Профессиональная позиция педагога-воспитателя
Профессиональная позиция педагога-воспитателя
Содержание:
Введение
Глава
1. Профессиональное становление современного педагога-воспитателя
1.1. Профессиональный статус
педагога-воспитателя
1.2. Особенности педагогической профессии
1.3. Профессиональный идеал
педагога-воспитателя
1.4. Формирование «Я – концепции»
воспитателя
Глава 2. Сущность
профессиональной позиции педагога-воспитателя
2.1.
Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей
профессии
2.2.
Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
2.3.
Зависимость становления педагогической позиции воспитателя от уровня развития
педагогических способностей
Глава
3. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
3.1.
Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности
педагога-воспитателя
3.2.
Диагностика
профессиональной позиции педагога как воспитателя
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Задача
воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной для человеческого
общества в любую историческую эпоху. Современная образовательная практика, к
сожалению, не уделяет достаточного внимания организации воспитательного процесса.
Воспитание
личности ребенка воспринимается многими как процесс сам собой разумеющийся, и
специально его организовывать не нужно. Но, обострение проблем социализации
детей, их самоопределения в жизни заставляют педагогов по-новому взглянуть на
организацию воспитательного процесса в широкой образовательной практике. Это, в
свою очередь, требует хорошей профессиональной подготовки воспитателей,
понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности, определения
своей педагогической позиции в деятельности. Этим объясняется актуальность
избранной темы.
Цель
исследования:
изучить особенности профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Исходя
из цели исследования, сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать труды
психологов, известных педагогов по проблеме исследования профессиональной
позиции педагога-воспитателя.
2. Изучить особенности
становления педагога-воспитателя и сущность его профессиональной педагогической
позиции.
3. Раскрыть методику подготовки
самоанализа профессиональной педагогической позиции и проведения диагностики
профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Для
решения поставленных задач были использованы следующие методы:
-
изучение
теоретических и прикладных исследований в области психологии, педагогики;
-
систематизация и обобщение результатов рассмотренных исследований.
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Введение отражает
актуальность темы работы, цель, задачи исследования.
В
первой главе рассматривается профессиональный статус педагога-воспитателя, пути
и способы его становления как профессионала.
Во
второй главе уделяется внимание характеристике педагогической позиции
воспитателя, рассматриваются типичные ролевые позиции педагога-воспитателя, его
педагогические способности.
В
третьей главе даны рекомендации для подготовки самоанализа и
проведения диагностики профессиональной педагогической позиции педагога как
воспитателя.
В
заключении приведены основные выводы по исследуемой проблеме.
В
библиографии указана педагогическая литература, а также статьи и монографии,
посвященные исследованию проблемы профессиональной позиции
педагога-воспитателя.
Глава 1. Профессиональное становление современного
педагога-воспитателя
1.1.
Профессиональный статус педагога-воспитателя
В современном цивилизованном обществе педагог является
фигурой, требующей особого внимания. Если на месте педагога недостаточно
профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети.
Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от
общества создания таких условий, чтобы среди педагогов и воспитателей
оказывались люди, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с
детьми.
Воспитатель – это,
прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и
профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В
реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью
провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия
включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных
компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде
частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и
интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов
научной и художественной литературы, фольклора, и д.т. поэтому необходимо
обратиться к самому термину «профессия», чтобы получить четкое представление о
данном виде деятельности.
Профессия – род трудовой
активности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и
практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта
работы. [3, с.1070]
Можно
выделить четыре значения термина «профессия»:
1.
Область приложения сил человека или область, в которой
человек осуществляет свои функции как субъект труда.
2.
Общность людей, занятых определенного рода трудовыми
функциями.
3.
Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация),
присущая человеку, благодаря которой он оказывается в состоянии выполнять
определенного рода трудовые функции.
4.
Деятельность, работа профессионала, то есть сам процесс
реализации трудовых и, притом, профессионально выполняемых функций. [8, с.168]
Профессия
– это объективно необходимый, особый вид деятельности, связанный с реальной
действительностью. Она обладает собственной целью, имеет собственный продукт,
нормы и средства, которые детерминированы особой социальной функцией и
технологией той среды общественной жизни, которую данная деятельность
обслуживает. Профессию не следует путать со специальностью, которая закрепляется в квалификационных
документах и определяется через предмет деятельности. Специальность может быть
узкой или широкой, но в любом случае, она связана с ареалом знаний о некотором
фрагменте объективной реальности. Поэтому следует различать: педагог – это
профессия, а филолог – может быть специальностью в рамках этой профессии. В
рамках одной специальности могут существовать самостоятельные профессии.
Наряду
с термином «профессия» часто встречается термин «профессионализм», вызывающий
много споров и разногласий. Данное понятие можно раскрыть согласно
разработанной концепции профессионального развития личности.
