоровье
|
|
|
|
|
20. Расширение и
углубление
своих
профессиональных знаний и умений в сфере воспитания
|
|
|
|
|
21. Постоянный
самоанализ своей воспитательной деятельности
|
|
|
|
|
22.
Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных
субкультурах
|
|
|
|
|
23. Осмысление
своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного
учреждения
|
|
|
|
|
24. Деятельное
участие в педагогическом самоуправлении
|
|
|
|
|
24. Проявление
интереса к профессиональной деятельности коллег
|
|
|
|
|
25. Обеспечение
нравственной атмосферы в педагогическом коллективе
|
|
|
|
|
26. Открытое
обсуждение с коллегами профессиональных проблем
|
|
|
|
|
27. Предоставление
возможности другим педагогам знакомиться с его опытом
|
|
|
|
|
28. Помощь молодым
педагогам, учителям-новичкам
|
|
|
|
|
29. Проявление
интереса к жизни ребенка в семье
|
|
|
|
|
30. Проявление
постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка
|
|
|
|
|
31. Поддержка
положительной направленности семейного воспитания ребенка
|
|
|
|
|
32. Защита прав и
интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями
|
|
|
|
|
33. Повышение
педагогической культуры родителей своих воспитанников
|
|
|
|
|
34. Взаимодействие
в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами,
медицинскими работниками и пр.
|
|
|
|
|
35. Защита и
поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации
|
|
|
|
|
Обработка
результатов
Два
опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и
деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет
«сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».
Подсчет
результатов осуществляется следующим образом. Лист №1 «накладывается» на лист
№2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой
колонке – первой, второй, третьей или четвертой –больше всего совпадений.
«Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции
педагога как воспитателя.
Интерпретация
результатов
Если
больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю
постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.
Если
больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю часто»), то
перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.
Если
больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» – «делаю
изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция
воспитателя.
Наконец,
если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то
перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя.
Если
результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на
индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и
тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные
действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли
он «пыль в глаза» или действительно является профессионалом высочайшего класса
в деле воспитания.
Также
на основе данного теста можно проводить более детальный анализ профессиональной
позиции педагога как воспитателя, в частности рассмотреть особенности позиции
педагога по субъектностям:
1)
педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность
(утверждения с 1 по 16);
2)
педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития как
воспитателя (утверждения с 17 по 22);
3)
педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива как
коллектива воспитателей (утверждения с 23 по 28);
4)
педагог как субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными
общностями и институтами, стимулирующий проявление их воспитательного
потенциала (утверждения с 29 по 35).
С
помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из
субъектностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает
наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его
профессионального и личностного роста.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|