Профессионализм – это
совокупность психологических, психических и личностных изменений, происходящих
в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности,
обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных
профессиональных задач в новых условиях. [7, с.674]
Формирование
профессионализма идет по трем основным направлениям:
1)
изменение всей системы деятельности, её функций и иерархического строения. В
ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по
ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система
способов выполнения деятельности, то есть формируется личностный стиль
деятельности;
2)
изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторика
речи, эмоциональность, формы общения), так и в формировании элементов
профессионального сознания (профессионального внимания, памяти, мышления и
т.д.), что в более широком плане может рассматриваться как становление
профессионального мировоззрения;
3)
изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту
деятельности, что проявляется в различных сферах:
-
в когнитивной сфере – в уровне информированности об объекте, степени осознания
его значимости;
-
в эмоциональной сфере – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с
ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности;
-
в практической сфере – в осознании своих реальных возможностей влияния на
объект, в результате – установка субъекта воздействовать на объект заменяется
на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении
профессиональной культуры. [8, с.179]
Профессионализм имеет широкий
спектр проявлений, начиная от дилетантства (поверхностные профессиональные
знания) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов. Если
человек не может отойти от стереотипов в соответствии с изменяющимися
условиями, то профессионализм перерастает в профессиональную деформацию
личности. Выделенные факторы являются ведущими в процессе становления личности
профессионала, они применимы к любой профессии. Есть и другие факторы, которые
зависят от ведущих.
Каждый их факторов может быть неравномерно выражен у
профессионала. Слияние отдельных личностных качеств в результате
профессиональной деятельности определяет основные направления профессиональной
специализации, например: педагог-предметник, педагог-методист и т.д.
1.2. Особенности педагогической профессии
Педагогическую
профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу
мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное
отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и
к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей
деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять
процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития,
формирования её духовного мира.
Основное
содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не
просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической
профессии ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других
людей на их достижение.
Своеобразие
этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический,
коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой
профессии.
Гуманистический характер. За
педагогической профессией закрепились две социальных функции – адаптивная и
гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с
приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации.
Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой
индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно
было наблюдать во все времена и у многих народов. В.А.Сухомлинский отмечал, что
как бы не называли наш век, «...мир вступает в век Человека. Больше чем, когда
бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека».
[9, с.22]
Коллективный характер. В педагогической
профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное
преобразование субъекта деятельности – воспитанника. С осознанием закономерного
усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в
обиход понятие «совокупного субъекта» педагогической деятельности. Под ним в
широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого
образовательного учреждения, а в более узком – круг тех педагогов, которые
имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.
А.С.Макаренко справедливо подчеркивал: «Должен быть коллектив воспитателей, и
там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого
плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может
быть никакого воспитательного процесса». [6, с.210]
Творческая природа труда учителя. Содержание
и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его
творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности
педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения
поставленных целей. Творческий потенциал личности педагога формируется на
основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных
знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять
оригинальные решения, новаторские формы и методы и, тем самым, совершенствовать
исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического
творчества определяется структурой основных компонентов педагогической
деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование,
организацию, реализацию и анализ результатов. [5, с.53]
В
современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс
решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творческую личность
отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её
креативность.
Креативность – способность,
отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности,
применять нестандартные решения. [7, с.362]
И.С.Громов
и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность,
фантазия, активность, концентрированность, честность, чувствительность.
Педагогу-творцу
присущи также инициативность, самостоятельность, способность к преодолению
инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая
потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая
профессиональная память. [8, с.64]
Профессиональная группа специальностей – это
совокупность специальностей, объединённых по наиболее устойчивому виду
социально полезной деятельности, отличающиеся характером своего конечного
продукта, специфическими предметами и средствами труда.
Педагогическая специальность – вид
деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся
совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования
и обеспечивающих постановку и решение определённого класса
профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой
квалификацией. Можно выделить ряд педагогических специальностей:
учитель-предметник, социальный педагог, педагог дополнительного образования,
воспитатель и другие.
Педагогическая специализация –
определённый вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она
связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.
Педагогическая квалификация – уровень и вид
профессиональной педагогической подготовленности, характеризующей возможности
специалиста в решении определенного класса задач. [5, с.72]
Педагогические
специальности объединены в профессиональную группу «Образование». Основанием дифференциации
специальностей является:
а)
предметные области знаний (литература, химия, математика и т.д.);
б)
возрастные периоды развития личности (дошкольник, младший школьник, подросток и
т.д.);
в)
особенности развития личности, связанные с психофизиологическими и социальными
факторами (нарушение слуха, зрения, умственного развития, дивиантное
поведение).
Как
мы видим, воспитатель – это не отдельная профессия. «Воспитатель» может быть и
специальностью, и специализацией. Специализация внутри педагогической профессии
привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям
воспитательной работы (трудовое, эстетическое, правовое и т.д.), что позволяет
эффективнее использовать интеграцию в деятельности различных учителей.
1.3. Профессиональный идеал педагога-воспитателя
Развитие
личности человека во многом зависит от того, как формируется его самооценка.
Психологи отмечают два основных приема формирования самооценки. Первый состоит
в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй,
более распространённый, заключается в социальном сравнении, сопоставлении
мнений о себе окружающих. Но, притязания могут быть не высоки, поэтому
самооценка может сформироваться не адекватная.
Не
всегда удовлетворяет творчески работающего воспитателя сравнение своих
результатов с результатами своих коллег. Основным способом формирования
самооценки воспитателя является соизмерение своих результатов с «идеалом
личности и деятельности воспитателя». Формирование своего профессионального идеала
должно начинаться ещё во время обучения в вузе. Самый простой способ
формирования профессионального идеала – чтение специальной литературы,
знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. С
течением времени идеал может меняться, это может быть не только конкретная
личность, но чаще всего это собирательный образ, в котором переплетаются лучшие
качества нескольких педагогов. Правильно сформированный идеал
педагога-воспитателя – условие эффективного его самовоспитания. [8, с.76]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|